• Авторизация


Познай самого себя и познаешь мир 20-02-2022 19:50 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Тут моя капля в этом познании. Те, кто не понимает современных детей, кто не знает, как их учить и почему буксует образовательная реформа, почему он сам иногда бывает странным, поймут причины и найдут ответы.

Оказалось, что есть у людей странная забава искать среди себе подобных чужих по внешним признакам: по мочке ушей, по форме носа, по мешкам под глазами, по ведущей руке.

Видимо, так проще жить, так проще искать виновного в своих бедах, страстях, трудностях. Обычно все эти странности людской натуры вылезают во время перемен, кризисов, неясностей с настоящим и отсутствия хоть какого предсказуемого будущего.

Что я могу сказать утешительного человекам.

Внешность человека во многом определяется генами мамы и частично папы. Передаются внешние особенности и характер в виде задатков. Но это не всё, есть ещё фенотип. За время жизни у человека могут неоднократно меняться не только убеждения, привычки, но и внешность, и рост. Без пластических хирургов, естественным образом.

Настоящим человек бывает на старте жизни и на финише. Всё пережитое оставляет отпечатки на теле и в душе. Точнее наоборот, в душе и на теле. Бывают красивые дети, ставшие к старости уродливыми, почерневшими от груза негатива. А бывают люди, расцветшие к старости, хотя в детстве считались гадкими утятами.

Тело - удивительный друг души и честно отпечатывает на себе всё, что душа пережила и приняла, как опыт. Даже пятнышка не проявится без причины. Поэтому наблюдательные люди могут считать информацию с другого человека легко, тут и к цыганке не ходи, всё ясно будет, как прожил и что будет.

Теперь о генотипе подробнее. Мы наследуем информацию мамы и папы, и это наследство помогает нам решать поставленные Создателем задачи, проходить уроки жизни. Поэтому выбор наша душа совершает сознательно, выбирает родителей тщательно и знает всё, что с ней может произойти. Во всех возможных вариантах. Какие выберет уже воплотившаяся душа, точно не знает даже она сама, но в любом случае всё пережитое ей пойдёт на пользу.

Главный вывод из всего этого плана, составленного Создателем – нет в его замысле ни виноватого, ни пострадавшего; ни плохого, ни хорошего; ни несправедливого, ни случайного. Всё имеет причину и следствие, всё совершается по воле самого человека и для его блага, даже если жизнь будет временами казаться адом.

К сожалению, не всегда выбор в жизни совершается осознанно. Будь человек помудрее, он бы по жизни выбирал не самые сложные пути, совершал бы не самые замысловатые ошибки, не складировал бы свои обиды, страхи и злобу в себе, а потихоньку, в течение всей жизни не спеша переосмысливал всё, что с ним происходило, делал бы выводы и отпускал на волю свои страхи, обиды, злобу, благодаря за всё. Как не прискорбно, но времени на это у нас не хватает. Заняты очень люди преодолением страхов, борьбой с обидами и злобой. Увлекательное занятие –выживание со страданием, плюс стремление к материальному благополучию под девизом « а чем я хуже».

Не поверите, но благодарить за всё, не завидовать полезно не только для здоровья тела, но и важнее для души. Правда, есть опасность – если нечаянно накопится негатив до размеров вселенной, то в этом случае проще умереть.

Душа, не прошедшая урок ласковым огнём, тёплой водой и приятными звуками медных труб, будет опять его проходить, только в более жёстком варианте до тех пор, пока не пройдёт все уроки. Отсюда и родовые травмы, болезни в младенчестве, несправедливости чуть ли не с рождения, генетические заболевания. Так судьба ребёнка заставит всех, вплоть до прабабушек и прадедушек задуматься о жизни и многое в себе перелопатить, изменить.

Будете упрямо искать виноватых? Ну ищите, если хотите продолжения своего чумного пира.

Когда нахлебаетесь, устанете, сядьте и начните задаваться вопросом: почему, почему, почему и так много раз. После очередного честного ответа опять задавайте простой вопрос –почему? – пока не дойдёте до первопричины своих несчастий, в том числе и болезней. Иначе выкарабкаться не получится, жизнь всё равно заставит. Так мы светлеем.

Потом, когда полегчает, неожиданно почувствуете, что жизнь, оказывается, вас всегда любила и любит, она постоянно помогает советами, намёками, чудесами. Не забудьте за это её благодарить.

Если бы мы все враз помудрели, то не было бы ни войн, ни катаклизмов, ни трудностей. Лепота!

Но стремиться надо.

Кто нам мешает быть подобно ангелам? Умный, поделённый на две половинки мозг.

Замолвлю слово за мозг.

Мы рождаемся как бы с единым мозгом в виде двух правых (по умениям и назначению) полушарий. Гулим, лепечем и набираемся знаний, блоками, образами, на всю оставшуюся жизнь.

С момента первого осмысленного слова у ребёнка начинается специализация полушарий мозга. Было замечено, что с появления двухслогового лепета у ребёнка появляется мозговая и ручная разделённость, пока на равных. Развитие речи определяет главенство левого полушария. Сейчас рождаются дети не с одним главным правым или левым полушарием, а с двумя одинаково активными полушариями, цельно пытающимися воплощать поставленные перед человеком задачи. Именно поэтому современные дети часто начинают говорить намного позже своих сверстников, рождавшихся до 80-х годов прошлого века. Нынешние дети дольше созревают, их психомоторика медленнее формируется, поэтому до речи очередь доходит намного позже.

Обе руки по мере необходимости могут быть ведущими. Могут и одновременно совершать разные действия. Одна пишет, например, другая тут-же подчёркивает слова. Называется это амбидекстрией, а те, у кого она выявляется, считаются незрелыми. Точнее, считались, когда таких детей было немного. Сейчас уже норма.

Напомню, чем отличаются правши от левшей и чем могут одинаково успешно по мере созревания психомоторики пользоваться амбидекстры.

Левое полушарие знает методы достижения цели.

Правое полушарие знает цели и желания.

Левое: анализ, время, часть, открытость, интеллект, логика, аргумент, мышление, активность, свет, сознание, речь, позитив, точные науки, рационализм, закон, объективность, факты и цифры.

Правое: синтез, пространство, целое, скрытое, интуиция, эмоции, опыт, чувство, пассивность, тьма, подсознание, молчание, негатив, поэзия, иррационализм, искусство, субъективность, аналогии.

Незрелость нынешних детей растягивается на многие годы, иногда до 30-40 лет. Если бы родители воспитывали своих детей как равных себе, обсуждая возникшие проблемы вместе, то дети дозревали бы быстрее.

Сандомирский М. Е. в своей книге «Защита от стресса. Физиологически-ориентированный подход к решению психологических проблем» пишет, что люди различаются по тому, как они локализуют контроль над значимыми событиями. Одни перекладывают ответственность на внешние обстоятельства или на других людей.

Другие же, напротив, принимают на себя ответственность за все, что происходит в их жизни. Именно такие люди быстрее созревают, независимы, самодостаточны.

В тех, кто любит перекладывать ответственность на других, явственно просматриваются детские, незрелые черты; именно с этой неизжитой детской зависимостью от старших (родителей, других значимых близких) связано их стремление «сваливать» ответственность на чужие плечи.

Ответ же на классический вопрос «Кто виноват в том, что эта самая личность зачастую бывает настолько же незрелой, насколько и несамостоятельной?» заключается в следующем. Во многих психологических проблемах наших современников, связанных с недостаточной зрелостью психики и ответственностью, включено и современное общество, не готовое воспитывать непростых детей.

