Слово «жена» в Священном писании означает «женщина». В длинном списке женщин, причисленных к лику святых, особо выделяются жёны-мироносицы («носящие миро»). В церковном календаре женам – мироносицам посвящено третье воскресенье после Пасхи.
Согласно преданию, несколько благочестивых женщин пришли утром к месту погребения Иисуса Христа, чтобы умастить тело миром, как того требовал древний обычай. Именно мироносицам дано было первыми узнать о воскресении Христовом и донести эту весть до учеников Спасителя. От них же произошло пасхальное приветствие «Христос воскресе!».
В православной традиции жёнами-мироносицами считаются святые: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария и иные.
На Руси день жён-мироносиц стал «женским праздником». Он повсюду справлялся широко и весело, особенно сельскими жительницами. «Мужики за пахоту, а бабы за стряпню», - приговаривали в старину в Рязанской губернии. Как «женский» или «бабий праздник» этот день почитался и в большинстве сёл Шиловского района. «А как же — это женский праздник, мама все время собиралась» (с. Салаур). «Мироносиц — женский праздник» (с. Мышцы). «Справляли. Бабий праздник. Всё пякли» (с. Ирицы). «Жен-Мироносиц — наш праздник. Женщины собирались, праздновали» (д. Уша).
Накануне, в субботу, совершался мироносицкий помин. «Под праздник Мироносица всегда была поминая суббота, всегда на эту субботу ходили на кладбище» (с. Ирицы). В с. Салаур рассказывали, что в этот день «на кладбище ходили, яичка носили». «Мироносицкие поминки» справляли и в с. Красный Холм: «На Мироносицу тоже ходили на кладбище (с яичком крашеным)».
На сам праздник ходили в церковь, после чего начиналось веселье. «Жен-мироносиц. Мироносник. В церковь идуть и дома справляють» (с. Желудёво). «Мараносца. Играли, веселились» (д. Крыловка).
На Жен – мироносиц, как и на Пасху, красили яйца. «Жёны – мироносицы. Все гуляли. Яйца были крашеные. Это бабий праздник, бабий день» (с. Боровое). Как и на Пасхальной неделе устраивали игры с крашенками. В Красном Холме катали яйца по лубку, в с. Наследничье «на Мироносицу тоже яйца катали». В с. Салаур «яйца катали в лубок, мячом. И гармонь тут».
Главным угощением мироносицкого стола были варёные яйца (чаще крашеные) и яичница, которую готовили в каждом селе, каждом доме. «Яйца варють и молодые какие стол ставять — это раньше» (с. Желудёво).«Жён – мироносиц – женский праздник. Яичницу надо жарить» (д. Тайдаково). «На Мироносицу яичницу делали, пякли, малым давали по яичку. Пякли свои конфетки» (с. Инякино).
В некоторых сёлах яичницей угощались дома. «Жарили дома яичницу. Нажарють, яиц наколють. Дома ели» (с. Берёзово). В иных же местах женщины устраивали уличные гулянья. «Жен-Мироносиц – бабий день. В рожь, в поле ходили. Яичницу себе жарим и туды ходим. И там веселье. А как же Мироносиц – бабий праздник, все ходили в поле. Яичницу несли жареную с собой. И птичкам яичницу бросали» (д. Ванчур). «Ходили по селу, гуляли. Под горой варили кашу, яичницу жарили (на таганках)» (с. Борок). В с. Шилово в старину также существовал обычай мироносецкой женской трапезы: женщины водили хороводы, пели песни и жарили яичницу. В Боровом соседки выносили на улицу столы или шли к пруду – на гулянье: «Вот у нас бабий праздник. Вот у нас выносють столы. Или к пруду идём – это женский праздник. Собирёмся соседы и стол на улицу выставляли: и блины пекли и яичница самое главное, яйца красили. Мироносия».
В день Жён-мироносиц во многих местах резали «самую хорошую» или «первую» курицу, объясняя это так: «чтобы птица во дворе водилась». Бытовал такой обычай и в Шиловском районе. «Кур раньше резали на женский день. Бывало, скажут: «Надо курицу зарезать, чтоб куры водилися» (с. Чембар).
Православная церковь и по сей день продолжает почитать святых женщин – свидетельниц мучений, распятия и воскрешения Иисуса Христа, не побоявшихся гонений, и не отрекшихся от своего учителя. Но народные традиции этого дня, к сожалению, ушли в прошлое, оставив после себя только воспоминания. И даже бабушки, жившие в прошлом XX веке, в своих рассказах часто повторяли слово «раньше»: «Этот праздник раньше почитали» (с. Свинчус).
ЛИТЕРАТУРА:
1. Гаврилов А. Н. Народный календарь Шиловского края. Этнографические очерки. // Шилово, 2004 г.
2. Научный архив Этнокультурного центра «Заряна».
3. Рязанский месяцеслов. Круглый год праздников, обрядов, обычаев и поверий рязанских крестьян / Тульцева Л. А. – Рязань, 2001 г. – 284 с.
4. Юдин Василий. Дни величальные. Страницы народного христианского календаря. – Саратов: Приволж. Кн. Изд-во, хозрасчетн. Ред.-издат. Отд. – 1922. – 320 с.
5. Интернет: ru.wikipedia.org
Иллюстрации из свободных источников сети Интернет.