Подошли к будочке кассы — и: «Ну-ка, ну-ка, а это что же такое?!" Оказывается, уже с 18-го апреля в бельведере дворца открыта выставка «Любование пластикой. Балет и фарфор»!
Как так получилось, что нигде никаких анонсов мне не попадалось — загадка… Ну, и конечно, в кассе были приобретены не один, а два билета))).
По парадным залам нижнего этажа прошлись тоже, но я их уже когда-то показывала в связи с другой выставкой.
А потом поднялись в бельведер, на самый верх. Из окон этого круглого зала, находящегося на уровне четырех-пятиэтажного современного дома, действительно открываются красивые виды на парк и пруд. Росписи верха стен и потолка навевают ассоциации с садовой беседкой.
Интересно, что фарфор видишь не сразу. Вначале — приятнейшим бонусом! — погружаешься в мир балета, благодаря чудесным фотографиям Юрия Молодковца, художника с мировым именем, более 30 лет служащего в Государственном Эрмитаже.
В бельведере Дурасовского дворца можно увидеть 11 его работ из цикла «Русский балет. Приношение Эдгару Дега».
Для меня они стали настоящим подарком: некоторое время назад фотографии цикла экспонировались на выставке в Петербурге, побывать на которой не удалось.
Работа над этим проектом длилась несколько лет (!). А «премьера» была приурочена к 150-летию импрессионизма, отмечавшемуся в 2024 году, и 190-летию со дня рождения Эдгара Дега, который, оказывается, помимо всего прочего был и фотографом тоже.
Кроме того, первая выставка французских художников, «отнесенных» впоследствии к импрессионистам, проходила в мастерской парижского фотографа Надара.
Такие вот пересечения живописи и фотографии.
Создавая коллекцию работ в честь Эдгара Дега, Юрий Молодковец стремился показать «движение божественных тел в прекрасных пространствах храмов искусства». Фотографии — призрачно-зыбкие, завораживающие…
В этом же зале можно рассмотреть в подробностях балетные пачки из коллекции Елены Макаркиной.
Я ими не слишком заинтересовалась: пачек доводилось во времена оны видеть немало и даже однажды угораздило зашивать спинку перед концертом на «Умирающем лебеде». Страшно было до чертиков, но справилась)).
Небольшой стенд рассказывал о драгоценностях балерин.
И в нескольких витринах были представлены сценические аксессуары и головные украшения ювелирной мастерской «Tesoro by Elena», владелицей которой является уже упомянутая Елена Макаркина, долгое время профессионально занимавшаяся танцами, от классического балета до современных направлений. Честно говоря, не впечатлили… Потому и фото нет.
Из ротонды бельведера в четыре стороны расходятся «крылья», и вот в там-то, в небольших совсем комнатках и был представлен собственно фарфор. Из частной коллекции, принадлежащей Алле Демидовой, профессия которой к искусству не имеет никакого отношения. Работает Алла Демидова специалистом по рекламе и брендингу в крупнейшей российской компании по производству химических средств защиты растений. Однако все свое свободное время отдает изучению истории искусств, посещает выставки, слушает лекции, ходит на балетные и оперные спектакли.
Коллекция её началась всего с одной фамильной статуэтки — «Балерина с цветком» скульптора Владимира Сычева. Вот она — справа вверху на фото.
В этой витрине собраны фигурки не именные, а на тему балета, преимущественно отечественных заводов (Ломоносовского, Дулевского, Дмитровского (Вербилки)), 1950-х годов.
Мне было приятно встретить свою старую знакомую: «Балерину, прикалывающую цветы к костюму» — в центре, за сидящей девочкой.
Такая была у нас дома когда-то…
А вот эта фигурка из Латвии, из Риги. Период тот же - 1950-е.
За 20 лет «вокруг» «Балерины с цветком» у Аллы Демидовой образовалась целая фарфоровая балетная труппа — 80 скульптур. Владелица называет их «Мои подружки-балеринки». Алла с азартом исследует блошиные рынки, радуется приобретению старинных предметов с историей.
