• Авторизация


Чего нет в советских источниках 18-01-2010 17:04 к комментариям - к полной версии - понравилось!


«В Советском Союзе в 1943 г. по сравнению с 1942 г. общий объем промышленного производства увеличился на 17 процентов, а в Германии на 12. Располагая меньшей промышленной базой, социалистическая держава превзошла фашистскую Германию по выпуску боевой техники и вооружения. Так преимущества социализма материализовались в неоспоримое военное и экономическое превосходство над врагом. В Советском Союзе в 1943 г. при производстве 32,3 млрд. квт-ч электроэнергии, 5,6 млн. тонн чугуна, 8,5 млн. тонн стали было выпущено 24,1 тыс. танков и самоходно-артиллерийских установок, 34,9 тыс. самолетов, тогда как в Германии при производстве 44,1 млрд. квт-ч электроэнергии, 27,0 млн. тонн чугуна и 34,6 млн. тонн стали было произведено 10,7 тыс. танков и штурмовых орудий, 25,2 тыс. самолетов

Такой дивный вывод, оказавшийся де-факто эпиграфом этого креатива, содержится в «Истории второй мировой войны 1939-1945 гг», т.7 стр. 512. По правде говоря, в советских источниках имеется много информации. В том же 7 томе в таблице 10 «Производство основных видов промышленной продукции в Германии в 1942 — 1943 гг» имеется любопытная цифра – производство локомотивов в 1943 году составило 5243 штуки против 2637 в 1942 году. Интересно, а сколько вышеупомянутых локомотивов было произведено в это же время в СССР? В книжке «Народное хозяйство СССР в Великой отечественной войне 1941-1945 гг. Статистический справочник» (Москва, Информационно-издательский центр Госкомстата СССР, 1990) на стр. 32 значится, что в 1943 году в СССР было произведено 43 (штуки) локомотива, что было серьёзным достижением в сравнении с 1942 годом, когда этих самых локомотивов было произведено всего-навсего 9 штук. Кстати, согласно «Статистическому справочнику..», Германия в 1943 году по числу произведенных локомотивов (напомню – 5243) превзошла не только СССР, но ещё и Англию (797) и США (1070 – за минусом заказанных другими странами по ленд-лизу), возможно даже, вместе взятые. Приведены там (стр. 33) и данные по производству товарных вагонов в СССР –100 штук, а также в США – 75 тыс. штук. Данные о производстве локомотивов и товарных вагонов в Германии в упомянутом статистическом справочнике отсутствуют, хотя данные для СССР, Англии и США (стр. 32-33) я взял из таблицы под названием: «Производство основных видов промышленной продукции в СССР и в развитых капиталистических странах». Зато вышедшая в Москве в 1956 году книга – «Промышленность Германии в период войны 1939-1945 гг.» (перевод немецкой книги «Die deutsche Industrie im Kriege 1939-1945», вышедшей в 1954 году в Берлине, как следует из выходных данных) такие сведения содержит - в Германии в 1943 году было произведено 66263 (прописью – шестьдесят шесть тысяч двести шестьдесят три) вагона - табл. 37 стр. 84.

Чтобы не лазить лишний раз по источникам, заодно сообщаю, что производство тракторов в 1942 и 1943 годах в СССР составило соответственно, 3,5 тыс. и 1,1 тыс. штук. Причём тут тракторы? А тракторы использовались в войсках для буксировки артиллерии – речь идёт о гусеничных тракторах СТЗ-5, производство которых, в 1943 году, кстати, было прекращено. Потому что Сталинградский Тракторный Завод в конце 1942 года был надолго «изъят из обращения».
Данные о производстве тягачей в Германии в советских источниках отсутствуют. Почти..
Что значит «почти отсутствуют»? В приложениях «Промышленности Германии…», на стр. 270 дана цифра: 1943 год – 37,4 тыс. полугусеничных автомобилей и тягачей. Впрочем, данные за март 1944 года по производству именно полугусеничных тягачей в штуках там всё же есть – 1694 штуки, танков в том же месяце было изготовлено 1181 шт., орудий калибра свыше 75 мм – 2077 шт. Однако, месячный объём производство тягачей в Германии был равен примерно половине годового выпуска тягачей в СССР. Интересно, а где СССР брал тягачи после 1943 года?


