• Авторизация


СТАРИНА – СТАРИНУШКА. НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ. СВЯТОЙ АПОСТОЛ АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ. 13-12-2021 09:49


     Празднование апостолу Андрею Первозванному совершается дважды в году: 13 июля – в день Собора двенадцати апостолов и 13 декабря.

фото 1 (235x270, 18Kb)   Икона "Андрей Первозванный"

       В христианской традиции святого апостола Андрея называют Первозванным, так как он, согласно Евангелию от Иоанна, будучи одним из учеников Иоанна Крестителя, первым последовал за Иисусом Христом: «Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним,  был Андрей,  брат Симона Петра. Он первый находит брата  своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос».  

   По русскому варианту легенды об апостольской миссии Андрея, святой проповедовал христианство нашим предкам – славянам, пройдя по землям скифским до самого Новгорода. «Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород», - так рассказывает о путешествии Андрея Первозванного «Повесть временных лет».фото 2 Легенда_о_путешествии_апостола_Андрея_в_северные_страны (280x167, 22Kb) "Легенда о путешествии Андрея в северные страны"

      По преданию, за верность христианскому учению святой апостол принял мученическую смерть на кресте. Вот только крест этот был не совсем обычной формы, напоминая собой латинскую букву Х. Впоследствии его назвали Андреевским крестом, а в России в честь  святого апостола был учреждён Андреевский орден, которым отмечались выдающиеся заслуги перед Отечеством. Недаром и само имя Андрей переводится с греческого языка как «мужественный, храбрый».

фото 3 (235x298, 23Kb)  Икона "Андрей Первозванный"

   То ли оттого, что Андрей, как и его брат Симон Пётр, был рыболовом, то ли ещё по какой причине, но народный образ Андрея Первозванного тесно связан с водой. В старину во многих местах мужики в день памяти апостола Андрея вторично слушали в колодцах воду: тихая вода – хорошая зима, шумная – предстоят морозы, бури, метели. Результат сверяли с тем, что дал Юрьев день (9 декабря).

   А в с. Новосёлки Шиловского района рассказывали: «Где дорога в овраг Кривцовский уходит вниз, от того места к Шилову место зовётся Семиключье, там Андрей Первозванный семь ключей раскрыл».

  «Берег Оки от  Крутиц до Новосёлок называли в народе Семиключьем, впрочем, немногие помнили это название, так как через святые родники была пущена дорога. И только старанием Шиловских да Новосёлковских матушек и пастухов их чистили и оберегали. А когда Исаев (первый начальник Шиловской милиции) приехал источник засыпать, одна из матушек возьми да и брызни в него водой, понёс его конь, и сам он как чумной сделался, и источник не тронул». В былые времена знающие люди брали из семи ключей воду, смешивали  её и лечили от разных болей святой водой и словом божьим. 

   «Семиключье» - семь святых источников. «Первым источником является ключ в честь иконы «Всем скорбящим радости». Расположен он в живописном месте недалеко от древнерусского  городища 12-13 века, погибшего, вероятно, во времена нашествия монгольской орды. Брали они из этого источника воду, и уже тогда был он освящённым.

    Следом за этим источником шёл ключ в честь иконы «Николая угодника», далее «Михайловский», «Параскевы Пятницы», «Борисоглебский», «Никитский» (Никита Готский), последним же был Источник Андрея Первозванного. Когда Андрей с гор Киевских на Новгород шёл, он здесь прошёл».

   В памяти старожилов лучше сохранилось место положения первых двух ключей, и в наши дни благоустроены именно источники «Скорбящим радости» и «Никольский».  

фото 4

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
СТАРИНА – СТАРИНУШКА. НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ. ДЕНЬ ЖЕН – МИРОНОСИЦ. 16-05-2021 20:19


   Слово «жена» в Священном писании означает «женщина». В длинном списке женщин, причисленных к лику святых, особо выделяются жёны-мироносицы («носящие миро»). В церковном календаре женам – мироносицам посвящено третье воскресенье после Пасхи.

   Согласно преданию, несколько благочестивых женщин пришли утром к месту погребения  Иисуса Христа, чтобы умастить тело миром, как того требовал древний обычай.  Именно мироносицам дано было первыми узнать о воскресении Христовом и донести  эту весть до учеников Спасителя. От них же произошло пасхальное приветствие «Христос воскресе!».

фото 1 (235x309, 103Kb)

   В православной традиции жёнами-мироносицами считаются святые: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария и иные.

фото 2 (230x314, 98Kb)

   На Руси день жён-мироносиц стал «женским праздником». Он повсюду справлялся широко и весело, особенно сельскими жительницами.  «Мужики за пахоту, а бабы за стряпню», - приговаривали в старину в Рязанской губернии. Как «женский» или «бабий праздник» этот день почитался и в большинстве сёл Шиловского района. «А как же — это женский праздник, мама все время собиралась» (с. Салаур). «Мироносиц — женский праздник» (с. Мышцы). «Справляли. Бабий праздник. Всё пякли» (с. Ирицы). «Жен-Мироносиц — наш праздник. Женщины собирались, праздновали» (д. Уша).

     Накануне, в субботу, совершался мироносицкий помин. «Под праздник  Мироносица всегда была поминая суббота, всегда на эту субботу ходили на кладбище» (с. Ирицы). В с. Салаур рассказывали, что в этот день «на кладбище ходили, яичка носили». «Мироносицкие поминки» справляли и в с. Красный Холм: «На Мироносицу тоже ходили на кладбище (с яичком крашеным)».

     На сам праздник ходили в церковь, после чего начиналось веселье. «Жен-мироносиц. Мироносник. В церковь идуть и дома справляють» (с. Желудёво). «Мараносца. Играли, веселились» (д. Крыловка).

    На Жен – мироносиц, как и на Пасху, красили яйца. «Жёны – мироносицы. Все гуляли. Яйца были крашеные. Это бабий праздник, бабий день» (с. Боровое).  Как и на Пасхальной неделе устраивали игры с крашенками. В Красном Холме катали яйца по лубку, в с. Наследничье «на Мироносицу тоже яйца катали». В с. Салаур  «яйца катали  в лубок, мячом. И гармонь тут».  

    Главным угощением мироносицкого стола были варёные яйца (чаще крашеные) и яичница, которую готовили в каждом селе, каждом  доме. «Яйца варють и молодые какие стол ставять — это раньше» (с. Желудёво).«Жён – мироносиц – женский праздник. Яичницу надо жарить» (д. Тайдаково). «На Мироносицу яичницу делали, пякли, малым давали по яичку. Пякли свои конфетки» (с. Инякино).

