• Авторизация


Приватизация: cтала ли она источником капитала ненефтяной экономики Азербайджана? 16-07-2008 14:14 к комментариям - к полной версии - понравилось!


До сих пор в Азербайджане идет структурная перестройка экономики. Продолжается реформирование отношений собственности, и еще остаются недоработанными и стратегия и тактика приватизационного процесса. Как в начале этого процесса, так и сегодня, на этапе его завершения, приватизация воспринимается и азербайджанским обществом и международными институтами неоднозначно. Вроде бы широко дискутируются вопросы ее целесообразности, обоснованности выбранных направлений, приоритетов и темпов работ. Правительство докладывает о широчайшей структурной перестройке собственности. Все понимают - формирование новой национальной конкурентной рыночной экономики было невозможно без ликвидации государственной монополии во всех отраслях народного хозяйства. Но заложить с ее помощью основы корпоративного сектора и фондового рынка Азербайджана до сих пор не удалось. Правда, тысячи граждан республики стали акционерами реформированных в процессе приватизации предприятий. Но каких? Приобрели они за это время опыт владения корпоративными правами? Появилась ли новая формация собственников - предпринимателей, личные интересы которых тесно связаны с развитием производства, решением социальных вопросов, повышением благосостояния населения Азербайджана?

Но национальная методология приватизации не стала предметом активных исследований и обсуждений. Вроде бы решены многие вопросы, связанные с формированием подходов к реализации программ приватизации. В настоящее время становится возможным определить контуры политики приватизации в Азербайджане, основываясь на реальной ситуации. Как известно из учебников, уже в 19 веке приснопамятный (в Баку был его памятник) экономист и социалист-революционер Карл Маркс очень точно отмечал – «чтобы товары могли отправиться на рынок и обмениваться там, их владельцы, должны признавать друг в друге частных собственников». Практика начального периода перехода от плановой экономики к рыночным отношениям показала, что поверхностной перестройкой производственных отношений здесь не обойтись. Необходимы серьезные и глубокие преобразования в отношениях собственности, форм и методов хозяйствования, то есть всего комплекса социально-экономических отношений (К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. 2-е изд. Т.23, с.50)

Приватизационный экскурс

Хотя в середине 2008 года будет завершен 12-летний цикл приватизации в Азербайджане, результаты и технология ее проведения вызывают больше вопросов, чем ответов. В свое время при содействии национального лидера Азербайджана Гейдара Алиева была подготовлена и утверждена Госпрограмма по приватизации государственной собственности в Азербайджане в 1995-1998 годах и начался первый этап приватизации. По итогам реализации первой госпрограммы в основном были приватизированы объекты и предприятия в сфере торговли, переработки и другие. Вторая госпрограмма была утверждена в августе 2000 года. Но первый этап процесса приватизации выявил ряд недостатков, например неоказание поддержки приватизированным предприятиям на должном уровне. В результате прогнозы по восстановлению производства, открытию новых рабочих мест не были реализованы. Для тотального большинства госпредприятий возникла необходимость в проведении санации и реструктуризации по их разгосударствлению, привлечении местных и иностранных инвестиций. Тогда же было принято решение о списании кредиторских и налоговых задолженностей приватизированных госпредприятий и ликвидированных в результате аграрных реформ хозяйствующих субъектов. Экономических эффектов первая фаза приватизации не принесла.

