4. ГЕРОИ
Говорить самоочевидные вещи — дело неблагодарное, но подчас неизбежное. Герои поэмы — персонажи отрицательные или нет? Прочь все сомнения: разумеется, отрицательные; во всяком случае, в преобладающей степени. Ладно; а почему они отрицательны?
Предлагаемое объяснение чрезвычайно просто и в какой-то мере именно самоочевидно. В любой серьёзной мистической традиции человек, достигший высокой ступени духовного развития, навлекает на себя отвращение, презрение, хулу, гонения, побои и даже мученическую смерть. Это азы из азов.
В суфизме такие люди называются маламата; в христианстве вспомним любого великого подвижника, являющего бездну смирения. Вспомним юродивых (это вполне сознательный путь).
В буддизме (тантрическом, дзэн) целая череда пьяниц, распутников, безобразных, убогих и т. п.
Всё сказанное выше в полной мере относится ко всем основным героям Поэмы. Со “второстепенными” дело несколько сложнее.
Задержимся для начала на основных.
Конечно, они отрицательны; но лишь снаружи. Не надо чересчур верить автору: он завзятый прохиндей. Как заведёт своё: “И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!” А читатель уже хлопает ушами и, прицокивая языком от сочувствия, истово верит.
Нельзя, нельзя верить Гоголю! Всё врёт, да ведь как: без запинки!