По сообщению сайта "Москва, которой нет" - РЖД готовит уничтожение здания Кругового паровозного депо Николаевской железной дороги (Комсомольская площадь, д. 3/30, стр. 1). Снос может произойти уже в эти выходные. Пожалуйста, прочтите – «Круговое депо в опасности»
[показать]Из Открытого письма общественного движения "Архнадзор" председателю Правительства Российской Федерации В.В. Путину.
Уважаемый Владимир Владимирович!
В ближайшие дни в Москве может произойти снос охраняемого законом выявленного объекта культурного наследия - здания Кругового паровозного депо Николаевской железной дороги (Комсомольская площадь, д. 3/30, стр. 1).
Координационный совет ОД "Архнадзор" уже сообщал Вам, открытым письмом от 1 июля с.г., о критической ситуации, сложившейся вокруг этого исторического памятника, ценность которого подтверждена авторитетными экспертами.
Здание Кругового депо построено в 1850-х гг. по проекту выдающегося русского зодчего К.А. Тона, оно стало одним из первых подобных сооружений в мире, поcлужило образцом для строительства аналогичных депо в Западной Европе и США. В ряде зарубежных стран (США, Германия, Венгрия и др.) подобные здания отреставрированы, музеефицированы и являются популярными туристическими объектами. В Москве снос здания Кругового депо планируется структурами ОАО "РЖД".
Здание имеет круглую форму, в его середине располагался поворотный круг, предназначенный для разворота паровозов и направления их в нужное стойло. Всего было 20 стойл или, как их сейчас называют, канав. Вместо ещё одного стойла был устроен сквозной тоннель для проезда паровозов внутрь здания. Над поворотным кругом был устроен купол из металлических конструкций.
Такая планировка паровозных зданий просуществовала относительно недолго - уже к концу XIX века стали строить прямоугольные, а затем и веерные здания. Всего было построено девять круглых депо, в Москве такое здание - единственное.
(Источник - http://arch-heritage.livejournal.com/1054195.html?style=mine#cutid1)
Справка "Архнадзора":
Балтимор, США
[400x300]
Здание Кругового железнодорожного депо (XIX в.) является центром “Железнодорожного музея Балтимор – Огайо”. В нем размещены старинные паровозы, вагоны, двигатели и прочие артефакты, связанные с историей американских железных дорог. Здание включено в Национальный реестр исторических памятников США.
Саванна, США
[400x287]
Roundhouse Railroad Museum в г. Саванна (штат Джорджия) - самый крупный исторический железнодорожный ансамбль США, имеющий статус исторического памятника национального значения.
Комплекс (строительство начато в 1850 г.) находится в городской собственности. В 1989 г. он был передан в управление Обществу прибрежного наследия (Coastal Heritage Society) и превращен в Государственный музей железнодорожной истории. В пяти из тринадцати сохранившихся зданий экспонируются паровые и дизельные локомотивы, вагоны разных типов, паровые механизмы, модели железных дорог. В центре музея - круговое депо с действующим поворотным кругом.
Музей является одной из главных достопримечательностей города, основным фактором развития которого уже несколько десятилетий является культурный туризм на базе исторического наследия.
Берлин, Германия
[291x400]
Здание локомотивного депо железнодорожной станции Анхалтер Банхоф (1880) является центром Немецкого музея техники. Посетители могут увидеть здесь старинные паровозы, тепловозы, электровозы.
Будапешт, Венгрия
[400x276]
В здании Северного паровозного депо станции Будапешт (1911) в 2000 году открыт Музей венгерских железных дорог, созданный на средства Министерства транспорта и водных путей Венгрии. В создании музея принимал участие Отдел наследия Венгерских железных дорог. В депо экспонируется более ста образцов железнодорожной техники и инфраструктуры.
Москва, Россия
[400x265]
[400x300]
Здание Кругового депо Николаевской железной дороги, построенное в 1850-1860-х гг. по проекту архитекторов К.А.Тона и Р.А. Желязевича, готовится к сносу структурами ОАО «РЖД».
Круговое депо с 1990-х гг. имеет статус выявленного объекта культурного наследия, т.е. снос его запрещен законом.