• Авторизация


Камилла Клодель: время, люди, судьба 10-08-2025 12:09 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Jul. 28th, 2025 | 07:01 pm

Мне давно хотелось побывать в музее Камиллы Клодель - прекрасного мастера, ученицы и музы Огюста Родена. Музей находится в подпарижском городке Ножан-сюр-Сен, на родине нескольких известных скульпторов, связанных между собой, поэтому его залы рассказывают не только о самой Камилле, но и о ее учителях, о художественной атмосфере, влиявшей на становление ее таланта.

P1209655-1z_resize.JPG


ЧАСТЬ  I

Город и музей

В XIX веке в Ножан-сюр-Сен на разное время обосновались четыре скульптора разных поколений: Мариус Рамюс, Поль Дюбуа, Альфред Буше и Камилла Клодель. Это не было школой, между этими людьми просто завязались отношения взаимной поддержки и дружбы. Мариус Рамюс был первым учителем Альфреда Буше, затем его поддержал Поль Дюбуа, который помог Буше получить стипендию от города Ножан-сюр-Сен. В 1876–1879 годах, уже сам Альфред Буше стал давать уроки юной Камилле Клодель, которой тогда было лишь двенадцать лет.

Ножан-сюр-Сен
IMG_0954-1_resize.JPG


В 1902 году Альфред Буше, ставший у тому времени известным и почитаемым скульптором, известным меценатом, решил создать в Ножан-сюр-Сен художественный музей. Он передал городу обширную коллекцию скульптур, включающую работы своих учителей, современников и свои собственные. Его поддержал Поль Дюбуа.

Скульптура на улице Ножана. Альфред Буше, Дочерняя любовь. 1881.
IMG_0958-1_resize.JPG


Так возник музей Дюбуа-Буше, просуществовавший до 1940 года. Во время войны музей был разграблен и затем долгие годы находился в запустении. Лишь в 1995 году открылась отреставрированная галерея с частью скульптур прежней коллекции. В 2003 году в Ножан-сюр-Сен была организована выставка Камиллы Клодель, которая имела колоссальный успех. Это породило идею дать бывшему музею Дюбуа-Буше новую жизнь, объединив его с коллекцией произведений Камиллы Клодель, приобретенной у частных владельцев в 2008 году. Муниципалитет Ножан-сюр-Сен выкупил бывший дом Клоделей и в 2017 году в нем открылся музей, котором теперь носит имя Камиллы Клодель и представляет коллекцию французской скульптуры XIX века.


Старые ворота Ножан-сюр-Сен и улица, ведущая к бывшему дому Клоделей.
IMG_0963-1_resize.JPG


Музей Камиллы Клодель (фото - Википедия)
Le_Musee_Camille_Claudel.jpg


Семья Клодель обосновалась в Ножан-сюр-Сен в 1876 году. Отец, Луи-Проспер - банковский служащий, мать Луиза-Атанис - дочь священника, и трое детей: Камилла (род. в 1864 году), Луиза (род. в 1866 году), Поль (род. в 1868 году). Их пребывание в Ножане было недолгим, но оно имело очень важное значение для юной Камиллы Клодель: именно в эти годы она стала учиться скульптуре у Альфреда Буше. Впечатлённый её талантом, Буше сумел убедить Клоделей переехать в Париж (1881 год), чтобы молодая Камилла могла получить профессиональное художественное образование.

Камилла Клодель в возрасте 14 лет.
Камилла в 14 лет.jpg


Быть скульптором во времена Камиллы Клодель (залы 1,2 музея)

Альфред Буше. Читающая девушка. Ок 1880.
IMG_0969-1_resize.JPG

Эта задумчивая девушка не является портретом Камиллы Клодель, но демонстрирует глубокую привязанность, существовавшую между ней и Альфредом Буше (как и большую любовь Камиллы к чтению). На постаменте имеется надпись: "Камилле Клодель на память об Альфреде Буше".

