Дуня Смирнова сняла. Потом вышла замуж за Чубайса. Отсюда многие делают вывод, что фильм автобиографичный. Ну это неважно в общем. Хорошо, что не за Баскова или там Сергея Иванова-министра обороны, например.
Фильм, с одной стороны, подтверждает реализм Дуни, заявленный её браком. Откаты, взятки, рейдерские захваты, бесстыжие чиновники-- всё как положено, душа радуется. Противнее всех получился министр в исполнении А. Смирнова (папы Дуниного, кстати). (Он же играл в "Елене", и тоже чиновника, в связи с чем его там ещё сильнее не жалко. Тип один и тот же).
С другой стороны-- наивно-романтический идеализм в главном герое. Влюбился в работницу провинциального музея имени малоизвестного писателя, из-за этого поругался с начальством, расторг намечавшийся брак с соответствующей девушкой, несколько раз ушёл в запой и до конца фильма оригинально ухаживал за предметом новых чувств.
Странне всего для меня сцена объяснения с бывшей невестой. Она ему втолковывает, что их брак-- это брак во-первых--равных, во-вторых--друзей; а интрижки на стороне-- это ерунда вполне допустимая. Брак не должен быть основан на физической верности. А герой (в исполнении Бондарчука) в меру потрясенно спрашивает--так ты думаешь , что я бы тебе изменял? так это и ты будешь мне изменять???
На что она отвечает: не думаю, а знаю. Конечно, буду. Главное, что мы друзья и являемся надёжной опорой и защитой друг другу.
Вот наивность главной героини-- бессеребренницы и неумехи, свято блюдущей все возможные кодексы чести-- меня нисколько не удивляет. Такие люди есть и я сама иногда такой была. Она не хочет лизоблюдничать перед чиновничьей комиссией. Она отказывается встречаться с героем, узнав, что у него невеста ( хотя он сказал, что теперь на ней жениться уже не будет).
А вот мужчина, ужасающийся упомянутому трезво-циничному видению брака, -- это странно. Потому что все многие мужчины именно так брак и представляют.
Вопрос: Дуня Смирнова такая наивная и этого не знает? Или Чубайс, несмотря на своё реноме, в глубине души романтический принц и перевернул мировоозрение Дуни вверх тормашками?
Мне всё же кажется, что Дуня не такая дура, какой может показаться. А вот если обратиться к моим обширным, нажитым непосильными трудами, психологическим познаниям, то есть такое мнение: мужчины смотрят на брак цинично, но считают, что это только их право. Женщина, по их мнению. должна пребывать в романтических оковах. Ну это по многим причинам, не будем углубляться. Это то же самое, как если они обижены ужасно, если женщина от них ушла, хотя сами собирались её бросить, не успели просто первее.
Конец фильма на первый взгляд фантастичен и реалистичен одновременно. Герой опять приходит к героине, чтоб опять её уговаривать поступиться своими честными принципами и выйти за него, хоть он и 1) был типа помолвлен: 2) не отстаивает грудью существование музея местного( который злые чиновники хотят отнять и сделать своей базой)(не очень настойчиво, но он как раз пытался это сделать-- ещё один фатастический эпизод)
Героиня, узнав, что он больше не московский бонза, радостно прыгает ему на шею, тем более что он дров порубил и забор третий раз починил. Как всегда невовремя всплывает его секретарь и продаёт начальника с потрохами: дрова и забор-- это его, секретарский был труд, а сам герой больше не бонза не потому, что с треском уволен за принципы, а потому что теперь он губернатор местный. А героине теперь предстоит стать губернаторшей. На что она сначала отскакивает в ужасе и говорит "не хочу", но как-то очень неуверенно. Титры финальные идут на фоне их уже привычной разборки, что " ты подлец и врун"-- " хватит тебе дурака валять" и т.п.
В общем, финал оптимистичный. Героиня наконец-то выбилась в люди, как-то между делом плюнула на свои правила не связываться с мерзавцами, не продавать достоинство. Что-то там бурчит для вида, но ведь не прогоняет же!
Короче, если хорошенько подумать, пожалуй, Дуня-таки реалистка. В принципе противоречий в фильме-то и нет. Музей только жалко и бедную неприкаянную литературу русскую .
[600x400]