Чтобы закрыть поставленный ещё в эпиграфе вопрос о применении выплавленной стали, добавлю, что если на производство танков и полугусеничных тягачей в Германии в 1943 году было израсходовано 6,5% от всего количества израсходованных в этом году чёрных металлов, то на производство железнодорожного подвижного состава и автотранспорта – по 6%, на производство боеприпасов 11,6%, на самолёты – 4,4%, на артиллерийское и стрелковое вооружение – 4%, наконец, на строительство и переоборудование боевых кораблей – 3,2%.
Для сравнения – согласно «Статистическому справочнику…», в 1943 году на нужды оборонной промышленности было передано 2,7 млн т проката чёрных металлов, что составляло 46,4% от объёма их производства, в то время как в Германии на военные нужды уходило 53,8% всех наличных чёрных металлов («Промышленность Германии…»). Осталось сравнить количества этих чёрных металлов, находившихся в распоряжении в обеих сторон.
Дабы внеси ясность о состоянии индустрий СССР и гитлеровской Германии во время войны, напомню цифры производства некоторых из основных видов промышленной продукции в «переломном» 1943 году – по советским источникам:

  СССР Германия
Производство электроэнергии, млрд. квт-ч 32,3 44,1*
Выплавка стали, млн. т 8,5 34,6
Грузовики, тыс. шт. 45,5 81,9
Металлорежущие станки, тыс шт. 23,3 109,5
Алюминий, тыс т Нет данных 378
Локомотивы, шт 43 5243
Товарные вагоны 100 66263


* - в 12-томнике (т. 7 стр. 82) эта цифра комментируется следующим образом – «электростанции общего пользования». Между тем, в «Статистическом справочнике…» приведена совершенно другая величина производства электроэнергии в Германии в 1943 году – 73,9 млрд квт-ч. Учитывая, что и по выплавке стали, и по производству алюминия германская индустрия крыла советскую, как бык овцу, то вторая цифра (73,9 млрд квт-ч) представляется более достоверной. Оказывается, советские источники могут быть более достоверными или менее достоверными. Кстати, и данные по объёму произведённого в Германии в 1943 г. алюминия в обоих источниках также различаются. В таблице приведены данные для Германии без оккупированных стран – 378 тыс. т (из «Статистического справочника…»), в 12-томнике – включая оккупированные страны – 432 тыс. т. Учитывая, что производство алюминия – едва ли не главный потребитель электроэнергии, то логика составителей 12-томника не вполне понятна – производство алюминия «завысили», производство электроэнергии – занизили чуть не вдвое.

Итак, на вопрос – куда девала Германия такую прорву выплавленной стали (34,6 млн. т против 8,5 млн. тонн у СССР, которой ему будто бы хватало), я отчасти ответил – производство стрелкового оружия, артиллерии, грузовиков и танков-самолётов (статьи оценки эффективности промышленности, педалируемые обычно советскими источниками) суммарно в 1943 году поглощали 4,0% + 6% + 6,5% + 4,4% =20,9% от находившихся в распоряжении Германии черных металлов, то есть стали и чугуна. Правда, там ещё у СССР посчитаны снаряды, точнее, снарядные заготовки («Статистический справочник…» стр. 49) – 1151,9 тыс т углеродистых и 52,6 тыс т легированных. Кстати, на броневой прокат в СССР стали пошло более чем вдвое меньше – 448,6 тыс т.


Оценим количество стали, израсходованной в Германии на производство боеприпасов – 11,6% от 34,6 млн т будет 4 млн т. То есть, по части производства боеприпасов Германия Советскому Союзу, мягко говоря, не уступала. Не будем забывать, что при необходимости германская промышленность оказывалась способной за короткие сроки значительно поднять объёмы выпуска наиболее актуальной продукции. Согласно таблице 42 (стр. 95) «Промышленности Германии…» среднемесячное производство танков в первом полугодии 1944 составило 512 процентов от уровня января/февраля 1942 года.


Для наглядности приведу цифры в штуках – даже под бомбёжками германская промышленность смогла в 1944 году увеличить производство дневных истребителей с 9121 штук в 1943 году до 20042 и выпуск ночных истребителей – с 1066 в 1943 году до 3763 в 1944. Это при том, что производство бомбардировщиков в 1944 году сократилось всего вдвое по сравнению с 1943 – 5019 до 2596 (стр. 270 «Промышленность Германии…»). И, чтобы не было сомнений относительно того, для какого фронта были предназначены новые дневные и, в особенности ночные, германские истребители – в первом квартале 1944 года английская и американская авиация сбросили на объекты третьего рейха 114,4 тыс тонн бомб против 58,1 тыс тонн в последнем квартале 1943 (тонны в обоих случаях английские короткие, то есть 907 кг). А во втором квартале 1944 года интенсивность авианалётов союзников возросла по сравнению с первым кварталом ещё почти в три раза – с 114,4 до 333,6 тыс тонн бомб возросло количество бомб, упавших на головы немцев.