Говоря о самом непрозрачном моменте азербайджанской приватизации все эксперты вспоминают международного афериста Кожени. «До сегодняшнего дня на встречах с иностранными инвесторами они вспоминают историю с Виктором Кожени и указывают на нее как плохую практику капиталовложений в нашу страну. Я же устал убеждать всех, что этот человек - мошенник, об этом знают обманутые им американские бизнесмены», - заявил Гейдар Бабаев в ноябре 2004 года на очередном заседании, проводимом в рамках Каспийского интеграционного делового клуба. Тогда он являлся председателем Государственного комитета по ценным бумагам при президенте Азербайджана. Кожени через компанию «Минарет групп» в 1997 - 1999 годах скупил порядка 2 млн. приватизационных чеков для ряда инвестиционных институтов США. "Делец" пообещал иностранным инвесторам, что вложенный ими капитал будет направлен на приобретение Госнефтекомпании Азербайджана. В 2003 году американцы подали на него иск в американский суд в связи с мошенничеством и продажей им ценных бумаг по завышенным ценам. Чешский финансист, имеющий гражданство Венесуэлы и Ирландии, был обвинен федеральным судом Манхэттэна (Нью-Йорк) в участии в подкупе чиновников в Азербайджане. В США Кожени светит весьма большой срок заключения, учитывая, что власти этой страны считают его обязанным вернуть американским клиентам нью-йоркской компании Omega Advisors Inc. порядка 182 миллионов долларов на приватизационные сделки в Азербайджане.

В области регулирования процесса приватизации утверждены порядка 50 нормативно-правовых документов. За первые 10 лет приватизации было приватизировано свыше 35 тысяч малых и средних предприятий, 1500 средних и крупных предприятий были превращены в АО, а свыше 120 тысяч человек превратились в акционеров. В этот же период времени на развитие предприятий, приватизируемых посредством инвестиционного конкурса было направлено 230 тысяч долларов. С целью обеспечения участия граждан Азербайджана в процессе приватизации были выпущены 32 миллиона государственных приватизационных чеков. Сегодня стоимость 4-х приватизационных чеков составляет 18,2 маната (AZN). В начале 2007 года она составляла 16 AZN. Три года назад, в 2005 году государственные чиновники Азербайджана стали эксплуатировать термин – «стратегическая приватизация». С высоких трибун обывателю сообщили – «….продолжается процесс приватизации. Он вступил в свою основную стадию - стратегической приватизации». Хочется отметить, что Правительство характеризовало приватизацию не как самоцель, а как средство изменения формы собственности с целью развития частного сектора и укрепления экономического потенциала страны. С высоких трибун отмечали, что экономическая политика государства заключается не в том, чтобы максимально дорого продать госпредприятие (в результате чего его деятельность может быть и приостановлена).

Говорили членораздельно - основная задача приватизации, это восстановление деятельности предприятий, сохранение имеющихся на них рабочих мест, а также открытие новых. Делалось это посредством как продажи на инвестиционных конкурсах, так и передачи в управление, а также за счет продажи государственной доли в некоторых совместных предприятиях. И что очень важно – торопиться никого не заставляли. О быстром завершения приватизации госпредприятий не думали. Так как необходимо было соблюдать интересы трудовых коллективов приватизируемых предприятий, участие которых предусмотрено в виде продажи им 15%-ного долевого участия. Глава государства Ильхам Алиев подписал 6-го июля 2007 указ «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы и распоряжения президента АР». В основном документ был связан с созданием Государственного комитета по управлению государственным имуществом. Были внесены поправки во Вторую программу приватизации государственного имущества. Исключено из программы положение, предусматривающее ликвидацию и продажу по частям объектов, продаваемых методом аукционов, в случае отсутствия покупателей при снижении по пяти попыткам начальной стоимости до 50%. Исключено также положение об оплате стоимости доли государства в совместных предприятиях другим учредителем в течение двух месяцев по заключению договора о купле-продаже. Сроки оплаты этой суммы будут обговорены с покупателем отдельно в соответствии с договором о купли-продажи. Снято с программы требование о приватизации спортивных сооружений и объектов методом инвестиционных конкурсов. Указом были утверждены новые формы свидетельств на приватизацацию государственного имущества и земли. Если же саму суть - то Госкомитету по управлению имуществом было поручено:
- ускорить процесс приватизации переданных в его распоряжение государственных предприятий и объектов;
- обеспечить проведение аукционов, проводимых по приватизации государственного имущества в условиях полной открытости и улучшить условия для использования населением государственных приватизационных чеков (паев);
- ежеквартально информировать президента страны о ходе разгосударствления;
- усовершенствовать работу по передачи в аренду государственного имущества.

