• Авторизация


Еврейские надгробия в Тюмени 28-07-2021 18:47


Недавно позвонил тюменский ребе и спросил, есть ли у меня еще снимки еврейских могил с Текутьевского кладбища - вроде тех, что я сделал в 1996 году и загрузил в 2009 году в Викимедиа. Я ответил, что загрузил все, что было, а в старых фотоархивах копаться сложно, ибо иудаикой не занимаюсь уже давно, как впрочем, и краеведением в целом. В 1990-е годы успел кое-что сделать на энтузиазме, нащупал множество интересных тем, но полное отсутствие интереса со стороны музейного руководства. Предложил еврейской общине профинансировать исследования, но в ответ услышал, что с удовольствием послушают и почитают об итогах исследований, а вот все остальное дело сложное. Какое-то время оплачивал это хобби сам, своим свободным временем, но после злоба дня победила и работу по изучению истории еврейской общины края пришлось свернуть.

Остался десяток статей, часть коих была переиздана еврейской общиной в тематическом сборнике. Да еще несколько фотографий. Ах да, вспомнил еще, что переписал тогда, все что смог прочесть на еврейских могилах, случайно обнаруженных мною в центре Текутьевского кладбища, что расположено в центре современной Тюмени. Ребе сказал, что это тоже очень важно, ибо за 25 лет многое утрачено.

Рад, что хотя бы 25 лет спустя это стало интересно самой еврейской общине. Предполагая, что данные могут пригодиться и тем, кто ищет своих предков, решил выложить список здесь. Заодно нашел еще ряд снимков и загрузил туда же. Итак, список ниже, фото здесь. 

А вот моя версия того, как они могли там появиться. Накануне революции 1917 года в Тюмени было два еврейских кладбища. Одно находилось на восточной окраине Текутьевского кладбища, другое - на окраине Затюменского кладбища. Первое было снесено в сер. ХХ века во время строительства ДК "Геолог" и площади за ним. Затюменское кладбище было полностью уничтожено в те же годы, на его месте построен асфальто-бетонный завод. В центре Текутьевского кладбища (православная часть ещё сохранилась) находится около 25 еврейских захоронений 1940-х - 1950-х годов. Можно предположить, что они были перенесены сюда родственниками накануне сноса еврейской части кладбища.

 

1. еврейский текст

   ГУКОВСКИЙ

Ноих Лейзерович

1883-1951

текст

2. изображение рук

еврейский текст

Здесь покоится

В.М.Салганик

род.1871. ск.1953

текст

3. Дорогой мамочке

и жене

БАЧКУРИНСКАЯ С.А.

1886-1958

мир праху твоему

4. ДИМАНД

Наум Львович

род.Секурань Черновицкая обл.

1873.-10.XII.1947

текст

5. Здесь покоится прах

Пагис

Инны Осиповны

1822/II86 г. -1920/I48г.

текст

6. изображение звезды Давида

еврейский текст

Здесь покоится прах

нашего любимого

КАСАП Якова Иделевича

1910 г. - 1955 г. из города Бендеры

текст

7. Здесь покоится прах

дорогой любимой мамы

Клейман

Марии Иссаковны

1888-1948 гг.

8. Здесь

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Екатерина Пономарева – звезда тюменского плагиата 27-10-2019 13:37


Тюменская журналистка Екатерина Пономарева украла мои тексты. Открыто, осознанно, нагло. Просто опубликовала их под своей фамилией в газете «Аргументы и факты в Западной Сибири». На данный момент, я точно знаю про две статьи – «Тюменские благодетели» и «Тюменские бузотеры». Возможно, она воровала до и после этого, но в Интернете я наткнулся только на эти два примера, а листать подшивки в поисках плагиата у меня нет ни времени, ни желания.

2807150_69518727_2396011120720654_4772384599219109888_n (429x429, 21Kb)

Дело было так. В 2005-2007 годах я работал в краеведческом музее и вел рубрику, посвященную истории города, в тюменском журнале «Абсолют». Каждые полтора месяца выходило по статье. Темы старался поднимать интересные для массового читателя, рассказывать просто, но на основе достоверных фактов. Популяризация науки в чистом виде.

В номере за сентябрь-октябрь 2005 г., на стр. 16-17 вышла статья «Тюменские благодетели», посвященная благотворителям старой Тюмени.

[498x700]

[484x700]

В марте 2007 г. на стр. 12-14 была опубликована статья про кулачные бои в Тюмени – «Тюменские бузотеры».

[439x700]

[507x700]

[498x700]

Журналисты быстро проведали, что есть человек, который может красочно рассказывать про историю города и начали донимать звонками. Спрашивали, по большей части, одно и то же, поэтому однажды я просто взял и запустил свой блог «Краевед» на Liveinternet.ru, куда выложил все, что было под рукой. С тех пор говорил всем сразу: «Вы посмотрите такую-то статью в моем блоге. Если вопросы останутся, я отвечу». В большинстве случаев это срабатывало и, ухватив пару-тройку фактов (а порой и абзацев) очередное юное создание растворялось на горизонте.

Копировали? Разумеется. Фразами, порой абзацами. Статья «Ядерный щит Тюмени» разлетелась по Интернету – без подписей и ссылок, а ее название использовали не раз – сначала появился одноименный документальный фильм, потом начали водить такие экскурсии. Ну да бог с ним, пользуются, про авторство забывают, но хотя бы его не присваивают.

Впрочем, Екатерина Пономарева тоже о нем не забыла. Разумеется, она знала, что совершает кражу, когда опубликовала статью «Тюменские благодетели» в газете «Аргументы и факты в Западной Сибири» в номере 33 (799) от 18.08.2010.

2807150_AiFblagodeteli_1_ (494x700, 307Kb)

Вот исходный текст, опубликованный в моем блоге 7 сентября 2009 г. Не пытайтесь найти десять различий, их здесь только два – имя и фамилия автора.

Метод заполнения газетных полос (и получения гонораров) барышне явно приглянулся и она решила продолжить. Так в газете «Аргументы и факты в Западной Сибири» в номере 37 (804) от 15.09.2010 появилась статья «Как тюменцы

Читать далее...
комментарии: 4 понравилось! вверх^ к полной версии

Инквизиция возвращается: пространные мысли о престранной выставке 25-03-2012 17:21


Что: выставка «Тайны инквизиции». Где: Тюменский музей ИЗО. Когда: 25 марта 2012 г.

Сам я никогда бы не пошёл на эту выставку. Не потому что страшно – моя первая выставка называлась «Чеченский дневник» и открылась в мае 1996-го, когда в Грозном ещё шли бои. Помнится, я предлагал поставить в центре зала цинковый гроб для пущего эффекта, но коллеги отговорили, сказали, что будут обмороки. От чего падать в обморок здесь – ума не приложу. Для самой краткой рецензии достаточно одного слова: скучно. Но коллеги (увы, бывшие) попросили всё же взглянуть и изложить своё мнение – откровенно и беспристрастно. Говорят, снова атаковала «православная общественность» – за «моральное разложение». Само по себе дело тоже не новое – чувствительные хоругвеносцы возбуждаются и от куда менее страшных предметов, чем бутафорские орудия пыток. Но сердцу (доброму) не прикажешь и вот я здесь, выполняю обещанное.

Читать далее...
комментарии: 5 понравилось! вверх^ к полной версии
Война Николая Перемибеды 09-05-2011 08:45


Встретиться с Николаем Михайловичем нам удалось не сразу. Когда мы постучались в ворота дома на ул. Ленина, нам открыла хозяйка – Екатерина Яковлевна. Николай Михайлович приехал четверть часа спустя на велосипеде и сразу включился в разговор. За время нашей беседы, продолжавшейся, по меньшей мере, пару часов, он не раз прерывал себя словами: «Да хватит, наговорил я уже!» и в сердцах взмахивал рукой. Но потом вновь накатывали воспоминания и он говорил снова. О друзьях, чья юность истлела в окопах, о фронтовых дорогах и встречах, о том, что отдал он этой войне и что получил взаимен.

Разговор получился очень искренним, не похожим на привычные выступления в честь очередного юбилея. И пусть некоторые эпизоды могут шокировать неподготовленного читателя, мы не стали ничего убирать и приглаживать. Перед вами Великая Отечественная война – такая, какой увидел её солдат Николай Михайлович Перемибеда.