Вообще, книжка «Промышленность Германии в период войны 1939-1945 гг.» отличается редкой для советских книг полнотой и обстоятельностью подачи информации. По ознакомлении с ней у меня возникло жуткое желание сравнить приведённые в ней данные по объёму военного производства фашистской Германии за время войны с соответствующими данными по продукции советской военной промышленности.
Больше всего меня поразили данные о производстве в Германии взрывчатки, не считая пороха – в годы с середины 1941 по 1944 при среднемесячном производстве соответственно 19,2, 24,2, 34,2 и 41,2 тыс. т суммарно за эти полных три года получается 1310,4 тыс т. В вышедшей в 1985 году в московском отделении издательства «Машиностроение» книге «Оружие победы» (рецензированной министерством оборонной промышленности СССР) приведены на стр. 296 данные о количестве произведённых за время войны «тротила и других индивидуальных взрывчатых веществ» - 505 тыс т.


Также книга поведала о суммарном количестве произведённых боеприпасов – 775,6 миллионов артиллерийских и миномётных выстрелов, включая 333,3 млн. выстрелов для полевой и корабельной артиллерии и 242,8 миномётных выстрелов. Ещё – 37,2 млн. авиабомб общим весом более 700 тыс. т. «В общей сложности социалистическая промышленность боеприпасов изготовила и передала в действуюшую армию более 10 млн. т боеприпасов». Но запомним цифру 775,6 млн. и вернёмся в наш «переломный» 1943 год, заметив мимоходом, что за рамки советских источников мы ещё не выходили, а уже выяснили, что даже «не заходя» в германское производство 1945 года, мы тем не менее выяснили, что СССР по производству взрывчатки (без учёта пороха) уступал Германии более, чем в 2,5 раза. И что за подобным превосходством в производстве взрывчатки неминуемо следует превосходство в производстве боеприпасов, если не снарядов (для которых нужен ещё порох), то уж точно авиабомб и торпед.


Возвращение в 1943 год отметим обнародованием (ни в коем случае не впервые – источники пока советские) списка всевозможных орудий убийства, произведённых в Германии в этом году:
Миномёты (тыс. шт.) – 23,0
Орудия всех видов (тыс. шт.) – 73,5
Орудия 75-мм и крупнее (тыс. шт.) – 35,8
Танки и штурмовые орудия (тыс. шт.) – 10,7
Самолёты (тыс. шт.) – 25,2
Боевые корабли всех классов – 298.
Данные взяты из всё того же 7 тома, табл. 11.
Заметим, что упомянутые выше 9121 дневных истребителей и 1066 ночных истребителей составляют в 1943 году (9121+1066)/25200=40,4% всего выпуска боевых самолётов в Германии.


Обращение за уточнением к другому советскому источнику («Промышленность Германии…») даёт нам цифру производства в Германии всё в этом же году 27 тыс. орудий калибра 75 мм и крупнее. Отнимаем от 35,8 тыс. 27 тыс., получаем 8,8 тыс. штук и догадываемся, что выражение «орудий всех видов» означает, что считаются также и орудия установленные на танках и САУ. Авиационные и малокалиберные зенитные пушки сюда явно не входят, ибо их, согласно тому же источнику, в Германии в 1943 было произведено 130 тыс. шт. Присовокупив к перечню орудий убийств 118,4 млн. штук боеприпасов «к прочему пехотному оружия» (за минусом винтовочных и пистолетных патронов), 196 млн. штук снарядов для авиационных и малокалиберных зенитных орудий и 93 млн. штук снарядов калибра 75 мм и выше («Промышленность Германии…»), вернёмся к 12-томнику, чтобы узнать, чем отличилась в 1943 году советская оборонная прмышленность.
А она, бесспорно, отличилась. Производство миномётов в 1943 году было резко снижено – 69,4 тыс. штук против 230 тыс штук в 1942. Зато орудий всех видов было произведено (внимание!) 130,3 тыс. штук, из них всего 48,4 тыс. штук орудий калибра 76 мм и крупнее.
Там дальше вроде всё ясно – 24,1 тыс танков и САУ, 34,9 тыс. боевых самолётов, 14 боевых кораблей основных классов (у немцев, напомню, 298, в том числе сколько-то подводных лодок суммарным водоизмещением 221 тыс. т.), 85,8 млн. штук снарядов без учёта авиационных, 10,4 млн. штук авиабомб и 75,7 млн. мин.


А вот здесь возникают вопросы.
По немецкому производству всё понятно – делим число снарядов на число орудий и получаем некое условное значение расхода боеприпасов. Условное – потому что орудия произведённые годом раньше, уничтожены, видимо, не все, и им тоже надо чем-то стрелять, так что фактический расход боеприпасов, вероятно, должен быть ниже.
Итак, делим. Сначала Германия. 93 млн. снарядов калибра 75 и выше делим на 35,8 тыс орудий (включая танковые и самоходовские) соответствующих калибров, получаем 2598 снарядов на орудие. Однако, показатель! Если проделать ту же операцию с немецкими авиационными и малокалиберными зенитными пушками и соответствующими снарядами, то получится 196 млн./130 тыс.=1508 снарядов на ствол.


А вот с советскими пушками-снарядами получается похуже. Если сделать вид, что все 85,8 млн. советских снарядов выпущены из орудий калибра не менее 76,2 мм, тогда на каждое такое орудие получается 85,8 млн/48,4 тыс. = 1773 снаряда на ствол. Если же честно поделить 85,8 млн советских снарядов на 130,3 тыс. орудий, то выходит совсем худо – 658 снарядов на ствол. Тут одно из двух – либо немецкие орудия калибра 75 м и крупнее «жили» значительно дольше советских, либо весьма существенная часть их расхода снарядов приходилась не на Восточный фронт – я имею в виду немецкие зенитки калибра 88 мм и 105 мм. Либо… придётся привлечь НЕсоветские источники.
А в НЕсоветских источниках – В.Н. Шунков «Артиллерия Красной армии и вермахта второй мировой войны» Москва-АСТ и Минск-Харвест, 2005 – перечислена вся буксируемая артиллерия, участвовавшая во второй мировой, с основными характеристиками, и самое главное, приведены данные о производстве артсистем всех видов – зенитных, противотанковых и полевых ПО ГОДАМ. Оттуда мы узнаём, что в 1943 году в СССР было произведено орудий, шт.:
Зенитных калибра 25 мм – 1486
Зенитных калибра 37 мм - 5465
Противотанковых калибра 45 мм – 21380
Противотанковых калибра 57 мм – 1855
Полковых и дивизионных калибра 76,2 мм – 16479
Зенитных калибра 85 мм – 3715
Гаубиц калибра 122 мм (М-30) – 3770
Пушек калибра 122 мм (А-19) – 414
Гаубиц калибра 152 мм (Д-1) – 84
Гаубиц-пушек калибра 152 мм (МЛ-20) – 1002


Итого – 55650. Для получения данных о «расходе» снарядов на одно орудие, прибавим 24100 орудий, установленных на произведённых тогда же танках и САУ и разделим 85,8 млн (напомню – без учёта авиационных!) на 79750 орудий и получим – 1076 снарядов на орудие. Получается, в число 130,3 тыс. штук советских орудий «всех типов», произведённых в 1943 году, в 12-томнике были включены не только буксируемые плюс танковые/самоходовские, как у немцев, а ещё и морские и авиационные, в количестве 50550 штук. Вот так вот. Нехорошо-с.
Кстати, по теме боеприпасов имеется ещё один неплохой источник – И.И. Вернидуб «Боеприпасы Победы». Москва, ЦНИИНТИКПК, 1998. Там на странице 11 дана таблица, где значатся по годам цифры производства различных боеприпасов. Правда, автор утверждает, что в той таблице в уже известное нам значение производства в 1943 году 85,8 млн. выстрелов не входят снаряды калибра 25, 37, 45 и 57 мм. Но он таким образом пытается «поправить» большой коллектив авторов упоминавшейся выше книги «Оружие победы», где в итоговое значение производства боеприпасов всех видов входит ВСЁ, и это итоговое значение в обеих книгах совпадает.


