Как снять документальный фильм?
Информация с сайта Гильдии неигрового кино:
http://www.gildydoc.ru/?tab=news&idx=16
Тем, кто хочет получить субсидию на производство документального кино от Министерства культуры РФ, следует набраться терпения. До сих пор не разобраны все поступившие заявки. С одной стороны, много заявок, около 1300. С другой, их проверкой занят только один человек, других, говорят, нет.
В сентябре, тем не менее, заявки будут розданы экспертам, и к концу сентября, возможно, определятся обладатели государственной поддержки. Будем ждать и надеяться.
Комментирует Дмитрий Завигельский:
Интересно, а кто эксперты? Хоть один эксперт, "открой личико", мы должны всех вас знать поимённо и право спросить: "А по какому праву ТЫ ЭКСПЕРТ???" и "Почему ты мне поставил "минус"?. Вот тогда начнётся настоящее веселье!
Коммментирует президент Гильдии неигрового кино В.Герчиков:
Сегодня я в очередной раз говорил с чиновниками нашего Министерства, пытался выяснить положение дел с заявками на субсидии. Получено около 1300 заявок. До сих пор они окончательно не рассортированы и не проверены на предмет наличия всех необходимых документов. Хотя мне было заявлено, что ошибок в оформлении бумаг много. На мой вопрос, когда эта рутинная техническая операция завершится и заявки будут розданы экспертам, получен следующий ответ: к концу сентября заявки должны прочитать эксперты, а в октябре возможно подписание контрактов. На мой взгляд, если учесть необходимость получения Удостоверений национального фильма, лавину контрактов, обрушившихся на кураторов и юристов, а также ожидаемый затор в бухгалтерии, раньше ноября - декабря на государственные субсидии рассчитывать не стоит. Получается интересная история: нас дерут как сидоровых коз, если не поставим на какой-то никому не нужной бумажке подпись или не теми нитками сброшюруем заявки, а наши партнеры - не благодетелями же или спонсорами их называть - свободны от временных, а может быть, и иных рамок и обязательств. К большинству работников Министерства культуры я отношусь нормально, порой сочувствую им, особенно когда их публично поносит господин Путин, но Министерство как система, призванная развивать и защищать кинематограф, становится все более неэффективной и независимой от кинематографистов. Что-то надо делать, и я хотел бы услышать ваше мнение.
Разумеется, вы можете сказать, что бесправие художника - явление повсеместное, и что бодаться с дубом занятие пустое и опасное. Но вот пример. В этом году наша Гильдия подала заявку на грант Общественной палаты. Там претендентов на государственные деньги не меньше, но процедура совсем иная. Ты приносишь документы, их тут же проверяют, и если все в порядке, сообщают регистрационный номер. Если же ты какую-то бумагу не донес или не так составил, тебе говорят: исправьте и принесите завтра. Далее, объявляя конкурс, там публично объявляют не только сроки приема заявок, но и точную дату подведения итогов, и точную дату начала финансирования. Почему наши чиновники не хотят работать в таком режиме? Скорее всего, по той причине, что мы им это позволяем.
Почти три года я пытался устроить встречу членов гильдии с ответственными руководителями Федерального агентства по кинематографии, а потом Министерства культуры, чтобы обсудить накопившиеся проблемы, наметить пути взаимодействия ради наших общих интересов. Однажды даже назначили конкретный день и час, но потом это мероприятие переносили из месяца в месяц, а потом похоронили саму идею. Бюрократия обожает тайну и закрытость, но нередко сама от этого страдает. Обособленность чиновников от кинематографистов привела к тому, что с ними перестали считаться их начальники в Кремле и Белом доме, с нами, впрочем, тоже. У Министерства отобрали большую часть средств, предназначенных кинематографу, и есть опасения, что отберут оставшееся. В этой ситуации еще острее стоит вопрос согласованности действий. Мы должны найти аргументы в пользу совместной работы по укреплению отрасли и донести их до Министерства. Но прежде нужно эти аргументы сформулировать.
Мне кажется, мы должны искать ответы на следующие вопросы. Как убедить общество и власть в важности того, что мы делаем и можем делать? Как усовершенствовать систему выделения и распределения субсидий, чтобы эта система работала на создание качественного и по-настоящему документального кино, способного дать сегодня и завтра подлинную картину жизни. Как совершенствовать систему проката, с учетом всех новых форм передачи информации? Как использовать горы отснятых за два последних десятилетия картин?
Не исключено, что наши интеллектуальные усилия не дадут результата. Но давайте хотя бы попробуем, все равно пока все в глухом простое.
PS. Гильдия готовится провести в ноябре маленький фестиваль (неконкурсный) фильмов о новом российском классе "Бизнес по-русски". Если у вас есть картины, посвященные современным предпринимателям и/или их проблемам, сообщите название, хронометраж, аннотацию. Год выпуска не имеет значения. Заранее благодарю.
Комментирует Дмитрий Завигельский:
Самая большая проблема в том, что из-за того что система грантов минкульта крайне несовершенная, чиновники крайне коруппированы (не говорю конкретно кто и где, а вообще в нашем государстве, это аксиома и доказательств не требует), господдержку получают "левые" люди. И из-за всего этого действительно "лавочку" могут прикрыть. Раздаются голоса одобрения в профессиональной среде: мне не дают так пусть и вообще никому не достанеться! Ну а откуда будет осуществляться поддержка док кино? Телевидение - нет, западные гранты - только в единичных масштабах... Короче, кроме минкульта никто документалистам реально не поможет выжить. Выход, конечно, есть. Сменить принципы господдержки и чиновников её осуществляющую. Это как минимум. Иначе прикроют, ей богу, прикроют "лавочку"!
Комментирует Алексфильм:
Черт возьми, до чего же скучно все это! Те, с умным видом выдают! Эти, с умным видом роятся, как мухи вокруг навозной кучи. И те и другие- мастера, все большие художники, все причастны к созданию нетленок)))
Хотя, на деле, и те другие, знают знают, что речь только о распиле. Весь смысл этого нытья только в одном: Товарищ, а товарищ - дай попилить! Ну че ты, в натуре, блин, ну хоть за ручку подержаться!!!
Николай Макаров отвечает Алексфильму:
Алекс, Вы не правы. Это выродившаяся Национальная Программа поддержки отечественной кинематографии. Ведь как известно док и н-п кино не окупается и проката не имеет. Нас, художников, поддерживает государство. И речь о том, чтобы возродить выродившуюся идею. Нам во всём мире завидуют. Удивительно только, то весь мир сейчас переживает подъём док. кино. И художественный уровень у них подчас высокий. Куда выше нашего... А у нас - всё какая-то задница. Наверное задница с мозгами. Вообще мы не готовы к цифровой и медийной революции. Мыслим по-старому. Шутка ли сказать - до сих пор хотим снимать док кино на плёнку!
Борис Дворкин отвечает Алексфильму:
Алексфильм, те, кто работает на гранты минкульта, делают кино. Завильгельский в их числе. А что делаете вы и что вы есть в КИНО, что позволяете себе столь оскорбительные замечания? Скорее ваше жужжание схоже с жужжанием навозной мухи.
Комментирует Дмитрий Завигельский:
Не знаю, в какой куче возится уважаемый "Алексфильм", но мы-то как раз не пилим, а делаем что-то: Борис, Николай и многие другие документалисты. Есть некое сообщество людей своей профессии, объединённая в Гильдию, Союз. Пусть Союз там сейчас раздирают всякие склоки, от которых нам, документалистам не холодно не жарко, но я твёрдо уверен, что начать менять условия господдержки надо именно с этого. Приоритетом должны быть люди, занимающиеся своей профессией, тоесть члены Гильдии неигрового кино, Гильдии режиссёров России, СК России, а далее дебютанты и студенты еще никак не проявившие в кино молодые дарования. А все остальные в очередь! Пусть это банально звучит, но на нас не зря государство учило и тратило деньги. Для чего? Чтобы господдержку получали неведомые нигде не обучавшиеся ремеслу люди? Ну мечтают они о кино, так дорога в киновузы сейчас открыта любому человеку несмотря на возраст. Милости просим! Так вот, профессиональные режиссёры должны иметь право заниматься своей профессией! И это задача Гильдии, нас с Вами. Сколько членов СК документалистов? Человек 400. Всех надо обеспечить работой и тогда дело пойдёт, уверяю! Те кто окончил ВГИК или ВКСР, "пилить" не будут. Они будут счастливы, что им дали возможность работать, делать кино. Многие талантливые люди не могут за себя постоять перед чиновником, продюсером. Им нужна помощь. Им нужно предлагать гранты, а не заставлять унижаться, носить эти бумажки и пр. Тому же Шиллеру, Косаковскому, Дворкину в конце концов. Чиновники должны работать с этими людьми, они для них, а не наоборот.
Тем более, сейчас ситуация в корне изменилась к лучшему. Технологическая. А система Госкино заточена на советское кинопроизводство, которое давно уже не существует. Это тоже надо учитывать, а не пытаться реанимировать уже давно находящиеся в коме студии (я имею ввиду ЦСДФ и пр. госструктуры). Надо дать им навсегда прекратить существование и ориентироваться на личности творцов, а не на бренды прошлого века, которые уже никогда не воскресить.
Комментирует Николай Сологубовский:
Согласен с Дмитрием, Николаем, Борисом...
Но в данной ситуации рассчитываю только на помощь моих друзей. В Минкульт не буду писать, не буду унижаться и ждать у моря погоды. Изменится ли она? Не верю, хотя поддерживаю полностью позицию Гильдии.
Есть порядочные люди, у которых есть деньги и которым дорого русское документальное кино. Они поддерживают серьезные темы. Поэтому продолжаю работать, снимать. И когда отчаяние подступает, вспоминаю слова Льва Николаевича Толстого: «Все проходит. Кино остается!»
И эти слова великий русский человек сказал именно о ДОКУМЕНТАЛЬНОМ КИНО!