Как пишет известный футуролог А. Тоффлер, в сегодняшнем обществе появились 50-летние взрослые, похожие на 12-летних детей. Тоффлер малость преувеличил разрыв, но наблюдение правильное. Сейчас у детей психомоторное развитие отстаёт на 3-5 лет от привычной нормы, зато интеллект развивается намного быстрее.

Наблюдается состояние, как у взрослого человека после травмы мозга, афазика, который многое понимает, помнит о своих возможностях, а говорить правильно и осмысленно не может. Невроз, появляющийся в таких ситуациях, только усложняет картину.

По-другому, пережитое тяжелое детство, когда ребёнок всё понимает и чувствует, а высказать своё отношение к происходящему не может, считается дурачком, не понимаем родными и учителями, становится для человека труднопреодолимым.

Следует заметить, что рост социально-психологического инфантилизма можно рассматривать как еще одну из особенностей развития современного человека. Присутствует противоречие, связанное, как ни странно, с общественным прогрессом и представляющее собой плату за этот самый прогресс.

Человек либо перекладывает на окружающих ответственность за свои неудачи, стараясь тем самым найти оправдание собственной несостоятельности, либо пытается им «мстить» буквально как обиженный ребенок, вымещая свои негативные эмоции на других людях, непричастных к его сегодняшним проблемам.

Что делать?

Дать дозреть растущему человеку, позволить ему раскрыть свои творческие задатки, беречь его и свою психику. Такие дети легко осваивают сложные умения, но простые им даются с трудом. Это не их вина, это их особенность. Они могут выдать решение задачи, но рассказать, как они решали, не смогут. Этому надо учить. Они образники, и опираются на подсознание.

Я много лет работаю с семьями — родителями и детьми. Могу вам сказать: если ребенка уважают и понимают, что ему надо отдать право на собственное развитие, он всегда вырастает гениальным, творческим, гибким. Умный родитель должен быть очень внимательным, наблюдать за тем, что хочется ребенку. Кого-то из родителей напрягает, что ребенок целый день бегает как дурачок с палкой. Родители, это же прекрасно! Вспомните себя в детстве! Найденная палка для ребенка — это целый мир: копье, автомат, штурвал самолета и многое другое. Почему мы заставляем ребенка, нашедшего на улице палку, тут же бросить ее? Он же благодаря ей мир выстраивает, творит, развивает фантазию и интеллект.

Мир психологии детей — вообще очень интересная штука. Между прочим, привидения или несуществующие друзья, с которыми общается ребенок, — это далеко не глупости. Почему мы категорично заявляем, что ничего этого нет? Для ребенка есть, он благодаря этим «друзьям» развивается, обучается, избавляется от каких-то своих страхов.

Опора на подсознание — это внимание и доверие к нему.

Это путь к достижению разумного равновесия между логикой и интуицией.

Если вы решились на этот путь, тогда результат придет незамедлительно, как бы сам собой. Ибо решение проблемы, оптимальное в данных обстоятельствах, уже есть внутри, в подсознании. Только подобраться к нему непросто.

При этом следует иметь в виду немаловажную деталь: возможность конфликта между двумя разным полушариям мозга. С детства возникший конфликт нужно учиться разрешать, чем раньше человек научиться управлять и согласовывать работу обоих полушарий, тем быстрее дозреет и превратится в творческую личность с огромными возможностями. У нас такие дети в огромном количестве рождаются и уже успели вырасти за 30 последних лет. Необходимо подружить сознание и подсознание, мужское и женское начало.

Внешне это проявляется как поиск новых, компромиссных вариантов решения проблемы... в обход логики (она свои возможности, как правило, к этому моменту уже исчерпала), с опорой на интуицию, на подсознание. Именно добавление новых выборов, ранее незамеченных или незаслуженно отвергнутых, а порой и парадоксально неожиданных, дает возможность принять верное решение, найти выход из тупика.

Но для того чтобы прийти к этому счастливому финалу, необходимо узнать подробнее о сходстве и различии полушарий мозга, об их дружбе и соперничестве, об их своеобразном дуэте.

Сознание, точнее, осознаваемые процессы связываются в основном с левым полушарием, его речевыми зонами, а подсознание или сверхсознание — с правым.

Именно в левом полушарии находится наше осознаваемое «Я», связанное с речью. Пользуясь своей монополией на речь, оно слишком переоценивает возможность высказаться, свое «право голоса». Голоса, быть может, и единственного, но далеко не всегда решающего. Более того, к голосу сознательного «Я» остальные «Я» временами даже не прислушиваются.

Таким образом, наше осознаваемое левополушарное «Я», присваивая себе мнимые полномочия единолично управлять нашей жизнью, принимать все наши решения, просто занимается самообманом. На самом деле зачастую оно играет роль лишь свидетеля, наблюдающего за нашим поведением, диктуемым другими, подсознательными «Я», делая вид, что все происходит по его плану, пытаясь своей логикой объяснить, оправдать любые, даже нелепые и саморазрушительные поступки

Показывая испытуемым инструкции, которые они должны были выполнять (хитрым способом —так, что их «видело» только правое полушарие), ученые обнаружили разоблачительный для сознательного «Я» феномен. Испытуемые выполняли инструкции, которые сознательно не могли воспроизвести.

Левое полушарие просто не знало о них. При этом оно... делало вид, что обо всем знает, что все произошло именно по его воле, и пыталось придумать свое объяснение уже произведенным действиям.

Чем же еще они отличаются, эти разные полушария и разные сознания?

У правшей — людей с условно «нормальной мозговой организацией» (как известно, они составляют подавляющее большинство, поэтому и объявили себя нормальными; левши нисколько им не уступают, а кое в чем и превосходят) специализация полушарий представлена следующим образом.

Функция левого полушария — логическое мышление, анализ, речь, письмо, математические способности.

Функция правого — образное мышление, синтез, интуиция, творческие способности.

Правое полушарие в целом более эмоционально. При этом у полушарий еще и разное настроение.

Если левое полушарие склонно воспринимать окружающее оптимистично, даже слишком, как бы через розовые очки (подобное неоправданно повышенное настроение называется эйфорией), то правое пессимистично, склонно к пониженному настроению, депрессии.

Если левое полушарие воспринимает окружающий мир фрагментарно, «по кирпичикам», то правое полушарие схватывает целостную картину. Может быть, поэтому оно «грустнее» — ему виднее проблемы и трудности.

Левое полушарие словно смотрит далеко вдаль, где вырисовывается соблазнительная и желанная цель, и она кажется такой близкой — рукой подать. Но при этом левое полушарие совсем не глядит под ноги и не видит кочек, об которые можно споткнуться, и ям, куда можно упасть; да и цель, что казалась совсем рядом, по мере движения все отодвигается и отодвигается, вместе с горизонтом...

Правое же, наоборот, слишком приземленно, видит только то, что делается под ногами - ямы да кочки, лужи и непролазная грязь, сугробы и гололед... И невдомек ему, что будущее, куда тащит его левый, ведущий собрат по этой труднопроходимой ухабистой дороге, светло и прекрасно... И это не может не быть причиной их споров и разногласий.

У нынешних детей они долго выясняют отношения, заставляя ребёнка хоть как-то успокоить себя и не перегрузить психику, успеть расслабиться, сориентироваться в пространстве, организовать себя, осознать происходящее. Поэтому дети и выглядят недотёпами, незрелыми, безвольными, истериками.

Здесь стоит помнить, что в некоторых ситуациях у ребенка попросту нет понятной опоры, позволяющей принимать решения. Поэтому стоит задаться вопросом: а до того, как все позволять, вы обсудили, что правильно, а что нет? Вы обыграли ситуации, рассказали о последствиях того или иного поступка? Без этой базы внутренняя свобода вырастает во вседозволенность.