фото 3 (314x192, 99Kb)

   В некоторых сёлах яичницей угощались дома. «Жарили дома яичницу. Нажарють, яиц наколють. Дома ели» (с. Берёзово). В иных же местах  женщины устраивали уличные  гулянья. «Жен-Мироносиц – бабий день. В рожь, в поле ходили. Яичницу себе жарим и туды ходим. И там веселье.  А как же Мироносиц – бабий праздник, все ходили в поле. Яичницу несли жареную с собой. И  птичкам яичницу бросали» (д. Ванчур).   «Ходили по селу, гуляли. Под горой варили кашу, яичницу жарили (на таганках)» (с. Борок). В с. Шилово в старину также существовал обычай мироносецкой женской трапезы: женщины  водили хороводы, пели песни и жарили яичницу. В Боровом соседки выносили на улицу столы или шли к пруду – на гулянье: «Вот у нас бабий праздник.  Вот у нас выносють столы. Или к пруду идём – это женский праздник. Собирёмся соседы и стол на улицу выставляли: и блины пекли и яичница самое главное, яйца красили. Мироносия».

фото 4 (314x192, 69Kb)

    В день Жён-мироносиц во многих местах резали «самую хорошую» или «первую» курицу, объясняя это так: «чтобы

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии

СТАРИНА-СТАРИНУШКА. НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ. ЕВДОКИЯ-ПЛЮЩИХА. 14-03-2021 20:12


[235x279]

   14 марта по н. ст. (1 марта по ст. ст.) православная церковь отмечает день памяти преподобномученицы Евдокии.

    Житие святой рассказывает нам о том, что Евдокия – самарянка из финикийского города Илиополя – с юных лет долго вела греховный образ жизни, и это омертвило её душу и ожесточило сердце. «Однажды в полночь Евдокия проснулась и услышала за стеной, в другой половине дома, где жил христианин, молебное пение и чтение Священного Писания, в котором говорилось и о вечном блаженстве, уготованном праведникам, и о возмездии,  ожидающем грешников. Благодать Божья коснулась сердца Евдокии, и она осознала, что совершённые ею грехи лежат тяжестью на её душе».

   Утром Евдокия позвала к себе человека, певшего ночью за стеной. Это был старец Герман, по совету которого Евдокия крестилась и, раздав бедным своё имущество, удалилась в монастырь. «Господь простил покаявшуюся грешницу и наделил её благодатными духовными дарами».

    Евдокия прожила в монастыре 56 лет, перенеся множество испытаний: её не раз бросали в темницу, пытали. Новый правитель Викентий, оказавшийся более жестоким, чем его предшественники, велел казнить бесстрашную исповедницу, и 1 марта (около 160-170 г.) Евдокию обезглавили.

   В разных местах Руси – матушки день памяти Евдокии был связан с разными делами крестьянскими. В одних – считался последним днём, разрешающим порубку леса, в других – заканчивал «сроки зимним наймам батраков» и начинал весенние договоры. В старину так и договаривались: «С Евдокеи по Егорья», «С Евдокеи до Петрова дни» и т. д. В с. Инякино Шиловского района день Евдокии слыл гусиным праздником: «Алдокеʹй – гусиный праздник. На него гуси несуться».

   В старом Юлианском календаре день Евдокии приходится на 1 марта, открывая новый сезон. «Евдокия — праздник весны», - говаривали в с. Занино–Починки Шиловского района. В с. Ирицы имя святой произносилось иначе: «Алдокия– весенний праздник».

   Есть у этого дня в народном календаре и особое прозвание  -  Евдокия-плющиха. Связано оно с особенностями погоды в начале марта. Снеговые сугробы в этом месяце подтаивают и, оседая, во многих местах распадаются на «плюшки» - делянки. «Авдотья-плющиха снег плющит!»

   Погода на Евдокию бывает весьма разнообразной: «Тепло светит солнышко, да Авдотьей поглядывает - либо снег, либо дождь». Нередко случается, что и «март морозом на нос садится», что «и на Евдокею мороз прилучится». А то, глядишь, и оттепель начнётся, на месте растаявшего снега образуются лужицы и ручейки, потому и появились в народе приговорки: «Авдошки – подмочи ножки» (с. Константиново). Или: «Евдокея – подмочи порог».

   В старину по погоде в этот день судили о предстоящей весне: «Алдокия слышала, что-то замечали по солнцу, по лужам» (с. Борки).   Сельскохозяйственный деревенский опыт говорит, что, если на Евдокею холодно - скот придется кормить две лишних недели (по весне). А если «у Евдокеи вода», то - «у Егорья теплого трава».  «Если на Алдокиюкурица воды напьется, то  на Егория конь травы наестся», - говаривали в с. Ирицы, уточняя при этом: «Курица воды напьется - то примечали, вроде, как весна ранняя».

   Подобные приметы бытовали и в других сёлах района: «На Евдокию примечають: если курица напьется — то весна хорошая будить, а если курица не напьется — значит, весна плохая будить» (д. Некрасовка, с. Инякино).

    По народным приметам погода на Евдокию показывала и каково будет лето: «Коли Евдокея с дождем, то быть лету мокрому. На Евдокеи погожо - все лето пригожо!» «На Евдокеи снег - будет урожай, теплый ветер - мокрое лето, ветер с полуночи - холодное лето!».

 

ИСТОЧНИКИ:

1. А. А. Коринфский. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. Издание книгопродавца М. В. Клюкина. Москва, Моховая, домъ Бенкендорфъ.1901.

2. Научный архив Этнокультурного центра «Заряна»

3. Юдин Василий. Дни величальные. Страницы народного христианского календаря. – Саратов: Приволж. Кн. Изд-во, хозрасчетн. Ред.-издат. Отд. – 1922. – 320 с.

 

 

комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В НАРОДНЫХ ПОВЕРЬЯХ. ЧАСТЬ III. РАДУГА-ДУГА 05-02-2021 19:57


  «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан…» К чему эта нелепая фраза? Какое отношение она имеет к народным поверьям о природных явлениях? Самое прямое! Ведь с помощью подобных фраз все школьники нашей страны пытаются запомнить, в какой последовательности  располагаются цвета в радуге. Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Человеческий глаз воспринимает всего лишь семь цветов удивительно красивого явления природы – радуги, в образовании которой также участвуют вода и солнце.

    «Атмосферное оптическое явление» - так определяют радугу современные учёные мужи. А народ русский загадки про неё загадывает: «Разноцветное коромысло над рекой повисло» да  радугой – дугой величает. И хотя, как утверждают учёные, радуга – это целый круг, если посмотреть на неё с высоты птичьего полета, но мы-то с вами ходим по земле. Вот и получается, что видим только одну её половинку – дугу. Именно с этой формой радуги связаны все сказы да поверья старинные. 

   В Древней Индии, например, радуга была луком бога-громовержца Индры, в Древней Греции существовала девственная богиня Ирида с радужным одеянием. А крестьяне Шиловского района считали радугу «мостом к Божьему терему». «По радуге можно прийти на  тот свет», - утверждали знающие люди пос. Шилово. А ещё повсеместно в нашем районе рассказывали о сокровищах, кладах, зарытых где-то у самого горизонта. А найти такой клад можно, лишь дойдя до края радуги.

  «Радуга-дуга, не пей нашу воду», - приговаривали наши предки, веря в то, что радуга концами своими пьёт воду из рек и озер и поднимает ее на небо для дождя. При появлении радуги обращали внимание на её изгиб, расположение, ширину и яркость разноцветных полос. По этим признакам судили о предстоящей погоде:

Высокая и крутая радуга к вёдру; пологая и низкая - к ненастью.   

