Недавно позвонил тюменский ребе и спросил, есть ли у меня еще снимки еврейских могил с Текутьевского кладбища - вроде тех, что я сделал в 1996 году и загрузил в 2009 году в Викимедиа. Я ответил, что загрузил все, что было, а в старых фотоархивах копаться сложно, ибо иудаикой не занимаюсь уже давно, как впрочем, и краеведением в целом. В 1990-е годы успел кое-что сделать на энтузиазме, нащупал множество интересных тем, но полное отсутствие интереса со стороны музейного руководства. Предложил еврейской общине профинансировать исследования, но в ответ услышал, что с удовольствием послушают и почитают об итогах исследований, а вот все остальное дело сложное. Какое-то время оплачивал это хобби сам, своим свободным временем, но после злоба дня победила и работу по изучению истории еврейской общины края пришлось свернуть.
Остался десяток статей, часть коих была переиздана еврейской общиной в тематическом сборнике. Да еще несколько фотографий. Ах да, вспомнил еще, что переписал тогда, все что смог прочесть на еврейских могилах, случайно обнаруженных мною в центре Текутьевского кладбища, что расположено в центре современной Тюмени. Ребе сказал, что это тоже очень важно, ибо за 25 лет многое утрачено.
Рад, что хотя бы 25 лет спустя это стало интересно самой еврейской общине. Предполагая, что данные могут пригодиться и тем, кто ищет своих предков, решил выложить список здесь. Заодно нашел еще ряд снимков и загрузил туда же. Итак, список ниже, фото здесь.
А вот моя версия того, как они могли там появиться. Накануне революции 1917 года в Тюмени было два еврейских кладбища. Одно находилось на восточной окраине Текутьевского кладбища, другое - на окраине Затюменского кладбища. Первое было снесено в сер. ХХ века во время строительства ДК "Геолог" и площади за ним. Затюменское кладбище было полностью уничтожено в те же годы, на его месте построен асфальто-бетонный завод. В центре Текутьевского кладбища (православная часть ещё сохранилась) находится около 25 еврейских захоронений 1940-х - 1950-х годов. Можно предположить, что они были перенесены сюда родственниками накануне сноса еврейской части кладбища.
1. еврейский текст ГУКОВСКИЙ Ноих Лейзерович 1883-1951 текст |
2. изображение рук еврейский текст Здесь покоится В.М.Салганик род.1871. ск.1953 текст |
3. Дорогой мамочке и жене БАЧКУРИНСКАЯ С.А. 1886-1958 мир праху твоему |
4. ДИМАНД Наум Львович род.Секурань Черновицкая обл. 1873.-10.XII.1947 текст |
5. Здесь покоится прах Пагис Инны Осиповны 1822/II86 г. -1920/I48г. текст |
6. изображение звезды Давида еврейский текст Здесь покоится прах нашего любимого КАСАП Якова Иделевича 1910 г. - 1955 г. из города Бендеры текст |
7. Здесь покоится прах дорогой любимой мамы Клейман Марии Иссаковны 1888-1948 гг. |
8. Здесь |
Тюменская журналистка Екатерина Пономарева украла мои тексты. Открыто, осознанно, нагло. Просто опубликовала их под своей фамилией в газете «Аргументы и факты в Западной Сибири». На данный момент, я точно знаю про две статьи – «Тюменские благодетели» и «Тюменские бузотеры». Возможно, она воровала до и после этого, но в Интернете я наткнулся только на эти два примера, а листать подшивки в поисках плагиата у меня нет ни времени, ни желания.
Дело было так. В 2005-2007 годах я работал в краеведческом музее и вел рубрику, посвященную истории города, в тюменском журнале «Абсолют». Каждые полтора месяца выходило по статье. Темы старался поднимать интересные для массового читателя, рассказывать просто, но на основе достоверных фактов. Популяризация науки в чистом виде.
В номере за сентябрь-октябрь 2005 г., на стр. 16-17 вышла статья «Тюменские благодетели», посвященная благотворителям старой Тюмени.
В марте 2007 г. на стр. 12-14 была опубликована статья про кулачные бои в Тюмени – «Тюменские бузотеры».
Журналисты быстро проведали, что есть человек, который может красочно рассказывать про историю города и начали донимать звонками. Спрашивали, по большей части, одно и то же, поэтому однажды я просто взял и запустил свой блог «Краевед» на Liveinternet.ru, куда выложил все, что было под рукой. С тех пор говорил всем сразу: «Вы посмотрите такую-то статью в моем блоге. Если вопросы останутся, я отвечу». В большинстве случаев это срабатывало и, ухватив пару-тройку фактов (а порой и абзацев) очередное юное создание растворялось на горизонте.
Копировали? Разумеется. Фразами, порой абзацами. Статья «Ядерный щит Тюмени» разлетелась по Интернету – без подписей и ссылок, а ее название использовали не раз – сначала появился одноименный документальный фильм, потом начали водить такие экскурсии. Ну да бог с ним, пользуются, про авторство забывают, но хотя бы его не присваивают.
Впрочем, Екатерина Пономарева тоже о нем не забыла. Разумеется, она знала, что совершает кражу, когда опубликовала статью «Тюменские благодетели» в газете «Аргументы и факты в Западной Сибири» в номере 33 (799) от 18.08.2010.
Вот исходный текст, опубликованный в моем блоге 7 сентября 2009 г. Не пытайтесь найти десять различий, их здесь только два – имя и фамилия автора.
Метод заполнения газетных полос (и получения гонораров) барышне явно приглянулся и она решила продолжить. Так в газете «Аргументы и факты в Западной Сибири» в номере 37 (804) от 15.09.2010 появилась статья «Как тюменцы
Что: выставка «Тайны инквизиции». Где: Тюменский музей ИЗО. Когда: 25 марта 2012 г.
Сам я никогда бы не пошёл на эту выставку. Не потому что страшно – моя первая выставка называлась «Чеченский дневник» и открылась в мае 1996-го, когда в Грозном ещё шли бои. Помнится, я предлагал поставить в центре зала цинковый гроб для пущего эффекта, но коллеги отговорили, сказали, что будут обмороки. От чего падать в обморок здесь – ума не приложу. Для самой краткой рецензии достаточно одного слова: скучно. Но коллеги (увы, бывшие) попросили всё же взглянуть и изложить своё мнение – откровенно и беспристрастно. Говорят, снова атаковала «православная общественность» – за «моральное разложение». Само по себе дело тоже не новое – чувствительные хоругвеносцы возбуждаются и от куда менее страшных предметов, чем бутафорские орудия пыток. Но сердцу (доброму) не прикажешь и вот я здесь, выполняю обещанное.
Встретиться с Николаем Михайловичем нам удалось не сразу. Когда мы постучались в ворота дома на ул. Ленина, нам открыла хозяйка – Екатерина Яковлевна. Николай Михайлович приехал четверть часа спустя на велосипеде и сразу включился в разговор. За время нашей беседы, продолжавшейся, по меньшей мере, пару часов, он не раз прерывал себя словами: «Да хватит, наговорил я уже!» и в сердцах взмахивал рукой. Но потом вновь накатывали воспоминания и он говорил снова. О друзьях, чья юность истлела в окопах, о фронтовых дорогах и встречах, о том, что отдал он этой войне и что получил взаимен.
Разговор получился очень искренним, не похожим на привычные выступления в честь очередного юбилея. И пусть некоторые эпизоды могут шокировать неподготовленного читателя, мы не стали ничего убирать и приглаживать. Перед вами Великая Отечественная война – такая, какой увидел её солдат Николай Михайлович Перемибеда.
Мои родители
Родился я в деревне Петрово Викуловского района в 1922 году. Родители отца с Украины приехал, из Винницкой области. А он отслужил в армии и тоже сюда отправился, вслед за отцом. Мне даже как-то по Интернету родственников искали, фамилия-то редкая, ещё только Перемибедов встречается. Нашли, говорят, где-то в Сочи. Ну, а какие уж там родственные связи – этого я не знаю. Мать же у меня местная, из Готопутово, Анной Иосифовной её звали. У неё девичья фамилия Мицкевич была, она тоже из переселенцев - латышей, кажется. Отец-то у меня был грамотный: Библию читал, писать умел, почерк у него был хороший. А мать вот неграмотная.
