• Авторизация


ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ В РЯЗАНСКОЙ ЗЕМЛЕ... 12-04-2009 15:58 к комментариям - к полной версии - понравилось!


ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ В РЯЗАНСКОЙ ЗЕМЛЕ...

За неделю до Пасхи, Иисус Христос со своими учениками отправились в Иерусалим, куда со всей Палестины стекались люди на праздник. Молва о человеке необычайно мудром, пророке и чудотворце, разнеслась повсюду. И вот народ с почестями встретил Христа на улицах Иерусалима; многие приветствовали его пальмовыми ветвями, как было принято приветствовать царей. В честь этого события и был установлен православный праздник Входа Господня в Иерусалим, который на Руси носил название «Вербного воскресения», «Вербного», «Вербны». Вечером в субботу и утром в воскресение происходило освящение в церкви вербы. Крестьяне заранее заготавливали ветки вербы, причем преимущество отдавалось краснотальнику. «Белая верба» (ива) чаще всего не святилась: «она такая жа, да святости меньше, а энта, красна-то, кака празднична…»
( с. Березово). Освященные в церкви веточки несли домой, где несколько раз ударяли домашних и скотину – «хлестали», приговаривая при этом:

Верба хлёст, бей до слёз –

Вставай раньше, беги дальше…

( с. Тимошкино)

Верба бела – бей за дело,

Верба красна – бъёт напрасно

( д. М.Пекселы)

В с. Красный Холм девчонок «хлестали» с приговором: «Вербон кресть – учись плесть и ткать…» Мальчишек «отхлестывали» иначе: «Вербон кресть – лапти плесть» (запись от Костиковой А.А.).

В селе Чембар причитывали:

Верба хлест, бей до слез,

Третий на здоровье –

Маслице коровье.

(запись от Фоминой Е.М.)



«Хлесталка» из села Илебники звучала так:

Вербован – родись баран.

Вербовушка – родись ярушка…

Не спи долго, вставай рано,

Бей барана…



Хотя с этими словами хлестали и детей, магическая направленность её именно животные. В с. Тырново сохранился только укороченный вариант приговора. Когда хозяйки хлестали домашних животных, они приговаривали:

Верба хлёст, бей до слёз,

Вставай рано, бей барана…



Освещенную вербу ставили к «Богу» - в Красный угол, на поличку, за иконы. Там она хранилась целый год – «до новой Вербны.» Веточкой вербы выгоняли скотину в первый раз на пастбище, ей лечили болезни. В с. Берёзово если случалась гроза, ветку освещённой вербы бросали на улицу: «а кады гроза пройдеть, ветку-та подымешь и блюдешь дале» . По истечении года ветки «положуть куда-нибудь, чтоб не затоптать, например, под дерево» ( с. Салаур), или «сжигают в печи» ( с. Тимошкино).

Вербное воскресенье доносит до нас и следы древнейших магических обрядов, связанных со скотоводством. В деревнях Малые и Большие Пекселы пекли пышки «ярушки» и скармливали овцам: чтобы домой ходили из стада вместе. В этот же день пекли фигурки – «ярки» и кормили овец, чтобы рождались ярки, а не бараны (Мансуров А.А., Вып.1, №3, 21).

Вербное воскресенье считалось самым подходящим днём для метки овец – каждый хозяин особым образом надрезал своим овцам ухо, чтобы не спутать с чужими.

Готовясь к летнему выпасу скота, в этот день угощали пастухов: выносили стол к колодцу, на него клали освященную вербу и ржаной хлеб «колобашкой» (колобком).

Вербное воскресенье заканчивало дни Великого поста. С понедельника начиналась Страстная неделя.
Источник:Гаврилов А.Н.Народный календарь Шиловского края.Шилово,2004 год
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ В РЯЗАНСКОЙ ЗЕМЛЕ... | Zarjana - "Заряна" отдел шиловского краеведческого музея | Лента друзей Zarjana / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»