 

Мои родители

Родился я в деревне Петрово Викуловского района в 1922 году. Родители отца с Украины приехал, из Винницкой области. А он отслужил в армии и тоже сюда отправился, вслед за отцом. Мне даже как-то по Интернету родственников искали, фамилия-то редкая, ещё только Перемибедов встречается. Нашли, говорят, где-то в Сочи. Ну, а какие уж там родственные связи – этого я не знаю. Мать же у меня местная, из Готопутово, Анной Иосифовной её звали. У неё девичья фамилия Мицкевич была, она тоже из переселенцев - латышей, кажется. Отец-то у меня был грамотный: Библию читал, писать умел, почерк у него был хороший. А мать вот неграмотная.

Семья была большая, жили в основном своими продуктами. Две лошади было, корову помню. Потом в коммуну вступили. Весь скот тогда собрали. Ну и что вышло? За животными же уход нужен, раньше каждый за своими смотрел, а тут… В общем, собрались женщины, растащили всё обратно, ничего из этой коммуны не получилось. Потом колхоз появился – имени Кирова. Отец вступать не хотел, а мать без него пошла – она рисковая была. А потом отец умер,  остался у нас Серко один. Мы тогда и посеять на себя не могли, так соседи сложились, по полгектара посеяли.

 

Бедность

Вот мы всё говорим, что худо живём. А я вам только один пример расскажу, как мы жили в то время. В 1938 году я седьмой класс заканчивал, а у меня рубахи не было. Сшили мне что-то из сатина цветастого – «колька» назывался. Я и рад, что наготу прикрыл! Или вот ещё был случай. Шли мы с девчонкой по деревне, по улице, никуда не сворачивали. И вдруг она говорит: «У меня галоша нет на ноге». А темненько уже. Мы шараборили-шараборили, а потом я чё-то сбрендил и говорю: «Да и чёрт с ним, с галошем!». А она: «Да ты что! У нас на всю семью одни галоши, меня ж мама убьёт!».

Мы в холсте всё были, да что там говорить – женщины-то у нас трусов не имели. Вот, помню, нам лет 16 было, работали мы на прополке, дёргали осот. Спать ложились голова в голову. Так девчонки, чтобы мальчишки чего не увидели, да не смеялись потом, платье в ногах верёвочкой перевязывали. Поэтому, когда во время войны мы перешли границу Румынии, то увидели совсем другую жизнь. Ну, румыны ещё как-то бедно жили, а вот мадьяры, Венгрия – там на женщине крепдешин один.

Мы-то ведь в деревне голодом сидели. Что такое трудодень? Это «палочка», никто его не мерил, никто не писал. А минимум ещё был, который выполнить надо. Я, когда пионером был, нам выдавали сатиновые голубые майки и трусики – как шорты. Так я уж девок почти провожал в этих трусиках. Был потом я и комсомольцем, а вот в партии не был. Вот ведь как жили! А мы говорим…

 

Раскулачивание

Помню раскулачивание. Тогда раскулачили Егора Парыгина – это дедушкин брат, их четыре брата было Парыгиных. У этого Егора пять девчонок было, дом пятистенный, а сам он был кузнец. И вот они, видимо, братья все скинулись, купили конную самосброску, две лошади её таскали, а то ещё и гужевую запрягали, я сам на ней верхом ездил. Так вот этого Егора Парыгина забрали прямо в школе. Уж какой он там был кулак, какую он связь с разведкой имел – он и расписаться-то не мог! Так мало того, ещё и дочерям его пришили звание – «врага народа».

Раскулачивание… Да у нас кулаков-то не было, какие тут кулаки, боже мой! Две коровы держит – ну и что?! Работников никто не содержал. Раньше ведь проще было, просящему помогали. Был у нас один мужчина без ноги. Он её во время гражданской войны потерял. А раз воевал за царя, то ему и пенсии никакой не было. Ну, разве он виноват, что его в армию забрали, а тут революция произошла? Так вот он корову держал и все ему помогали. Ну, может самогонки нальёт по 100 грамм за помощь и

Читать далее...
комментарии: 1 понравилось! вверх^ к полной версии
Я ухожу из музея 23-09-2010 21:06


 

Вообще-то это не совсем верно. Не я ухожу из музея. Или я – но не из музея. Уже. Я пришёл в него 15 лет назад на зарплату в 240 рублей. С 5-го курса истфака. Уговаривали всей семьёй – да, гроши, но ты же ещё студент, до работы две минуты пешком, ну хоть полгодика – пока вуз не закончишь. Задержался.
Денег не было и после, их вообще там нет – по крайней мере, для самих музейщиков. Это тяжело. Особенно тяжело было в 90-е годы, когда и эти гроши задерживали по 2-3-4 месяца. Директор, только что вернувшаяся из очередного турне – кажется, с конгресса ИКОМ в Австралии, со свежими впечатлениями и кимоно на память (посадка в Японии) – выглянув из кабинета, даёт очередной добрый совет: «Берите отпуск без содержания». Видимо, чтоб постоять на паперти.
Ну да бог с ним, не в этом суть. Деньги можно заработать в другом месте и, как показала жизнь, весьма успешно. Деньги – это заработок. А музей – это работа. Экспедиция на «мёртвую дорогу». Поездки по дальним деревням, поиски последних раритетов, погоня за вечностью, которая каждый день ускользает от нас – умирают люди, погибают вещи. Похоже на охоту, только трофеи никогда не достаются победителю – только музею. И с этим не хочется спорить, потому что это правильно. Ведь ты – временен, а музей – вечен.
Диссертации? Некогда. Надо работать, точнее, успеть и заработать и поработать – иначе опоздаешь. Постеснялся попросить старый снимок у дедушки, а пару месяцев спустя просить уже не у кого. Слишком поздно пришёл к маме убитого в Чечне журналиста, а она уже выбросила все снимки и раздала вещи – каждый переживает по-своему. Циничная работа: прийти к людям, чтобы выпросить у них самое дорогое, то, что они хранили всю жизнь. Разумеется, бесплатно – денег всё равно не дадут, не до этого. Благородная работа – ты знаешь, что это единственный шанс спасти эти вещи и эту память. В конце-концов, не для себя стараешься.
Это не нужно никому. Учёные смеются – на краеведческом мелкотемье степеней не заработать, лучше уж историю Африки изучать. Начальству вообще плевать – у него свои заботы. Идёшь на преодолении, порой на жилах, на нервах. Видимо, они порвались, кончился ресурс.
Я не могу больше слышать, что в музее не должно быть науки. Я легко представляю себе такой музей, но не понимаю, что я в нём делаю.
Я не могу больше доказывать, что музей, не пополняющий свои коллекции, умирает. Что музейный предмет – это и есть ядро музея, вокруг чего должно вращаться всё остальное.
Я не могу больше объяснять, что наши коллекции – это не груда хлама, а ценность, созданная трудом поколений музейщиков и бескорыстных дарителей. И что навязчивая идея списать половину на свалку (либо раздать по школам, что то же самое) – это преступление перед народом, которому всё это принадлежит.
Я не могу больше слышать, что моя главная проблема в том, что я «думаю как музейщик». Мне казалось, что именно поэтому я и работаю в музее. Был бы клоуном – работал бы в цирке.
С меня хватит. Я терпел, когда мне платили гроши. Смеялся, когда годами не давали премий, а непосредственный руководитель лишь разводила руками: «Ты же знаешь, тебе всё равно не дадут». Я держался, когда мне объявляли выговоры, исключали из каких-то советов, обвиняли в развале работы отдела, а потом безуспешно пытались заставить снова его возглавить. Я остался, когда ушли те, кто проработал в музее 15, 20, 25 лет. Я остался, когда ушли те, кто пришёл после меня. Но потом из музея ушёл музей. И я понял, что мне больше незачем здесь оставаться. Я ухожу.
комментарии: 13 понравилось! вверх^ к полной версии
Н.Д. Машаров: финал истории 10-07-2010 11:09


             Любая история должна иметь начало и конец, пусть даже и не особо приятный. С 1994 года в Тюмени существует музей «Дом Машарова» с мемориальной экспозицией, посвящённой семье известного промышленника. Деятельность основанного им чугунолитейного завода так или иначе затрагивается в ряде публикаций.[i] Однако биография главного героя этой истории по-прежнему существует лишь в виде общего наброска, изложенного в одной-единственной статье, опубликованной 17 лет назад.[ii] Причём финальную часть своей работы, повествующую о последних днях главы семейства, автор вынуждена была изложить в виде перечня версий.

Не сомневаясь в том, что вскоре после прихода красных (либо непосредственно перед этим) Николай Дмитриевич бежал из Тюмени, на тот момент она могла лишь высказывать предположения о его судьбе, основанные на семейных легендах. По одной из них Машарова расстреляли в 1922 г. в Свердловске.[iii] Согласно другой глава семейства исчез бесследно. Сохранились косвенные указания его сына Константина о возрасте отца в момент кончины (57 лет), что вновь отсылает нас к началу 1920-х гг.[iv]
Не могу сказать, чтобы меня слишком заботила эта лакуна – в конце концов, примерно в таком же положении находится практически всё тюменское краеведение. По большому счёту, Машарову ещё повезло, ведь мы хоть что-то знаем о нём, в то время как большинство его компаньонов по тому же чугунолитейному заводу затерялись в безвестности.
Вновь задуматься о последних днях тюменского магната меня заставил всё тот же случай – извечный друг (?) краеведа. Просматривая по совершенно иному поводу архивные дела Тюменского Губсовнархоза[v], я обратил внимание на небольшую записку за № 2274, направленную этой организацией в Тюменское Губчека[vi] 6 августа 1920 г. Пересказ этого немногословного документа займёт едва ли не больше места, чем он сам, а потому воспроизведём наш первый ключ к разгадке дословно.
 
ГАТО. Ф. 57. Оп. 1. Д. 6. Л. 337.
В Губчека
По сведениям, имеющимся у Губсовнархоза, в Тюмень в Губчека направлен из Томского Губчека гр. Николай Дмитриевич МАШАРОВ для дальнейшего расследования его дела, причём особых обвинений ему пока не предъявлено и он находится на свободе.
Испытывая острую нужду в опытных работниках, Президиум ГСНХ просит об откомандировании тов. МАШАРОВА в распоряжение ГСНХ, как специалиста в области металлургической промышленности.
Имея ввиду назначить гр. МАШАРОВА на ответственную должность ГСНХ просит также сообщить как велики обвинения, предъявленные к тов. МАШАРОВУ.
Зам. Предс. ГСНХ
Упр. делами
Секретарь ГСНХ
 
В том же деле обнаружилось и продолжение этой истории (письмо № 2454 от 21.08.20 г.) с весьма интересным дополнением.
 
ГАТО. Ф. 57. Оп. 1. Д. 6. Л. 340.
В Губчека
Президиум ГСНХ просит Вас обратиться с просьбой по телеграфу к Томской Губчека относительно выдачи пропуска для проезда в г. Тюмень семье сотрудника ГСНХ т. Машарова, находящейся сейчас в г. Томске. Семья т. Машарова состоит из его жены и шести детей.
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Юрий Эрвье: человек, любивший солнце 29-03-2010 11:29


«Как-как? Повторите, пожалуйста, аббревиатуру?» - раздалось на том конце провода. Пауза получилась неловкой. Мы звонили в офис Тюменской нефтяной компании и, признаться, были весьма озадачены. В самом деле, как объяснить юной секретарше, что это такое – ЭРВЬЕ?

Читать далее...
комментарии: 7 понравилось! вверх^ к полной версии
Н.Д. Машаров: финал истории 29-03-2010 09:22


 

Любая история должна иметь начало и конец, пусть даже и не особо приятный. С 1994 года в Тюмени существует музей «Дом Машарова» с мемориальной экспозицией, посвящённой семье известного промышленника. Деятельность основанного им чугунолитейного завода так или иначе затрагивается в ряде публикаций.[1] Однако биография главного героя этой истории по-прежнему существует лишь в виде общего наброска, изложенного в одной-единственной статье, опубликованной 17 лет назад.[2] Причём финальную часть своей работы, повествующую о последних днях главы семейства, автор вынуждена была изложить в виде перечня версий.
Не сомневаясь в том, что вскоре после прихода красных (либо непосредственно перед этим) Николай Дмитриевич бежал из Тюмени, на тот момент она могла лишь высказывать предположения о его судьбе, основанные на семейных легендах. По одной из них Машарова расстреляли в 1922 г. в Свердловске.[3] Согласно другой глава семейства исчез бесследно. Сохранились косвенные указания его сына Константина о возрасте отца в момент кончины (57 лет), что вновь отсылает нас к началу 1920-х гг.[4]
Не могу сказать, чтобы меня слишком заботила эта лакуна – в конце концов, примерно в таком же положении находится практически всё тюменское краеведение. По большому счёту, Машарову ещё повезло, ведь мы хоть что-то знаем о нём, в то время как большинство его компаньонов по тому же чугунолитейному заводу затерялись в безвестности.
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Выставка к 80-летию Грайфера - новая серия фотографий в фотоальбоме 20-10-2009 18:03


Фотографии Краевед : Выставка к 80-летию Грайфера




комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Выставка к 80-летию Грайфера - новая серия фотографий в фотоальбоме 20-10-2009 17:59


Фотографии Краевед : Выставка к 80-летию Грайфера

Выставка, посвящённая 80-летию Валерия Исааковича Грайфера, открылась сегодня в Западно-Сибирском инновационном центре нефти и газа (в народе - технопарк). И закрылась тоже. Её делали две команды: музей Лукойла (Москва) и Музейный комплекс им. И.Я. Словцова (Тюмень). Специально для этого отпечатали 24 огромных баннера, привезли команду монтажников, витрины и модульные конструкции из Москвы, завезли витрины и экспонаты из Тюменского музея.
Подготовка длилась несколько недель, монтаж - четыре дня. Сразу после открытия по ней провели экскурсию для самого Грайфера и сопровождающих лиц. Полчаса спустя экскурсия закончилась, а выставка закрылась.


комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Тюмень: по-прежнему на перепутье 20-10-2009 09:53


На днях состоялась презентация книги тюменского историка Анатолия Кононенко "Тюмень на перепутье: власть и общество в 1917-1921 гг.". Это своего рода продолжение, точнее, развитие его предыдущей книги "Тюмень в 1918 году". Первую книгу я читал, так что и эта обещает быть интересной. История Тюмени в перид военного коммунизма - одна из самых тёмных, я бы сказал, мутных страниц, поскольку документы того времени плохо сохранились, а часто и вовсе не составлялись. Приходится по крупицам воссоздавать картину того, что действительно происходило в ту смуту, отделяя зёрна от плевел, снимая накипь агитпропа, самохвальства мемуаров и т.п.

Ложка дёгтя. Книгу автору пришлось издавать за свой счёт, поскольку больше она никому оказалась не нужна. Поочерёдно ему отказали: мэр города Куйвашев (зачислен в президентский кадровый резерв, но, увы, пока не забран на повышение), председатель гор. думы Медведев, зам. губернатора Сарычев, директор департамента информационной политики Тюменской области Новопашин + несколько банкиров.

Мотивация властей:

1) Это никому неинтересно. "Зачем тюменцам читать о тюменцах, да ещё 90-летней давности?!". Без комментариев.

2) У них кризис.

В итоге автор издал книжку за своё счёт в типографии нефтегазового университета, где он и преподаёт. Цена вопроса - 16 тыс. руб. Хорошо, что у него они были. Жаль, что их не было ни у г. Тюмени, ни у Тюменской области. Хотя я думаю, что примерно столько стоит один плафон любого из тех помпезных фонарей, что сейчас устанавливаются на центральной улице. Либо квадратный метр гранитной плитки, которой выкладывается всё та же магистраль. Либо один баннер с надписью: "Тюмень - лучший город Земли". Либо... продолжать можно бесконечно. Ну, да бог с ними. А вот и книга (её обложка). Само издание можно приобрести в магазине "Знание" на ул. Володарского. Тираж - 200 экз., из них 60 забрали ещё в типографии. В общем, кому интересно - поспешите. Цена - порядка 200 руб.

[250x350]
 

комментарии: 3 понравилось! вверх^ к полной версии
Ядерный щит Тюмени 18-09-2009 14:50


Вряд ли кто-то сомневается в том, что Тюменский край имеет стратегическое значение для экономики нашей нефтегазовой державы. Но ещё меньше тех, кто знает, что полвека назад Тюмени отводилось особое место в планах не только экономистов, но и военных. Вернее, даже не самой столице области, а расположенному в её окрестностях посёлку Богандинский…

Читать далее...
комментарии: 3 понравилось! вверх^ к полной версии
Подарок для фрица, или История тюменского миномёта 18-09-2009 14:05


 

 
Миномёт – гладкоствольное орудие, предназначенное для навесной стрельбы по укрытым целям, а также для разрушения полевых укреплений.
Большая советская энциклопедия
 Такая надпись могла бы красоваться возле одного из самых ярких экспонатов выставки «От лука до гранатомёта», разместившейся в музее «Городская дума», - 82-мм батальонного миномёта образца 1937 года. Однако куда интереснее другое: миномёт этот – наш, местный. Вероятнее всего, он был выпущен в годы Великой Отечественной войны на одном из заводов Ишима, откуда со временем и поступил в музей.
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Едем на кладбище... - новая серия фотографий в фотоальбоме 27-08-2009 20:24


Фотографии Краевед : Едем на кладбище...




комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Едем на кладбище... - новая серия фотографий в фотоальбоме 27-08-2009 20:21


Фотографии Краевед : Едем на кладбище...




комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Едем на кладбище... - новая серия фотографий в фотоальбоме 27-08-2009 20:16


Фотографии Краевед : Едем на кладбище...




комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Едем на кладбище... - новая серия фотографий в фотоальбоме 27-08-2009 20:10


Фотографии Краевед : Едем на кладбище...

Поездка из Тюмени в д. Елань Нижнетавдинского района для осмотра захоронения на местном церковном погосте. 27 августа 2009 г.


комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Едем на кладбище... 27-08-2009 20:05


Строго говоря, это не совсем кладбище - церковный погост, где обычно хоронили выдающихся людей этого прихода (купец, священник и т.п.). Вчера директору музея позвонили из Нижнетавдинского района, сказали, что в полузаброшенной д. Елань возле разрушенной церкви копали яму для установки поклонного креста и нашли человеческие останки. Переполошились и почему-то в итоге позвонили в музей. Вообще-то мы сразу сказали, что речь идёт о банальном забытом церковном погосте, каких сотни по области, да и в самой Тюмени не меньше десятка. Через дорогу от музея, в центре города - ближайший тому пример, Всехсвятское кладбище, на котором сейчас стоят элитные жилые дома. Но начальство жаждет сенсации и мы трогаемся в путь - погода хорошая, прокатимся, развеемся немного.

Далее - фоторепортаж в фотоальбоме.

 

 

комментарии: 1 понравилось! вверх^ к полной версии
Звагельские 17-03-2009 17:42


Это еврейское семейство заставило меня поломать голову не один день, пока я пытался выстроить генеалогические связи между его представителями. Однако похвастать мне по-прежнему нечем. В моих выписках нашлась информация о четырёх персонах, носивших эту фамилию. Родоначальником династии Звагельских в нашем крае, вероятнее всего, следует считать Лейзера Хаимовича, а потому с него и начинается наш рассказ.

Читать далее...
комментарии: 1 понравилось! вверх^ к полной версии
Еврейское население Тобольской губернии в конце XIX века 17-03-2009 17:30


Еврейское население Тобольской губернии в конце XIX века: социально-демографический портрет

(по материалам переписи населения 1897 г.)

 
В 1897 г. впервые население Российской империи было охвачено всеобщей переписью. Её материалы, опубликованные лишь в 1905 г., представляют собой уникальный по полноте и достоверности источник сведений, в т.ч. о жителях Тобольской губернии. Целью данной статьи является создание средствами социально-демографической статистики по возможности наиболее полного и подробного портрета еврейского населения края.
Читать далее...
комментарии: 1 понравилось! вверх^ к полной версии