ЕС начал наблюдение за Россией
02.10.2008 01:05 | РБК daily
Со вчерашнего дня в соответствии с планом Медведева - Саркози в зонах конфликтов вокруг Абхазии и Южной Осетии приступила к работе наблюдательная миссия Евросоюза. Ее официальная задача - "содействовать стабилизации ситуации в Грузии и в регионе".
С одной стороны, создание миссии ЕС означает фактическое согласие с существующим положением дел, которое установилось после так называемой пятидневной войны - когда независимость Абхазии и Южной Осетии была признана Россией. Но, с другой стороны, наличие миссии может быть использовано Западом, плохо скрывающим свои симпатии к Саакашвили, как инструмент воздействия на Москву и на отделившиеся республики.
Хотя наблюдатели не вооружены и не имеют полномочий напрямую пресекать возникающие конфликты, европейцы надеются, что их присутствие поможет предотвратить насилие, а также способствовать возвращению в свои дома грузинских беженцев. Численность наблюдателей составит 200 человек, которых направят 22 страны Евросоюза.
Накануне в районе населенного пункта Каралети на посту миротворческих сил Российской Федерации в зоне безопасности рядом с Южной Осетией состоялось рабочее совещание между командующим миротворцами РФ Маратом Кулахметовым и представителями военной миссии ЕС. По итогам этого совещания с сегодняшнего дня европейцы начнут патрулирование до южной границы зоны безопасности, установленной вокруг республики. В дальнейшем их наблюдение может охватить и саму зону. Однако Россия, Южная Осетия и Абхазия категорически возражают против допуска наблюдателей на собственную территорию, чего добивается Саакашвили.
Проблема в том, что наблюдение за зоной конфликта рискует превратиться в наблюдение за действиями Южной Осетии, Абхазии и России. Запад не скрывает своих симпатий к Саакашвили, и поэтому полученная наблюдателями информация может быть использована для раскручивания пропагандистских обвинений в адрес России. Грузины же, естественно, будут представлены исключительно как "пострадавшая сторона". Подобную предвзятость со стороны Запада мы имели возможность неоднократно наблюдать как в ходе югославских событий (когда во всех бедах региона обвинили сербов), так и в ходе последней югоосетинской войны. Как известно, наблюдатели ООН и ОБСЕ не смогли предотвратить нападение Саакашвили на Цхинвал и почти никак не заявили о себе в ходе разбирательств по вопросу о развязывании конфликта.
"Значение миссии не надо переоценивать, - сказал РБК daily заведующий отделом СНГ Российского института стратегических исследований (РИСИ) Александр Скаков. - Она лишь должна сообщать партнерам - ЕС, ООН и ОБСЕ - о ситуации в зоне конфликта". Предотвратить новую агрессию, по мнению эксперта, она, разумеется, не сможет. Тем не менее г-н Скаков убежден, что в отличие от американцев, которые фактически подталкивали Саакашвили к нападению на Цхинвал, европейцы делают ставку на мирное решение вопросов, хотя, конечно, и в рамках "территориальной целостности" Грузии. Эксперт из РИСИ надеется, что наша страна не пойдет на дальнейшие уступки Западу и не допустит эту миссию в Абхазию и Южную Осетию. "Очевидно, что не из Абхазии и Южной Осетии исходит угроза миру в регионе - и это не место для шпионажа", - считает он.
Более скептически смотрит на перспективы европейской миссии руководитель отдела Закавказья Института стран СНГ Михаил Александров. "Россия надеется, что эта миссия предотвратит возможную угрозу агрессии со стороны Саакашвили, - сказал он РБК daily. - Но, на мой взгляд, таких целей эта миссия не добьется. У ЕС другая цель - не допустить присутствия российских войск в стратегически важных районах Грузии, в частности, вдоль дороги Поти - Кутаиси - Гори - Тбилиси". Наши миротворцы находились в районах, которые позволяли контролировать грузинский транзит, однако с уходом российских войск этот инструмент воздействия на политику Грузии исчезает, сожалеет г-н Александров. Поэтому теоретически нельзя исключать, что Грузия "в урезанном виде" будет принята в НАТО, а каспийский транзит возьмут под свой контроль американские войска.
Что касается Саакашвили, то он стремится отодвинуть российские войска как можно дальше и заставить наблюдателей ЕС действовать на территории Абхазии и Южной Осетии, чтобы препятствовать нормальному военному сотрудничеству России и этих новых независимых государств. Более того, он заинтересован в том, чтобы под прикрытием этой миссии наблюдателей наращивать вооруженные силы на границе и вернуться к политике диверсионно-террористической войны против Абхазии и Южной Осетии. Используя западную помощь, грузинский президент постарается восстановить свою боевую мощь. Далее же, если, допустим, грузинские диверсанты проникнут на территорию Южной Осетии, а Россия нанесет ответный удар, во всем обвинят именно нас. "Миссия ЕС при этом будет его (Саакашвили) прикрывать, более того, любые ответные меры будут встречать критику Евросоюза", - считает Михаил Александров. Западные наблюдатели, говорит он, не беспристрастны, что можно наглядно видеть на опыте Косова и той же Южной Осетии, где все годы правления Саакашвили шла непрекращающаяся диверсионно-террористическая война. "Там наблюдатели закрывали глаза на провокации грузин, а если что-то делали осетины - сразу же возмущались и писали жалобы. Поэтому, видимо, такая ситуация будет сохраняться", - напоминает эксперт. Единственный аргумент, который, по его мнению, остается у России, - пригрозить, что если возобновятся эти акции, мы введем войска в зону безопасности. Г-н Александров убежден, что лучше предупредить ЕС об этом заранее, чтобы миссия работала "более эффективно".
РБК daily
http://www.rambler.ru/news/politics/russiageorgia/566786720.html