Дорогие друзья! Сегодня, хотелось бы предложить Вашему вниманию разработку музейного урока под названием «В красном углу сесть - великая честь». Урок расчитан на младших школьников и вот уже несколько лет с успехом проводится в этнокультурном центре "Заряна". Особенность данного урока в том, что желательно его проводить в комнате, где есть красный угол или сделать условное обозначение этого места в классе. Надеюсь,что публикация окажется полезной в Вашей работе.
Екатерина Пушкина,методист этнокультурного центра "Заряна"
« В КРАСНОМ УГЛУ СЕСТЬ – ВЕЛИКАЯ ЧЕСТЬ»
Ведущая 1: Здравствуйте, гости дорогие, долгожданные. Проходите не спеша, садитесь на самое почётное место. (Гости рассаживаются)
Ведущая 2: Скажите-ка, ребята, а почему мы эту часть избы, где вы сейчас сидите, назвали самым почётным местом? Это – передний или Красный угол. А почему красный, знаете? Слово «красный», от старославянского «красьнъ», значит «красивый, прекрасный».
Ведущая 1: В русской избе Красный угол устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны, в пространстве между боковой и фасадной стенами, по диагонали от печи. Это правило соблюдалось даже в домах – пятистенках, как у нас, когда печь находилась в другой комнате, через стенку.(рис. 1)
рис.1
Красный угол - самая освещённая часть дома: обе стены, образующие угол, имели окна.
Ведущая 2: Было у Красного угла и ещё одно название – святой угол. Как вы думаете, почему такое название?Потому что это часть жилого помещения, где установлена икона или домашний иконостас.
Икона освещает дом. Комната без образов - как без окон. Как же украсить свое жилище святыми образами? Что следует знать и помнить? Давайте попробуем хотя бы немного разобраться.
Ведущая 1: Прежде в каждой русской избе был красный угол, в который ставились иконы. С XVI в. сохранился интереснейший памятник письменной культуры - книга «Домострой» - это сборник правил и советов, касаемых всех сторон жизни семьи. Что же там сказано об иконах в доме (читаиет): «В доме своем всякому христианину во всякой храмине (комнате) святые и честные образы, написанные на иконах, по существу ставить на стенах, устроив благолепно место со всяким украшением и со светильниками, в них же свечи пред святыми образами возжигаются на всяком славословии Божьем: и по пении погашаются и завесою закрываются - не всякой ради нечистоты и от пыли, благочиния ради и бережения; и всегда чистым крылышком обметать и мягкою губкою вытирать их, и храм тот всегда чистым держать, паче иных храмин». (рис.2)
рис.2
Ведущая 2: Иконы помещались в «красный» или «передний» угол комнаты с таким расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату. Народная пословица «Без Бога — не до порога» связана именно с этим: входя или выходя из комнаты или дома, христианин прежде всего оказывал почести Царю Небесному, а уж потом — хозяину дома. А потому, заходя в избу, человек сначала молился на иконы, кланялся и только потом здоровался с хозяевами. (Предлагают кому-либо из детей показать, как это делается). Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти в Красный угол только по особому приглашению хозяев.
Ведущая 1: Традиционно считается, что икона в красном углу не должна висеть, её нужно установить в отведённое ей место. Иконы размещаются на особой полочке, которая называлась «божничкой» или в закрытом киоте (иногда многоярусных) в определённом порядке.
Ведущая 2: А какие иконы были обязательны для установки в красном углу. Как вы думаете? (Ответы детей) Обязательными для домашнего иконостаса являются иконы Спасителя и Богородицы (показывают). Состав остальных икон выбирают сами хозяева. Обычно в красном углу размещают патрональные (так называемые «именные») иконы членов семьи. Вот, например, хозяина зовут Иван, а хозяйку Анастасия. Какие у них будут именные иконы? (Святой Иоанн и святая Анастасия).
Ведущая 1: Особо почитаем на Руси был Никола Угодник (Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец), его икона находилась практически в каждом домашнем иконостасе (показывают икону).
Ведущая 2: Иконы в домашнем иконостасе располагаются подобно церковному иконостасу: в центре икона Спасителя, слева (относительно зрителя) от иконы Христа располагается икона Богородицы, справа — обычно икона святителя Николая. Над иконами Христа и Божией Матери возможно размещение изображений Троицы или Распятия (показывают).
Ведущая 1: Есть и ещё одно правило: иконы святых (именные или других святых) должны быть по размеру меньше иконы Спасителя (Христа) или Богородицы. Также рекомендуется не размещать иконы святых над образами Спаса и Богородицы.
Ведущая 2: А теперь давайте попробуем расположить наши иконы согласно традиции. (Вызывают троих детей, предлагают им взять иконы Спаса, Богородицы и Николая Угодника и встать так, чтобы иконы расположились как на иконостасе. Затем ведущие берут иконы Троицы и святых, а дети должны им сказать, где их правильно расположить).
Ведущая 1:В Красном углу находились не только образа, но и Библия, молитвенные книги, свечи, сюда приносили веточки освященной вербы в Вербное воскресенье или веточки березы в Троицу, клали пасхальное яичко. Кроме этого, в Красный угол вешали соломенные обереги: павуков (рис.3), ангелочков (показывает). И это говорит о том, что Святой угол был и в древних жилищах, ещё до прихода христианства, это был алтарь, где люди молились своим богам. Во время археологических раскопок в с. Борок были найдены амулеты, которые в древние времена хранились в таком Святом углу. А потом на смену древним святыням пришли христианские иконы.
рис.3
Ведущая 2: В Красном углу традиционного дома кроме божницы находился стол, который считался продолжением Божественного мира в мире людей. Недаром в народе говорили: «Стол – Божий престол».
Места за столом в Красном углу были строго распределены, причем не только во время праздников, но и во время обычных приемов пищи. Трапеза объединяла род и семью.
Место в Красном углу, в центре стола, под иконами, было самым почетным. Здесь сидели хозяин, самые уважаемые гости, священник. Если гость без приглашения хозяина прошел и сел в Красный угол — это считалось грубейшим нарушением этикета. Недаром в народе говорили: «В Красный угол сесть – большая честь».
Ведущая 1:Справа от хозяина вдоль окон ставилась «мужская лавка». Здесь рассаживались по старшинству мужчины семьи. Чем старше мужчина, тем ближе он сидит к хозяину дома.
А с левой стороны на «женской лавке» садились женщины и дети. Хотя в некоторых сёлах детей кормили отдельно, за другим столом.
Хозяйка чаще всего садилась рядом с хозяином в Красный угол. И только когда было много гостей, и хозяйка сама хлопотала за столом, тогда она садилась на женскую лавку с краю.
Во время свадьбы новобрачные также сидели под образами в Красном углу.
Ведущая 2: А вот теперь давайте попробуем сесть за стол согласно старинным традициям. Для этого выберем сначала хозяина и хозяйку (выбирают, на хозяина одевают пояс, хозяйке платок на плечи). А теперь самостоятельно пересядьте на свои скамейки.
(Дети пересаживаются. Ведущие помогают им вопросами: где должен сидеть хозяин, хозяйка, мальчики, девочки?)
Ведущая 1:Ну, а теперь, когда мы сели за стол правильно, давайте вспомним правила поведения за обеденным столом. И в наше время есть такие правила. Одно из них вы наверняка знаете: «Когда я ем… (я глух и нем)». А вот в старину запретов было гораздо больше: нельзя неуважительно и шумно вести себя, садиться обедать грязными, в шапке, смеяться, скрещивать ноги, нерачительно обходиться с едой, большой грех садиться или класть ноги на стол. Не разрешалось на обеденном столе располагать посторонние предметы, потому что это место самого Бога. Нельзя было стучать по столу: «Не бей стола, стол – Божья ладонь!».
Ведущая 2: В крестьянской избе стол также важен, как и печь и красный угол, он широко задействован в обрядах и с ним в народе связано множество поверий и примет.
Сейчас мы раздадим вам карточки, на которых написано окончание приметы (раздают). Мы будем зачитывать, чего нельзя делать, а вы должны сказать, почему нельзя этого делать, какие могут последствия.
ПРИМЕТЫ:
Нельзя вытирать рукой крошки со стола — денег не будет. Так же нельзя было вытирать стол бумагой — эта плохая примета, к сплетням и склокам.
Нельзя ставить на стол пустую посуду — это к бедности. О достатке в семье судили по столу. Если он ломится от яств, значит, с достатком все в порядке. Если же на столе нет ничего, либо посуда пустая, значит, и в карманах пусто. Кладя на стол пустые бутылки или тарелки, вы тем самым, навлекаете на себя безденежье.
Собрался в дорогу — подержись за краешек стола. Эта примета означала, что человек, собираясь в путь, возьмет с собой защиту своего дома и рода.
Стол начал шататься — примета плохая. Это значит, что в доме заболеет самый старший член семьи. В старину от таких столов тут же избавлялись, чтобы не навлечь беду.
На стол нельзя класть сумки, деньги и прочие вещи, не относящиеся к пище. Это проявление неуважения к дому.
Чтобы привлечь удачу и достаток в дом, под скатерть можно положить монетку. Можно положить и лавровый листик — это привлечет удачу, избавит от болезней и конфликтов в семье.
Нельзя оставлять грязь или крошки на столе на ночь — к болезни. Смахивая каждый раз крошки со стола, вы словно проводите ритуал на устранение проблем, болезней и неприятностей. Если же вы оставляете грязь на столе, вы привлекаете тем самым невзгоды в свой дом.
Упало что-то со стола — к неожиданности. Если ложка или вилка — быть гостям. Если упала тарелка — быть новостям.
Все эти народные приметы и суеверия основаны на многовековых наблюдениях наших предков. Верить им и ли не верить — дело каждого. В любом случае, не будет лишним, если вы будете доверять только хорошим приметам, тогда хорошее к себе и притяните. А теперь, давайте все вместе сделаем традиционное украшение избы «павука». Обычно он делается из соломенных палочек, но мы с вами сделаем современную версию этого изделия,из коктельных трубочек. Творческие работы станут завершением нашего познавательного занятия( дети делают «паука» из палочек для напитков).
Изготовление «павука» на уроке тренирует мелкую моторику ребенка, к тому же дети практикуются в завязывании узелков. Как показала практика, в современном мире , где многие дети привыкли к замкам и липучкам на обуви и одежде, умение завязывать узелки, это полезное освоение нового навыка.