[показать]
Группа ученых из Торонтского университета (Канада) на опыте доказала, что у человека, испытывающего негативные эмоции, буквально сужается поле зрения.
В экспериментах приняли участие 16 человек. Сначала добровольцам демонстрировали 10 изображений условно отрицательного, положительного либо нейтрального характера из стандартного набора International Affective Picture System (его подробное описание см. здесь). Каждое изображение испытуемые просматривали в течение двух секунд; на размещенной справа диаграмме этот этап соответствует блоку AI. Затем перед добровольцами появлялись изображения, в центре которых находилось человеческое лицо, а на заднем плане — фото какого-либо строения (блок VS). В каждой серии из 10 такого рода изображений первые пять (е1) были оригинальными, а вторые (е2) — их копиями; на просмотр отводилось 300 мс.
[показать]
Схема проведения эксперимента (иллюстрация из The Journal of Neuroscience).
Для того чтобы заставить участников эксперимента фокусировать внимание на центральных областях изображений, их просили определять пол человека, чье лицо они видели перед собой. Также отслеживалась активность определенных областей головного мозга добровольцев методами функциональной магнитно-резонансной томографии.
Как выяснилось, эмоциональное состояние людей не оказывало никакого влияния на скорость выполнения задания по определению пола. Однако в хорошем расположении духа добровольцы получали гораздо больше информации об «окружающем пространстве» (домах на фото), чем в плохом. Доказательством этого служат зарегистрированные изменения активности особой области парагиппокампальной коры, которая отвечает за распознавание общей обстановки (помещений, пейзажей и так далее). Замеры показали, что негативно настроенные люди менее активно реагировали на периферические области фотографий и хуже запоминали то, что там изображено.
«Находясь в хорошем настроении, человек может воспринимать информацию о большем количестве объектов из своего окружения; конечно, это может быть очень полезно, но может и отвлекать, — отмечает ведущий автор работы Тейлор Шмитц (Taylor Schmitz). — Очевидно, существует немало задач, в которых от работника требуется сконцентрировать свое внимание на чем-то одном».
Отчет ученых опубликовало издание The Journal of Neuroscience; полный текст статьи можно скачать с сайта лаборатории, сотрудники которой выполнили исследование.
Источник