Если радуга яркая - к ненастью.

Зеленая радуга к дождю, желтая - к хорошей погоде, красная - к жаре, ветру.
Радуга поперек реки - будет хорошая погода, а если радуга вдоль реки - то будет сильный дождь.

  В любом случае, когда видят радугу, то ожидают перемены погоды.

ФОТО РАДУГА (238x235, 21Kb)

Радуга

   Радуга во все времена вызывала радость, и не только у детей малых, но и  у взрослых людей. Даже по названию становится понятно, что «радуга» связана с радостью. Такие же радостные, а то и восторженные чувства у людей вызывало ещё одно необычное оптическое явление – «игра солнца», которое, по словам жителей Шиловского района, бывает лишь в определённые дни: Благовещение (7 апреля), в Чистый четверг и на Пасху.

   Увидеть «игру» солнышка в пасхальное утро считалось благодатью. «На Пасху солнышко играет, даже на душе хорошо. Оно переливается» (д. Бортниково). «На Пасху солнце радуется» (с. Борки). 

   По солнечным переливам солнышка на рассвете знающие люди узнавали грядущее (с. Ерахтур).

   Но действительно ли люди наблюдали «игру солнца» или это просто обман зрения? И с каким из известных науке явлений природы можно его сравнить? Наиболее подходящим на первый взгляд является атмосферное оптическое явление – гало, которое может появиться вокруг солнца не только в виде кольца, но и как столб, крест или дуга и иметь сразу несколько цветов. И, говоря про «игру солнышка», люди отмечали наличие нескольких цветов.

  «Бабушка нас будила на Пасху: «Вставайтя, вставайтя, идите смотреть солнце. И мы вставали и смотрели. Оно, действительно, играет всеми цветами – все прям такое…» (с. Ерахтур). «На Благовещение солнце играет, когда солнышко встаёт, она играет прямо разными цветами» (с. Задубровье). «В Великий четверг мы не спали до тех пор, пока солнце играть начнёт. Смотрели, прям так играет разными лучами: и синими, то зелёными – несколько  цветов сразу прям» (с. Копаново). «На Пасху солнышко играет, оно яркое и как обруч у него, и как пляшет! Это весь мир радуется» (д. Бортниково). «На Пасху солнышко играеть разными огнями» (д. Уша). «На Пасху солнышко играет – от солнца лучи такие…» (д. Воружка).

    Ещё одним общим признаком можно считать и столь ослепительную яркость гало и «играющего солнца», что смотреть на них можно лишь через тёмные очки или же, закрывая их рукой. В былые времена в сёлах для этих целей использовали другой способ – закопчённое стекло. «На Пасху

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В НАРОДНЫХ ПОВЕРЬЯХ. ЧАСТЬ II. БЫЛ БЫ ДОЖДЬ, БЫЛ БЫ ГРОМ… 02-02-2021 10:12


Плодородие, богатый урожай - такая важная составляющая жизни крестьянина-земледельца - напрямую зависит от погоды. «Много снега – много хлеба», - говаривали в старину. Ещё в советское время бытовала в народе такая приговорка: «Был бы дождь, был бы гром – и не нужен агроном». Потому и примечали люди, какова будет погода в то или иное время года. Многие подсказки природы связаны с праздничными днями.

   На Рождество Христово, например, смотрели, как вставало солнце: «в морозном тумане, то грибы хорошие, если тепло - весна холодная будет». «Если на Святках много инея, то будет много проса».

   «Если   на Сретенье (15 февраля) оттепель, то весна будет теплая, если снег метет - к хлебному году;  если солнышко всходило в тумане – к урожайному году, взлетит яро – к засухе».

    «Если снег на Благовещение (7 апреля)  не растает – то говорили, переедем, значит, весна затяжная, а если растает, нельзя на санях проехать – это значит «не доехали», - ранняя весна будет».

    По  покровской погоде  (14 октября) примечали будущую зиму: «Если на Покров день хороший, зима долго не встанет, если снег - то зима рано встанет».

   Если на Илью пророка (2 августа) «дождь упадет - желудя не будет».

   Все эти приметы были записаны в разных сёлах и деревнях Шиловского района.

  И хорошо, если погодные условия благословят богатому укосу травы, урожаю зерновых, овощей и фруктов. Здесь, как говорится, всего должно быть в меру. А что же делать, если дождь зарядит на всё лето или, наоборот, засуха? В этих случаях крестьяне использовали разные способы.

   Так, в с. Берёзово во время засухи ходили по полям большие группы людей со всего села, с иконой, и пели молитвы. «Моление дождя» совершали  и в с. Ирицы: «ночью служили молебен, молились: «Дай дождь земле жар, душе спась»; и в д. Некрасовка: «шли всею деревней в церковь, молились, ещё мочили в воде веники и брызгали ими на 4 стороны»; и в с. Салаур: «чтобы был дождь – молебствуют. Были часовенки и около них молебствовали. Народ собирался. Икону «Божья Мать», «Николай Угодник».

  В других же сёлах совершали и вовсе необычные действа для вызова дождя. В с. Борок во время засухи «купали петуха: собирались и с батюшкой ходили вокруг села». А в с. Надеино «когда провожали русалку, идя по селу, ковырялись через головку, говоря: «чтоб к дождю было». «Когда засуха, организуются 2-3 бабы. Идёт человек – свой, чужой – вылетают с вёдрами и обливаются. Обливают беспощадно, кричит: «Не надо, не надо» - всё равно» (с. Занино-Починки).

   В этом важном деле и помощь детей не будет лишней, ведь дети рано приобщались к заботам взрослых и начинали жить общими для семьи интересами. Вот и старались ребятишки, бегая по улице, «закликать дождик». Наверное, и современные дети, посмотрев на дождливое небо, хотя бы раз в жизни да вспомнили всем известные слова:

«Дождик, дождик, перестань,

Мы поедем в Иристань…».

   А в прошлые-то века закличек таких было очень много, в каждой местности – свои. Так, дети из разных уездов Рязанской губернии, прося дождя, пели:

Дай Бог дождю

В толстые вожжи!

Поливай весь день

На наш ячмень,

На бабью рожь,

На мужичий овёс,

На девичью гречу,

На маличье просо.

 

Дождик, дождик, припопонь!

Мы поедем за попом –

Богу молиться,

Христу поклониться.

 

Дождик, дождик, пуще!

Дадим тебе гущи,

Дадим тебе ложку:

Хлебай понемножку.

Я, убогий сирота,

Отворяю ворота

Крючком, пятачком,

Беленьким платочком.

  Были и специальные заклички, чтобы дождь, наоборот, прекратился:

Солнышко, вёдрышко,

Выгляни, высвети!

Твои дети на повети,

По камушкам скачут.

Камушки трясутся,

Кишки волокутся;

Кошкам – по ложкам,

Собакам – по крошкам.

  Страшились люди и засухи, и затяжных дождей, особенно если они сопровождаются грозой. Гром и молния – не просто страшное, но и опасное явление, ведь молнией может и убить. И чтобы этого не произошло, в старину бытовали особые запреты, чаще всего связанные с работой в праздничный день.

   Поскольку грозы начинаются, как правило, в мае месяце, то

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В НАРОДНЫХ ПОВЕРЬЯХ. ЧАСТЬ I. ВОДА, ВОДА, КРУГОМ ВОДА. 28-01-2021 20:08


   В мире много необыкновенных и удивительных явлений, которые кажутся нам столь простыми и естественными, что мы часто не придаем им никакого значения. В давние времена люди объясняли чудеса и красоты природы при помощи мифов и сказок.

   Почему пошел дождь, град или прогремел гром, почему появилась радуга или в утренний, ясный день трава вдруг стала мокрой? Оказывается, все эти явления - составная часть большого и достаточно сложного процесса, известного нам из курса географии – круговорота воды в природе.  

    О научном обосновании всех этих явлений можно прочитать в учебниках, энциклопедиях, интернете. Нам же интереснее узнать, как природные явления воспринимались, объяснялись и использовались в жизни  наших предков.

   Итак, мы все знаем, что вода, находящаяся в природе в трёх состояниях (парообразном, жидком и твёрдом), соединяет собой  все слои биосферы. Об этом же говорят и старинные поверья, объясняющие, почему на воде всегда «гадали да ворожили»: «Вода… из подземного мира течёт, туманом вверх поднимается… Вот туман на небо поднимается в вышний мир, да не в верхний – видел, что туман не на небо уходит, а тает как, то есть в другое место просачивается… Да и с верхнего мира вода идёт дождём, тоже связь. Да не так просто, а с громом и молнией; молния – это, вишь, по-нынешнему электричество, а по нашенски сила. От неё мир обновляется, говорили: «Божья матушка пыль да грязь выбивает», - да не из половиков, из мира! Оттого и воздух потом вкусный и вода дождевая полезная. Но у ней одна польза, а у родниковой иная. Вот и выходит, что через то все три мира связаны».

    Раз уж мы заговорили о ворожбе на воде, продолжим эту тему, выбрав лишь гадания, связанные с туманом да атмосферными осадками. В старину было огромное количество разных гаданий: «малых» и «больших». «Большие» гадания могли сделать только Знающие люди.

   «Раньше, бывало, Знающие  «слушать в туман» ходили, только опасно это – просочится он в голову, и человек дурачком станет». Не менее опасно  ворожить и на грозе – «молния возьмёт и в тебя влупит, было такое и не раз».

     «Малые» гадания мог совершить любой человек, да только для них отводилось лишь определённое время в году. Например, Зимние Святки. Самая яркая гадательная пора, по мнению шиловских крестьян, начиналась с Васильева вечера (Старый Новый год).

    Старые  гадали на погоду да на урожай. В д. Ванчур,  например, выносили «на мороз разные хлебы – зерно. Утром, на котором будет иней, тот будет в этот год сильный». А одна жительница д. Тайдаково рассказывала: «На Святках, перед Рождеством, хозяин мой луковицу пополам разрезал и ложил. И через некоторое время смотрел: где сок, а где нету. И скажет, что в этом месяце дождь, в этом нету и т. д.»

   Ну, а девушки молодые, конечно же,  гадали на  женихов, на замужество. Многие гадания были связаны со снегом. Так, в с. Дубровка ходили «за перекресток»: ближе к полуночи выходили на перекресток с полотьей, бросали в нее немного снега,

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
СТАРИННЫЕ РЕМЁСЛА ШИЛОВСКОГО РАЙОНА. ТКАЧЕСТВО. 15-12-2020 11:18


    Ткачество – процесс производства тканей из готовых ниток.

    Издавна на Руси ткачество считалось домашним производством. Ткачихой была каждая крестьянка. Как отмечает Юлия Петровна Чумакова в книге «Лексика традиционного ткачества в говорах района «Богословщина» Рязанской области»:  «Ручное ткачество было распространено в русской деревне повсеместно. В отличие от других ремёсел (например, валяльное или сапожное дело) оно было неотделимо от крестьянского быта, поскольку в условиях натурального или полунатурального хозяйства обслуживало первейшую потребность  каждой крестьянской семьи».

фото 1 (314x215, 20Kb)

Ткачиха.

    В старину на Руси изготавливали разные ткани. Из местного сырья: льняную, конопляную, шерстяную или полушерстяную, из привозного -  шёлковую и хлопчатобумажную. Если шерсть, в основном овечья, использовалась практически во всех регионах, то выращивание растительного сырья зависело от климатических условий. В Шиловском районе в большей степени сеяли коноплю. «Холсты были в основном конопляные, лён не сеяли» (с. Тимошкино).  «Конопли пряли, скатерти и холсты ткали» (с. Тырново). Хотя лён в нашей местности был привозным, жители разных сёл в своих рассказах упоминали и об изделиях изо льна. «Льняные полотенца, утирки» (с. Тырново).  «В большой семье готовили снохи по очереди. Одна половики ткёт, другая лён» (с. Новосёлки). «Пряли лен, потом ткали холсты и из них шили одежду и полотенца» (с. Федосеево-Пустынь).

фото 2 (313x235, 25Kb)

Виды домотканых холстов: лён, шерсть.

     Холст из растительного волокна шёл на пошив одежды (рубахи, сарафаны, юбки, запоны, мужские портки), рушников, скатертей и других вещей, необходимых в хозяйстве. «Девичий костюм представлял собой длинную холщевую рубаху, подол (юбку), станушку (станушницу)» (д. Хорошавка). Девушки с. Санское также «носили из холста сборчатую юбку — подол. Подол был белого цвета с узорами, обшит полосками ткани (но не вышивалось). Очень сборчатая». А так описывает праздничные рубашки с. Свинчус 1 половины XIX в. Е. Ф. Грушин: «… они были собственного, своего изделия, большею частью льняные (деланныя изо льна) и посконныя (деланныя из пеньки)».

           С„ото 3 (180x314, 103Kb)             С„ото 4 (313x235, 63Kb)

                 Рубаха; рушники.

   Полотно из шерсти использовались в изготовлении понёв (женская набедренная одежда), юбок, онучей (обмотка под лапти). Например, в с. Ирицы девушки носили «шерстяную юбку со сборками», замужние женщины – понёву. «Паневы с прошвой из чистой шерсти» надевали и крестьянки с. Константиново. Из шерсти также шили и верхнюю одежду: шушпаны, цыпруны, мужские суконные армяки, зипуны и многое другое. «Анучи - портянки самотканые из шерсти» (с. Тимошкино). «Зипун - толстый из шерсти. Одевали мужчины» (д. Ванчур).  

фото 5 (279x235, 53Kb)

Шерстяное домотканое полотно для понёвы.

    Ткали также и полушерстяное полотно: «шерстяной уток на портяной основе». В. И. Даль приводит разные названия такой «крестьянской полушерстяной домотканины» -  «сукманина», «полусукно, сермяга, пониток».

   Окрашивание нитей в разные цвета позволяло ткать пёстрые холсты, т. н. «пестрядь» - льняную ткань домашней выделки часто в мелкую клетку. Шла на пошив рубашек, портов, сарафанов. «Ткали ткани разливные — из  пестрых ниток» (с. Малые Пекселы).

