О, не вздыхайте обо мне,
Печаль преступна и напрасна,
Я здесь, на сером полотне,
Возникла странно и неясно.
И нет греха в его вине,
Ушёл, глядит в глаза другие,
Но ничего не снится мне
В моей предсмертной летаргии.
Анна Ахматова.
"Надпись на неоконченном портрете".
В начале 20 века в маленьком парижском кафе перекрестились взгляды двух людей...
Впервые они встретились в мае 1910 года, во время - парадокс судьбы - ее свадебного путешествия с мужем Николаем Степановичем Гумилевым...
Они обвенчались незадолго до этого - 25 апреля...
Говорят, Гумилев понимал, что слишком свободную, захваченную чувственным вихрем жизни, вольнолюбивую Анну, остановить невозможно...
Николай Гумилев привел молодую жену в “Ротонду” - кафе, где собиралась вся художественная и литературная богема Парижа... Там ее и заприметил Амедео Модильяни...
Она не могла его не заметить...
Она изумилась, и это чувство, смешанное с желанием и восхищением, не мог не заметить ее муж...
- Какой интересный еврей!,- подумала она.
- Какая интересная француженка!,- мелькнуло у него в голове...
И хотя мимолетное впечатление не вполне отвечало действительности, с первого взгляда между ними пролегла незримая и сильная связь...
Присутствие непостижимой и неудержимой энергии, энергии гениальности электризовало воздух и притягивало их друг к другу...
Их первая встреча едва не окончилась скандалом...
В кафе Анна была не одна - ее сопровождал Николай Гумилев... Всего лишь за месяц до того они поженились, и поездка в Париж стала их свадебным путешествием... Внимание Амедео к Анне не укрылось от Николая Гумилева и вызвало вспышку ревности...
Но главной причиной ссоры стали резкие высказывания Модильяни в адрес Гумилева - художнику не понравилось, что Николай Гумилев переговаривается с женой по-русски...
Вспыльчивый и страстный характер Модильяни был хорошо известен в парижских кругах...
Он был горяч, непоследователен, необыкновенно горд, и частенько мог затеять ссору... Однако сила его обаяния была столь велика, что ему легко прощали обиды...
Поэт Жан Кокто, любимый друг художника, так описывал его: "Он был веселым, остроумным, очаровательным, очень яркой и интересной личностью"...
И именно поэтому, несмотря на ссору, разгоревшуюся в кафе "Ротонда", Анна Ахматова продолжила встречи с Амедео Модильяни до самого своего отъезда...
Сила взаимного притяжения была столь велика, что после возвращения Ахматовой на родину Модильяни писал ей в Россию многочисленные письма, наполненные неистовой страстью:
"Вы во мне наваждение"…
"Я беру вашу голову в руки и опутываю любовью"...
В 1911 году Анна вернулась в Париж...
Ее решение привело к размолвке с Николаем Гумилевым, и эта трещина во взаимоотношениях позднее разрушила их брак...
Вторая встреча едва не разочаровала Анну...
Измученный туберкулезом Модильяни страшно переменился - осунулся, потемнел лицом...
Болезнь, которая стала толчком к творчеству, изматывала Модильяни и отнимала у него силы...
Но несмотря на внешние перемены, их взаимное притяжение ничуть не ослабло...
Вдвоем бродили они по Парижу и читали наизусть стихи...
Вспоминая эти прогулки, Анна позже напишет:
"Больше всего мы говорили с ним о стихах. Мы оба знали очень много французских стихов. В два голоса читали Верлена, которого хорошо помнили наизусть, и радовались, что помним одни и те же вещи, Данте он мне никогда не читал. Быть может, потому что я тогда не знала еще итальянского...
...Через 2 месяца, в 1911 году, Анна вернулась в Россию...
И снова нам остается только догадываться, что произошло между Модильяни и Ахматовой - больше они не виделись и, судя по всему, даже не переписывались...
После приезда из Парижа Анна часто спрашивала у приезжающих из Парижа знакомых о Модильяни, но каждый раз оказывалось, что о нем никто не слышал...
О его смерти в 1920 году Анна узнала случайно из газеты несколько лет спустя...
А еще через 2 года, в 1922 году, имя его станет знаменитым, и Анна Ахматова поймет, что бродила под стареньким черным зонтом с одним из гениальнейших художников столетия...
Анна Ахматова проживет долгую жизнь, переживя почти всех, кого любила...
И уже на склоне лет в 1965 году она в третий и последний раз жизни приедет в Париж...
И там на нее нахлынут воспоминания о днях, проведенных с Амедео. Ее спутник в Париже, писатель Георгий Адамович, расскажет:
"Она с радостью согласилась покататься по городу и сразу же заговорила о Модильяни. Прежде всего, Анна Андреевна захотела побывать на рю Бонапарт, где когда-то жила... Стояли мы перед домом несколько минут...
"Вот мое окно, во втором этаже. Сколько раз он тут у меня бывал", - тихо сказала Анна Андреевна, опять вспомнив о Модильяни и силясь скрыть свое волнение"...
Так, спустя более полувека со дня их встречи Анна вновь соприкоснется сердцем с Модильяни...
Ахматова, быть может, была единственной или, во всяком случае, одной из немногих знавших Модильяни, кто навсегда сохранил о нем светлую, чистую и теплую память, кто разглядел в нем не неудачника, а необыкновенный талант, который не смог приспособиться к окружавшей его действительности, совладать со временем...
__
P.S.
И лишь на закате своей жизни Анна Ахматова, с особым трепетом, поведает историю о жгучем красавце из Парижа, о котором не было написано ни одного стиха, но зато какая глубокая тоска появится в ее произведениях после их расставания...
И сам Модильяни не станет кричать об их отношениях, а просто напишет картины с ее изображением. Видимо, так передают свои чувства настоящие люди искусства: молчат вслух, и кричат о них в своих гениальных произведениях...
Наталия Третьякова.