Семья была большая, жили в основном своими продуктами. Две лошади было, корову помню. Потом в коммуну вступили. Весь скот тогда собрали. Ну и что вышло? За животными же уход нужен, раньше каждый за своими смотрел, а тут… В общем, собрались женщины, растащили всё обратно, ничего из этой коммуны не получилось. Потом колхоз появился – имени Кирова. Отец вступать не хотел, а мать без него пошла – она рисковая была. А потом отец умер, остался у нас Серко один. Мы тогда и посеять на себя не могли, так соседи сложились, по полгектара посеяли.
Бедность
Вот мы всё говорим, что худо живём. А я вам только один пример расскажу, как мы жили в то время. В 1938 году я седьмой класс заканчивал, а у меня рубахи не было. Сшили мне что-то из сатина цветастого – «колька» назывался. Я и рад, что наготу прикрыл! Или вот ещё был случай. Шли мы с девчонкой по деревне, по улице, никуда не сворачивали. И вдруг она говорит: «У меня галоша нет на ноге». А темненько уже. Мы шараборили-шараборили, а потом я чё-то сбрендил и говорю: «Да и чёрт с ним, с галошем!». А она: «Да ты что! У нас на всю семью одни галоши, меня ж мама убьёт!».
Мы в холсте всё были, да что там говорить – женщины-то у нас трусов не имели. Вот, помню, нам лет 16 было, работали мы на прополке, дёргали осот. Спать ложились голова в голову. Так девчонки, чтобы мальчишки чего не увидели, да не смеялись потом, платье в ногах верёвочкой перевязывали. Поэтому, когда во время войны мы перешли границу Румынии, то увидели совсем другую жизнь. Ну, румыны ещё как-то бедно жили, а вот мадьяры, Венгрия – там на женщине крепдешин один.
Мы-то ведь в деревне голодом сидели. Что такое трудодень? Это «палочка», никто его не мерил, никто не писал. А минимум ещё был, который выполнить надо. Я, когда пионером был, нам выдавали сатиновые голубые майки и трусики – как шорты. Так я уж девок почти провожал в этих трусиках. Был потом я и комсомольцем, а вот в партии не был. Вот ведь как жили! А мы говорим…
Раскулачивание
Помню раскулачивание. Тогда раскулачили Егора Парыгина – это дедушкин брат, их четыре брата было Парыгиных. У этого Егора пять девчонок было, дом пятистенный, а сам он был кузнец. И вот они, видимо, братья все скинулись, купили конную самосброску, две лошади её таскали, а то ещё и гужевую запрягали, я сам на ней верхом ездил. Так вот этого Егора Парыгина забрали прямо в школе. Уж какой он там был кулак, какую он связь с разведкой имел – он и расписаться-то не мог! Так мало того, ещё и дочерям его пришили звание – «врага народа».
Раскулачивание… Да у нас кулаков-то не было, какие тут кулаки, боже мой! Две коровы держит – ну и что?! Работников никто не содержал. Раньше ведь проще было, просящему помогали. Был у нас один мужчина без ноги. Он её во время гражданской войны потерял. А раз воевал за царя, то ему и пенсии никакой не было. Ну, разве он виноват, что его в армию забрали, а тут революция произошла? Так вот он корову держал и все ему помогали. Ну, может самогонки нальёт по 100 грамм за помощь и
Любая история должна иметь начало и конец, пусть даже и не особо приятный. С 1994 года в Тюмени существует музей «Дом Машарова» с мемориальной экспозицией, посвящённой семье известного промышленника. Деятельность основанного им чугунолитейного завода так или иначе затрагивается в ряде публикаций.[i] Однако биография главного героя этой истории по-прежнему существует лишь в виде общего наброска, изложенного в одной-единственной статье, опубликованной 17 лет назад.[ii] Причём финальную часть своей работы, повествующую о последних днях главы семейства, автор вынуждена была изложить в виде перечня версий.
