Фильм "Анастасия" (док.)
За полчаса до показа документального фильма «Анастасия» к нам подсел некий респектабельный мужчина и стал расспрашивать, отчего мы выбрали документальное кино, а не «Прикольную сказку», на которую в фойе к\т «Победа» зазывали более активно. Мы ему охотно рассказали обоснование своего выбора: реклама хорошая была. Мужчина не понял: что, разве теперь кино выбирают по обилию рекламы? Я возразила: по качеству! Он опять не понял. Пришлось разжевать: в релизе стояло указание: «Севастополь. 1920 год. От очевидцев». Как можно не пойти? Вряд ли сегодня у простого зрителя есть шанс познакомиться с документальным кино, иначе как на фестивале. А уж когда фестиваль сам пришел к тебе в город…Мужчина удовлетворился ответом и отошел, на прощанье развеяв мое подозрение о том, что он имеет отношение к авторскому коллективу и интерес его – не праздный.
Сеанс немного откладывался, но зал собрался убедительный – почти полный. И что я вижу? Наш любопытствующий герой оказался именно тем, кому выпало представлять фильм на фестивале. Не создатель фильма, но представитель Морского собрания города)
Некоторый объем напутственной историко-политической информации и… свет в зале гаснет, а по экрану летит арабский ветер, путаясь в пальмовых ветках и захлебываясь брызгами Средиземного моря. Стоп! А где же Севастополь 1920-го? А он везде: фильм повествует о том, как российский императорский флот покинул свою главную базу в Севастополе, чтобы встать в томительном четырехлетнем ожидании на приколе в тунисской Бизерте. Но, прежде всего, фильм «Анастасия» – это гимн русской женщине, которая прошла в жизни удивительно насыщенный путь – от первых шагов рано повзрослевшей дочери моряка, волею судьбы оказавшейся в русской колонии в арабской стране, до славы самой уважаемой русской женщины в Тунисе (и не только!)
Анастасия Ширинская на протяжении почти всей картины присутствует в кадре и рассказывает об одном из самых главных дел своей жизни: она написала летопись тех событий, она сохранила то, чему судьба была раствориться и перемолоться в жерновах истории, на берегу нерусского моря она спасла русскую память, и потому в свои почти 96 она нужна везде – и там, и здесь…
«Только не говорите: «Бабушка устала»! Бабушка этого очень не любит!», смеется Ширинская. Конечно, Анастасия и сегодня в движении - либо в работе, либо в пути)
Воспоминания о современниках – взрослых и сверстниках, рассказы о буднях и праздниках русской колонии, о бесконечной вере русских моряков и их родных в то, что Родина о них вспомнит – все это горестная и светлая начинка фильма. Болью пронизаны ее воспоминания о драматичном спуске Андреевского флага, но с гордостью рассказывает она о том, как строился первый православный храм в Бизерте…Невозможно не откликнуться на пронзительное: «Россия, я люблю тебя!», которое маленькая Настя Манштейн кричала через море, выходя на скалистый берег…
Фильм Виктора Лисаковича дарит удивительный свет и надежду. Да и главная его героиня утверждает, что на вопрос Всевышнего, была ли она счастлива… готова дать единственный ответ. Ну, каким еще мог быть этот фильм?
http://nat-ali.livejournal.com/102088.html?thread=1131720