В завершение 2007 года Правительство Азербайджана утвердило новые коэффициенты первичной оценки приватизируемых предприятий (объектов). При первичной оценке предприятия применяются разные показатели: коэффициент финансовой зависимости предприятия, коэффициент снабжения местным сырьем, коэффициент доходности, коэффициент зональности предприятия и коэффициент размещения предприятия. Коэффициент финансовой зависимости установлен на уровне 1 при 10%-ной зависимости от государственной помощи, 0,8 - при зависимости 10-50%, 0,7 - при зависимости более 50%. Коэффициент снабжения предприятия местным сырьем при 100%-ной возможности снабжения таким сырьем составляет 1, при 50-100%-ной возможности - 0,9, до 50% - 0,7. Данный коэффициент применяется исключительно для предприятий промышленной сферы, получивших свыше 50% доходов за последние три года от основного вида производственной деятельности. Что касается коэффициента доходности предприятия, то для компаний, имеющих за последние три года средний уровень рентабельности выше 20%, он составляет 1,3, не выше 20% - 1, а для предприятий, не действующих последние три года, - 0,9. Коэффициент зональности для предприятий, размещенных в Баку, варьируется от 1 до 1,3, в Сумгайыте и Гяндже - от 0,8 до 1, в Абшеронском районе - от 1 до 0,8, в других городах и районных центрах - 0,8, в селах и поселках - 0,6, а на освобожденных от оккупации территориях - 0,5. Коэффициент размещения для предприятий города Баку, разделенного на 12 зон, в зависимости от зоны составляет от 4 до 1,2, в Сумгайыте и Гяндже (разделены на 6 зон) - от 1,4 до 0,9, в Абшеронском районе - от 1,3 до 0,8. В других городах и районах данный коэффициент варьируется от 1,1 до 0,7. Кроме того, Кабинет министров утвердил Правила минимальной арендной платы за аренду государственного имущества (кроме жилищного фонда).

Хочется отметить и весьма прогрессивную практику - ASPI Consulting Engineers Inc приступила к практическим мероприятиям в рамках контракта с Госкомитетом по управлению государственным имуществом Азербайджана на услуги по послеприватизационной поддержке предприятий. В городе Губа в конце прошлого года были проведены первые тренинги для отобранных приватизированных предприятий Губа-Хачмазского региона. Предусмотрено проведение стажировок (study tour) для приватизированных предприятий в промышленных городах Турции (Измир, Стамбул, Анкара). Контракт оплачивался государством за счет дохода от приватизации этих предприятий. Контракт имел фокус на промышленные предприятия ненефтяного сектора. Основным условием участия в программе является сохранение профиля предприятия, продолжение его деятельности и наличие потенциала развития. Деятельность консультанта нацелена на устранение управленческих патологий в плане планирования, бизнеса, привлечения инвестиций, обучения кадров и т.д. Под программу подпадают и промышленные предприятия агропромышленного комплекса, включая предприятия по переработке и консервированию продукции, мясомолочные предприятия.

Результаты программ приватизации Азербайджана

В 2007 году было приватизировано 2150 малых предприятий и объектов. В 2007 году также были приватизированы земельные участки под 670 объектами. В 2007 году на базе государственных предприятий было создано около 45 акционерных обществ. Было проведено около 65 аукционов по продаже акций АО. В 2007 году на основе инвестиционных конкурсов были приватизированы 13 АО. В эти приватизированные предприятия было вложено $60 миллионов инвестиций, открыто более 2000 новых рабочих мест. 75,2% инвестиций были вложены зарубежными инвесторами. В 2007 году в результате приватизации в государственный бюджет было перечислено 44,5 миллионов манат, на 29% больше, чем в 2006 году (Госкомитет по управлению госимуществом).И очень важное событие ноября 2007 года - Президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал указ о дополнительных мерах по обеспечению использования в процессе приватизации государственного имущества страны приватизационных паев (чеков). Как сказано в указе, с целью более широкого использования чеков в процессе приватизации, срок обращения приватизационных паев (чеков) продлен до 1 января 2010 года. Кроме этого, с целью обеспечения участия в процессе приватизации иностранных инвесторов, срок обращения приватизационных опционов также продлен до 1 января 2010 года. Государственному комитету по управлению государственным имуществом поручено осуществить необходимые меры по более широкому использованию в приватизации государственного имущества приватизационных паев (чеков), находящихся в обращении.

Наглядно продемонстрировать приватизационный процесс может фондовый рынок республики. Его результаты по итогам 2007 года: В 2007 году рынок в целом вырос в 2-3 раза, на первичном рынке по итогам 2007 года в Азербайджане зарегистрировано 137 эмиссий акций на 795 млн. манатов. По корпоративным облигациям было зарегистрировано 20 эмиссий на 72 млн. манатов. При этом, государственные краткосрочные облигации были размещены на 226 млн. манатов, а краткосрочные ноты Национального банка Азербайджана были размещены на 1,874 млрд. манатов. В целом, эмиссия акций в 2007 году выросла на 98%, корпоративных облигаций – 56%, ГКО - 25%, краткосрочных нот Нацбанка – 2 раза, при росте размещения в 2 раза. За 2007 год поступили отчеты по итогам хозяйственного года от 600 АО из 1,7 тыс. действующих АО, тогда как в 2006 году этот показатель составлял 320. Суммарный оборот биржевых сделок по всем инструментам на Бакинской фондовой бирже (БФБ) в январе-декабре 2007 года составил 5483,76 млн. манатов. На долю государственных ценных бумаг и репо-операции с ними пришлось 93,84% всех сделок. То есть фондовый рынок на 93% - это государственные долговые обязательства. И все …. Пусть дальше каждый продолжит по собственному разумению. Говорить о качестве экономического потенциала и результатах приватизации вполне возможно из простой цифры экспорта. Так в 2007 году 80,6% общего объема экспорта Азербайджана составили нефть и нефтепродукты. Сырая нефть и нефтепродукты составили 87,79% всего азербайджанского экспорта в январе этого 2008 года. Доля сырой нефти в общем объеме экспорта составила 67,74%, нефтепродуктов - 20,05%. Азербайджан в январе экспортировал алюминий и изделия из него, плодоовощную продукцию, продукцию химической промышленности, металлы, масла, напитки, хлопок, а также табак и табачные изделия. В январе 2008 года в промышленной сфере Азербайджана функционировало 254 АО. Ими произведено продукции на сумму 133 млн. AZN (6,6% произведенной в стране промышленной продукции). Вот эти проценты и есть приватизированная индустрия. То есть все остальное понятно – нефть и нефтепродукты. В январе 2008 года в промышленном секторе было произведено продукции на сумму 2023 млн. AZN.

Пример нашего соседа - Казахстана

В соответствии с Государственной Программой приватизации в Республике Казахстан были созданы несколько специализированных холдинговых компаний по отраслевому принципу, которые, благодаря своей организационной структуре, позволили, за счет концентрации финансовых средств и их целевого использования, осуществить быструю диверсификацию капитала путем создания новых производств или приобретения предприятий. В случаях изменения структуры управления в отрасли, холдинги, созданные на базе действовавших государственных предприятий, преобразовывались в АО. По мере достижения стабильной прибыльности и эффективности компаний (при отсутствии необходимости госрегулирования деятельности этих обществ), государственные пакеты акций реализовывались физическим и негосударственным юридическим лицам, в том числе иностранным. В некоторых случаях решением Госкомимущества, согласованным с государственным органами управления, в АО государственные пакеты акций были заменены «золотыми акциями». «Золотая акции» представляли собой ценные бумаги, выпущенные, как правило, на срок до трех лет и обладали правом вето при решении следующих вопросов: изменении профиля работ, ограничивающего возможности приоритетного выполнения государственного заказа, участия АО в экологически вредных производствах и ряда других. При этом, в целях ликвидации и предотвращения монополизации деятельности холдинговых компаний, в одной отрасли создавались несколько холдингов или их деятельность диверсифицировалось.