«Как-как? Повторите, пожалуйста, аббревиатуру?» - раздалось на том конце провода. Пауза получилась неловкой. Мы звонили в офис Тюменской нефтяной компании и, признаться, были весьма озадачены. В самом деле, как объяснить юной секретарше, что это такое – ЭРВЬЕ?
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() |
На днях состоялась презентация книги тюменского историка Анатолия Кононенко "Тюмень на перепутье: власть и общество в 1917-1921 гг.". Это своего рода продолжение, точнее, развитие его предыдущей книги "Тюмень в 1918 году". Первую книгу я читал, так что и эта обещает быть интересной. История Тюмени в перид военного коммунизма - одна из самых тёмных, я бы сказал, мутных страниц, поскольку документы того времени плохо сохранились, а часто и вовсе не составлялись. Приходится по крупицам воссоздавать картину того, что действительно происходило в ту смуту, отделяя зёрна от плевел, снимая накипь агитпропа, самохвальства мемуаров и т.п.
Ложка дёгтя. Книгу автору пришлось издавать за свой счёт, поскольку больше она никому оказалась не нужна. Поочерёдно ему отказали: мэр города Куйвашев (зачислен в президентский кадровый резерв, но, увы, пока не забран на повышение), председатель гор. думы Медведев, зам. губернатора Сарычев, директор департамента информационной политики
Мотивация властей:
1) Это никому неинтересно. "Зачем тюменцам читать о тюменцах, да ещё 90-летней давности?!". Без комментариев.
2) У них кризис.
В итоге автор издал книжку за своё счёт в типографии нефтегазового университета, где он и преподаёт. Цена вопроса - 16 тыс. руб. Хорошо, что у него они были. Жаль, что их не было ни у г. Тюмени, ни у Тюменской области. Хотя я думаю, что примерно столько стоит один плафон любого из тех помпезных фонарей, что сейчас устанавливаются на центральной улице. Либо квадратный метр гранитной плитки, которой выкладывается всё та же магистраль. Либо один баннер с надписью: "Тюмень - лучший город Земли". Либо... продолжать можно бесконечно. Ну, да бог с ними. А вот и книга (её обложка). Само издание можно приобрести в магазине "Знание" на ул. Володарского. Тираж - 200 экз., из них 60 забрали ещё в типографии. В общем, кому интересно - поспешите. Цена - порядка 200 руб.
Вряд ли кто-то сомневается в том, что Тюменский край имеет стратегическое значение для экономики нашей нефтегазовой державы. Но ещё меньше тех, кто знает, что полвека назад Тюмени отводилось особое место в планах не только экономистов, но и военных. Вернее, даже не самой столице области, а расположенному в её окрестностях посёлку Богандинский…
|
Миномёт – гладкоствольное орудие, предназначенное для навесной стрельбы по укрытым целям, а также для разрушения полевых укреплений.
Большая советская энциклопедия
|
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() |
Строго говоря, это не совсем кладбище - церковный погост, где обычно хоронили выдающихся людей этого прихода (купец, священник и т.п.). Вчера директору музея позвонили из Нижнетавдинского района, сказали, что в полузаброшенной д. Елань возле разрушенной церкви копали яму для установки поклонного креста и нашли человеческие останки. Переполошились и почему-то в итоге позвонили в музей. Вообще-то мы сразу сказали, что речь идёт о банальном забытом церковном погосте, каких сотни по области, да и в самой Тюмени не меньше десятка. Через дорогу от музея, в центре города - ближайший тому пример, Всехсвятское кладбище, на котором сейчас стоят элитные жилые дома. Но начальство жаждет сенсации и мы трогаемся в путь - погода хорошая, прокатимся, развеемся немного.
Далее - фоторепортаж в фотоальбоме.
Это еврейское семейство заставило меня поломать голову не один день, пока я пытался выстроить генеалогические связи между его представителями. Однако похвастать мне по-прежнему нечем. В моих выписках нашлась информация о четырёх персонах, носивших эту фамилию. Родоначальником династии Звагельских в нашем крае, вероятнее всего, следует считать Лейзера Хаимовича, а потому с него и начинается наш рассказ.
Еврейское население Тобольской губернии в конце XIX века: социально-демографический портрет
(по материалам переписи населения 1897 г.)