Это, на самом деле, огромная беда. Родители часто говорят о проблемах в общении с детьми, при этом они с ними не разговаривают сами!


Моя позиция в этом плане четкая: с ребенком надо разговаривать на равных, не сюсюкая, с первых минут жизни. И не рассказывайте мне, что сюсюкание — это проявление нежности. Знаете, как дети понимают, что их любят? Одним единственным способом — через глаза. А теперь вопрос родителям: как часто вы общаетесь с детьми, глядя им в глаза с любовью? Большая часть общения выглядит так: ребенок что-то лопочет, а мы отвечаем ему через плечо. При этом мы физически находимся на разных уровнях: мы выше, ребенок ниже.

О каком равноправии и взаимопонимании можно говорить? Почему вы удивляетесь, что в конце концов ребенок перестает вас слышать?

А теперь практический совет. Как создается основа для принятия ребенком решения? Он задает вопрос, вы опускаетесь до уровня его глаз (или садите его на стол) и ведете равноправный диалог.

Дети не несут ахинею, они мудрые, нужно только внимательно слушать их. О какой любви к ребенку можно говорить, если мы не уважаем его мнение, его мысли, его мир? Пускай нам кажется, что все, о чем спрашивает ребенок, — это банальность, помните, что для него мир — это череда открытий. Не ставьте во главу угла «учить», концентрируйте свои силы на «слушать».

Так же нужно знать, что любая болезнь ребенка — это повод задаться вопросами: «Что я делаю не так? Что происходит в наших взаимоотношениях?» В подавляющем большинстве своем дети — очень здоровые и сильные существа, которые «уходят в болезнь» в первую очередь из-за психологических проблем.

Положение усугубляется еще и тем, что жизнь человека в современном мире, среди достижений научно-технического прогресса, в техногенной культуре, в основном опирается на деятельность левого полушария. Фундамент неравенства полушарий, превращающего правое полушарие в «бедную Золушку», закладывается еще в детстве.

Обучение детей, построенное на доминировании точных наук, преимущественно развивает левое полушарие. О возможностях правого мы забываем, не пользуемся его мощным потенциалом предвидения, интуиции, не развиваем его - одним словом, пренебрегаем собственным подсознанием.

Не удивительно, что после этого, буквально загнанное в угол, оно... начинает мстить, ведь к его мнению не прислушиваются. Это является одним из источников депрессии и вообще любых психологических проблем. Кстати, правое полушарие, подсознание, вообще ближе к внутренними органам, оно в первую очередь воспринимает связанные с ними ощущения.

Но чаще детей посещают неврозы вкупе с психосоматическими расстройствами, когда две половинки мозга просто «поссорились», остро переживают несовпадение желаемого и действительным.

Алекситимия — следствие «взаимного непонимания», недостаточной связи левого и правого полушарий. При этом полушария не просто «не дружат» друг с другом, а находятся в конфликте весьма жестком, напоминающем отношения тюремщика и заключенного.

При этом левое полушарие, сосредоточив в своих руках бразды правления, не только подавляет своего правого собрата, бдительно следя за каждой его попыткой проявить самостоятельность, но даже и не прислушивается к его мнению.

Правое же полушарие, чувства которого подавляются, выступая в роли отверженного, бунтует и мстит: его «замороженные» эмоции проявляются в виде то щемящей сердечной боли, то мигрени, то приступов удушья, то нестерпимых болей и сковывания движений в суставах...

Помощниками тюремщика часто становятся родители ребёнка.

Напомним, что левое полушарие — малоэмоциональное, сухое и сдержанное, в отличие от правого полушария - эмоционально чувствительного, раскованного. Диктат левого полушария, сковывание правополушарных эмоциональных порывов приводит к отстраненности человека от своих чувств, невниманию к движениям собственной души и неумению выразить словами соответствующие ощущения.