Приватизационные инвестиционные купоны использовались в процессе массовой приватизации посредством вложения их в специальные инвестиционные приватизационные фонды. Организация аукционных продаж государственных пакетов акций осуществлялась по поручению Госкомимущества - созданным им Государственным приватизационным фондом. При этом учет ценных бумаг осуществлялся Государственным депозитарием. В целом, хотя с некоторыми пробуксовками, Программа была реализована успешно уже 10 лет назад. И в подтверждение этого можно указать на нынешние результаты цивилизованного и быстрого экономического роста в республике и ее казахстанского фондового рынка. Кстати - первичное размещение акций Казахстанской фондовой биржи (KASE) состоится в конце первого - начале второго квартала 2008 года. Ориентировочный объем IPO - $25 миллионов.

Заключение:

В 2005 году на чековых аукционах было погашено 1066000, в 2006 году - 586710 чеков. По итогам на окончание 2007 года у иностранных инвесторов имеются примерно 3,1 млн. приватизационных паев (1 пай - 4 чека). Это составляет примерно 3/4 находящихся в руках чеков. Они же готовы ставить только на «голубые фишки», которые правительство выставлять на приватизацию пока не собирается. Таким образом, утверждения о выводе из оборота чеков до конца этого года нереалистичны. Льготная подписка трудовыми коллективами на акции и приватизируемых предприятий позволила списать 1,3 млн. государственных приватизированных чеков. Как сообщил в августе 2007 года на заседании правительства председатель Госкомитета по управлению государственным имуществом Азербайджана Керем Гасанов - в процессе приватизации списано 15 млн. государственных приватизационных чеков и 2 млн. приватизационных опционов. Еще раз отметим - с 1997 года в стране выпущено 7,8 млн. приватизационных паев (в пае по 4 чека). При введении приватизационных паев в 1997 году срок обращения не устанавливался.

Мы можем вспомнить аксиому цивилизованных рынков - основные цели приватизации. Экономическая - повышение эффективности хозяйствования. Фискальная - увеличение доходов бюджета за счет продажи собственности в частные руки. Социальная – повышение социального благополучия граждан. Во время приватизации во всех странах ее прошедших - обязательными условиями для новых потенциальных владельцев были инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование, поддержка средних слоев. Плохо или хорошо, но именно приватизация определила истинных собственников многих предприятий и субъектов рынка за определенными людьми. И эти люди легализовали свои капиталы. Именно приватизация должна была отсечь административный «госресурс» от экономики. В Азербайджане этого не произошло до сих пор. Давайте еще раз подведем итог. В нашем государстве не получили развитие чековые инвестиционные фонды. В основе своей, простые граждане остались со своими ваучерами (приватизационными чеками) на улице. Фондовый рынок и структура экспорта Азербайджана – вот они реальные индикаторы. Мы о них уже сказали. Поэтому как результат - приватизация не стала источником капитала ненефтяной экономики Азербайджана.

http://www.ceo.az/businessobserver/finance/10336.html
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
18-07-2008-16:17 удалить
Нашел хороший сайт о бизнесе и инвестициях!!!!СОВЕТУЮ!!!

http://wmdom.com/


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Приватизация: cтала ли она источником капитала ненефтяной экономики Азербайджана? | Emil_Huseynov - Дневник Emil_Huseynov | Лента друзей Emil_Huseynov / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»