Сначала небольшая историческая справка:
Древний Рим. Борьба за власть, борьба за территории.
http://zoroastrian.ru/node/600
В 311 году умер римский император Галерий. Максимин Дайя и Лиципий немедленно разделили его владения. Максенций снова занял Африку, а Константин завершил на Рейне войну против франков и алеманнов. Империя на время замерла в ожидании, но то было затишье перед бурей. Соперники медленно разворачивали свои армии, с недоверием всматриваясь друг в друга. В феврале 312 года Константин начал военные действия. Его 40 тысячная армия перешла Альпы и появилась в северной Италии. Максенций собирал воинов в Риме, а командование передал преторианскому префекту Рурицию Помпеяну. В сражении у Медиолана успех выпал на сторону Константина. После взятия Вероны Константин двинулся прямо на Рим.
Максенций сосредоточил свою армию у Мульвидиева моста в пяти милях от города. 28 октября 312 года солдаты Константина стремительной атакой опрокинули противника в реку. Во время бегства понтонный мост развалился, Максенций и множество воинов утонули в Тибре. На следующий день во главе торжествующей армии Константин вступил в Рим.
При ретроспективном освещении этих событий в победе Константина увидят не только политический шаг, изменивший расстановку сил на западе империи, но и решающий поворот в религиозной позиции императора.
Внешним признаком новой политики стало обращение Константина к христианскому богу и широкое провозглашение покровительства христианству.
Накануне решающей битвы перед глазами Константина произошло чудесное явление. На заходящем солнце возникло изображение креста и сложилась надпись «сим побеждай». Когда нчью в палатке он лежал и думал о том, что могло бы означать это странное видение, к нему явился са Христос, ободрил надеждой на победу, и приказал, сделав знамя с изображением креста, смело вести моих солдат в бой (по другой версии, перед боем Константин велел своим воинам нанести на щиты изображении креста и употреблять это знамение как защиту от врагов).
Во время борьбы за власть Константин выступил против митраиста Максенция, на боевых знаменах которого был изображен Sol Invictus, что вынудило его стать клятвопреступником и отказаться от обязательств, данных им при посвящении в мистерии Митры.
Штампованный серебряный диск с изображением Sol Invictus, Рим, 3-й век
Sol Invictus («Непобедимое Солнце») был официальным римским богом солнца, созданным императором Аврелианом в 274 н. э. Его культ превосходил другие восточные культы по важности вплоть до отмены язычества при Феодосии I. Общепризнано, что самой ранней надписью, связывающей непобедимого императора с солнцем, является легенда на бронзовом орнаменте, датируемая по своему стилю вторым веком: INVENTORI LUCIS SOLI INVICTO AUGUSTO.[1]
Римляне проводили фестиваль 25 декабря, называемый Natalis Solis Invicti («день рождения непобедимого солнца»). 25 декабря был первым днём после зимнего солнцестояния, когда было заметно удлинение светового дня.
Наименование Sol Invictus также применялось к некоторому количеству других солнечных божеств в течение этого периода.
Константин стал вероотступником, отказавшимся от религии своих предков в угоду собственным политическим интересам. Попытка анализа причин, подтолкнувших Константина к принятию такого важного шага как смена религиозных убеждений, невольно наводит на следующие рассуждения: ему нужна была религия народных масс, соответствующая его собственным политическим интересам. Он видел себя в роли божьего избранника, устанавливающего новый мировой порядок. Карлхайнц Дешнер пишет о Константине:
«В его религиозно-политических манифестах император всегда выглядит призванным освободить человечество от чумы антихристианской тирании, чтобы объединить его в поклонении «истинному Богу», в новой универсальной христианской империи». Христианский император хотел того же, чего страстно желал и его предшественник митраист Диоклетиан — оба они стремились укрепить империю благодаря религиозному единству, с той лишь разницей, что Диоклетиан делал ставку на язычество, а Константин — на христианство.
Что касается символов, под которыми побеждал Константин, то это лабариум-
— название знамени, которое установил для своих войск император Константин Великий вследствие видения им на небе знамения креста накануне битвы у Мильвийского моста (312 год). Оно имело на конце древка монограмму Иисуса Христа, а на самом знамени надпись: лат. «Hoc vince» («С ним побеждай»).
Победа над Максенцием вдохновила Константина на установление им нового военного штандарта — крестного знамени с монограммой Христа. Существуют убедительные доказательства того, что Labarum (а именно так назывался христианский штандарт) имеет в своей основе солярную символику (крест в круге — Древнейший языческий символ Солнца), что говорит о том, что Константин, даже отдав предпочтение христианству, наполовину оставался язычником.
Судя по всему, во Христе Константин видел «Новое Солнце», — иначе невозможно объяснить, каким образом в царствование христианского императора могли появиться монеты с изображением Sol Invictus на реверсе. Политеизм Константина выражался в одновременном почитании Христа, Аполлона, Геркулеса, Марса, Юпитера Сохраняющего и т.д.
В последние годы своей жизни, когда христианство уже было объявлено государственной религией Римской империи, Константин все еще оставался наполовину язычником — он допустил изготовление статуи из порфира в виде Гелиоса, а за день до своей смерти издал эдикт, согласно которому «языческие священники навсегда должны быть свободными от всех низких повинностей».
Тем не менее, среди всей этой идеологической мешанины Константин — очень дальновидный политик сделал ставку на христиантсво уже в самом начале своего триумфального политического пути - во время борьбы со своим западным соправителем Максенцием.
Максенций выступил против Константина под знаменами Sol Invictus. Так его поражение в этой войне предрешило судьбу митраизма в частности и язычества в целом.
Часть 2-я
Сан-Франческо в Ареццо — посвященный святому Франциску храм в Ареццо (Италия), известный благодаря циклу фресок, созданных Пьетро делла Франческа на тему истории Животворящего Креста Господня.
Наибольшую славу зданию составили росписи главной капеллы, созданные художником.
Сновидение Константина». Изображёно явление во сне Константину Великому ангела, пообещавшему победу Константину, если на щиты его войнов будет нанесена монограмма Христа — «ХР». Обещание сопровождалось явлением на небе знамения креста с надписью «Сим победиши!». Вазари наиболее восхищается этой фреской, написанной Пьеро «…его талант и искусство в том, как он написал ночь и ангела в ракурсе, который спускается, неся знамение победы Константину, спящему в шатре…, и освещает своим сиянием и шатер, и воинов, и все околичности с величайшим чувством меры».
«Победа Константина над Максенцием». Изображена битва у Мильвийского моста (28 октября 312 года) в которой император Константин одержал победу над узурпировавшим в 306 году власть императором Максенцием.
Меня удивил символ на знамени, изображенный художником. Это изображение некоего монстра, похожего на василиска. Иногда василиском называют зверя, изображённого на гербе герцогов Миланских.
Что бы это могло обозначать? Буду благодарна за подсказки.