Но допустим на минутку, что И.И. Вернидуб не ошибается/не лукавит из патриотических соображений, и 85,8 млн. штук артвыстрелов, произведённых в 1943 – все сплошь калибра не ниже 76 мм. Данные по производству «потребителей» этих самых боеприпасов в СССР в 1943 я выше приводил, осталось привести из того же источника сведения о производстве орудий в Германии в 1943 году. Итак, смотрим, сколько и каких орудий было тогда произведено в 3 рейхе в штуках:


Зенитных калибра 20 мм (Flak30/38) – 31503
Зенитных калибра 37 мм (Flak36/37/43) - 4131
Противотанковых калибра 50 мм (PAK-38) – 2626
Противотанковых калибра 75 мм, в том числе
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ PAK-40 - 8740
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ PAK-38/97 – 858
Противотанковых калибра 76,2 мм (переделанных бывших советских Ф-22 - 7,62cm PAK-36(r)) – 169
Лёгких пехотных (полковых) калибра 75 мм leig18 – 1965
Противотанковых калибра 88 мм (PAK-43/41 и PAK-43) – 1158
Зенитных калибра 88 мм (Flak-18/38/37) - 4416
Дивизионных гаубиц калибра 105 мм, в том числе
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ FHleig18 – 1661
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ FHleig18M – 1872
Горных гаубиц калибра 105 мм – 104
Корпусных пушек калибра 105 мм (K-18) – 454
Зенитных калибра 105 мм – 1220
Зенитных калибра 128 мм – 298
Тяжёлых пехотных калибра 150 мм (SIG33) – 862
Тяжёлых гаубиц калибра 150 мм (SFH18) – 785
Пушек калибра 170 мм – 78
Мортир калибра 210 мм – 103

Теперь сравним
1.количество орудий калибра 75 мм и выше советских и германских.
Советских получилось 25464, немецких – 24743, примерно поровну
А теперь выясним, сколько из них калибра 85 мм и выше:
Советских – 8985 (35,3% от общего числа 75 мм и более), немецких – 13011 (52,6% от общего числа орудий калибра 75 мм и более), в итоге немецких калибра 85 мм и выше оказалось в 1,45 раза больше. Ну да, правильно, средний немецкий снаряд калибра 75 мм и выше будет потяжелее и помощнее.


2. Количество противотанковых орудий и орудий, специально используемых в таком качестве (то есть, из них формировались противотанковые подразделения):
Советских получилось 43429 – кроме формально противотанковых, туда вошли все орудия калибра 76,2 мм и 85-мм зенитки. Немецких вышло 17967 - кроме формально противотанковых, там оказались опять же зенитки калибра 88 мм.


Вот только неплохо ещё сравнить их по мощности, назначив некое пороговое значение, скажем, способность с 1000 м пробить по нормали броню толщиной 75 мм. Этот порог преодолели 5570 советских противотанковых орудий и к ним приравненных, а немецких – 15172, или в 2,7 раза больше. Теперь становится понятно, почему СССР, произведя за время войны танков и САУ в два с лишним раза больше, чем Германия, и имея в течение почти всей войны вроде бы явное численное преимущество (с учётом лендлизовских танков – более чем в 2,5 раза), провозился с Германией без малого 4 года. Ведь в 1943 году одних Т-34 в СССР было произведено в 1,5 раз больше, чем в Германии всех танков и САУ, вместе взятых. При этом пушке Т-34 в том году упомянутый барьер бронепробиваемости был не по зубам (60 мм с 1000 м по нормали), а вот для 75% немецких танков и самоходов решение такой задачки не составляло ни малейшей проблемы.

Отсюда бестолковость затрат на изготовление значительной доли бронебойных снарядов: «какой толщины броню пробьют с расстояния в 1 км два снаряда из пушки танка Т-34, если, если один такой снаряд пробивает с этой дистанции броню толщиной 60 мм?».
3. Наконец, сравним производство пороха в Германии и в СССР в годы войны. «Промышленность Германии…» даёт для 1941-1944 гг такие среднемесячные значения производства пороха,тыс. тонн: 9,4, 12,3, 19,8, 21,5. Итого с середины 1941 до конца 1944 получается 699,6 тыс т. В СССР, по данным И.И. Вернидуба, за это же время было произведено 350,4 тыс тонн пороха – почти в 2 раза меньше. Даже с учётом лендлизовских 123,3 тыс тонн пороха, соотношение пороховых ресурсов получается в 1,48 раза в пользу Германии.
Вернёмся теперь к первому пункту сравнения ассортимента советских и германских орудий и вспомним про тягачи. Наиболее массовый в первой половине войны СТЗ-5 мог буксировать орудие массой до 3400 кг (122-мм или 152-мм гаубицы) со скоростью до 14 км/ч. – снова Несоветский источник:
http://www.bronetehnika.narod.ru/stz5/stz5.html


