12 (23) декабря 2024 года исполнилось 225 лет со дня рождения Карла Павловича Брюллова (1799–1852), художника всеевропейской славы и мировой известности, которого еще при жизни современники удостоили «великий Карл». Он был профессионалом высочайшего уровня, обладавшим оригинальностью мышления, широкой образованностью, независимостью суждений и поступков, царственным равнодушием к материальным благам, наградам и почестям. Он, единственный из современников и ближайших потомков, создал неповторимую индивидуальную манеру, свой творческий метод.
Художник родился в семье скульптора Павла Брюлло французского происхождения. Отец с ранних лет обучал сыновей рисованию, так что Карл и его старший брат Александр (известный русский архитектор) без труда поступили в Императорскую академию художеств. Уже во время обучения Карл проявлял талант, а за выпускную работу получил большую золотую медаль.
Перед положенной медалистам заграничной поездкой фамилия братьев была русифицирована.
Итальянский период в его творчестве длился 12 лет: с 1822 по 1835 годы.
В Италии было написано главное и наиболее широко известное произведение Брюллова — грандиозное полотно «Последний день Помпеи» (1833). Вскоре после завершения монументального полотна, которое произвело фурор император Николай I позвал автора на родину.
В 1836 году Брюллов поселился в Санкт-Петербурге и стал преподавать в Академии художеств.
Брюллов не был «мастером одной картины». Он — автор множества портретов, исторических и религиозных композиции, но родной стихией Брюллова как живописца был все же портрет. Многие выдающиеся его работы в этом жанре не были заказными. Они были созданы в порыве вдохновения, вызванном особой симпатией живописца к модели.
На выставке широко представлена эта часть наследия великого художника: в том числе — парадные, полупарадные, камерные изображения. В парадных портретах используются разнообразные художественные приемы, но всегда присутствует остро индивидуальная интонация, сочетание романтической приподнятости, тонкого лиризма и особенное, личностное отношение к модели. Эти абсолютно феноменальные качества Брюллова-живописца раскрыты в экспозиции.
В 1830–1840-х годах Брюллов много работал над религиозными темами. Ценнейшим разделом художественного наследия «великого Карла» остаются эскизы и наброски разной степени законченности для московского храма Христа Спасителя и для Исаакиевского собора.
В 1848 году Брюллов занимался росписью купола Исаакиевского собора. Тяжелая работа в сыром и холодном помещении подорвала и без того слабое здоровье мастера.
Весной 1849 года Брюллов покинул Петербург, отправившись за рубеж «для отдыха и лечения». Вернуться из этой поездки ему уже не довелось: умер Карл Павлович в 1852 году недалеко от Рима.
Последним петербургским творением великого живописца стал поздний «Автопортрет» (1848), который справедливо сочли прощальным откровением национального гения.
На торжественной юбилейной выставке представлены еще несколько произведений «великого Карла» из петербургских и московских частных собраний, ставшие сенсацией для зрителей и науки о Брюллове.
На юбилейной выставке «Великий Карл», организованной совместно Русским музеем и Третьяковской галереей собрано около двухсот полотен кисти мастера и свыше ста самых выразительных акварелей и рисунков, демонстрирующих блистательный художественный вкус.
Замечательные произведения мастера заимствованы из разных музеев страны, за что Русский музей благодарит партнеров. Юбилейная выставка Карла Павловича Брюллова - одно из главных событий в художественной жизни Санкт-Петербурга, да и всей России.
Отдельное внимание перетягивают на себя рамы, порой они также являются произведениями искусства. Но чтобы сделать более-менее не бликующее фото картин, иногда мне приходилось ими жертвовать. И я не буду прописывать принадлежность к определенным фондам тех картин, владельцем которых является Государственный Русский музей.
Страцца Джовани, гипс, 1852г.
Портрет исполнен вскоре после смерти художника. Мраморный вариант хранится в Государственном музее А.С. Пушкина.
1. Портрет Марии Альдарионовны Кикиной, 1822г. 2. Портрет Александра Николаевича Рамазанова, артиста Императорских Петербургских театров, 1822г. 3. Портрет княгини Екатерины Петровны Гагариной, с сыновьями Евгением, Львом и Феофилом, 1824г. Княгиня - супруга известного дипломата князя В.И Гагарина, русского посланника в Риме. 4. Портрет Александра Павловича Брюллова, 1820г. Старший брат художника, архитектор, художник-портретист.