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
ЧТОБ НЕ ЗАМЕРЗНУТЬ В ХОЛОДА 23-11-2020 10:27




1.
Слайд1 (700x525, 183Kb)

2.
Слайд2 (700x525, 325Kb)

3.
Слайд3 (700x525, 291Kb)

4.
Слайд4 (700x525, 272Kb)

5.
Слайд5 (700x525, 305Kb)

6.
Слайд6 (700x525, 262Kb)

7.
Слайд7 (700x525, 301Kb)

8.
Слайд8 (700x525, 287Kb)

9.
Слайд9 (700x525, 209Kb)

10.
Слайд10 (700x525, 311Kb)

11.
Слайд11 (700x525, 283Kb)

12.
Слайд12 (700x525, 269Kb)

13.
Слайд13 (700x525, 248Kb)

комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
ПО ОДЁЖКЕ ВСТРЕЧАЮТ 18-11-2020 10:07




1.
[700x525]

2.
[700x525]

3.
[700x525]

4.
[700x525]

5.
[700x525]

6.
[700x525]

7.
[700x525]

8.
[700x525]

9.
[700x525]

10.
[700x525]

11.
[700x525]

12.
[700x525]

13.
[700x525]

комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
СВЯТАЯ ПАРАСКЕВА 11-11-2020 20:35


Слайд1 (700x525, 22Kb)

Слайд2 (700x525, 58Kb)

Слайд3 (700x525, 76Kb)

Слайд4 (700x525, 65Kb)

Слайд5 (700x525, 44Kb)

Слайд6 (700x525, 88Kb)

Слайд7 (700x525, 69Kb)

Слайд8 (700x525, 71Kb)

Слайд9 (700x525, 57Kb)

Слайд10 (700x525, 60Kb)

Слайд11 (700x525, 78Kb)

Слайд12 (700x525, 53Kb)

Слайд13 (700x525, 72Kb)

Слайд14 (700x525, 56Kb)

комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Богородица Дева, радуйся... 03-11-2020 13:11


владимирская (235x291, 14Kb)

                                                                 

 

                                           Богородица Дева, радуйся,

                        Благодатная Мария, Господь с тобой.

                                   Благословенна ты в женах,

                              Благословен плод чрева Твоего,

                        Яко Спаса родила еси душ наших. Аминь.

 

 

 

 

    Пожалуй, самым распространённым и излюбленным образом православной иконографии является лик Божьей Матери, Пресвятой Богородицы. По преданию, первые иконы Божией Матери создал евангелист Лука.Однако, воплощение живого человека в образ для поклонения и почитания во времена «деяний» первых апостолов ещё не практиковалось. А потому, воспроизводя лик Марии, Матери Иисуса Христа, на доске от стола, за которым она и её сын когда-то  трапезничали, апостол Лука не мыслил, что «творил» икону. И в своём сочинении «Деяния апостолов» об этом не обмолвился ни словом. В преданиях о нём сказано, что Лука оставил несколько икон, написанных с лика  Божьей Матери. Некоторые дошли до нас, много веков неся с собою славу чудотворных: Владимирская, Казанская…

   Ныне православная церковь чествует в течение года 210 (а по некоторым данным и до 260) икон с образом Божьей Матери. Все они – творения большого искусства.

                                                                  Икона собор Богородичных икон (235x281, 36Kb)

                                                                      Икона «Собор Богородичных икон».

     Практически все известные иконописцы Руси обращались к образу Пресвятой Богородицы: Феофан Грек, Андрей Рублёв, Симон Ушаков и многие другие.

  Феофан Грек Донская (235x299, 23Kb)

Феофан Грек. Донская икона Божьей Матери. 

  Умиление Симон Ушаков (210x314, 51Kb)

   Симон Ушаков. Икона «Умиление».

    Среди знаменитых мастеров как-то теряется мало кому известный, но тем не менее весьма талантливый иконописец Алипий Печёрский. У любого служителя искусств есть своя страсть. Была она и у Алипия. Его постоянно притягивал к себе образ Богородицы. Позже эту страсть изложили в посвящённой Алипию стихири: «Неописанныя славы Божия желанием распалився, написывал еси шарами (красками)… зрак непрестанныя любве к Пречистой Богоматери». Главным мотивом  в его изображениях лика Божьей Матери было её величие. Он изображал её на троне. Так она предстаёт на Свейской иконе и на иконе «Предста Царица». Последним творением Алипия Печёрского был образ Успения Пресвятой Богородицы.

                                                         

Читать далее...
комментарии: 1 понравилось! вверх^ к полной версии
СИМВОЛЫ ЖИЗНИ И ПЛОДОРОДИЯ. ЧАСТЬ III. 31-10-2020 13:39


    Интересно, что не только продукты растительного и животного происхождения использовались нашими предками в обрядах, направленных на обеспечение плодородие, но и… предметы быта, детали орудий труда, обязательно женского (прялки, ткацкого станка).

   Например, в с. Тимошкино «перед посевом конопи (конопли) семена сперва сеяли через решето, потом пропускали через берда (чтобы волокно тонкое было)». [3]

IMG_7598 (313x235, 36Kb)   Решето    

                                       IMG_3355 (293x235, 51Kb)

Бердо - деталь ткацкого стана в виде рамки с узкими вертикальными пластинами, через которые пропускаются нити основы.

   «Утром в понедельник, в первый день поста (а он назывался чистый понедельник) катались девки на донцах для прялок с гор – чтобы лён был долгий. Катались до света, чем дольше прокатишься – тем лучше урожай льна.

    В некоторых сёлах, например, в селе Борок «пекли блины, катались с горы на донцах» через неделю, в воскресенье, когда проводили Малую Масленицу» [1].

                                                                  IMG_5131 (262x235, 34Kb)

                   Донце - доска с отверстием на одном конце, в которое вставляли прялку, гребень или рогульку.

    Качели, игры…, казалось бы, просто детские забавы. Однако, в старину даже такие «забавы» были наполнены сакральным символизмом.

   Троицкие гуляния в нашей местности невозможно представить без качелей – релей.«По взглядам  шиловских крестьян, каждая девушка на выданье должна была на Троицу  кататься (качаться) на качелях, чтобы «не быть пустой» [1].

         IMG_7930 (313x235, 36Kb)

Иллюстрация из книги А. Н. Гаврилова "Народный календарь Шиловского края".

   Семья без детей – это не семья. Зато женщина, у которой много детей, и сама обладала способностью умножить урожай зерновых. Это поверье ярко выразилось в игре из с. Санское «Маки-маковушки». Вот как А. Н. Гаврилов описывает эту игру в «Народном календаре»: «Песком на земле высыпали круг, внутри него втыкались зелёные ветки. Выбирали «бабку» - женщину, у которой было много детей, чтобы просо уродилось. «Бабка» садилась в  центр круга. Девушки и женщины образовывали несколько хороводов, один двигался в одном направлении, другой – в другом, при этом пели:

Маки, маки-маковушки

Зелёные головушки,

Вы встаньте в ряд

И спросите ребят,

Как сеют мак…

В конце игры «бабка» пытается вырваться и убежать из круга. Её ловят  и «глушат» криками»[1].