Мы, честно говоря, бродили по залам без всякой системы, но хронологически начать, наверное, правильно было бы с витрины, посвященной знаменитым «Русским сезонам» Сергея Дягилева. Тут и один из символов ИФЗ — «Тамара Карсавина — Сильфида», и Вацлав Нижинский в образе Призрака Розы из одноимённого чудесного балета:
И «Анна Павлова — Лебедь» (1920, Германия)
И яркая «Коломбина» из балета «Карнавал» (модель 1922, ЛФЗ), а за ней — «Тамара Карсавина — Жар-птица» (модель 1988, ИФЗ):
И «Анна Павлова в сольном номере «Стрекоза» — известная очень скульптура, оригинал которой создан был самой балериной в 1927 г. (Германия, Тюрингия):
На заднике следующей витрины — портрет Александры Даниловой (авторства Зинаиды Серебряковой, и это просто плакат, разумеется), имя которой в России известно теперь разве что балетоманам.
Тогда как по уровню таланта ее ставят в один ряд с первейшими звездами. Увы, в не столь давние времена о «невозвращенцах» говорить было не принято. Окончив Императорское театральное училище в 1920 году (когда оно уже императорским быть перестало), в 1924 году Данилова уехала на гастроли за границу, и в Россию вернулась лишь однажды — 70 лет спустя. Однако даже за всего лишь четыре года карьеры запомнилась! Друзья звали ее Шурой, уверяя, что первая «Ш» напоминает о шампанском: именно такой эффект по воспоминаниям современников, производило появление Даниловой на сцене.
За границей Данилова танцевала в антрепризе Сергея Дягилева, в течение многих лет была примой «Русских балетов Монте-Карло», создала собственную маленькую труппу и объездила множество городов США, Канады и Латинской Америки, выступала в мюзиклах на Бродвее и сама ставила спектакли, а когда завершила карьеру танцовщицы, перешла на педагогическую работу в школе American Ballet Джорджа Баланчина.
А еще здесь Уланова — Лебедь и Тао Хоа из балета «Красный мак» (совсем мне эта фигурка не понравилась, дяденька какой-то, а не Уланова!):
За «Лебедем» — Марго Фонтейн в образе Одетты.
Очень хороша дама в желтом — это Фанни Эльслер в образе Флоринды из балета «Хромой бес».
Недаром эту фигурку выбрали для плаката-анонса выставки. В хронологию, правда, не вписывается: танцевала Фанни Эльслер аж в позапрошлом веке, два года с 1848 по 1850 — в России, в Петербурге и Москве.
А эти две красавицы родом из Германии — Марианна Симсон (выше) и Лилиан Харви:
Имена мне совершенно ни о чем не говорившие, оно и неудивительно, т. к. судя по прочитанному в Сети, особых вершин в балете обе не достигли. Но, однако именных фигурок удостоились.
Еще одна витрина посвящена советскому балету, правда, каким-то образом сюда попал и дуэт Марго Фонтейн с Рудольфом Нуреевым))). С другой стороны некая связь все же есть! «Марго Фонтейн и Рудольф Нуреев в балете «Маргарита и Арман», 1999, Англия:
«Па-де де Жанны и Филиппа», балет «Пламя Парижа», 1950, Венгрия:
«Владимир Васильев и Екатерина Максимова в балете «Щелкунчик». ИФЗ. Нууу, тут с пропорциями намудрили, конечно, излишне их вытянув зачем-то:
«Хан Гирей и Зарема», балет «Бахчисарайский фонтан». Украинская ССР, Киевский экспериментальный керамико-художественный завод:
«Нелли Стуколкина и Алексей Андреев». Характерный танец «Болеро», балет «Дон Кихот». Модель 1950-х годо, Ленинградский завод фарфоровых изделий:
«Галина Уланова и Юрий Жданов» в балете «Ромео и Джульетта». Модель 1955 г., Дулевский фарфоровый завод:
Некоторые работы удостоились персональных витрин, не иначе благодаря автору — известнейшей Елене Александровне Янсон-Манизер.