Портрет А. Н. Львова. 1824 Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Александр Николаевич Львов (1786-1849) - сын знаменитого архитектора и просветителя Николая Александровича Львова. Участник Отечественной войны 1812 года. В 1831 за «ревностное исполнение возложенных обязанностей по борьбе с холерой» пожалован званием камергера. Во время путешествия по Италии коротко сошелся с братьями Брюлловыми.
Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград). 1827 г. Холст, масло
Картина была заказана императором Николаем I. Картина вошла в коллекцию Александры Федоровны и находилась в ее личных покоях в Зимнем дворце. «Итальянский полдень» – жанровая картинка, отражающая сценку из повседневности исполнена Брюлловым в период пребывания в Италии. Такие работы отличались красочностью, интересом к подробностям быта местных жителей. Яркие краски, нагретая на солнце пышная растительность, веселые пышнотелые итальянки – художника захватили совершенно незнакомые впечатления. Попытка передать атмосферу Италии стала для него новым художественным опытом. Увидев крестьянку, собирающую в саду виноград, Брюллов был зачарован красотой этой сцены. Сочные светящиеся изнутри ягоды, сияние глаз молодой женщины, игра бликов и теней – все сплелось у Брюллова в картину неиссякаемой полноты бытия.
Портрет аббата (Портрет аббата Мартена де Нуарльё). 1830-е Холст, масло Частное собрание
Аббат Мартен де Нуарльё (1792-1870) - религиозный деятель, проповедник и писатель. Был хорошо известен в светских кругах, стал духовником многих новообращенных католиков. Портрет иконографически близок несомненным изображениям аббата Мартена де Нуарлье, знакомство К.П. Брюллова с которым могло состояться в Риме в 1830 - 1833 годах.
Автопортрет, холст, масло. 1830 г.
А далее постепенно, медленно приближаемся к поистине шедевру Великого Брюллова. Сюжетом для полотна послужило разрушение древнеримского города Помпеи при извержении вулкана Везувий в 79 году нашей эры. В основу замысла монументального полотна К.П. Брюллова «Последний день Помпеи» лег трагический эпизод из истории Древнего Рима. В результате мощного катаклизма погибли тысячи жителей. Были разрушены несколько селений и три города, в том числе Помпеи.
Последний день Помпеи. 1833г. Холст, масло
Работа над картиной заняла около шести лет. К первому этапу относится подготовительная фаза, включавшая в себя создание набросков и эскизов (1827–1830), а ко второму (1830–1833) – создание многофигурного полотна. Источниками для сюжетной линии послужили письма очевидца катастрофы, древнеримского историка Плиния Младшего Тацита. Большую роль сыграли и натурные впечатления самого Брюллова: в 1827 году он несколько раз посещал археологические раскопки погибшего города, внимательно изучая материал. Предметы домашнего обихода и женские украшения были скопированы с экспонатов, находящихся в Неаполитанском музее. Как само полотно, так и подготовительные работы к нему отличаются большой силой эмоционального воздействия. Не удивительно, что произведение поразило современников и практически сразу после завершения справедливо стало восприниматься как национальное достояние страны.
Поражает полотно и наших современников, тех, кто знает о нем с детства и тех, кто видит его впервые.
Эскизы картины "Последний день Помпеи"
Нашествие Гензериха на Рим. 1835-1836 Холст, масло Государственная Третьяковская галерея
Германское племя вандалов под предводительством Гензериха было призвано в Рим императрицей Евдоксией, решившей таким образом отомстить убийцам своего мужа. В итоге вонны не только покарали преступников, но подвергли город полному уничтожению и разорешню. Евдоксию вместе с дочерьми Гензерих вывез в Африку, на северном берегу которой располагались подвластные ему земли. Картина была задумана художником еще в Италин, но к исполнению он приступил уже в Москве по возвращении на Родину. Брюлловым запечатлен момент похищения императрицы.
Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини.1842г. Холст, масло
Графиня Юлия Павловна Самойлова (урожд. Скавронская; 1803-1875) - последняя из рода Скавронских. Знакомство Самойловой с Брюлловым произошло в Италии в 1820-х гг. Заботилась о дочери композитора Джованни Пачини Амацилии, которую удочерила, а ее сестру, Джованину, сделала своей воспитанницей.