                                                        file_xBudEp_orig (314x184, 26Kb)

    В с. Надеино бытовала и другая игра - в «Дадыдон»: «брали палку и косу (звонкую)  шли по селу и били  косу о палку и пели песню «Дадыдон»: «…нам не надо денежку, нам надо девушку…». Выбирали девушку с густыми волосами – чтобы урожай был  - и подкидывали три  раза.  Поднимали её женщины, а девушка держала руки, сжатыми  в кулаки» [1].

    Играли в «Маки…» и «Дадыдон» на Красную Горку, когда, по представлению наших прабабушек, наступает девичья пора Природы. И именно в эту пору крестьянин либо начинает весенний сев, либо готовится к нему,

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
СИМВОЛЫ ЖИЗНИ И ПЛОДОРОДИЯ. ЧАСТЬ II. 30-10-2020 10:38


    Много разных поверий об обеспечении плодородия связано с обрядовыми угощениями. Пожалуй, нет в народном календаре праздника, когда хозяйки не готовили бы особую пищу.

    Святые дни – Святки приходили на Русь в самую суровую зимнюю пору,  когда до земледельческих работ ещё далеко, однако праздничное угощение на столе было призвано обеспечить изобилие не только домашнего скота, но и будущего урожая хлеба, льна.

   Так, «в с. Лубонос считали, что обязательно на столе должно быть сладкое тесто (лакомство) – тогда лён уродится долгий; а в Борке варёное мясо на рождественском столе сулило обилие его в течение всего года, пироги же должны были обеспечить урожай хлеба» [1].

   Святочные песенки – колядки и авсеньки, за которые ряженые получали угощение, в большинстве своём также были направлены на пожелание плодородия. Вообще авсеньщиков одаривали разной снедью. Dс. Дубровка «это были «свинки» - пироги из ржаной муки с картофельной  начинкой, в с. Березово – пышки «витушки», в с. Юшта… в старину пекли пышки в виде петушков. В Ванчуре угощали авсенщиков блинами, конфетами и пирогами и, конечно, свиными ножками». А ещё был особый пирог с мясной начинкой – «чушка». [1]

      «Чтобы велась в хозяйства птица и животина разная, делали печенье в виде фигурок животных; «на Крещение пекли коняшек, овечек, фигурки коровок из ржаного пресного теста» (д. Ванчур). «Пекли…всю скотину: коней, коров, овечек. И потом их освящали в церкви, или сами кропили святой водой, а потом давали скотине: коровку – корове и т.д. И сами ели, малым давали» (д. Нарезка)» [1]. В Вербное Воскресенье «В деревнях Малые и Большие Пекселы пекли  пышки  «ярушки» и скармливали  овцам: чтобы домой ходили из стада вместе. В этот же день пекли фигурки – «ярки» и кормили  овец, чтобы рождались ярки, а не бараны (Мансуров А.А., Вып.1, №3, 21)» [1]. Но, пожалуй, самыми разнообразными обрядовыми печеньями были «кони». Их выпекали во все дни святых, почитающихся в народе покровителями коней: на Власия (24 февраля), в Егорьев день (6 мая), на Фрола и Лавра (31 августа), также пекли «коней» и на Крещение.

IMG_0754 (314x146, 21Kb)  IMG_0389 (314x139, 17Kb)  IMG_0762 (160x120, 11Kb) IMG_6031 (160x120, 10Kb)   фотки 031 (160x136, 54Kb)    IMG_0765 (160x120, 11Kb)    фотки 029 (160x157, 51Kb)

Обрядовое печенье: "ярки", "коровки", "кони". Шиловский район Рязанской области.

      Традиционным угощением  была и куриная лапша.

  «На Успение курочков режуть молодых, они к этому времени поспевають» (с. Новоселки). Молодых петушков и курочек старались зарубить рано утром (с. Борок) и варили с ними лапшу (с. Константиново). В с. Свинчус на Успение угощались мясом молодых гусей. В Шилове бытовало мнение, что если Успение встретить с блюдом, приготовленном из молодой птицы, то весь год домашняя птица будет хорошо водиться». [1]. К Успению кур резали и в с. Задубровье  [3].

   В д. Воружка на Кузьму-Демьяна «петуха рубили, лапшу варили. Обязательно в этот день надо зарубить, или курочку». [3] Петухов и кур в этот день «рубили» и в других сёлах.

     Кузьма-Демьян в нашей местности слыл праздником девичьим. Во многих сёлах и деревнях устраивались посиделки – «ссыпки».

   «Ссыпки были. Толкли пшано, делали тесто на мяду, на сливках — такое крутое. Для этого девки ссыпались, кто пшано приносил, кто чё. (с. Занино-Починки [3]. В Ирицах праздновать Кузьминки «собирались только девушки и девочки-малолетки. Рубили петухов, собирали вскладчину еду, устраивали застолье. Тереховские

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
СИМВОЛЫ ЖИЗНИ И ПЛОДОРОДИЯ. ЧАСТЬ I. 29-10-2020 11:20


   Слово «символ» произошло от греческого «симболон», что значит «соединять». «Символ – это образ, воплощающий какую-либо идею. Символы как бы соединяют  две половины расколотого мира – видимую и невидимую. Они раскрывают смысл  сложных понятий и явлений» - такое поэтичное определение слову «символ» дали авторы книги «Символы и их влияние на людей»[5].

   Вся наша жизнь наполнена разными символами. Они сопровождают нас от самого рождения и до смерти. Так было, так есть и так будет всегда.  Но как порой неожиданно для нас, современных людей,переплетаются между собой  старинные понятия, как непонятен их глубинный смысл.

    Взять хотя бы такие слова - символы, как «жизнь» и «плодородие». Казалось бы, значение их абсолютно разное. Но если вдуматься, то они очень тесно взаимосвязаны между собой: нет плодородия – не будет и самой жизни.

   Плодородие – рождение плодов. Но каких? У современного человека  слово «плодородие» вызывает другие ассоциации, нежели у наших предков. Для нас это понятие связано лишь с плодородной землёй, с богатым урожаем хлеба. Да и само слово это постепенно уходит в небытие: всё чаще мы заменяем его понятиями «богатство», «достаток».

   Совсем иное значение придавалось плодородию в старину: это не только, богатый урожай зерновых, овощей, фруктов, льна, конопли или шерсти – главного сырья для изготовления домотканых холстов, но и обилие домашнего скота, и… плодовитость женщины. Ведь, когда в семье много детей – это тоже плодородие. Именно благодаря женщине, матери продолжается жизнь рода человеческого. В свою очередь жизнь человека невозможна бед пропитания, которое в былые времена, особенно в крестьянской среде, полностью обеспечивалось домашним хозяйством (наделом земли, домашней скотиной).  

   И неудивительно, что жизнь крестьянина-земледельца была насыщена обрядами, обеспечивающими плодородие в его широком смысле. А главными атрибутами этих обрядов выступали символы плодородия: в растительном мире это зерно или крупа, а в животном – чаще всего куриное яйцо и мясо домашних животных.

