Что: выставка «Тайны инквизиции». Где: Тюменский музей ИЗО. Когда: 25 марта 2012 г.
Сам я никогда бы не пошёл на эту выставку. Не потому что страшно – моя первая выставка называлась «Чеченский дневник» и открылась в мае 1996-го, когда в Грозном ещё шли бои. Помнится, я предлагал поставить в центре зала цинковый гроб для пущего эффекта, но коллеги отговорили, сказали, что будут обмороки. От чего падать в обморок здесь – ума не приложу. Для самой краткой рецензии достаточно одного слова: скучно. Но коллеги (увы, бывшие) попросили всё же взглянуть и изложить своё мнение – откровенно и беспристрастно. Говорят, снова атаковала «православная общественность» – за «моральное разложение». Само по себе дело тоже не новое – чувствительные хоругвеносцы возбуждаются и от куда менее страшных предметов, чем бутафорские орудия пыток. Но сердцу (доброму) не прикажешь и вот я здесь, выполняю обещанное.
Бутафория
В принципе, всё предсказуемо – слава богу, за 15 лет музейной работы я досыта насмотрелся на привозные коммерческие выставки, жанр на редкость однообразный. Четыре зала довольно слабо заполнены витринами, плюс несколько предметов представлены на подиумах. Впрочем, это не музейные предметы в классическом понимании этого термина, поскольку перед нами исключительно бутафория. Этим же словом я охарактеризовал бы и живописные работы, изображающие пытки и казни – вряд ли они имели бы шанс появиться в стенах Тюменского музея ИЗО с его богатыми коллекциями, иначе как в составе сего балагана.
Про оформление говорить не буду – его попросту нет. И это ещё одна типичная черта подобных выставок: жидкий набор экспонатов, корявый этикетаж, крайне немногочисленные аннотации и отсутствие дизайна. «За что деньги?!» – воскликнет обыватель. За тему, родной, и только за неё. Пытки, уроды, знаменитости – не криви душой, тебе же это нравится! Никогда не забуду первую выставку уродов, якобы из Кунсткамеры (до сих пор смеюсь), открывшуюся в музее «Городская дума» в (примерно) 1998 году. Толпы алчущих полюбоваться на сокровища абортария и циррозную печень бросали машины прямо перед зданием, чтобы выстоять последовательно три длиннейших очереди перед входом, кассой и собственно выставочными залами. Музейщиков, ошалевших от невиданного наплыва посетителей, больше всего поражали беременные дамы и мамочки с малыми детьми. «И на черта мы здесь горбатимся, когда народу, оказывается, нужно ЭТО?!».
Ну да ладно, вернёмся к нашим баранам. Что с экспонатами? Это действительно орудия пыток – изготовленные в наши дни и искусственно состаренные. Любители острых ощущений и знатоки темы скорее всего будут разочарованы. По большей части это железные позорные маски – достаточно однообразные как по функциям, так и по дизайну. Остальные орудия пыток также не слишком впечатляют (хотя фильмов ужасов я не смотрел уже лет 20). И дело, наверное, не столько в закалённой психике, сколько в отсутствии исторического, культурного контекста. В ряде случаев вообще сложно понять, как использовалось то или иное орудие («аист», к примеру). Поясняющие иллюстрации отсутствуют. Тексты также крайне малочисленны и довольно туманны.
Посконный патриотизм автора порой умиляет до слёз. Так на усеянном гвоздями «стуле для допросов» красуется пояснение, что он использовался во время допросов в Европе до середины 19 века. «Просвещённая Европа. В России в это время отменили крепостное право», восклицает наш патриот. Да уж, тут европейцам действительно нечего ответить – у них крепостная зависимость исчезла за 200-300 лет до этого.
А вот с гарротой - разновидностью удушающего устройства, применявшегося в Испании и Португалии, автор и вовсе дал маху. Аннотация утверждает, что при вращении винта стальной штырь медленно входил в голову жертвы. На самом деле, поворот винта сжимал стальной обруч (ранее – вёрёвку), что и приводило к удушению. Обычно достаточно было трёх-четырёх поворотов, чтобы пережать сонную артерию. Но потом, для пущей скорости (= гуманности), добавили стальной болт, который ломал мозжечок, так что дело кончалось в считанные секунды. Позднее появилось ещё стальное лезвие, перерезавшие позвонки, но это уже детали. Кстати, последняя официальная казнь при помощи гарроты состоялась в 1974-м, а не в 1975-м. Впрочем, довольно придирок, перейдём к сути.
Балаган Unlimited
Зачем вообще открывать подобные выставки в музее, основанном тюменским учёным более 130 лет назад для просвещения сибиряков? Или музею просто нечего показать тюменцам? Странно, его коллекции выставлялись в Музее Московского Кремля (1999 г.), Государственном Историческом музее (2004 г.) и каждый раз встречали самый радушный приём. Разруха, как обычно, не в клозетах…
Развлекать и зарабатывать – таковы два главных требования, предъявляемых к тюменским музеям последние десять лет. «Какая история края? Какие музейные предметы?» – такова реакция на попытки создать настоящие исторические выставки, основанные на фактах и подлинниках. «Пара залов с картинами – их мамаша посмотрит. Сынок в это время в игровые автоматы поиграет. А папа в баре посидит, пивка выпьет» – такова концепция нового тюменского музея в изложении того, от кого зависит судьба всех учреждений культуры региона. Цитата практически дословная.
По счастью, реализовать этот план в полной мере удалось лишь в Ялуторовском остроге – развесёлом балагане, где за народные традиции выдают живопИсь и кошечек, подобных тем, что полвека назад продавал на базаре незабвенный Вицин. Кстати, в подземелье там есть и камера пыток – разумеется, столь же бутафорская, с европейскими орудиями пыток и гламурным палачом в белых перчатках. И всё это буквально в пятидесяти метрах от Сретенского собора. Удивительно, что сие обстоятельство до сих пор не вызвало гнева «православных» защитников морали.
Хотя чего тут собственно возмущаться, по правде говоря? Пытки – часть давней русской традиции, неотъемлемая часть нашего прошлого и, увы, настоящего. Любое следственное дело на Руси всегда сопровождалось пыткой, в противном случае показания считались недостоверными. Как правило, допрашиваемый должен был пройти через три последовательных круга мучений и каждый раз слово в слово подтвердить свои слова. Стоило сбиться хотя бы в одной детали – назначался новый троекратный пыточный круг.
А уж пытать на Святой Руси умели! Вздёрнуть на дыбу, поддать горящим веником, вырвать кусок плоти щипцами, загнать иглу под ногти, раздробить суставы, обдать кипятком али смолой, содрать кожу, выдрать волосья, а, в конце концов, посадить на кол, подвесить на глаголь (крюком под ребро), четвертовать, а то и просто сжечь – на поленнице, а то и в срубе – это наши предки умели. «Согнуть в бараний рог», «узнать подноготную» – мы до сих пор используем терминологию русских палачей, созданную для обозначения наиболее популярных пыток.
От инквизиции русская система дознания отличалась лишь тем, что делами веры здесь также заведовало государство – православная церковь со времён Петра I была его послушной служанкой, а потому заботливо оберегалась хозяином. Впрочем, пыточные камеры были не только в воеводских избах и канцеляриях, пытали в каждом господском доме, на заводе и, разумеется, в монастырях, часто использовавшихся в качестве тюрем. Нравы, конечно, постепенно смягчались: так, при Петре I перестали пытать хотя бы беременных, а в царствование Елизаветы женщин стали бить плетями вместо кнута.
Однако с «просвещённой Европой» состязаться нам всё же трудно. В Пруссии пытки отменили в 1754 г., в Австрии – в 1787-м, во Франции – в 1789-м, в Англии и Швеции пытки исчезли ещё в 16 веке (исключение составляли дела о ведьмах. В России указ об отмене пыток появился в 1801 г. – после скандального дела в Казани, где казнили невиновного, оговорившего себя под пытками. Но в реальности добрые православные люди жгли друг друга калёным железом ещё полвека – до реформ Александра II.
Примечательно, что в царствование Елизаветы разгорелся спор о том, до какого возраста нельзя применять пытки. Просвещённый и рациональный Сенат предлагал отменить пытки к россиянам, не достигшим 17 лет. Святейший Синод однако требовал пытать с 12 лет – возраста, когда поданные приносили присягу и женились. Надо признать, что столь суровый подход святые отцы проявляли последовательно и лишь в 1767 г. тот же Синод заменил пытки и телесные наказания для провинившихся монахов и священников монастырскими трудами и «отрешением от дохода и от прихода». Что-то я увлёкся…
Резюме
Подведём итоги.
Выставка – фуфло. Но виноват в этом не музей, а те, кто требует от него устраивать балаган за казённый счёт, превращая уникальное по своим свойствам учреждение культуры в сельскую ярмарку позапрошлого столетия.
Тема – вполне адекватная и близкая российской истории, в особенности сибирской. Вот если б раскрыть её на местном материале – пусть с муляжами, но достоверно воссозданными, с комментариями в виде книг, гравюр, документов, рассказом о судьбах людей того времени – вот это было бы дело.
«Православные» воители – аудитория крайне специфическая в силу непоколебимой уверенности в обладании абсолютной истиной, так что спорить с ними, как правило, бесполезно (слава богу, на костёр они теперь уже не пошлют – силушка не та). Лучше просто поблагодарить за внимание (не каждая экспозиция иконописи такого удостаивается), пригласить бесплатно посетить выставку и послать что-нибудь в подарок для поднятия настроения, угнетённого долгим постом.
P.S. Интересно, что подавали на фуршете в честь открытия выставки. Я думаю, шампанское...