Обстановка в залах спокойная, без суеты, народ ходит от полотна к полотну, стараясь не нарушать общего единения и преклонения перед талантам великого живописца. Многие останавливаются, любуются полотнами издали, отходят к другим картинам, замирают, но часто возвращаются и любуются каждым шедевром вновь.
Портрет сестер Шишмаревых. 1839 г. Холст, масло
Изображены Александра Афанасьевна (1820-1893) в первом браке Чернышева, во втором - Дурасова, и Ольга Афанасьевна, в замужестве Олсуфьева (1821-1868), дочери известного петербургского театрала и садовода-любителя А. Ф. Шишмарева и А. С. Шишмаревой (урожд. Яковлевой), происходившей из богатой купеческой семьи.
Лошадь, 1839г.
Картина является подготовительным этюдом для парадного портрета сестер Шишмаревых.
Портрет великой княгини Елены Павловны. 1829г. Холст, масло Государственная Третьяковская галерея
Великая княгиня Елена Павловна (урожд. Фредерика Шарлотта Мария принцесса Вюртембергская; 1806-1873) - с 1824 супруга великого князя Михаила Павловича (1798-1849), четвёртого сына Павла I и Марии Фёдоровны, самый младший ребёнок, единственный из сыновей Павла I родившийся в период его правления. Елена Павловна- основоположница Русского музыкального общества, покровительница Медико-хирургической академии. Портрет был начат Брюлловым в 1829 г., во время пребывания великой княгини в Риме.
Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией. 1830г. Холст, масло
И вновь очаровательная великая княгиня Елена Павловна, но теперь уже с малышкой дочерью. Тот же ракурс головы, та же прическа, только бусы другие.
Портрет автора и баронессы Е. Н. Меллер-Закомельской с дочерью Марией в лодке. Начат около 1830 - завершен между 1845 и 1849г. Холст, масло
Екатерина Николаевна Меллер-Закомельская урожденная Шиловская; 1798 – 1861г.г.) - жена надворного советника барона Е. П. Меллер-Закомельского, помещика Харьковской губернии, и Мария Меллер-Закомельская (1828-1855).
Портрет светлейшей княгини Е. П. Салтыковой. 1841г. Холст, масло
Светлейшая княгиня Елизавета Павловна Салтыкова (урожденная графиня Строганова; 1802-1863) - дочь генерал-адъютанта графа П. А. Строганова (1774-1817) и его жены С. В. Строгановой (урожденной Голицыной; 1775-1845).
Фрагмент рамы.
Портрет В.А. Перовского. 1837г. Холст, масло Государственная Третьяковская галерея
Перовский Василий Алексеевич (1795-1857) - внебрачный сын ( один из девяти внебрачных детей) графа Алексея Кирилловича Разумовского, государственный и военный деятель, генерал от кавалерии и генерал-адьютант. Знатный вельможа дал сыну свое отчество, а фамилия происходила от названия имения Перово, где и родился мальчик. В 1839-1840 годах Перовский руководил походом русской армии в Хивинское ханство, 1833-1842 – был губернатором Оренбурга, командиром Отдельного оренбургского корпуса. Жил в Италии с 1822 по 1824 г., где и познакомился с Брюлловым.
Портрет графа А.А. Перовского, 1836г.
Граф Алексей Алексеевич Перовский, брат Василия Алексеевича Перовского, известный русский писатель, создававший свои произведения под псевдонимом Антоний Погорельский. Кто не знает его книгу "Черная курица или Подземные жители"?
1. Тарантелла, 1830 г. 2. У Богородицкого дуба, 1835 г.
Портрет М.А. Бек с дочерью. 1840г. Холст, масло Государственная Третьяковская галерея
Мария Аркадьевна Бек (1819-1889) - дочь сенатора А. А. Столыпина и графини В. Н. Мордвиновой; двоюродная тетка М. Ю. Лермонтова. Была замужем за камер-юнкером И. А. Беком (с 1837); вторым браком - за П. П. Вяземским (с 1848). На портрете представлена со старшей дочерью - Марией Ивановной Бек (1839 - 1866)
"Всадница", 1832 г. Государственная Третьяковская галерея
«Всадница» -одна из самых впечатляющих живописных работ Карла Брюллова. Картина в Милане по заказу графини Ю.П. Самойловой, которая покровительствовала юному художнику и была его музой. Брюллов с воодушевлением запечатлел на холсте ее юных воспитанниц, родственниц итальянского композитора Дж. Пачини – старшую, верхом на лошади, Джованнину и младшую Амацилию.