«Несмотря на большие потери осенью 1941 года, другие заводы были вынуждены прекратить производство тягачей, поэтому вся тяжесть снабжения Красной Армии транспортными гусеничными машинами легла на Сталинградский тракторный, который с 22 июня до конца года произвел 3146 СТЗ-5; за 1942 год – 3359… Всего завод изготовил 9944 таких машины, из них 6505 - после начала войны. Однако в армии на 1 сентября 1942 года этих машин насчитывалось всего 4678 - сказывались большие летние потери».
Выручил советскую артиллерию полугусеничный тягач ЗИС-42 – средняя скорость по грунтовым дорогам с полной нагрузкой (2750 кг на прицепе + 1500 кг в кузове) доходила до 20 км/ч. http://www.bronetehnika.narod.ru/zis42/zis42.html
И всё бы хорошо, только…:
«Но оставался основной бич отечественной техники – надежность. Что касается надежности, то на 1000 км пробега Студебекер колесной формулы 6х6 имел 3,5 поломки, из них вызвали длительные остановки 0,43, а ЗИС-42 имел 24 поломки, 12,7 из которых вызвали длительные остановки. Число сходов гусеницы составило 7,7 на 1000 км пути, а сходов с ведущей зубчатки зафиксировано 46. Время, затраченное на ремонт, в процентном отношении ко времени в движении, для Студебекера составило 5,2%, а для ЗИС-42 – 33,2%. Несмотря на то, что Студебекер обладал явно худшей проходимостью, он, в конечном счете, двигался увереннее, так как если он где-то и застревал, то на его вытаскивание тратилось меньше времени, чем на ремонт ЗИС-42. Правда, вытаскивали Студебекер при помощи ЗИС-42.
Кроме неисправностей в движителе, ЗИС-42 имел серьезные дефекты и в других механизмах, что сводило на нет хорошие качества грузовика по проходимости. Так, стандартное рулевое управление не выдерживало движения по пересеченной местности. Случались поломки в редукторе заднего моста и обрыв ведущих цепей.
По результатам применения этих автомобилей на фронтах, докладывавшихся на заседаниях Технического Комитета ГАВТУ КА, было сделано заключение о том, что ЗИС-42 может быть использован как транспортная машина, но не как тягач. Для боевой же обстановки она неприменима вследствие ненадежности и плохой маневренности.
»
Вот такие были у Красной Армии тягачи.
«Серийное производство ЗИС-42 велось по 1946 г. и выражалось следующими цифрами:
1942 г. — 752 шт.
1943 г. — 2115 шт.
1944 г. — 2334 шт.
1945 г. — 1102 шт.
1946 г.— 69 шт. »
В «Бронеколлекции» №3(42)-2002г – выпуск «Артиллерийские тягачи Красной Армии» тема обеспеченности Красной армии тягачами во время Великой отечественной войны раскрыта следующим образом:


«Неукомплектованность армейских частей средствами тяги и несоответствие тракторов орудиям, находившимся на вооружении, неблагоприятно отразились на ведении боевых действий, особенно противотанковой и зенитной артиллерией. частности, и по этой причине при отступлении наших войск в начале войны было потеряно значительное количество материальной части - около 2 тыс. орудий калибров 122, 152 и 203 мм…
В значительной степени напряженное положение с мехтягой в артиллерии ослабили поставки по ленд-лизу американских быстроходных транспортных тракторов и небольшого количества специальных арттягачей. Значительную часть армейских автоперевозок и буксировку полковой, дивизионной, противотанковой, гаубичной (122-мм) и зенитной артиллерии взял на себя колесный автотранспорт, в основном полноприводной (4x4 и 6x6), импортный, также поступавший по лендлизу. Благодаря широкому использованию этих автомобилей, суточные переходы многих артиллерийских соединений достигали 250 - 300 км.
»


Вот! Чтобы от производства артиллерии был толк, должны быть артиллерийские тягачи. В выпуске «Бронеколленкции» «Бронетанковая техника третьего рейха» (2002) по производству полугусеничных тягачей всех видов во время войны приведены следующие данные:
1941 – 8183
1942 – 7632
1943 – 9832
1944 – 7840
1945 – 924
Всего с 01.09.1939 в Германии было произведено 46165 полугусеничных тягачей. Согласно книге «Боеприпасы Победы» Вернидуба, в СССР по ленд-лизу поступило 8 тысяч тягачей. Из такого соотношения обеспеченности механической тягой и образовалось то незавидное для СССР соотношение по средней мощности артиллерийских орудий в сравнении с Германией.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Чего нет в советских источниках | Летнаб - Дневник Летнаб | Лента друзей Летнаб / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»