Повышение Национальным банком Азербайджана (НБА) ставки рефинансирования с 13 до 14% на сегодняшний день является предметом жарких дискуссий в финансовых кругах. Позиция НБА по данному вопросу ясна: данные меры повысят эффективность антиинфляционных мероприятий. Но насколько этот шаг Нацбанка эффективен в данном контексте? Как повышение учетной ставки скажется на развитии банковского сектора Азербайджана?
На вопросы Chief Executive Officer - Azerbaijan отвечает Эльшан Мирхудаев, Hedge fund analyst, Москва.
- Г-н Мирхудаев, на Ваш взгляд, какова истинная природа повышения ставки рефинансирования Нацбанком Азербайджана (НБА) до 14%?
- Думаю, данный шаг надо расценивать как сигнал к тому, что Нацбанк озабочен ростом инфляционных рисков в стране. Однако при этом не стоит забывать, ставка рефинансирования в Азербайджане никогда не являлась полноценным инструментом кредитно-денежной политики. Этому есть масса макроэкономических объяснений, но я не буду в них углубляться. Отмечу лишь, что я бы назвал это решение НБА своего рода популистским шагом с подражанием западным центробанкам, для которых процентная ставка является реально эффективным средством для борьбы с инфляцией. Поэтому, с моей точки зрения, такое внимание к очередному пересмотру ставки рефинансирования НБА несколько излишне.
- Повлечет ли повышение ставки рефинансирования за собой и рост процентных ставок банков по кредитам?
- Ни в коем случае. Объяснение этому вполне простое – фондирование местных банков со стороны НБА минимально. Так, например, на 1 января 2008 года суммарные активы азербайджанских банков составляли порядка 7 млрд. манатов, а сумма кредитов выданных НБА местным банкам – всего 84 млн. манатов. А все потому, что ставки рефинансирования НБА изначально установлены выше реальных процентных ставок на местном рынке. Как следствие, местным банкам, да и всему финансовому рынку в целом, мало дела до того, на каком уровне НБА обозначил ставку рефинансирования, ведь они финансируются из других источников. Это как если бы вам были безразличны цены в дорогом супермаркете на другом конце города, если вы привыкли отовариваться в недорогом соседнем ларьке.
Что касается стоимости кредитов внутри страны, то если они и подорожают, то только в связи с финансовым кризисом на мировых финансовых рынках. Здесь периодически можно услышать об очередных списания проблемных активов и даже банкротствах западных банков, что вызывает взаимное недоверие на рынках межбанковского финансирования. И этому есть оправдание. Случай из собственной практики. Недавно мы просматривали отчетность одного канадского банка на случай приобретения ее подешевевших акций. Из общей финансовой отчетности почти в 200 страниц, вложениям этого банка в американские ипотечные облигации subprime было посвящено лишь несколько предложений, по которым невозможно было определить, насколько рискованны эти активы. И это притом, что общая сумма приобретения данных ипотечных облигаций доходила до $9 млрд., что сопоставимо с рыночной капитализацией самого банка.
В этой ситуации западные банки заботятся, прежде всего, о своей собственной ликвидности и безопасности, а рентабельность для них уходит на второй план. Как следствие, западные банки с гораздо меньшей охотой открывают новые лимиты для сторонних банков, тем более из менее понятных им развивающихся стран. Насколько мне известно, азербайджанские финансовые институты не стали исключением – Минфин Азербайджана, а за ним и многие азербайджанские банки уже отложили размещение ранее запланированных еврооблигаций. Альтернативные же ресурсы азербайджанским банкам будут стоить дороже. Естественно, что часть роста стоимости местные банки постараются переложить на своих клиентов, что приведет к росту стоимости кредитования в целом. Такой процесс уже наблюдается во многих странах СНГ, в том числе и в России.
- А можно ли ожидать повышения банками процентных ставок по депозитам?
- Думаю, в ближайшее время в Азербайджане можно ожидать некоторого повышения ставок по депозитам. Но это связано отнюдь не с последним пересмотром ставки рефинансирования Нацбанком, а общемировой конъектурой. Как я указал выше, на данный момент доступ к дешевым иностранным кредитам у азербайджанских банков оказался ограничен. Поэтому они вынуждены будут искать альтернативные источники финансирования. Думаю, вряд ли местные банки будут «изобретать велосипед», а просто начнут более активно работать с депозитами населения, как это было в начале этого года в России и Казахстане. Это приведет к усилению конкуренции между банками за ресурсы местных вкладчиков, в том числе в виде обеспечения большей привлекательности по депозитам. Как следствие, ставки по депозитам пойдут вверх.
- Как повышение ставки рефинансирования отразится на инвестиционной активности частного сектора Азербайджана?
– В плане развития фондового рынка никак. В Азербайджане отсутствует полноформатное понятие фондового рынка, даже по местным масштабам. Изменения могут затронуть разве что РЕПО-операции с нотами самого НБА (т.е. кредитование под залог долговых обязательства НБА), но и они пока не достигли тех объемов, чтобы влиять на уровень инфляции в стране.
В случае же с нефинансовыми инвестициями можно сказать, что в условиях Азербайджана они будут зависеть, прежде всего, от уровня затронутых выше кредитных ставок в коммерческих банках, а также спекулятивной составляющей на конкретном инвестиционном рынке (например, на рынке недвижимости.)
- Возможна ли регулировка ставок на торгах по нотам Нацбанка?