Фрагмент картины.
Фрагмент картины.
При разработке сюжета художник отдал предпочтение мотивам прогулки и верховой езды, он отразил в портрете яркие стороны жизни и времяпрепровождения представителей аристократического круга, к которому принадлежали девочки, и сделал полотно более эффектным. Верхом очаровательная амазонка подъезжает к открытой террасе богатой итальянской виллы. Обворожительный облик и ловкость кокетливой всадницы вызывает искреннее восхищение миловидной Амацилии. Она выбежала на крыльцо, поднялась на ограждение и с восторгом смотрит на сестру. Картина стала первой зрелой успешной работой начинающего художника.
Портрет графа А. К. Толстого в юности. 1836г. Холст, масло
Граф Алексей Константинович Толстой (1817-1875) - егермейстер, известный поэт, прозаик, драматург, член-корреспондент Российской Академии наук (1873). В печати дебютировал в 1841. С 1854 совместно с братьями Жемчужниковыми писал пародийно-сатирические произведения под псевдонимом Козьма Прутков.
Смерть Инессы де Кастро. 1834г. Холст, масло
Сюжет из португальской истории и поэмы Л. В. Камоэнса «Лузиады» (1550). Инесс де Кастро (1325-1355) - морганатическая супруга португальского инфанта дона Педру, была убита с согласия короля Альфонсу IV его придворными Альваро Гонзальвесом, Педро Козльо и Лоне Пахеко, Рама отреставрирована при содействии ОЛО «Ростсельмаш» и лично супругов Татьяны и Дмитрия Удрас.
Особое место среди блистательных портретов принадлежит изображениям детей, которые пленяют своей проникновенностью и не свойственной юным моделям изысканностью в манерах поведения. Брюллов запечатлел сестер Волконских на природе, на террасе дворца, на фоне раскидистой кроны дерева с крупными резными листьями. Благодатная атмосфера теплого и солнечного летнего дня делает портрет ярким и торжественным.
Портрет детей Волконских с арапом. 1843г. Холст, масло Государственная Третьяковская галерея
Стоящая Елизавета уверенно позирует художнику, ухватившись за ажурную кованую ограду. Малолетняя Софья еще не умеет ходить. Она сидит на пятнистой шкуре леопарда и с трудом удерживает равновесие, обнимая собаку. Динамичное животное старается уделить внимание обеим девочкам и объединяет их хрупкие фигурки. За благополучием юных моделей следит чернокожий слуга в восточном костюме. Композиция картины насыщена броскими и экзотическими деталями. Юные особы облачены в роскошные наряды, по крою повторяющие одежду придворных дам.
Портрет графини О. И. Орловой-Давыдовой с дочерью Н. В. Орловой-Давыдовой. 1834 Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Ольга Ивановна Орлова-Давыдова (урожденная княжна Барятинская, 1814-1876) - жена В. П. Давыдова, с 1856 принявшего титул графа Орлова-Давыдова. Их дочь, Наталья Владимировна (1833-1893) - в замужестве княгиня Долгорукова.
Портрет княгини М. П. Волконской. Не позднее 1842 Холст, масло
Светлейшая княгиня Мария Петровна Волконская (урожд. Кикина; 1816-1854) - дочь любителя искусств, мецената, одного из основателей ОПХ П. А. Кикина и М. А. Торсуковой. Жена светлейшего князя гофмейстера Д. П. Волконского (1805-1859).
Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году. 1839-1843. Холст, масло. Неоконченная картина. Государственная Третьяковская галерея
Изображен эпизод обороны Пскова во время Ливонской войны (1558-1583). Монументальное произведение на русскую тему от автора «Последнего дня Помпеи» пожелал иметь Николай I. Замысел картины у Брюллова возник при чтении трудов писателя Н.М. Карамзина. Понимая важность исторической достоверности всех деталей, в процессе работы Брюллов собрал большой фактический материал. Летом 1836 года живописец посетил Псков и осмотрел развалины крепостной стены, где проходила ожесточенная битва. Большое историческое полотно стало долгожданным воплощением желания мастера создать произведение на тему из русской истории. Но Брюллов создал единственный полноценный живописный эскиз. Недовольство композицией и нарушение ее эмоционально-образного строя при переводе эскиза в большой формат заставило Брюллова остановить работу, и картина осталась незавершенной.
