• Авторизация


О роли ленд-лиза «из первых рук» 19-10-2009 17:08 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Для начала процитирую 2-й том уже объявленной ранее книги «Советско-американские отношения во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг», стр. 136-138:

73. Из сообщения Народного комиссариата внешней торговли СССР о поставках Советскому Союзу вооружения, стратегического сырья, промышленного оборудования и продовольствия Соединенными Штатами Америки, Великобританией и Канадой
11 июня 1944 г.
Соединенные Штаты Америки и Великобритания, объединенные с Советским Союзом общей великой целью скорейшего разгрома гитлеровской Германии и её сообщников в Европе, вскоре же после вторжения немецко-фашистских полчищ в пределы Со¬ветского Союза приступили к снабжению СССР вооружением, промышленным оборудованием, материалами и продовольствием. В этом снабжении принимает участие также Канада, которая до 1 июля 1943 г. осуществляла поставки СССР в счет английских обязательств, а затем стала осуществлять их самостоятельно. Снабжая Советский Союз указанными ценными материалами, Соединенные Штаты Америки, Великобритания и Канада содей¬ствуют успехам Красной Армии и деле освобождения родной зем¬ли от фашистских захватчиков и в деле ускорения общей победы союзников над гитлеровской Германией и ее сателлитами.
Поставки осуществлялись Соединенными Штатами па основе Закона о передаче взаймы или в аренду вооружения (Закона о ленд-лизе), Великобританией - на основе, главным образом, Соглашения о взаимных поставках, кредите и порядке платежей от 16 августа 1941 г., а также на основе Соглашения о финансировании военных поставок и другой военной помощи от 27 июня 1942 г., Канадой — согласно закону Канады о взаимной помощи Объединенных Наций.
Ниже публикуются данные Народного комиссариата внешней торговля о поставках Советскому Союзу Соединенными Штатами Америки, Великобританией и Канадой.
ПОСТАВКИ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ
СОВЕТСКОМУ СОЮЗУ, ПРОИЗВЕДЕННЫЕ ЗА ПЕРИОД
С 1 ОКТЯБРЯ 1941 ГОДА ПО 30 АПРЕЛЯ 1944 ГОДА
ПНА ОСНОВЕ ЗАКОНА О ПЕРЕДАЧЕ ВЗАЙМЫ
И В АРЕНДУ ВООРУЖЕНИЯ
(ПО ЛЕНД-ЛИЗУ)
Соединенные Штаты Америки на основе Закона о передаче взаймы и в аренду вооружения (по ленд-лизу) отправили Совет¬скому Союзу за период с 1 октябри 1941 г. но 30 апреля 1944 г. 8,5 млн. тонн вооружении, стратегического сырья, продовольствия и оборудования всего на сумму 5357 млн. долларов.
Из отправленного количества прибыло в Советский Союз 7,4 млн. тонн на сумму 4612 млн, долларов, в том числе в 1941 — 1942 гг. 1,2 млн. тонн, в 1943 г. 4,1 млн. тонн и за 4 месяца 1944 г. 2,1 млн. тонн. На 1 мая 1944 г. находилось на пароходах в пути 68,4 тыс. тонн.
За этот период в Советский Союз доставлены из Соединенных Штатов следующие, из наиболее важных, средства вооружения и военного снаряжения:
самолетов — 6430, и сверх того — 2442 самолета, полученных из США в счет обязательств Великобрита¬нии,
танков — 3734,
минных тральщиков — 10,
больших охотни¬ков за подводными лодками—12,
торпедных катеров и малых охотников за подводными лодками — 82,
автомашин — 200771,
других средств военного механизированного транспорта—5397 единиц,
мотоциклов—17017,
зенитных пушек — 3108,
пушек «Эрликон» — 1111,
снарядов — 22,4 миллиона штук,
патронов — 991,4 миллиона штук,
пороха — 87,9 тыс. тонн,
толуола, тринитротолуола и аммонита — 130 тыс. тонн,
полевого телефонного про¬вода — 1229 тыс. км,
телефонных аппаратов — 245 тыс. штук,
армейских ботинок— 5,5 млн. пар,
армейского сукна — 22,8 млн. ярдов,
автопокрышек — 2078 тыс. штук,
В числе стратегического сырья доставлено:
высокооктанового авиационного горючего (авиабензин и изооктан) — 476 тыс. тонн,
алюминия и дюралюминия — 99 тыс. тонн,
меди и изделий из меди—18,4 тыс. тонн,
цинка — 42 тыс. тонн,
никеля — 6,5 тыс. тонн,
стали и стальных изделий— 1100 тыс. тонн, из них рельсов со скреплением —- 246 тыс. тонн.
Для нужд оборонной промышленности доставлено:
металлорежущих станков — 20380,
разного промышленного оборудования на сумму — 257,2 млн. долларов,
в том числе энергосилового оборудования на общую мощность — 288 тысяч кВт, включая 263 передвижные электростанции общей мощностью 39 тысяч кВт,
оборудование 4-х нефтеперегонных заводов и алюминиевого прокатного завода,
4138 судовых двигателей общей мощностью 1708,7 тыс. лошадиных сил,
2718 прессов и молотов,
524 крана,
209 экскаваторов
и для нужд железнодорожного транспорта:
паровозов — 241,
платформ — 1154,
цистерн для перевозки кислот — 80 штук.
Продовольствие доставлено в количестве 2199 тыс. тонн.


Конец цитаты

Осталось выяснить – сколь значимы были эти поставки в ходе боевых действий и военного производства.
Начнём с авиабензина – которого 476 тыс. тонн. Посмотрим в 12-томнике, сколь интенсивно летали советские соколы. В 7 томе на стр. 169 значится следующее:
«Контрнаступление советских войск против орловской группировки продолжалось 37 дней. Преодолевая оборонительные рубежи, они продвинулись в западном направлении до 150 км и разгромили 15 вражеских дивизий. За время Орловской операции фронтовая авиация и авиация дальнего действия совершили 60995 самолето-вылетов.»
Уточним, как будем считать. Из «Истории конструкций самолётов в СССР 1938-1950» / В.Б. Шавров, М.: Машиностроение, 1988. ISBN 5-217-00477-0 узнаём, что заправка Ил-2 составляла 550 кг бензина, заправка Ла-5ФН – 345 кг, заправка Як-9 – 320 кг. Собственно, на эти типы приходилась львиная доля всех боевых вылетов. Правда, там были ещё Пе-2 и Ил-4, но по интенсивности полётов они истребителям безусловно уступали, ибо те должны были не только сопровождать эту всю бомбардировочно-штурмовую братию, но и прикрывать наземные объекты против налётов супостата.
Итак, в пересчёте на Ил-2 получаем:
60996 самолёто-вылетов * 0,55 т =33547,25 т авиабензина
Пересчитываем, на сколько хватило бы 476 тыс. тонн, поступивших из США
476000/33547,25=14,18 Орловских наступательных операций

Разберёмся теперь с порохом.
Самая популярная 76,2-мм дивизионная пушка ЗИС-3 использовала унитарные выстрелы с гильзой, вмещавшей 1,08 кг пороха. Дивизионная же 122-мм гаубица М-30 имела несколько вариантов порохового заряда, полный заряд составлял 2,075 кг. Поделим между ними все 87,9 тыс. т пороха в соотношении 3 к 1 – на 3 кг пороха на снаряды 76,2 мм по 1 кг на 122 мм.
На гаубицы получается 22000000 кг/2,075 кг = 10,6 млн. выстрелов 122 мм дивизионной гаубицы.
На 76,2 мм пушки имеем 65900000 кг/1,08 кг = 61 млн. выстрелов 76,2 мм дивизионной пушки.
Интересно, это много или мало? Из 8 тома всё того же 12-томника (табл. 9) узнаём, что в первом полугодии 1944 года советской промышленностью было произведено 73,9 млн. снарядов и 38,0 млн. мин.
Среди 73,9 млн. снарядов были:
зенитной 37-мм пушки обр. 1939 г. – заряд пороха 0,21 кг;
полковой 76,2 мм пушки обр. 1927 г. – пороха 0,5 кг;
45-мм противотанковой пушки обр. 1937 г. для бронебойного снаряда – 0,36 кг, для осколочного – 0,095 кг пороха;
85-мм зенитки – 2,6 кг пороха;
122-мм пушки обр. 1931/37 г (А-19) – 6,82 кг пороха;
Таким образом, можно считать, что полученный у американцев порох вполне закрывает полугодовую программу 1944 года по артиллерийским боеприпасам. Если же учесть, что в первом полугодии 1942 года боеприпасов всех видов – авиабомб, снарядов и мин – было произведено 65,8 млн. штук (т. 4, табл. 5), включая 50-мм мины – что тут ещё сравнивать? Много бы произвёл СССР снарядов без союзнического пороха?
Теперь о станках. В 8-м томе всё того же 12-томника (табл. 8) приведена цифра производства металлорежущих станков во 2-м полугодии 1943 года – 13363 шт. По сравнению с ней объём поставок американских станков выглядит достаточно солидно – 20380 шт.
Впрочем, чего это я сравниваю с производством станков в 1943 году?
Согласно табл. 4 в 4 томе 12-томника в СССР в первом полугодии 1942 года было произведено 8,0 тысяч металлорежущих станков, а во втором полугодии 1941 – 16,4 тысячи. Динамику улавливаете?
Теперь алюминий. За 2,5 отчётных года из США поступило 99 тыс. тонн алюминия и дюралюминия. Для сравнения – за первое полугодие 1942 в СССР было произведено 24,2 тыс. т. первичного алюминия (2-е полугодие 1941 г – 28,5 тыс. т.). И не забываем, США были не единственным поставщиком алюминия.
По автотранспорту сравнивать особенно показательно:
С чем можно сравнить 200771 автомобилей, полученных из США за первые 2,5 года поставок по ленд-лизу?
Согласно табл. 3 (7 том 12-томника), в 1942 году в СССР было произведено 30,9 тыс. грузовых автомобилей, в 1943 – 45,5 тыс. На возражение «так из США поступали не только грузовики, но и джипы, и прочая негрузовая техника» сразу отвечу – а на войне что, только грузовики нужны? Можно ещё сравнить - в Германии грузовиков было произведено 78,2 тыс. в 1942 и 81,9 тыс – в 1943 г. – комментарии, как говорится, излишни.
С учётом изложенной выше информации можно с полным правом обвинить в пристрастности авторов того самого 1-томника, заявивших: «помощь союзников была весьма ограниченной, несопоставимо малой по сравнению с тем, что произвёл советский народ». Как мы видим, по алюминию, пороху, не говоря уже об автотранспорте, помощь союзников была не просто сопоставима по объёмам с производимой в СССР аналогичной продукцией, а в некоторых случаях и превосходила. К тому же не забываем, что немалая часть советского бензина была произведена на четырёх нефтеперегонных заводах, полностью оснащённых американским оборудованием. Равно как и заметная часть советского алюминиевого проката была произведена на американском оборудовании. И 2 млн. автопокрышек – это не запаски для поставленных за рассматриваемый интервал времени 200 тысяч американских автомобилей, в них «обували» и грузовики советского производства.
Так что не стоит путать невежество с патриотизмом. В век техники голыми руками много не навоюешь.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О роли ленд-лиза «из первых рук» | Летнаб - Дневник Летнаб | Лента друзей Летнаб / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»