- Долговые обязательства НБА – это единственный инструмент, который напрямую может затронуть пересмотр ставок рефинансирования. Что касается других инструментов, то здесь не все так однозначно. Например, ГКО Минфина Азербайджана сейчас размещаются в районе 10-11% годовых, что гораздо ниже ставки рефинансирования в 14% годовых. Поэтому я думаю, что последнее изменение ставки финансирования НБА, тем более в сторону повышения, вряд ли повлияет на реальные сектора экономики, в том числе на ставки долгового рынка.
- При этом Нацбанк ввел "процентный коридор"…
- Если откровенно, практика коридора процентных ставок в Азербайджане, особенно установление нижнего лимита с огромным лагом в 11% к ставке рефинансирования, для меня остается непонятным. Возможно, такой практике в условиях Азербайджана есть какое-то логическое объяснение. Но, к сожалению, я уже достаточно долгое время работаю за пределами республики, и не знаком со всеми тонкостями функционирования банковского сектора в Азербайджане. Поэтому, за разъяснением такой практики лучше обратиться к самому НБА.
- Многие скептики считают, что правительство страны просто стремится заработать «лишние» проценты, продавая дорогие деньги банкам, дабы повысить, тем самым, доходную часть бюджета…
- Если речь идет о ставке рефинансирования НБА, то, как я объяснил выше, ее пересмотр не будет иметь какого-либо эффекта на реальные сектора экономики. Но даже если бы речь шла не об НБА, а каком-либо крупном западном центробанке, все равно говорить о пересмотре ставки рефинансирования как способе сократить бюджетный дефицит, было бы неверно. А все потому, что Центробанк по определению является независимой от правительства финансовой структурой, имеющей собственные цели, отличные от целей данного правительства. Простой пример – Европейский Центробанк. Там министры финансов стран-членов Евросоюза в один голос требуют снижения процентных ставок для поддержания европейской экономики. Тем не менее, г-н Трише (глава Европейского Центробанка Жан-Клод Трише. – Авт.) остается непреклонен, так как основная задача его ведомства – это не рост экономики, а стабильность цен в еврозоне, которая, кстати, обновляет свои максимумы за последние 20 с лишним лет.
Что касается пересмотра ставки рефинансирования для «собственного обогащения» Центробанка, то это также маловероятно, так как Центробанк по определению не является коммерческой организацией, и рентабельность здесь далеко не основной фактор для деятельности.
- Если не ставка рефинансирования, то какой другой денежный инструмент НБА мог бы использовать для обуздания инфляции?
- Ну, даже если НБА и не ФРС США, то это еще не значит, что он абсолютно беспомощен в борьбе с инфляцией. Ни для кого не секрет, что подавляющее большинство товаров из потребительской корзины являются товарами импортируемыми. Поэтому усиление курса маната могло бы способствовать снижению инфляционного давления в стране. Мне могут возразить, что это поставит в тяжелое положение местных производителей. Но, насколько я понимаю, в рамках данного интервью речь идет о деятельности НБА. А у него, как и у любого другого Центробанка, должна быть одна задача, и в данном случае – это стабильность цен. Что касается стимулирования внутреннего производства, то это уже головная боль не НБА, а правительства. В качестве дополнительного антиинфляционного инструмента можно использовать норму обязательных резервов для коммерческих банков. Думаю, в отличие от ставки рефинансирования, эффект от пересмотра данного параметра окажется гораздо более материализованным и чувствительным для коммерческих банков в Азербайджане.
Что касается практики сокращения денежной массы, к которой, мне кажется, пытался обратиться НБА в период последней деноминации маната, то в условиях Азербайджана это будет малоэффективно. Вопрос не только в том, что подавляющая часть этой денежной массы находится в бумажной форме на руках у населения, т.е. за пределами банковского контроля. Просто в Азербайджане, параллельно манату, в реальном денежном обороте находятся и различные иностранные валюты (так называемый «эффект долларизации»), и при попытке НБА сократить наличную манатную массу население просто перейдет на еще более широкое использование иностранной валюты. Как следствие, общего объема денег в обороте меньше не станет, и политика НБА останется без видимого результата.
- Наконец, последний, так сказать, наболевший вопрос. Как Вы думаете, можно ли ожидать каких-либо последствий текущего финансового кризиса на Западе для азербайджанского банковского сектора?
– Вы знаете, я в последнее время сталкивался со многими выступлениями, в которых утверждается, что азербайджанские банки мировой финансовый кризис не коснется. Я бы не был столь категоричен. Может, местный банковский сектор и не почувствует ощутимых списаний убытков, как в западных банках, и не столкнется с кризисом ликвидности, как это случилось в Казахстане и ожидается России. Но это не значит, что мировой финансовый кризис полностью прошел Азербайджан стороной.
Возьмем хотя бы отказ Минфина и многих азербайджанских банков от размещения еврооблигаций из-за ухудшения ситуации на мировом долговом рынке. А ведь эти средства были предназначены под конкретные проекты, реализация которых теперь окажется под вопросом. Кроме того, ранее в СМИ появилась информация о планах одного из азербайджанских банков по выходу на IPO, что могло бы стать важным моментом в становлении азербайджанского банковского сектора. Теперь же эти планы, скорее всего, придется отложить в долгий ящик. Также полагаю, в ближайшее время местные банки вплотную почувствуют рост стоимости привлекаемых ресурсов, что можно рассматривать как негативное влияние мирового финансового кризиса не только на азербайджанский банковский сектор, но и экономику в целом.
Но основной потерей азербайджанского банковского сектора будет задержка в темпах развития. А время, как известно, это тоже деньги, в данном случае упущенные.
http://www.ceo.az/businessobserver/finance/11618.html