Андрей Коваль
"История в своём начале связана с космологией; более того, история — преемница космологии (её вариант) в определённую эпоху" (Топоров 1973, с. 147). К такому выводу автор приходит, пытаясь дать ответ на вопрос: "что соответствует истории ... в эпохи, когда история не существовала (или будет отсутствовать), поскольку не существовало объекта исторического описания" (с. 110).
Т. н. «исторические» сочинения таких обществ, как Древний Египет, Двуречье, Индия или Китай, на деле таковыми не являются, а состоят в основном из «доисторических» элементов, т.е. относящихся к периоду, который можно назвать «космологическим». Эти сочинения — поле битвы между «космологическим» и «историческим» принципами (отсюда, напр., чувство «утраты устоев» у библейских пророков и пафос «возвращения к истокам» в «Дао-дэ-цзин»). Неудивительно поэтому, что раннеисторические тексты, появляющиеся около I-го тыс. до н.э., когда широкий круг народов и государств вступил в историческую фазу, сохраняют многие черты своих предшественников — «космологических» описаний. Пример тому — повествование в виде ответов на некую серию вопросов типа: Откуду руская земля стала есть? (аналогии у др.-греч. историков, в ирл. сагах, др.-кит. текстах).
Эта особенность, разделяемая многими традициями, восходит к космогоническому диалогу типа др.-инд. brahmodya; она отразилась и в др.-греч. слове historia, отсылающем к «разведыванию», «разузнаванию», «расспрашиванию» и восходящем к ИЕ *ueid- 'ведать' и 'видеть'.
«Космологические» (или «космогонические») тексты (напр., RV X.129; др.-егип. миф творения; «Прорицание вёльвы» и «Речи Вафтруднира»; библ. «Книга бытия»; вед. brahmodya; иранск. Vd, Ztspram; рус. «Голубиная книга» и проч.) отражают основные характеристики «космологического» общества. Общая схема «космогонического» повествования такова: а) описание дотварного Хаоса; б) цепь сотворяемых элементов. Повествование строится как серия ответов на вопросы, вводится операция порождения, наблюдается последовательное нисхождение от «космологического» к «историческому». При переходе к «истории» последнее звено космологического ряда увязывается с первым в ряду (квази)историческом. На стыке этих рядов выступает «культурный герой». Обязательный элемент таких повествования — схемы родства (генеалогии). Появляется оппозиция миф/легенда (в последней действуют человеческие существа). Концепция «циклического» времени теряет свою непререкаемость: составляются последовательные хронологические списки — в Древнем Китае, Египте, у др.-греч. логографов. Др.-инд. квазиисторические Пураны также сохраняют генеалогии (со словом p–rana /букв. 'прежний', 'древний'/ интересно сопоставить рус. старина, термин русских сказителей). Певцы генеалогий назывались pura(na)/vamsa-vid (ср. этимологию др.-греч. _stor_a). Объём генеалогической памяти, как правило, не превышает семи поколений, но генеалогисты прибегают к сложным системам шифров и сокращений, чтобы «добраться» до первопредка.
В «исторических» описаниях время и пространство превращаются в рамки, внутри которых разворачивается исторический процесс, что было возможно только как следствие десакрализации этих понятий. Складывается четырёхчленная схема протекания любого (в том числе и исторического) процесса: рождение-рост-деградация-смерть. Эта схема, восходящая к ИЕ древности, использовалась как в философских (элеаты, мадхъямики), так и в исторических (Сыма Цянь, Геродот, Полибий) текстах. Отмечаются и другие черты, роднящие историю с натурфилософией: это обращение к понятию причинности и связь с концепцией взаимообмена первоэлементов (стихий), особенно явственно выступающая у др.-кит. историков. Наиболее решительно выход из круга космологических идей в пространство истории совершается в иудаизме и христианстве (а также в маздеизме и манихействе), где возобладала концепция прогрессивно-развивающегося времени, которое в христианстве не только сакрализуется, но и — в перспективе — преодолевается.
Cправедливо отмечается неумение «западной» истории подойти к «восточным» традициям (Двуречье, Индия и т.д.), которые характеризуются как «(в)неисторические». При этом оказывается, что, напр., испанский эпос «историчнее» французского, др.-исл. героические саги «историчнее» саг фантастических, а все они вместе «историчнее», чем Mbh или Пураны. Под «историчностью» же понимается соответствие истории как науке о res gestae (человеческих деяниях), которой, впрочем, надлежит измениться, усвоив достижения современной семиотики, методы языкознания, Леви-Строссово разделение на «кумулятивную» и «стационарную» истории и т.п., чтобы преодолеть трудности указанного рода. Что ж: можно сказать, что за последнее время история существенно изменилась, но эти изменения, возникшие внутри «западной» традиции во многом благодаря семиотическим методам, едва ли могут быть успешно применены ко «(в)неисторическим» обществам. Возможно, истории придётся примириться с тем, что огромный ряд фактов и явлений никогда не будет ей «по зубам». Весьма показательны в этом отношении незатихающие дебаты вокруг датировки нирваны Будды, долгое время считавшейся первой надёжной датой в истории Древней Индии. Недавние исследования H. Bechert’а показали всю зыбкость принятых прежде датировок и привели к появлению привычного для индологов «разброса» в 300-400 лет. Может быть, обращение к стихии «(в)неисторического», объемлющей историю, "как океан объемлет шар земной", необходимо истории, чтобы осознать свои пределы, свой конец.