Портрет Елены Ивановны Тон, 1830г.
Елена Ивановна урожденная Берг, жена архитектора К.А. Тона.
Святой Николай Мирликийский с ангелами. 1843-1847 г.
Группа для первоначальной композиции плафона центрального купола Исаакиевского собора. Фрагмент плафона огромной площади – 11х14 метров – размещен под наклоном, чтобы зрители смогли увидеть его во всех деталях и оценить величие этого произведения. Свт. Николай Мирликийский (Николай Угодник, Николай Чудотворец) — архиепископ города Миры в римской провинции Ликии. Один из самых почитаемых святых в русской церковной традиции, небесный покровитель императора Николая I.
Распятие. 1838 г.
Заалтарный образ был создан для лютеранской церкви св. Петра построенной по проекту брата художника Александра Брюллова.
Портрет великой княжны Александры Николаевны. Конец 1830-х Холст, масло
Великая княжна Александра Николаевна (1825-1844) - младшая дочь императора Николая I, с 1844 - супруга принца Фридриха Вильгельма Гессен-Кассельского (1820-1884).
Портрет княгини А.А. Багратион. 1849г. Холст, масло Государственная Третьяковская галерея
Княгиня Анна Алексеевиа Багратион (урожд. Мартыно-ва; 1823 /24-1908) - жена генерал-лейтенанта, лифлянд-ского, астляндского и курляндского генерал-губернатора князя П. Р. Вагратиона (1818-1876),
Портрет великой княжны Марии Николаевны. 1837г. Холст, масло. Этюд для неосуществленного группового портрета семы императора Николая 1.. Государственная Третьяковская галерея
Великая княжна Мария Николаевна (1819-1876) - старшая дочь императора Николая 1. В 1839 году вышла замуж за герцога Максимилиана Лейхтенбергского, младшего сына Евгения Богарне и внука императрицы Жозефины. Старшая дочь Николая I, 18-летняя Мария Николаевна, позировала художнику. По традициям того времени, Брюллов писал с натуры лишь лицо, рассчитывая позже написать и платье. Но заказ был получен от самого государя, выступавшего цензором в отношении творчества художников. Успешному и гордому Брюллову была некомфортна роль придворного живописца. Работая над этим этюдом, он нашел выход из сложившегося положения, портретируя дочь императора с равнодушием. Черты и пропорции лица модели близки к идеальным. Лишь ее взгляд, направленный в сторону, и пятна живого румянца напоминают о том, что этот портрет с натуры.
Бахчисарайский фонтан. Жены Гирея у фонтана. 1849 г.
Сюжет картины навеян поэмой Александра Сергеевича Пушкина.
Портрет А.Н. Демидова на коне. 1852 Холст, масло, Частное собрание
Анатолий Николаевич Демидов (1812-1870) происходил из семьи уральских горнозаводчиков Демидовых, сын русского посланника при дворе герцога Тосканского во Флоренции Н, Н. Демидова, благотворитель и меценат. Сидящий на коне Демидов, лошадь, собаки, элементы пейзажа исполнены К. П. Брюлловым, а околичности - сабля, фрагменты одежды и лицо модели завершены Керубино Корньенти (1816-1860) - другом, почитателем и учеником мастера, оставшимся при нем до самой смерти.
«Гадающая Светлана», 1836 г.
Эта картина стала единственной работой в творчестве Брюллова с изображением русского уклада жизни. Поводом для её создания послужила написанная в 1812 году баллада Василия Жуковского, которая очень нравилась художнику и пользовалась колоссальным успехом в обществе. Путешествуя зимой 1836 года из Константинополя в Петербург, живописец задержался в Москве в гостях у писателя Алексея Перовского. Его приезд пришёлся на канун Рождества, и Карл Павлович имел возможность воочию наблюдать за святочными гаданиями, проводившимися в доме друга.
"По установлению аллаха раз в год меняется рубаха".1845 г.
Большое значение имеет раздел, посвященный акварели и рисунку, в него включены только работы, принадлежащие Русскому музею. Некогда оно принадлежали потомкам «сельских негоциантов» Тигтони в Риме, в загородном доме которых художник гостил последние два года жизни. Здесь и многочисленные жанровые портреты итальянского периода, и камерные портретные изображения - акварелью, графитным и итальянским карандашом. Неисчерпаемое разнообразие и точность натурных наблюдений, эмоциональных оттенков, сюжетных поворотов и технических приемов неизменно вызывают восхищение.
