Взято мной c интереснейшей страницы Morbit Anatomy
[434x700]
Это иллюстрация из фолианта под названием Тибб-я Акбар или "Медицина Акбар". Мухаммад Акбар ибн Хаджи Мухаммад Мир Muqim Arzani был врач из Персии .
Arzani был знаменитый суфийский врач конца 17 и начале 18 века. Он написал много медицинских трактатов, в том числе Qarabadin-я Кадири. Arzani также написал справочник медицины для начинающих (Мизан аль-Тибб), комментарий к Qanunchah по Jaghmini (значительно сокращенная версия Канон врачебной науки " по Авиценна ); Тибб-я Акбари, Персидский трактат о болезнях, происходящих во время беременности и кормления грудью и болезней детей. Предложительная датировка фолианта ок. 18-го века. Приобретена в 1940 г. Лондонской Военно-медицинской библиотекой у дилера из Нью Йорка. Содержит иллюстрации, выполненные чернилами и непрозрачной акварелью. На странице изображена беременная женщина и показаны внутренние органы и плод, с отдельными рисунками сердца, легких, прямой кишки.
А это изображение из французского атласа 1400-1499г., на котором показаны возможные ранения человека
Средневековое изображение человека с влияющими на отдельные его органы и участки тела сообветствующих знаков зодиака.
Совершенно случайно нашла еще несколько старых японских открыток, имеющих непосредственное отношение к человеку))). Эта открытка 1890г. называется "Танцы скелетов"
Следующая, 1910г. по-видимому, пропогандирует достижения рентгена и молодожены. Правда, как это взаимосвязано? Есть у меня подозрение: их отношения должны быть прозрачны друг для друга))).
Эта же, 1920г., выполняет просветительский характер, рассказывая о строении человека, его мышцах и кровеносной системе.
Потом я узнала много интересного о :
Недавно на глаза мне попался плакат, который на немецком звучит как «Der Mensch als Industriepalast» (Человек — индустриальный дворец), 1926 года. (Кликните на картинку, чтобы оценить все детали)
[513x1024]
«Der Mensch als Industriepalast» (Человек — индустриальный дворец), Fritz Kahn, 1926 год.
Его автор немецкий доктор Фриц Кан (Fritz Kahn) (1888-1968).
Доктор Фриц Кан работал гинекологом в Берлине и параллельно писал книги об устройстве мироздания. И вот, в 1926 году вышел его пятитомник «Das Leben de Menschen» (Жизнь человека) (1922–1931). Это был бестселлер. В нем было множество иллюстраций и схем, где автор с помощью метафор объясняет строение и функции человеческого тела. И как раз венцом этой книги была и данная хромолитография «Человек – индустриальный дворец», где разъясняется работа тела на примере машины. Вообще, на мой взгляд, это классическая иллюстрация, отображающая эпоху расцвета и заката Веймара. Индустриализация и механизированный труд. Попытка и вера в то, что природу можно объяснить и изменить простым нажатием на кнопку механизма. Будь то избавление расы от психических заболеваний, путем уничтожения всех шизофреников. До изменения цвета глаз одной инъекцией.
Вот как описывает свою работу сам Кан: человек — это самая работоспособная машина на свете. Человеческий организм представляется ему оптимально сконструированным, слаженным механизмом, где все детали работают бесперебойно. Это государство, где 30 биллионов граждан (клеток) трудятся на благо друг друга. Каждый отдельный работник получает от организма все необходимое снабжение и выполняет свои обязанности с примечательными усердием и эффективностью. Да, это хорошо узнаваемая, желанная экономическая формация: «Клеточное государство являет собой республику с наследственным господством аристократии духа. Характер экономики — строгий коммунизм».
Книга расходилась миллионами и была переведена на несколько языков. Однако в самой Германии этому труду оставалось не много времени на просвящение. Через несколько лет, когда нацисты пришли к власти, книги Кана были сожжены, а сам он был лишен права заниматься врачеванием и выслан из страны. Долго скитаясь через Палестину, Францию, Испанию и Португалию, в 41 году ему удалось-таки уплыть в Америку на одном из последних кораблей для еврейских беженцев. Там Кан занялся врачеванием и изданием научно-популярных книг. В 50-ых годах он переехал обратно в Европу и жил в Швейцарии и Дании. Умер в 1968 году в Локарно.
В последние годы возник большой интерес к его работам в большей мере, конечно, среди дизайнеров. Особенно интересна работа немецкого аниматора Хеддинга Ледерера, который оживил этот плакат в мультфильм. (Нажмите на стрелочки для полноэкранного просмотра)
Остальные работы Фрица Кана из этой книги. Я их для сокращения пространства на сайте поместил в галерею: