ТРОИЦА.СЕМИК.
02-06-2009 19:01
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Я раскрываю ветхую тетрадь, исписанную мелким торопливым подчерком.Это- этнографические записи художника Ефима Фаддеевича Грушина.Родился он в 1861 году в с.Свинчус.В тетрадях Ефима Фаддеевича-рассказы о жизни и обычаях рязанских сел.Конечно,на Троицкой неделе читаем про почти забытый праздник-
Семик или Завивки...
ЗАВИВКИ,"СЕМИК"
1898 г.,1900 г, Свинчус.
Записано со слов моей матушки А.Л. Грушиной.
Вот как сообщила мне моя матушка об этом старинном празднике, как его встречали и провожали шестьдесят лет тому назад девушки села Элебонок Касимовского уезда Рязанской губ. Праздник этот девичий, специально, а поэтому и праздновали его только девушки; женщинам (замужним) принимать участия не полагалось, а о мужчинах и разговора не могло быть.
Праздновался этот Семик или Завивки, в четверг, за четыре дня до Св. Троицы. Каждая девушка наряжалась в этот день в самый лучший свой наряд домашнего изделия, и даже надевали кички, сороки и покрывали голову тюлью, что, в сущности, в обыкновенные дни, такого головного наряда носить им не полагалось, так как его носили только замужние женщины. Но в этот день народный обычай старины разрешал им. Верхнее платье также надевалось самое лучшее
Сам праздник начинался так. Утром рано, уже каждая девушка малая и взрослая вынимали свой наряд из лукошка, наряжались в него и прихорашивались. Взрослая девушка из дома своего отца брала ковш или полковша пшена, четыре яйца, чтобы после песен, вскладчину, возле березки, сварить кашу и сделать яичницу. Этими лакомствами угощали ребят и себя. Девушки, от 14 до 18 и более лет, составляли партию взрослых девиц, а поэтому, девочек – подростков до 12 лет играть, как говорили, не принимали. Подростки, в свою очередь, по примеру больших не принимали играть детей. Последния проводили праздник под руководством старших из семьи.
Нарядившись и взявши пшена и яйца, девушка отправлялась на условленное место, т.е. в избу какого-нибудь крестьянина – отца одной из подруг. Там они все собирались вместе и отсюда начиналось, как по канону старины, торжество праздника. Все собранныя продукты пока оставлялись в этом доме до своего время. Сами девушки становились шеренгою, сцеплялись рука с рукою, и таким образом, это шествие очень тихими шагами вдоль улицы двигалось вперед, хором оглушая воздух старинными, протяжными песнями, которые соответствовали самому празднику
Пройдя, таким образом, по селу или деревне несколько раз, девушки направлялись в какой-нибудь карек – к березе (выбиралась самая лучшая). Тут они становились вокруг березы, сцепившись рука с рукой, образовывали неразрывное кольцо, так, что сама береза находилась в середине их (место конечно выбиралось где-нибудь за селом – в поле или возле речки и т.д.), но не в селе. Затем девушки, как сказано выше, сцепившись рука с рукой, тихими шагами ходили вокруг березы и хором пели песню, которая в данном случае посвящалась этой березе. Песня эта сопровождалась следующими словами:
Завивайся, береза!
Будь наша березка весела,
Ю нашего Ладу весела, весела!
Пройдя, таким образом, в сопровождении хорового пения песни «Завивайся, березка», три раза кругом, как полагалось по обычаю старины, девушки приступали к более важному обряду, который имел немаловажное значение в будущей их девичьей жизни.
Обряд или обычай состоял в следующем. После обхода кругом и пения песни «Завивайся, березка», девушки давали в обмен одна другой куриное яйцо. Давалось это яйцо не просто: надо было его продеть сквозь венок, который
был сплетен из ржи. Венки эти плели сами
девушки, очень небольшого размера, приблизительно
¼ арш. в диаметре, так, что кулак проходил
Свободно.И вот в этот венок одна
девушка –подруга подавала яйцо другой, а другая его,
уже продетое сквозь венок, принимала, и в свою
очередь, проделывала то же самое, что и первая.
После обмена яичек, девушки целовались три раза и
называли себя сестрицами, и так это у них оставалось чуть не до гроба. И надо полагать, что девушки, которыя называли друг друга сестрицами, были родственны по духу и умовоззрению на жизнь, а, следовательно, самыя задушевныя подруги. После этого они садились под березку или возле березки, расстилали белый или цветной платок, клали на него пышки и ломали вареныя куриныя яйца, и все это сидя ели. После этого, каждая из девушек ломала с березки веточки и делала себе вроде маленького венечка (некоторыя связывали, а некоторыя так). Наломавши таких венечков, девушки с песнями возвращались обратно в село или в деревню, с кустами в руках, как говорил народ. Долго они еще ходили и играли протяжныя песни, затем после этого они отправлялись к каждой девушки и собирали: пшано, яйца (иногда брали по три яйца). Набравши всего этого, девушки вечером, на лужку, возле села, раскладывали огонь и варили молочную кашу и жарили яичницу. Сюда приходили парни-женихи есть кашу, девушки их кормили и ухаживали за ними. Здесь надо полагать, парни как-бы сближались с своими уже намеченными подружками будущей семейной жизни.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote