Очень популярными в наши дни стали разные куклы – обереги и куклы авторские, созданные по мотивам традиционных народных кукол. Несмотря на то, что способов изготовления не так уж и много, каждая мастерица привносит в них что-то своё, особенное, у каждой складывается свой стиль, не похожий на другие.
В ЭКЦ «Заряна» хранятся куклы мастерицы из г. Рязани Ларисы Токаревой, которые она подарила нам несколько лет назад. И что самое ценное, к каждой куколке автор прикрепила этикетку с описанием того, что означает эта кукла, какую функцию она выполняет. Ведь всё это куклы – обереги.
Итак, сначала фотография этикетки с описанием куклы, потом – сама кукла.
Но мы ведь не просто храним кукол автора, но и показываем их нашим посетителям, используем в разных интерактивных программах и выставках.
Не правда ли, красиво и оригинально? А как приятно держать этих кукол в руках, рассматривать их со всех сторон. Большое спасибо Вам, Лариса!
Есть в Центре «Заряна» и своя мастерица – автор народных кукол . Это наша художник – модельер Ирина Синёва. Особенностью её кукол является то, что все они одеты в костюмы в народном стиле. И хотя автор не ставит своей целью передать все детали традиционного старинного наряда, но, глядя на её кукол, сразу можно определить, к какой местности относится этот костюм.
Посмотрите, казалось бы, самая что ни на есть русская красавица: в сарафане и кокошнике. Однако, такие кокошники носили в старину девушки в северных областях России. В нашей местности, которая относится к южнорусской культуре, кокошники совсем другой формы, и к тому это не девичий, а женский головной убор. Вот такую «гостью с севера» сшила Ирина.
Чаще всего автор обращается к старинному Рязанскому костюму. Вот кукла в девичьем наряде: сарафан и лентка на голове, закрывающая только лоб девушки.
Что за чудеса? Вроде бы, на голове девичья лентка, а сами-то в женской поневе. Да, никаких чудес. Бытовала в нашем районе такая традиция, что на некоторые большие праздники девушкам разрешалось надевать поневы. А иногда даже женские головные уборы.
А это уже женский наряд. Клетчатая понёва (нижняя часть женского костюма), красная праздничная рубаха и «сорока» (женский головной убор).
Ещё один традиционный головной убор рязанских женщин - рогатая кичка.
На рубеже XIX-XX веков в сельской местности появился так называемый «полугородской» костюм – юбка и кофта.
А так одевались наши пра…бабушки в IX-XI веках н. э. Две рубахи: нижняя и верхняя, пояс, на голове панго, особый головной убор, напоминающий головные уборы современной мордвы. Украшения были по большей части металлические. Здесь мы видим нагрудную бляху и височные подвески. Кроме того, женщины носили и бусы.
В своей работе автор попыталась передать особенности костюма древней мещерской женщины.
Есть у Ирины и «праздничные» куклы, отражающие разные обряды: масленичные, пасхальные.
Кукла - «встреча гостей».
И получается, что даже куклы, сшитые, казалось бы, одним и тем же способом, могут быть абсолютно разными.
Здесь мы продемонстрировали лишь небольшую часть работ Ирины Синёвой. Некоторые из этих кукол хранятся в нашем фонде в качестве экспонатов. Но большинство из них – это сувениры, которые с удовольствием покупают наши посетители: и жители Шилово, и туристы. Согласитесь, неплохой подарок для близкого человека?