• Авторизация


РЕМЁСЛА ШИЛОВСКОГО РАЙОНА. ПЛЕТЕНИЕ ИЗ БЕРЕСТЫ, СОЛОМЫ, ЛЫКА. 19-05-2020 22:28 к комментариям - к полной версии - понравилось!


   Во все времена люди использовали для своих бытовых нужд самые разные природные материалы. Это и глина для кирпичей и посуды, и древесина для постройки домов, для изготовления мебели… И даже отдельные части растений: ветки, кора деревьев, стебли  использовались в крестьянском хозяйстве весьма активно.

    О лозоплетении (изготовлении вещей из веток кустарниковой ивы) мы рассказывали в отдельной статье. А сегодня хотим поговорить о применении в быту таких материалов, как солома, береста и лыко. Ещё в XIX в. в с. Шилово бытовало сразу несколько техник обработки бересты: аппликация, резьба, сшивание, роспись. Но всё-таки основной техникой работы с этими материалами и в давние времена, да и сейчас остаётся плетение.

   Итак, что же могли сделать наши предки, скажем, из соломы? Конечно, в каждой местности есть свои особенности. Соломой покрывали избы, где-то плели из неё сумки и шляпы. В нашем районе работа с соломкой относилась, скорее, к домашнему производству, нежели к ремеслу. Из стеблей зерновых  плели шкатулки, другие мелкие вещи. Во многих деревнях и сёлах из соломы делали… игрушки. Причём, не только сами дети во время игры, как, например, в д. Ванчур, «из соломы делали початки и играли», но и взрослые. В с. Константиново рассказывали: «Из соломы делали отец и дед: из соломы наплетет шариков. Там любую делали и корзиночки плели из соломки — играть детям». Или «отец из хворостов делал игрушки, и из соломки делали мужичка с ручками» - это уже с. Инякино.

Шкатулки. Плетение из соломки. Работы Светланы Дёминой  по старинному образцу.

IMG_0421 (314x221, 37Kb)

Игрушки из соломки. 

IMG_0436 (235x266, 29Kb)                    IMG_0438 (266x235, 27Kb)

   Что интересно, для детских забав использовались и береста, и даже лыко. Так, «из бересты и лыка делали игрушки» в с. Константиново; в д. Ванчур «делали свистушки из бересты», а в с. Тырново игрушки были «из бузины, бересты».

Игрушка "собачка". Плетение из бересты.

DSCN5002 (283x235, 48Kb)

   Но всё же из коры деревьев (берёзы, липы и других) делали в основном корзины, кузова, короба разного назначения. Например, «севалка» - короб для посева зерновых (с. Борок и др.).  Или «набирка» - кузов, короб, сплетённый из лыка, бересты, используется для сбора ягод и грибов (с. Рубецкое). Причём короба могли быть, как сделаны из луба, так и сплетены из лыка или бересты, специально обработанных и разрезанных на полосы. Берестяным полоскам (лентам) наши рачительные и экономные прабабушки нашли и другое применение: ими обматывали треснувшие глиняные горшки. Еду, конечно, в такой посудине уже не сваришь, но хранить в ней, скажем, зерно или муку, можно. В с. Новая Пустынь «из луба делали люльки». В Терехове были «берестяные большие сумки – кошель». Так же называлась и пастушья сумка из с. Лубонос, только плели её из лыка.

                                        Старинные изделия из лыка: кошель, короба, севалка, корзина, лапти.

       IMG_3360 (219x314, 47Kb)                                        IMG_1469 (235x263, 24Kb)

                                               IMG_5004 (314x155, 22Kb)

Коробочка из бересты.                                                          Горшок, обмотанный берестой.

DSCN5000 (235x245, 41Kb)                            IMG_6627 (306x235, 35Kb)

   Луб, лыко, береста… Столько всяких названий, просто запутаться можно. Давайте попробуем разобраться, чем они отличаются? С берестой вроде бы всё понятно – это кора берёзы. Да, матушку – берёзку народ выделил особо, даже для её коры специальное, отдельное,  название придумал.  Луб и лыко – тоже кора дерева, по сути, один и тот же материал. Все, наверняка, слышали о такой пасхальной игре, как «катание яиц по лубку». Луб – это и есть кусок коры, снятый с дерева. Если убрать верхний, шероховатый слой, то останется лыко – внутренняя, гладкая часть коры. Чаще всего мастера используют в своей работе лыко липы, оно более мягкое, гибкое  и податливое. Имеет значение и возраст дерева. По утверждению мастеров, «на рогожу, на решета идет старый луб, а на лыко только луб молодой липки».

    О популярности липового лыка говорят  народные поговорки и речения. Вот некоторые из них:

«Мы тоже не лыком шиты» — знаем дело и имеем достоинство.

«Не всякое лыко в строку» — не упрекайте за пустяшный промах.

«Ободрал как липку» — взял непомерно высокую цену.

«Поменял ремешок на лычко» — взял плохое вместо хоро­шего.

«Надрал лыка» — строго расправился.

     Или вот ещё: «Лыка не вяжет» — так говорят о пьяном, у которого язык заплетается. Но есть у этой поговорки и другое толкование - это значит, что человек не может сделать самую элементарную, простую  вещь. Но что же это за вещь такая – простая? И как она связана с лыком? Оказывается, такой простой, легкой работой считалось в народе… плетение лаптей.

    Все мы знаем, что лапти – это старинный вид обуви. Название его происходит от слова «лапа», то есть стопа.  

   В нашем районе (в ХIX веке) плетением, заготовкой и продажей лаптей занимались в д. Ванчур («лапти плели в каждой семье, некоторые на продажу»). Кстати, в этой деревне умельцы плели ещё и «вязовые (мягкие)» лапти. Также в связи с изготовлением лаптей, как ремеслом, сохранилась информация и о с. Юшта. Но в основном плетение лаптей было домашним производством,  каждый мужчина должен был обеспечить обувью всю свою большую семью.

   Вот о лаптях хочется поговорить особо. Не только как о ремесленном товаре, но и как об  очень удобной и практичной обуви. А ещё, как о предмете, используемом в обрядах.  

   Но, поскольку лапти – это тоже изделие из лыка, то мы не будем выделять эту тему в отдельную статью. А сделаем небольшой подзаголовок.

                                                                         ЭХ, ЛАПТИ МОИ!

   В памяти сразу всплывают слова русской народной песни:

«Эх, лапти мои,

Лапти липовые.

Вы не бойтесь носитё –

Тятька новые сплетё». 

   Как верно сказано. Самым лучшим материалом для лаптей всегда считалось липовое лыко, хотя плели их и из лыка других пород деревьев: вяза, ракиты, вереска и березы.

   Самыми красивыми получаются лапти из лыка вяза, а самыми плохими  – из ивовой коры (уж очень они быстро портятся). Но лапти плели не только из лыка, а еще из бересты и кожаных ремешков и даже из пеньковых очесов и ветхих веревок. Такие лапти  назывались чуни и носились в жаркую сухую погоду.

      Для плетения лаптей использовали специальный инструмент - кочедык.  Учеными были найдены кочедыки, изготовленные еще в каменном веке. Для того чтобы  делать лапти по размеру, из дерева изготавливалась колодка, ее и оплетали лыком.                                             

Кочедыки, шило, нож.                                                                                                                                                      

20150911_094329 (314x206, 31Kb)

 Кочедык, деревянная колодка, плетение лаптя.

IMG_1471 (314x150, 18Kb)

     В каждой местности были свои способы плетения лаптей: в прямую клетку или косую, с пятки или с носка, различались лапти и по высоте. Художник и этнограф Ефим Фаддеевич Грушин, уроженец с. Свинчус Шиловского района, так описывает лапти, которые носили во времена молодости его родителей (1-я половина XIX века):

 «На ноги одевали: лапти или смирники, с белыми портянками, также домашнего изделия. Смирники – те же лапти, но разница, что их плели из 7-ми лык или концов. Оттого и называють смирники – от слова «семь» - «семерики». Они и вид имели изящный и само плетение мельче, а простые лапти плели из 5-ти лык или концов; и плетение крупнее и грубее – такую обувь носили девушки бедных родителей».

   Всем премудростям плетения учили мальчиков уже лет с 5-6. Именно, мальчиков. В прошлые времена работы, как впрочем, и вся культура, делились на мужские и женские. В иных местах, по утверждению исследователей,  существовали весьма строгие запреты на счёт плетения лаптей женщинами. Вплоть до того, что девушкам запрещалось даже прикасаться к инструменту плетельщика – кочедыку. Говорили, что иначе девушка вовек замуж не выйдет. В нашей местности информации о таких строгостях не сохранилось, но плетение лаптей считалось чисто мужским занятием.

    Когда-то на Руси большая часть населения ходила в лаптях. Даже выражение такое появилось – «Русь лапотная», вроде как отсталая, нищая. Но вот что удивительно, практически в каждом селе или деревне нашего района уже в позапрошлом XIX веке были свои сапожники, а то и сразу  по несколько. И у многих крестьян  были и сапоги, и женские полусапожки («полсапожки», как их называла в некоторых сёлах), и туфли «котики» (с. Санское), и «штиблеты» или как говорила одна из жительниц д. Фролово, «щиблеты — лакированные ботинки на рязинках». Но надевали кожаную и лакированную обувь только по праздникам. А повседневно носили лапти с онучами. «На ногах суконные или портяные анучи или чулки, которые вязали сами, и лапти» (с. Тырново). В с. Тимошкино к лаптям прилагались «анучи» - «самотканые из шерсти», «бахилы» — «сапоги (как брезентовые) одевались под лапти. Когда холодно». В холодное время «к лаптям привязывались деревянные колодки», а ещё «к лаптям, к пяткам катушки привязывали, чтобы как каблук был». В д. Ванчур «под лапти одевали тонкие как валенки -  «суконки». Лапти крепились к ноге с помощью веревочек - оборок, которые продевались в специальные отверстия лаптя, потом крест-накрест оплетали ногу и завязывались чуть ниже колен. 

     Откуда же такая любовь у наших предков к этой обуви? Только ли от бедности? А может быть, ещё и от того, что люди в прошлом были весьма практичными хозяевами? Им приходилось быть практичными и экономными. Чтобы обеспечить себя и семью всем необходимым для жизни: жилищем, едой, одеждой, обувью крестьянам нужно было много трудиться. «Как потопаешь, так и полопаешь».

   Конечно, лапти очень быстро изнашиваются.  Не то, что сапоги или туфли. Однако, лапоть — обувь удобная и легкая, с ровной устойчивой подошвой, что особенно  важно для ходьбы по мягкой сельской земле. Кроме того,  ещё и полезная, как сейчас говорят, экологически чистая.

   Как бы там ни было, но вплоть до середины XX века полюбившаяся в народе обувь ещё бытовала в некоторых местах России. Сейчас лапти – музейные экспонаты. Можно их увидеть и на выступлениях этнографических коллективов, на народных гуляниях да фестивалях.

   И в нашем Центре «Заряна» тоже есть несколько пар лаптей.  И мы, как и другие музеи, показываем их нашим посетителям на выставках и экспозициях, используем их в разных программах, предлагая примерить лапти на себя нашим гостям.

   А ещё рассказываем гостям об одной интересной игре, которая так и называлась - «Лапти», а играли в неё в с. Нармушадь на Семик (четверг перед Троицей). Игра заключалась в том, что «со всего села собирались изношенные лапти, складывались в кучу «поленницей», как дрова. Играющие прыгали через неё: если кто-то задевал «поленницу», то все хватали из кучи лапти и бросали в него, он же старался увернуться и убежать» («Народный календарь Шиловского края» А. Н. Гаврилов).

В лаптях ходят персонажи наших интерактивно - анимационных программ.

DSC07809 (149x160, 20Kb)         DSC07265 (160x131, 22Kb)         фотки 465 (140x160, 17Kb)          P1100273 (160x99, 20Kb)

Лапти примеряют наши гости.

IMG_7550 (270x235, 26Kb)                              P1100201 (142x314, 40Kb)

    Наши прабабушки и прадедушки находили и совсем уж необычное применение лаптям.

    Например, в с. Берёзово: «При закладке дома читают молитвы, ставят при этом хлеб и соль. В углы закладывают монеты. Из старого дома приносят угли, обычно это делают, насыпая их в лапоть. При этом подразумевается, что Домовой из старого дома переходит в новый».

    «Перевозили» в лапте Домового в новый дом и в с. Ирицы: «Переходим в новый дом и Домового с собой зовём. Его надо забирать. Беруть лапоть и приговаривают:

«Вот тебе сани –

Поедим с нами».

    А то не пригласишь – он будеть обижаться».

  В с. Новосёлки рассказывали, «что когда переселяешься, то обязательно надо хозяина звать. Насыпали в лапоть земли и везли: «Хозяин мой, иди со мной». А одни не позвали, то жизнь у них не заладилась».

   «Когда переезжали в другой дом, яво зовут: «Хозяин, пойдём в свой дом, тут пожили, пойдём хозяиться туда». В лапоть золу из печки набирали и на потолок кидали. На потолок Домовому ставили поесть: «Ешь, – говорит, - нынче праздник» (с. Мосолово).

20150911_094340 (207x314, 44Kb)

    В 1999 г.  в д. Некрасовка была записала такая байка.

                                                                                «ВЯЗОВЫЕ ЛАПТИ»

    Дед Макаров пошёл корову поить в новых вязовых лаптях и поскользнулся и упал в колодец, и орёт, кричит. Вытащили деда, дед сознание потерял, лапти с него снимают. Бабка Аксинья его клянет, а он, то без памяти был, а то лапоть схватил и её лаптём.

 

     И напоследок предлагаем вам нашу местную легенду, в которой лапти тоже играют главную роль.

                                                                                             ***

   В нашей местности сохранилась такая легенда. Один очень набожный мужик пообещал Богу построить часовню в честь Николая Угодника. Но на это нужны деньги. А заработать он мог только плетением лаптей. Но лапти в то время были очень уж дешёвыми. Это сколько ж ему нужно было лаптей наплести да продать, чтобы собрать деньги на часовню. Вот и трудился он целыми днями.

   И случилось как-то, что по реке проплывал сам царь Пётр Iсо всей своей свитой. Прослышал он про мужика, про мечту его, да и решил помочь. Приказал всем сопровождающим его, чтобы завтра все явились к нему на приём в лаптях. А свита-то у царя большая. Вот они все к мужику и кинулись, да и скупили у него все лапти. Таким образом, собрал мужик столько денег, что не только на часовню, а на целый монастырь хватило. И назвали этот монастырь Николо – лапотным. Николо – в честь Николая Чудотворца, а лапотный – потому что построен был на деньги, собранные от продажи лаптей. Кстати, монастырь этот на самом деле существовал, но, к сожалению, до наших дней не сохранился.

    В статье были использованы этнографические материалы из:

1. Научного архива Этнокультурного центра «Заряна»;

2. Книги А. Н. Гаврилова «Народный календарь Шиловского края»;

3. Книги «Этнографические очерки», изданной по рукописям Ефима Фаддеевича Грушина (составитель Дёмина С. А.).

 

 

                                                                                       

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник РЕМЁСЛА ШИЛОВСКОГО РАЙОНА. ПЛЕТЕНИЕ ИЗ БЕРЕСТЫ, СОЛОМЫ, ЛЫКА. | Zarjana - "Заряна" отдел шиловского краеведческого музея | Лента друзей Zarjana / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»