• Авторизация


НАРОДЫ РЯЗАНЩИНЫ И ИХ БОГИ 15-12-2014 17:11 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[525x700]

Мы часто повторяем во время экскурсий или мероприятий словосочетание «наши предки», имея в виду тех, кто жил до нас. А кто же они – наши предки? На протяжении истории на территории Рязанской области и Шиловского района, в частности, жили самые разные народы или, как их называют учёные, этносы.

     Любой народ живёт и развивается по тем же законам, что и отдельный человек. Скажем, если ребёнок в раннем возрасте не общается с другими людьми, то он не сможет стать полноценным человеком, личностью. Как утверждают психологи, общение – это главное условие развития личности. Доказательством этого могут служить так называемые дети – «маугли», дети, вскормленные животными, и оторванные от общества людей. И чем позже такой ребёнок возвращается к людям, тем меньше у него шансов адаптироваться к нашим условиям жизни. Так и целые народы способны жить и развиваться только через общение с другими народами.

    Народная культура не появляется сама собой, из ниоткуда. Народы приходят и уходят, смешиваются друг с другом и ассимилируются. Основой для культуры любого народа является культура его предшественников. Многие воззрения, представления, поверья людей надолго остаются в памяти их потомков, причём эти потомки могут быть и представителями других народов, поселившихся на той же территории. Так появляются мифы и сказки, древние боги и духи, чудеса и тайны прошлого.

   Кроме того, культуры народов, живущих по соседству в одно и то же время, обязательно влияют друг на друга. И если психологические особенности, то есть стереотип поведения, отличает один  этнос от другого, то традиции, обычаи, детали костюма, символика орнамента и многое другое перенимаются соседями, причудливо вплетаясь в канву собственной культуры и становясь её неотъемлемой частью.

    По мнению исследователей, территорию  Рязанской области, как части Центральной России, за последние 2 с лишним тысячи лет заселяли сразу несколько народов. Начиная с VIIв. до н. э. и вплоть до XIVв. н. э. здесь господствовали этносы, входившие в финно-угорскую языковую группу: эрзя, мокша, мещера, весь, впоследствии названные одним термином – мордва. А южнее по соседству на рубеже 2-го тысячелетия проживали народы, относящиеся к скифской культуре, для которой характерен так называемый «звериный стиль». На территории Рязанской области  археологи часто находят древние изделия, украшенные изображениями разных животных и птиц, выполненные в очень похожей на скифскую стилистике.

   К X-XIв. в. н. э.  сюда начали приходить первые славяне. В начале 2-го тысячелетия большое влияние на культуру народов Рязанщины оказали татары.

  А уж кто жил здесь в более ранние времена - история умалчивает. Конечно, археологи находят во время раскопок древние вещи, относят их к той или иной культуре, но как назывались народы, пользовавшиеся этими вещами – никто уже не помнит.

  И кто нынче скажет, какие традиции и обычаи, бытовавшие, скажем, ещё лет 100-150 тому назад присущи славянам, какие финно - уграм (мордве) или татарам, а какие остались нам от более древних народов? И чьим богам поклонялись наши бабушки и дедушки?

    Для этнографов всё это, конечно, очень интересно, но люди просто живут и верят, помнят и почитают богов своих предков. И совсем не важно, представителями какого этноса были эти предки.

   В памяти крестьян Шиловского района сохранились поверья о бабке Коляде – древней богине жизни, смерти и судьбы, покровительнице женского рукоделия – прядения и ткачества, явно пришедшие к нам из дославянских времён. По народным поверьям, Коляда сидит на небе и прядёт золотую нить судьбы. И лишь раз в год она спускается с неба и в образе старой страшной женщины обходит сёла, проверяет, как дети помогают взрослым. «Как правило, Колядой рядились взрослые: «…шубу выворачивали, лицо сажей мазали, тряпками завешивали или хлопками» (Фоломеева С. К. , д. Ванчур). В руках Коляда имела палку-клюку, ухват или кочергу, чтобы стучать об пол, бить непослушных и ленивых детей. Через плечо вешался  кошель или короб с клубками. Заходила Коляда в дом и спрашивала, помогали ли дети матери: пряли ли девочки, мотали ли клубки, плели ли ребята лапти. Матери, как правило, показывали Коляде заранее приготовленные клубки и лапти: ведь  в противном  случае Коляда могла отхлестать нерадивого ребёнка взаправдашним образом» [1] (см. фото 1)

 

Однако, в представлении некоторых современных учёных богиня Коляда чудесным образом сменила пол и национальность и  стала славянским Богом солнца - Колядой. Вероятно, этот миф переживёт настоящий образ Коляды, и наши потомки лет этак через 500-1000 будут считать его правильным и единственно верным, а потом создадут и свой новый образ Коляды, или совсем его забудут.
  Как забыли древнего медвежьеголового бога Ые. Какой народ поклонялся этому богу? За какую область жизни человека он отвечал: был ли он богом плодородия или хозяином лесных зверей, или тотемом (покровителем) конкретного племени? Сейчас это трудно сказать, однако в некоторых сёлах Шиловского района (например, с. Борок, д. Карловка) были найдены глиняные фигурки необычных медведей или медведиц, стоящих на задних лапах. На наиболее ранних изображениях перед медведицей стоит маленький человечек,  то есть медведь как бы охраняет человека, стоит над ним. Об охранительной функции свидетельствуют также рунические знаки, изображённые на животе медведя. В более поздние времена перед медведем может помещаться какая-либо зверушка, а то и вовсе гармонь, балалайка. Элементы медвежьего культа впоследствии были переняты славянами и приписаны скотьему богу Велесу (см. фото 2, 3).
 

[525x700] [700x647]

    Ещё одним интересным мифологическим персонажем нашей местности стала Бура-Яга. Кто она? Та же Баба-Яга или её родственница? А возможно это два разных образа с похожими именами? Баба-Яга – богиня жизни и смерти, верховная богиня народов, живущих когда-то на севере нынешней России, тогда как Бура-Яга – это стихия, буря, то есть богиня ветра. Недаром Бура-Яга скачет на летучем коне по небу и земле. И как ураган может поднять человека в воздух, так и Бура-Яга подхватывает на лету ребёнка, сажает его в сумку и уносит в лес, в свою избушку. Но избушка её, в отличие от Бабы-Яги самая обычная, без курьих ножек. Да и поедает она людей сырыми, не зажаривая их в печи, как Баба-Яга(см. фото 4, 5).



1.
[700x700]

2.
[525x700]

      Летучий конь – не такая уж редкость в нашей местности. В памяти народа и по сей день сохраняются поверья о том, что в прошлые времена жили самые разные кони: домашние и дикие, одно- и двухголовые, летучие («уж такия уродилися»). «Летучих коней в прошлом было столько много, что встреча с ними никого не удивляла: смельчаки даже на них катались. Раз в год все кони -  и дикие, и домашние, и летучие, собирались в одно место и «ровнялись» (бросались на перегонки) к источнику. Тот, кто первым доберется до воды, становился царем всех коней на год (Куликова М. З., с. Инякино)» [1].

   Образ богини на двуглавом коне ярко отражается в глиняных фигурках и печенье, которое пекли на Крещение в сёлах Шиловского района. «Выпекали их  почти повсеместно, - с ногами, хвостом. А иногда конь лепился из теста очень условно – как круглую пышку с головой. Были кони одноголовые, двуглавые, с всадниками и без всадников. Так в селе Тырново делали двухголовых коней с всадницей (позднее – с всадником), и сельчане на Крещение ходили по «родне за конями» [1].

   «Крещенское печенье – особенно кони - нашей местности имеют много сходных черт с металлическими украшениями древних финно-угорских племен, обитавших на территории Рязанщины в 1 тысячелетии нашей эры, до прихода сюда славян» [1]. Недаром же и финно-угорская богиня Анге-Патяй, которая почиталась мордвой как богиня-мать, богиня  плодородия, покровительница женских работ, изображалась в виде всадницы на двуглавом коне (фото 6, 7, 8).  



5.
[700x525]

6.
[700x525]

7.
[700x525]

   И вновь мы как бы возвращаемся  к образу Коляды. Ведь, по сути, боги и богини разных народов выполняют одни и те же функции, но имеют разные имена.

   Даже этот небольшой пример показывает, что современные исследователи не в состоянии точно сказать, чьим богам, на самом деле, поклонялись славяне в недавние времена, и чьи боги вошли в так называемый пантеон славянских богов.

                                                                                                                            Наталья Лесникова

Литература:

1. Гаврилов А. Н. Народный календарь Шиловского края. Этнографические очерки. – Шилово, 2004.

2. Научный архив Этнокультурного центра «Заряна»

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник НАРОДЫ РЯЗАНЩИНЫ И ИХ БОГИ | Zarjana - "Заряна" отдел шиловского краеведческого музея | Лента друзей Zarjana / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»