   В Научном Архиве ЭКЦ «Заряна» сохранилось много рассказов жителей сёл и деревень Шиловского района об этих удивительных старинных обрядах, сакральных и таких необычных для нас, людей XXI века.

  И сегодня мы предлагаем вам познакомиться с этими обрядами и обычаями наших предков. Но поскольку материал на тему плодородия весьма обширен, мы разделили статью на три части.

     Итак, ЧАСТЬ I.

    Много рассказов наших информаторов было посвящено обряду «обсевания», который совершался на Зимние Святки. Вот некоторые из них.

   «Пастухи ходили 13 января – овсом обсевали. Ему давали кто что. Они приговаривали:

Сею, сею, посеваю,

С Новым годом поздравляю,

Чтобы скот водился,

Чтоб мир был в доме» (с. Юшта)

   «На Рождество ходили посыпали «пашаницей» мужчины и детвора, чтоб урожай был» (с. Надеино)

    «Пастухи ходили, «Авсень» кричали, овёс разбрасывали, чтоб урожай был, скот родился» (с. Тырново).

   В с. Новая пустынь «Под Рождество ночью ходили пастухи. Хозяйки – старухи начинали стряпать. Короб с рожью на боку. Хозяйка подставляла запонку и пастухи сыпали туда зерно, приговаривая:

«На живущих, на плодущих

И на вас». [3].

  Как отмечает А. Н. Гаврилов в своей книге «Народный календарь Шиловского края»: «Обсевая» - обсыпая зерном хозяев и избу – пастухи совершали древний обряд пожелания плодородия»[1]. В этих обрядах мы видим неразрывную связь между зерновыми культурами и домашней скотиной, они выступают как единое целое, обеспечивающее изобилие и достаток в семье.

                                                      Gorushkin_07 (314x191, 22Kb)

    В большинстве сёл и деревень обряд «обсевания» совершался в зимние святочные дни. Связано это с именем Авсень. Но кто такой Авсень? Обратимся вновь к «Народному календарю…»: «До настоящего времени среди учёных нет единого мнения о том, кто такой Авсень (Овсень).  Одни связывают 

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
УЗЕЛОК НА СЧАСТЬЕ 09-09-2020 15:00




1.
[700x393]

2.
[700x393]

3.
[700x393]

4.
[700x393]

5.
[700x393]

6.
[700x393]

7.
[700x393]

8.
[700x393]

9.
[700x393]

10.
[700x393]

11.
[700x393]

12.
[700x393]

13.
[700x393]

комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
ПАМЯТИ ВАСИЛИЯ МИХАЙЛОВИЧА ФОМИНА 01-08-2020 10:32


Мы, работники музейного комплекса, скорбим о смерти мудрого руководителя, нашего настоящего друга и помощника во всех музейных делах - Фомина Василия Михайловича, человека разносторонних интересов и необычайно работоспособного.
Более тридцати лет руководил он районом. Ему было дело до всего, и он вникал в каждую мелочь. Спорил, доказывал, увлекал окружающих своими идеями и превратил наш район в красивый и самый уютный уголок на Рязанщине.
А еще он любил и гордился прошлым земли Шиловской и хотел, чтобы историческое наследие не было достоянием небольшой группы ученых, а принадлежало всему народу, и чтобы пример ратного и трудового подвигов предков вдохновлял ныне живущих, а их имена не забывались.
Он искренне радовался открытиям и находкам археологов и этнографов, сам работал в экспедиции. Гордился тем, что краеведческая работа в школах Шиловского района поставлена на высокий уровень и уделял ей самое большое внимание. По его инициативе был создан мемориальный комплекс имени академика И.И. Срезневского в селе Срезнево, а любимым детищем стал, конечно, районный краеведческий музей, превратившийся из общественного в уникальный музейный историко-культурный комплекс, известный далеко за пределами Рязанской области и России.
В 2003 году по инициативе Василия Михайловича была проведена грандиозная реконструкция краеведческого музея. «Наш музей, - говорил он,- является настоящим достоянием нашего края. В его создании, ремонте, оформлении приняли участие как предприятия района, так и многие шиловцы. Я могу с гордостью сказать, что наш музей действительно народный».
Василий Михайлович постоянно интересовался музейной жизнью, знал буквально каждый экспонат и мог свободно провести экскурсию по экспозиции. К нему можно обратиться с любой проблемой, и он всегда пытался решить ее. «Делайте все, чтобы о нашей Шиловской земле знали люди, и чтобы живущие здесь гордились своей Родиной», - наставлял он нас. Именно по его инициативе в 1988 году в районе был проведен исторический праздник - 600-летний юбилей первого упоминания в летописях Шилова, а затем было открытие первого в России памятника Евпатию Коловрату, юбилей Измаила Ивановича Срезневского, открытие Бюста поэту серебряного века Н. Гумилеву на Шиловской земле. В 2016 году при его поддержке был запущен проект «Шиловский край- земля отцов».
В этом году в девятый раз пройдет межрегиональный фестиваль «Слава Добрыни» и, к сожалению, он будет не таким, как в прошлые годы. Впервые пройдет в формате онлайн и без участия Василия Михайловича, человека, посвятившего себя святому делу- приобщению ныне живущих к великому прошлому нашего края.
Светлую память о настоящем хозяине земли Шиловской мы сохраним в наших сердцах.
Выражаем соболезнование родным и близким.


Коллектив МУК «Музейный историко-культурный комплекс»
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
ПОЗДРАВЛЯЕМ 17-07-2020 12:43


[700x487]

 

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! Поздравляем  всех, кто неравнодушен к родной традиционной культуре с ДНЕМ ЭТНОГРАФА!

комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
ПЕТРОВКИ. 12-07-2020 17:09


12 июля отмечается православным народом праздник святых апостолов Петра и Павла. «Петры и Павлы», «Петровки» называли этот праздник в старину. А еще величали это время « макушкой лета»,поскольку именно с Петровок начиналась пора сенокосная. Мы поздравляем вас дорогие земляки,с праздником и предлагаем посмотреть наш очередной видеофильм. проекта « Старина старинушка.Народный календарь».Ссылка на фильм:
https://youtu.be/B4gD4DRlvkk
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
«КАША – КОРМИЛИЦА НАША» 26-06-2020 11:11


6025-akilina (120x160, 9Kb)

   26 июня по н. ст. (13 июня – по старому) православная церковь отмечает день памяти святой мученицы Акилины. Согласно Житию, святая Акилина жила в 3 веке (во время правления императора Диоклетиана) в финикийском городе Библе. Уже 12 лет от роду она стала не просто христианкой, но и страстной проповедницей Христова ученья. По доносу слуги наместника Волусиана была схвачена и после долгих мучений казнена.  Произошло это в 293 г.

   День святой Акилины, или Акулины, как нарекли её русские крестьянки на свой лад, по времени совпадает с посевами гречихи, а потому и день этот в народном календаре именуется Акулиной – гречишницей. В некоторых местах России (например, в Курской губ.) в старину в этот день отмечали «праздник каш»: варили  «мирскую кашу» из остатков прошлогодней гречки.