Часто за этим скрывается страх потери контроля, боязнь отдаться своим чувствам и не совладать с потоком переживаний, с собственными потаенными желаниями. Так происходит с людьми, которых в детстве обделяли заботой и сердечным теплом, «держали в строгости», когда по-детски непосредственные душевные порывы сдерживались, втискивались в строгие рамки сухих правил.

Человек кажется обесточенным. Энергии часто не хватает современным людям, измученным мусорной информацией и сидением на диване.

Оказывается, полушария «подавляют» друг друга просто из соображений экономии ресурсов. Тем самым обеспечивается попеременная активность (реципрокные отношения) полушарий. Хорошо, когда она управляемая.

Как я писала выше, чем дружнее работают полушария, тем более развиты у человека творческие способности.

В целом у левого полушария больше «способностей», связанных со слуховым восприятием (что естественно, так как здесь находятся и речевые центры) и оценкой времени, а у правого — со зрением и «пространственным» мышлением.

Еще одно очень важное для нас различие между полушариями заключается в разном восприятии времени: левое полушарие смотрит в будущее, а правое — в прошлое. Получается, что левое и правое полушария воспринимают окружающий мир по-разному, как бы в разном времени, с некоторой временной задержкой.

Это напоминает физический принцип оптической голографии: свет, идущий от объекта, разделяется на два пучка, чтобы вновь соединиться, создавая изображение на фотопластинке. Но при этом один пучок света приходит относительно другого с временным сдвигом.

Поэтому-то в результате наложения, интерференции световых волн и получается объемное изображение, несущее максимум информации; так, даже из малого фрагмента голограммы возможно восстановить изображение целиком.

Кроме того, и левое, и правое полушарие отражают окружающий мир как в зеркале, но изображения в этих двух зеркалах чуть-чуть разные, чуть-чуть не совпадают. Именно это «чуть-чуть» становится для нашего мозга внутренней мерой времени и пространства, основой для осознания существования себя, своего «Я».

А это, в свою очередь, является тем якорем, тем стабилизирующим механизмом, который постоянно удерживает наше сознание в его обычном бодрствующем состоянии, обеспечивает ту привычную ясность сознания, критериями которой являются правильная ориентация в месте, времени и собственной личности.

Физиолог К. Прибрам доказал, что мы пользуемся голографическим принципом обработки информации мозгом,

При этом наше Я воспринимает окружающий мир, внося кое-что от себя. Основой этого является несовпадение отражений окружающего мира в «зеркале» правого и левого полушарий.

А когда внимание цельное, когда пропадает эта разница отражений в зеркале левого и правого полушарий, — наступает особое, измененное состояние сознания. И тогда вначале замедляется ощущение времени... затем меняется ощущение пространства... затем они исчезают... вместе с мыслью. Человек просто знает чувствами, без слов, целиком.

С особенностями «временной направленности» полушарий тесно связан и важнейший механизм «самопрограммирования». Левое полушарие видит будущее в планах, правое корректирует его опытом прошлого, эти образы постоянно сличаются, тем самым «на стыке» полушарий создается образ настоящего.

Наше самоосознание, связанное с устойчивым представлением человека о себе, с памятью, а также самооценкой, «живут» в правом полушарии. Не случайно еще В.М. Бехтерев в классической работе «Основы учения о функциях мозга» заметил, что «правое полушарие играет более важную роль для психики, нежели левое». А вот выразить себя словами, создать понятия помогает левое полушарие.

Попробовать управлять полушариями можно с помощью простого упражнения - мышечного расслабления и дыхания «через ладони». Главное здесь — не просто изменение ощущений веса и температуры, а управление симметрией/асимметрией ощущений. Одинаковость ощущений в правой и левой руке приводит к выравниванию активности связанных с ними симметричных зон коры больших полушарий, общающихся друг с другом через информационный мостик — так называемое мозолистое тело. Соответственно, в целом выравнивается функциональное состояние правого (связанного с левой рукой) и левого (правая рука) полушарий мозга. Симметричная пульсация ощущений в руках, ведомая физиологическими ритмами (дыханием), подталкивает полушария к согласованию своих биоритмов, а тем самым — к сглаживанию межполушарных различий, синхронизации их активности. (Сандомирский М. Е.)