В то время создание скульптуры требовало участия нескольких мастеров и конечный результат был плодом сотрудничества скульптора, его помощников и специалистов. Художник делал эскизы и изготавливал модель из глины или воска, которую затем отливали в гипсе для получения "твердой" копии. Оригинальная "мягкая" модель уничтожалась, а гипсовый слепок представлялся публике во время ежегодных Салонов или в мастерской художника. Из мрамора или бронзы скульптура изготавливалась только в том случае, если художник получал заказ от государства или частного лица, поскольку сам он редко мог оплатить изготовление окончательной работы. Тогда помощники-резчики вырезали скульптуру, используя техники, позволяющие переносить произведение с гипса на каменный блок. А для бронзы это же делал мастер-литейщик.

Этапы создания бронзовой отливки
1.
IMG_0976-1a_resize.JPG

2.
IMG_0977-1a_resize.JPG


Резьба по камню требовала сочетания внимания к деталям и большого терпения. Слишком сильный или неточный удар мог нанести непоправимый ущерб и свести на нет многодневный труд. Поэтому в XIX веке большинство скульпторов сосредоточивались на лепке модели, поручая долгую и утомительную работу с камнем помощнику-резчику. Несмотря на то, что на портретах мастера-скульпторы почти всегда позировали с молотком и долотом в руках как бы работая с камнем, эти постановки не отражали реальность и скрывали присутствие помощников. Камилла Клодель, в отличие от большинства скульпторов своего времени, сама вырезала некоторые из своих мраморных и ониксовых работ. Современники удивлялись, что женщина выполняла такую работу, считавшуюся мужской, сложной и грязной.

Камилла Клодель. Шакунтала. 1888 / 1905 (музей Родена, Париж)
P1209526-1col_resize.JPG


Камилла Клодель за работой, 1886-1903
Камилла Клодель в ателье, 1886-1903_resize.jpg


Поль Дюбуа и неофлорентийская школа (залы 3,4)

Поль Дюбуа родился в Ножан-сюр-Сен в 1829 году в семье мэра города. Он начал с изучения права, но затем стал художником и скульптором. Около 1860 года Дюбуа уехал в Италию, посетив Рим, Венецию и Флоренцию. По возвращении он быстро добился успеха, особенно благодаря работе "Флорентийский певец XV века", выставленной в Салоне 1865 года. Он был осыпан престижными государственными и частными заказами, стал директором Национальной школы изящных искусств (1878–1905). В последней четверти XIX века он создавал аллегорические группы или статуи, посвященные великим людям, которые устанавливались на площадях, в парках, на фасадах домов.

Поль Дюбуа. Память или Эльзас и Лотарингия. Ок. 1899 (Эльзас и Лотарингия были потеряны Францией после поражения от Пруссии в 1870 году)
IMG_0988-1_resize.JPG


Поль Дюбуа. Жанна д'Арк, ок. 1895
IMG_0995-1_resize.JPG


Поль Дюбуа. Флорентийский певец XV века, 1865
IMG_1004-1_resize.JPG


Огюстен Моро-Вотье. Бюст юной флорентинки, ок. 1882. Бронза и слоновая кость.
P1209537-1a_resize.JPG


Камилла Клодель. Портрет Поля Клоделя в образе юного римлянина. Ок. 1882 (фото - сайт музея К.Клодель)
Paul Claudel as jeune romain.jpg

Эта работа демонстрирует интерес Камиллы Клодель к портретам флорентийского Возрождения. В буклете Салона 1883 года Камилла представила себя ученицей Поля Дюбуа, но документов, подтверждающих что он какое-то время был ее учителем, не сохранилось.


Женские идеалы и аллегории (залы 5, 9)

Во второй половине XIX века обнажённая женская натура была повсеместно распространена в скульптуре. Эта тема имела давнюю традицию: поиск идеальной красоты, характеризующейся совершенной гармонией пропорций тела, восходит к античности. Однако в последней четверти XIX века появились и новые каноны красоты. Поль Дюбуа вдохновлялся флорентийским Возрождением; Жюль Далу предлагал этюды, где намеренно избегал идеализации; силуэты Антуана Бурделя были близки к растительным формам, а Альфред Буше воспевал идеализированную чувственную натуру.