Портрет великой княжны Марии Николаевны. Около 1837 г. Эскиз. Не окончен
И вновь прекрасный нежный образ Великой княжны Марии Николаевны (1819-1876) - старшей дочери императора Николая I и императрицы Александры Федоровны. На этот раз использованы картон тонкий, акварель, графитный карандаш
Портрет В.П. Давыдова. 1835г. Бумага, акварель, графитный карандаш
Владимир Петрович Давыдов (1809-1882) – граф Орлов-Давыдов (с 1856) - тайный советник обер-церемониймейстер. Состоял на дипломатической службе. В 1835 году организовал экспедицию в Грецию, Малую Азию и Турцию, в которой принял участие.
На исповеди. 1827-1831 гг.
Бумага, акварель, графитный карандаш.
Портрет светлейшей княгини Е.П. Салтыковой. 1833-1835 гг.
Елизавета Павловна Салтыкова, урожденная графиня Строганова (1802-1863 г.), с 1825 г. замужем за светлейшим князем И. Д.Строгановым (1797-1832 г.)
Пейзаж на острове Мадейра. 1850 г.
Бумага, акварель, белила, графитный карандаш
Портрет К.А. и М.Я. Нарышкиных. 1827 г. Бумага, акварель, графитный карандаш
Кирилл Александрович Нарышкин (1786-1838) - обер-гофмейстер и президент Придворной конторы(1838 г.), Член Государственного Совета (1834), Мария Яковлевна Нарышкина (1789-1854 гг.), урожденная княжна Лобанова-Ростовская, с 1808 г.- жена К.А. Нарышкина,
Портрет графини О.П.Ферзен на ослике. 1835г.
Ольга Павловна Ферзен (1808-1837 г.) урожденная графиня Строганова с 1829-го жена графа П.К. Ферзена (1800-1884гг.)
Мать, просыпающаяся от плача ребенка. 1831г.
Картон, лак
Портрет В.А. Корнилова на борту брига "Фемистокл"
Владимир Алексеевич Корнилов (1806-1854гг.), вице-адмирал, герой Севастопольской обороны (1854-1855гг.)
Портрет неизвестной (Ж.И. Алопеус?).1832 г.
Картон тонкий, акварель, золотая акварельная краска, графитный карандаш, лак Жанетта (Анна) Ивановна Алопеус (1784-1869) - урожденная баронесса Ж.К.Ш. фон Векстерн; в первом браке за графом Д.М. Алопеусом (1769-1831), во втором, с 1833, за светлейшим князем П.П. Лопухиным (1790-1873).
Женский портрет. 1836 г.
Просто портрет с использованием бумаги и карандаша. Все, но какое мастерство, живой взгляд, очаровательная улыбка.
В отдельной затемненной комнате впервые на выставке показан запрестольный образ для домовой церкви графа Николая Владимировича Адлерберга «Христос во гробе» (1846 г.), который многими почитается как самое проникновенное произведение Брюллова на религиозную тему.
Это очередное потрясение! В комнате два полотна и на этом фото второе отобразилось в кадре. Но мне оно совершенно не мешает. Все внимание "забирает" драпировка, потрясающе!
Автопортрет
Последний автопортрет написан в Петербурге после многомесячной изнурительной болезни. Когда Брюллову позволили подняться с постели, он попросил дать ему краски, картон и приказал никого к нему не пускать. Позже художник утверждал, что написал свой автопортрет за два часа, Облик художника, его прическа с бородкой-эспаньолкой, черная блуза напоминают внешность любимых мастеров Брюллова – Рубенса и Ван Дейка. Автопортретом Ван Дейка (Эрмитаж) навеян и мотив поникшей руки. Необычная форма холста с полукруглым завершением также отсылает к старинным картинам и алтарным образам.
Вот и все! С чувством сожаления я прощалась с уникальным творчеством Мастера и его потрясающими работами. Множество полотен знакомы с детства и встреча происходила словно с давно не виденными друзьями. Какие-то картины видела впервые, но и они производили эмоциональный взрыв в душе.
Если бы я не улетела, то через время еще раз отправилась бы на встречу с непревзойденным живописцем, великим КАРЛОМ БРЮЛЛОВЫМ!