«Балерина Уланова — Одетта в балете «Лебединое озеро». Модель 1949 г., ИФЗ:
Скульптура известнейшая, но я никогда раньше не задумывалась, что за образ воплощен… Одетта удивила! Без пачки!
«Георгий Соловьев — Шут». Балет «Лебединое озеро». Модель 1950-х годов, ИФЗ.
Были и витрины не с фигурками, а с кофейными чашечками на темы балета и ёлочными игрушками из серии «Щелкунчик», Императорского фарфорового завода.
В этом году исполняется сто лет со дня рождения Майи Плисецкой, и конечно, на выставке, посвященной балету, обойти такую дату вниманием было никак невозможно.
Впрочем, не трудно догадаться, что фигурка на первом плане слева — это никак не Майя Михайловна?
Безымянный «Умирающий лебедь» (1970) родом из Германии.
«Майя Плисецкая — Одиллия». 2024, ИФЗ
«Майя Плисецкая — Раймонда». Модель 1947 г., автор Елена Александровна Янсон-Манизер, ИФЗ
«Майя Плисецкая — Кармен». Балет «Кармен-сюита». 2005, Германия:
Я бы такую не купила… Совершенно невыразительная.
«Майя Плисецкая — Одетта». Балет «Лебединое озеро». Модель 1950-х. Дулевский фарфоровый завод.
Одна из витрин получилась знойно-испанской: И розы сами по себе, и кастаньеты, и даже розы на платье Плисецкой, коих, вроде бы я не видела ни на одном фото… Ну, не суть — пусть будут))) «Майя Плисецкая — Китри в балете «Дон Кихот». 1980-е, Дулевский фарфоровый завод.
Традиции старых мастеров на Императорском фарфоровом заводе поддерживаются и продолжаются. Так, на выставке были представлены две работы Анатолия Данилова, изображающие Ульяну Лопаткину в Русском танце из «Лебединого» (модель 2018 года)
и в роли Никии из «Баядерки» (модель 2016 года):
«Иностранная витрина»:
«Балерина, завязывающая пуанты», 1950-е, Германия.
«Фламенко», 1967, Испания, Мадрид:
«Дарси Бассел — Одетта», 2002, Англия:
Чтобы целенаправленно развивать свою коллекцию А.Демидова получила дополнительное образование в РГГУ по курсу «Антикварное и галерейное дело» и сейчас продолжает учиться на курсе «Атрибуция антиквариата».
Однако и просто балеринками, теми что, «масс—маркет», коллекцию пополняет. Покупает их по зову сердца, не рассматривая очередную «подружку» в качестве инвестиции. Испанский фарфор «Lladro» и мое сердце порадовал бы! Но вот кошелек от него вряд ли был бы в восторге))
Так что просто любуюсь!
«Балерина с розой», за ней — «Платье для дебюта», 2010-е:
«Открытие сезона», 2000-е:
На зданем плане «Жизель-реверанс» и «Жизель-арабеск», хотя реверанса я там совсем не вижу…
«Балерина-Аврора», 2000-е:
«Карнавал. Пьеро и Балерина», 1970-е:
По словам хозяйки коллекции Аллы Демидовой: «Эти фигурки обладают магическим очарованием, создают настроение праздника. Прихожу домой после балетного спектакля, смотрю на них — и перед глазами встают образы наших прекрасных балерин и танцовщиков, а в голове продолжает звучать волшебная музыка».
Не агитирую ехать в Люблино специально — край московской географии! Но ежели окажетесь неподалеку — добро пожаловать и в живописный парк (сейчас он благоухает липой…), и в небольшой, но очень симпатичный дворец, стоящий на холме над прудом. Гулять по берегу пруда, кстати, тоже очень и очень приятно. Выставка продлится до 26 октября 2025 года.
https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/parks/44971/responses/16077