Мариус Рамюс. Первые мысли о любви, 1845 (слева); Поль Дюбуа. Новорожденная Ева, 1873
IMG_1012-1_resize.JPG


Антуан Бурдель. Заря и Сумерки. 1894-1895.
IMG_1016-1a_resize.JPG


Альфред Буше. Volubilis, 1896 (Volubilis - "переплетенные" - это название целой серии работ)
IMG_1009-1_resize.JPG

От одной скульптуры к другой Буше показывал стройное, молодое и гибкое тело с изящно наклонённой набок головой и устремлённым в пространство взглядом. Эти работы стали символами декоративной скульптуры, пропитанной эротизмом, который не скрывался за мифологическими или аллегорическими сюжетами (что, кстати, дозволялось отнюдь не всем: "Вальс" Камиллы Клодель был обойден "госзаказом" как раз из-за того, что фигуры танцовщиков были обнажены, но никакой аллегорической идеи скульптура не несла).


Альфред Буше. Нимфы Сены, 1899
IMG_1069-1_resize.JPG


Альфред Буше. Минерва вооружается, 1899
IMG_1029-1_resize.JPG

Звезда мюзик-холла Лиан Дегаби позировала для этой работы в образе Минервы, римской богини войны. В выборе сюжета прослеживается отсылка к историческому контексту и растущей напряженности между Францией и Германией, хотя сама работа получилась достаточно "легкой".


Скульптура интерьеров (зал 8)

В конце XIX века буржуазия увлеклась декоративной скульптурой. Появились каталоги, предлагавшие разнообразные модели. В то время царила страсть к изобилию украшений: камины и буфеты украшали статуэтки и скульптурные композиции. Была изобретена машина, позволявшая уменьшать или увеличивать скульптуры, развилось литье в песчаные формы - все это экономило время и деньги. Художники стали заключать контракты с репродукционными компаниями, что вывело скульптуру на индустриальный уровень. Теперь скульптуры воспроизводились сериями, их можно было заказать в разных размерах и из разных материалов (бронза, неглазурованный фарфор, гипс, ...). Репродукции скульптур представляли собой либо уменьшенные копии популярных произведений, либо модели, специально разработанные для тиражирования.


Огюст Роден. Сюзон, 1872 (золоченая бронзовая отливка)
P1209539-1_resize.JPG


Альфред Буше. Отдых, 1892 (фарфор)
IMG_1038-1_resize.JPG


Альфред Буше. В полях, 1897. Варианты в мраморе и бронзе.
IMG_0984-1_resize.JPG


Макс Блонда. Дети и лягушки, 1904 (фарфор)
P1209542-1a_resize.JPG


Скульптура и движение (залы 10.1, 13)

Изображение тела в движении было серьёзной задачей для обновляющейся скульптуры конца XIX века. Создание впечатления движения, эфемерного по своей природе, на первый взгляд противоречит самой идее скульптуры, искусства статичного и неизменного. Но именно такую задачу ставили перед собой мастера, которые искали способ передать динамику в статике. Изобретение хронофотографий в 1870-х годах, возрождение популярности спорта и танца в конце XIX века повлияли на поиски художников. Появилось много технических и формальных попыток продемонстрировать новые взгляды на подвижное тело в пространстве.

Альфред Буше. К финишу. 1886
P1209562-1_resize.JPG

Поль Рише. Преследование, ок. 1900
P1209554-1_resize.JPG

В этой работе Поль Рише, анатом и преподаватель Школы изящных искусств, использовал хронофотографии бега. Здесь можно увидеть три фазы движения: толчок, зависание, когда тело находится в воздухе, и приземление.


Антуан Бурдель. Игра с тканью (Танец). 1910
IMG_1064-1a_resize.JPG


Камилла Клодель. Вальс. 1893
P1209674-1r1_resize.JPG

В статье о Камилле Клодель, ее биограф Матиас Морхардт передал мысли скульптора: «Движение деформирует. Существует большая разница между неподвижным и быстро вращающимся и колесом: одно круглое со спицами; другое уже не круглое и вообще не имеет спиц. Движение каким-то образом поглотило анатомию колеса, его скелет. То же самое относится и к человеческому телу: движение удлиняет или сжимает его, изменяет пропорции и нарушает равновесие.».
 

https://nikolai-endegor.livejournal.com/

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Камилла Клодель: время, люди, судьба | --Лина - Дневник **Лина | Лента друзей --Лина / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»