Очень хорошо помогает система Алиева «Ключ».

Итак, левое полушарие связано с такими функциями, как логика и этика.

Человек, ведомый в отношениях с окружающими логикой, смотрит на общение весьма однобоко. Он «глух» к оттенкам человеческого общения — интонациям, намекам, мимике, жестам; он не умеет чувствовать настроение собеседника. Поэтому-то в отношениях с людьми он руководствуется логикой, и человеческое общение для него напоминает шахматную партию. Чтобы понять собеседника, он пытается «просчитать» его «ходы», мысли и действия, представив себя на месте собеседника и рассуждая от его лица. Человек, у которого логика стоит в отношениях с окружающими на первом месте, зачастую эмоционально холоден, он старается не допускать бурных проявлений чувств.

Человек-этик же, наоборот, тонко чувствует внутренний мир собеседника, как в зеркале отражая малейшие его душевные движения. Поэтому в отношениях с людьми он руководствуется чувствами, и человеческое общение для него напоминает игру актеров на сцене, где сам он легко может понять партнера, «на собственной шкуре» почувствовав, каково ему, вживаясь в его роль, испытывая те же чувства, что и он. Словом, общение - его стихия. Зато там, где требуется холодный расчет, манипулирование вещами, фактами и цифрами, этик проигрывает логику. Здесь он быстро устает от скуки и часто теряется, увязая в мелочах, во второстепенных деталях.

Правое полушарие связано с такими функциями, как интуиция и сенсорика.

Функция интуиции проявляется в том, что человек может легко перемещаться во внутреннем, психологическом времени, оглядываясь назад, где правое полушарие перебирает пыльный архив своих воспоминаний, или забегая вперед, в будущее, где правое полушарие обменивается информацией с левым. Это позволяет человеку ощущать течение времени, планировать свои действия, и интуитивно предчувствовать перспективы развития той или иной ситуации.

Функция сенсорики, в противоположность интуиции, проявляется в том, что человек реагирует только на сиюминутную реальность, живет полностью в настоящем времени, «здесь и сейчас». Зато живет полнокровно, ярко, буквально купаясь в многообразии ощущений. Этот человек — практик. Для него конкретная синица в руках куда важнее призрачного журавля в небе. И это во многом помогает ему добиваться конкретных практических успехов: он может быть хорошим организатором, сильным руководителем или хорошим специалистом-практиком. Хорошо решая тактические задачи, он слаб в стратегии.

Что происходит в том случае, когда одно из полушарий стойко преобладает над другим, подавляет его, заставляя человека смотреть на мир только с одной, «лево-» или «правополушарной» точки зрения?

Попробуем нарисовать портреты таких людей с учетом всего сказанного о различии свойственных полушариям «взглядов на жизнь».

Человек, которого ведет по жизни правое полушарие, «задавлен» реальностью, не может оторваться от нее ни на минуту. Он как бы все время смотрит себе под ноги, не поднимая головы; он идет по дороге, видя только грязь, лужи, ямы на пути. Ему просто невдомек, что можно поднять голову, оглядеться по сторонам, и тогда откроется вся красота окружающего мира — синева неба, зелень листвы, через которую пробивается тонкий теплый лучик солнечного света, — в общем, и составляющая смысл существования, быть может, давно потерянный им среди однообразной суеты будней. Таков он — приземленный скептик, убежденный пессимист, жизнь которого — сплошная череда трудностей. Он рискует скатиться в мрачную яму уныния и безверия, разочарований и депрессии.

Человек, которого ведет по жизни левое полушарие, оторван от реальности. Он как бы все время смотрит в небо, задрав голову, не видя, что творится буквально у него перед носом. Часто он наслаждается прекрасными мечтами и грезами о будущем, которые лопаются как мыльные пузыри при первом же соприкосновении с действительностью.

Впрочем, проза жизни не занимает его внимания — ведь его зовет за собой благородная цель, которую он видит вдалеке, в туманной дымке, на линии горизонта.

Словом, это неисправимый оптимист-романтик. К тому же он трудяга-энтузиаст: может быть настолько увлечен работой, что способен ради нее забывать об отдыхе и пище. Но... так и до санитаров рукой подать.

Вывод напрашивается сам: любая крайность, любая односторонность для нашего тела и души чревата негативными последствиями, в том числе и к неустойчивости эмоционального состояния, перескокам в противоположные состояния.

Ещё во младенчестве складываются индивидуальные особенности информационного обмена между полушариями. Начальный период охватывает промежуток от рождения до одного — полутора лет, при этом особенно важными в плане личностного развития являются первые 6 месяцев.

Для многих уже понятно, что жизненный путь определяется склонностями, формирующимися в возрасте четырех-пяти лет. Таким образом, вся наша психическая жизнь реализует то, что было заложено в детстве. При этом отношение к людям, окружающим ребенка в первые годы жизни, в дальнейшем переносится на других людей, влияет на семейные и профессиональные отношения. Хотя и предыдущий опыт играет определённую роль.

Нерешенные внутренние конфликты данных периодов позднее, могут приводить к аутизму, депрессии, по выражению Эриксона, к «депрессивным формам страха пустоты и покинутости».

Психотерапевт Андреем Метельским советует, и я полностью согласна с его позицией, что нам нужно научиться передавать ребенку ответственность за собственную жизнь, тогда все нормализуется: сын или дочь начнет думать о последствиях.

И помните, что любые патологические зависимости в жизни ребенка появляются тогда, когда отсутствует взаимоуважение в семье и есть попытка тотального контроля со стороны родителей. Ведь те, кто продают наркотики, целенаправленно ищут таких проблемных подростков и предлагают им «свободу». В наркоманскую компанию и в секты затягивают как? Человеку говорят: «Здесь тебя примут таким, какой ты есть». Представляете, как это жутко звучит для родителей? То есть они своего ребенка так не воспринимают? Получается, что так оно и есть.

Для кого-то станет новостью, что после пяти лет ребенок сформирован и влиять на его характер мы можем очень опосредованно. Что делать? Во-первых, совершенно бесполезно испытывать чувство вины по поводу упущенных возможностей. Воспринимайте ситуацию философски, я бы даже сказал кармически: все, что вы могли сделать, вы сделали. А сейчас передавайте своим детям ответственность за собственную жизнь.

Делайте это поэтапно, если страшно сразу. То есть если вы передали ответственность за мытье посуды, чашки и кружки сына или дочери вы больше не моете. Если передали ответственность за уборку в комнате, то больше вы никогда не заглядываете в нее с целью проверить на наличие бардака и ни разу не напоминаете об уборке.

Поначалу бардак в комнате будет, поверьте. Первое время вас будут проверять: насколько искренне вы передали ответственность? И когда понимание того, что все серьезно, придет (на это уходит обычно от двух недель до двух месяцев), ребенок примет решение, как ему жить дальше. Если вся остальная квартира содержится в чистоте, а посуда помыта, с практически стопроцентной вероятностью могу утверждать, что и в комнате ребенка в какой-то чудесный день вы увидите перемены к лучшему.

Возможно, это будет другой порядок, не близкий вам. Это будет порядок вашего ребёнка, друга, единомышленника, и ему в нем будет комфортно. Но ведь именно этого мы и хотим?
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Познай самого себя и познаешь мир | Людмила_Есипова - А почему бы и не поговорить? | Лента друзей Людмила_Есипова / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»