   Василий Юдин, автор книги «Дни величальные. Страницы народного христианского календаря» отмечает, что «в конце 19 века гречиху возделывали в пятидесяти губерниях России. Она давала 1/5 часть зерновых культур». Недаром в народе говорили: «Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной».

   В нашей местности гречиха тоже выращивалась, но в гораздо меньшем количестве, чем другие зерновые культуры. И ничего удивительного, ведь гречиха очень нежное и прихотливое растение, не каждый климат ей подходит. У нас же самой распространённой была пшённая каша. Из пшена варили не  только густую, наваристую, но и очень жидкую кашу – кулеш.  Любили сельчане и пшённые блины. Например, в селе Тырново на масленичной неделе блины «сперва пекли гречневые (до четверга), а с четверга пекли пшенные». Именно с четверга, а где-то со среды, по словам многих старожилов Шиловского района, начиналась «настоящая» Масленица.

   И пусть у нас в день Акулины – гречишницы не отмечался «праздник каш» и не устраивалась, как в других местах,  «мирская каша» из гречневой крупы,  но мы посчитали этот праздник достаточным поводом, чтобы предложить вашему вниманию разработанную в ЭКЦ «Заряна» программу под названием «Каша – кормилица наша». Эту программу мы показывали уже несколько раз посетителям разных возрастов (и взрослым, и детям). Возможно, вы тоже узнаете что-то новое и необычное об этой, казалось бы, такой простой и неприхотливой  пище.

                                                       «КАША – КОРМИЛИЦА НАША»

ХОЗЯЙКА:  Здравствуйте, гости  дорогие. Милости прошу вас в Горницу. Проходите, не стесняйтесь, поудобнее располагайтесь. В Горнице  у  меня добра всякого видимо-невидимо: и столы, и скамейки, и сундуки старинные, и посуда всякая.  А чего не хватает? Загадаю-ка я вам загадку, а вы догадайтесь, о чём я говорю.

Что за зверь:

В зиму ест, а летом спит,

Тело тёплое, а крови нет,

Сесть на него сядешь, а с места тебя не свезёт.  (ПЕЧЬ)

    Печка-матушка в прошлые времена всех людей кормила да согревала, ведь всю еду раньше именно в печи готовили. В некоторых избах печка располагалась в соседней комнате с горницей, как у нас, но также хорошо обеспечивала избу теплом.

    А теперь скажите-ка мне, кто в семье раньше еду готовил? Правильно, женщина, хозяюшка. Пора бы и нам хозяюшку выбрать. (Просит девочек встать, с помощью считалки выбирает хозяйку, наряжает её в старинную одежду, сажает в Красный угол).

    Скажите, а что именно готовили хозяюшки в былые времена? (Ответы)  На ум сразу приходит поговорка: «Щи да каша – пища наша». Но на самом деле и в старину было большое разнообразие блюд, и не только в городах, но и в сельской местности. Даже, казалось бы, самая простая еда – каша, была не такой уж и простой. Вот именно о каше мы сегодня и поговорим.

     (Мечтательно) Каша… вкусная, наваристая, душистая… Так и хочется взять ложку и… Но сначала её нужно сварить.  Ну, что, поработаем? По-настоящему варить кашу мы, конечно, не будем. В нашей горнице просто нет для этого возможности. Но вот подготовиться к варке мы можем.

   Итак, во-первых, нам надо решить, какие продукты нужны для каши. Для этого вам придётся отгадать мои трудные загадки про

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ НАШИХ МАЛЕНЬКИХ ДРУЗЕЙ. 07-06-2020 15:27


  Уважаемые родители детей - дошкольников, ранее в нашем Дневнике мы уже предлагали занятие для ваших детей – раскрасить матрёшек. А теперь НОВЫЕ ЗАДАНИЯ, которые можно объединить в одну тему – устное народное творчество. Помогите, пожалуйста, прочитать детям потешки,  поговорки и пословицы, загадать загадки, если они сами пока не умеют читать. А ответы-подсказки, которые вы найдёте после всех заданий, приберегите на самый крайний случай.

    Ну, а теперь мы обращаемся к нашим юным друзьям - тем, кто ещё не ходит в школу, но уже знает много сказок, потешек, поговорок, умеет сравнивать картинки и отгадывать загадки – эти непростые задания для вас! В нашем клубе «Жили-были», который работает в отделе «Заряна» Шиловского «Музейного комплекса» не бывает лёгких заданий, но участники клуба – дети из подготовительной группы Детского сада № 4 р. п. Шилово очень старательные и любознательные, поэтому справляются даже с самыми трудными из них. Попробуйте и вы!

   Итак, ЗАДАНИЕ № 1: Посмотрите, пожалуйста, на эти лоскутные панно, сшитые сотрудниками Центра «Заряна» для разных выставок.

  На первом панно показаны фрагменты из сказок. Угадайте, из каких?

сказки (144x314, 27Kb)

  А теперь прочитайте потешки, прибаутки, колыбельные песенки и подберите к ним нужные картинки со второго панно. Но будьте внимательны: к картинкам подходят только три потешки, а одна – лишняя. Найдите лишнюю потешку и нарисуйте к ней свою картинку.

1. Пошла кошка за водицей –

Не сумела напиться,

А сумела в колодец свалиться.

Кот за ухо кошку

Вытягивал понемножку:

- Обсыхай, сиди,

В себя приходи!

А кошечка плачет:

- Дружочек,

В колодце остался платочек,

Единственный мой платочек!

2. Уж ты, котинька-коток,

Полосатенький хвосток,

Приходи к нам ночевать,

Нашу деточку качать.

Я тебе-то ли, коту,

За работу заплачу:

Дам кувшин молока

Да кусок пирога.

3. Ходит кот по лавочке,
Водит кошку за лапочки:
Топы, топы по лавочке!
Цапы, цапы за лапочки!

4. Сегодня день целый

Все звери у дела:

Лисичка-сестричка

Шубку подшивает,

Сел медведь,

Старый дед,

Сапог подбивает.

А сорока-белобока

Мушек отгоняет.

Медведица Маша

Варит детям кашу.

Зайчиха под елкой

Метет метелкой.

Кошка лыки дерет,

Коту лапотки плетет.

По болоту босиком

Кулик ходит с посошком.

потешки (235x292, 36Kb)

 

ЗАДАНИЕ № 2:  А теперь, ребятки, отгадайте-ка загадки, да не простые, а про старинные предметы и найдите эти предметы на фотографиях. И снова ВНИМАНИЕ: фотографий больше, чем загадок, надо выбрать только правильные.

1. Рогат, а не бык,

Хватает, а не сыт,

Людям отдаёт,

А сам на отдых идёт.

2. Чем больше верчусь, тем больше толстею.

3. Чёрный конь

Скачет в огонь.

4. Дуйся, не дуйся,

Через голову суйся,

Попляши день-деньской

И пойдёшь на покой.    

5. Гладит всё, чего касается,

А дотронешься – кусается.

кочерга заг. (151x160, 52Kb)       утюг заг. (160x153, 27Kb)        заг. (160x106, 11Kb)          веретено заг. (120x160, 22Kb)

    фото 1                                      фото 2                               

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии