• Авторизация


Непутевые заметки, таки продолжаю. 11-10-2008 10:38 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

День шестой, пятница.
 
В пятницу была особенная программа, с Питером напрямую не связанная. Путешествие на остров Валаам.
Везти нас должны были на катере по Ладожскому озеру. К шести утра привезли к причалу, погрузили на «Комету», после чего в приветственном слове сообщили, что путешествие займет аж четыре с половиной часа! Для меня это был шок, я почему-то вообще об этом заранее не подумала, мне казалось, что до Валаама плыть примерно как до Петергофа – минут тридцать. Угу. Вся трагичность ситуации была в том, что я не взяла с собой ничего почитать. Так что из чтения в первую дорогу у меня были только этикетки из «самолетного» завтрака, который нам вскоре раздали, а во вторую – тематическая литература, купленная уже там. Впрочем, половина первого пути сопровождалась рассказами гида, да и вид из иллюминатора был занимательный, так что скучать особо не пришлось. Мы проплывали мимо знаменитой древней крепости Орешек – Шлиссельбург. Величественно-мрачное место, страшно подумать, сколько всего там происходило за века…
В этот день нам очень повезло с погодой и с настроением озера. Ладожское славится своим непредсказуемым нравом, там бывают и внезапные, словно из неоткуда, налетающие шторма, и ветер в одну сторону, а волны в другую, и коварные подводные течения. Говорят, что иногда над водой возникают призрачные корабли и лики.… Но нам, к сожалению – или к счастью? – ничего такого не привиделось.
Природа Карелии – это вообще отдельная тема. В северной части Ладожского озера лежат многочисленные скалистые острова. Самый крупный из них и есть Валаам. Здесь могучие сосны и ели растут, держась за камни корнями как щупальцами, прямо на скалах, приподнятых над водой на десятки метров, а берега подчас выглядят неприступной крепостью. В других местах, наоборот, скалы уходят под воду и сглажены льдом. Нередко встречаются и сплошь завалуненные участки, и песчаные пляжи. Монахи не вырубали на Валааме лес, а использовали лишь поваленные ветром деревья. Поэтому Валаам покрыт девственной тайгой, некоторые деревья здесь старше 300 лет. Почвы как таковой там очень мало. В былые времена даже существовала традиция, каждый посещающий остров паломник должен был привезти с собой хотя бы горсть земли и рассыпать ее на камни.
Времена года сменяются на Валааме в среднем на 2-3 недели позже, чем на материке - таково положение острова Валаам на Ладоге. Начало весны приходится на конец марта, но лишь в начале мая тает последний снег. Порой ледовые поля окружают Валаам даже в начале мая.
Летом на Валааме солнечных дней на 30-35 больше, чем на материке. Удивительно поэтичны белые ночи, самая короткая из которых длится менее 4 часов. В это время на светлом небе четко прорисовываются темные контуры деревьев и колоколен, а гладь заливов подобна зеркалу. Средняя температура июля 17 градусов С, нередко она достигает 30 градусов - сказывается эффект нагреваемых солнцем скал. В сентябре остров расцвечен пылающими красками. В октябре наступает время штормов. Зима приходит в начале декабря. В середине февраля, когда лед становится прочным, налаживается автомобильное сообщение с Сортавалой.
Вообще удивительно поэтическое место, его атмосферу сложно передать словами. На эти остров приплывали за вдохновением Клод, Зайцев, Лесков, Тютчев, Чайковский.… А Шишкин, например, писал там свою дипломную работу. 
Когда гуляешь по этой скалисто-озерной местности, все время кажется, что вот-вот из-за сосен выглянет леший или покажется избушка на курьих ножках. А уж какой там воздух благодаря соснам, пихтам и карельской березе!
На Валааме бывает очень много посетителей – паломников и просто туристов – до тысячи за день, в праздники по несколько тысяч! Но при этом цивилизация вторгается в этот мир едва-едва, совсем не бросаясь в глаза.
Теперь к истории. Нет у историков единого взгляда на дату основания Валаамского монастыря. Одни связывают ее со временем крещения Руси, другие относят к более позднему периоду. Церковное и монастырское предание утверждает, что древность обители восходит ко временам распространения христианства на Руси. Уже тогда основанный преподобными Сергием и Германом монастырь стал духовным центром приладожских земель.
Считается, что в древности на Валааме располагалось главное капище Велеса (или Волоса) и Перуна, которым покланялись и приносили жертвы живущие в окрестностях язычники. Этимологический разбор финского названия острова “Валамо” подтверждает вероятность предания: Вал, Ваал, Волос или Велес – однокоренные слова, а “мо” по-ижорски – земля. Таким образом, Валамо – земля Велеса, т.е. место посвященное Велесу.
Монастырское предание гласит, что святой апостол Андрей Первозванный, просветитель скифов и славян, прибыв из Киева в Новгород, по реке Волхов достиг Ладожского озера, а затем Валаама, где благословил горы острова крестом.
Житие святого Авраамия Ростовского свидетельствует, что уже в X веке на острове существовало монастырское братство, управляемое игуменом. Основателями монашества на Валааме почитаются преподобные Сергий и Герман, пришедшие “от восточных стран”, греческие священники.
Расположенный на границе России и Швеции, монастырь неоднократно подвергался нападениям и разорениям. Однако валаамские монахи, следуя  заповеди, никогда не брали в руки оружия, обрекая себя на изгнание или принимая мученическую кончину.
В начале XVII века монастырь на Валааме был полностью разрушен, а валаамские земли на 100 лет отошли к Швеции. В конце Северной войны обитель вновь возродилась, достигнув своего наивысшего расцвета к середине XIX века. К этому времени относится и большинство дошедших до нас архитектурных памятников. На Валааме тогда действовало около 30 производств, в том числе даже небольшие заводы: смоляной, свечной, кожевенный, кирпичный; были свои конюшня и молочная ферма. При всей суровости природных условий монахи занимались сельским хозяйством и рыболовством, полностью обеспечивали потребности братии. Особого упоминания заслуживают созданные трудами монастырской братии сады и огороды, необычные для столь северных широт. В обители была собрана великолепная библиотека, созданы иконописная мастерская и школа живописи.
Строгий Устав Валаамской обители, введенный в конце XVIII века игуменом Назарием по образцу Устава Саровской пустыни, определял все стороны иноческого бытия. Следовало хранить телесное и душевное безмолвие, запрещалось оставлять у себя пожертвования, употреблять спиртное, покидать обитель, вести переписку без благословения настоятеля. Уставом предусматривались общежительная, скитская и отшельническая формы монашеской жизни.
С 1811 по 1917 год архипелаг входил в состав Финляндского княжества Российской империи. После революции 1917 года Валаам оказался на территории вновь образованного независимого государства - Финляндии. Это спасло обитель от участи, уготованной революционерами многим русским монастырям, и она продолжала быть едва ли не единственным чудом сохранившимся уголком русского православия.
Однако в феврале 1940 года, когда подходила к концу советско-финская война и Валаам был должен отойти к Советскому Союзу, обитатели монастыря, спасаясь от гонений со стороны власти, вынуждены были эвакуироваться в Финляндию. В усадьбе Папинниеми, в 100 км от города Куопио, ими был основан Ново-Валаамский монастырь, действующий и по сей день. На острове же в опустевших зданиях разместили сначала школу боцманов и юнг, затем дом инвалидов. Много чего, конечно, было банально поразрушено.
Лишь спустя полвека, в декабре 1989 года в канун праздника святого апостола Андрея Первозванного на Валаам вновь вернулась монашеская жизнь. В 1991 году Спасо-Преображенскому Валаамскому монастырю был дарован статус ставропигиального, то есть находящегося в непосредственном подчинении Патриарху Московскому и Всея Руси. Всеми делами обители ведает назначенный Патриархом игумен.
Сейчас Валаамский монастырь насчитывает более 100 монахов. Как и в прежние времена, обитель живет по одному из самых строгих монастырских уставов. Возрождаются древние обычаи. Что-то будет с ними в
XXIвеке…
 
 
На братском кладбище, в тени раскидистых кленов расположена на первый взгляд почти неприметная могила монаха Григория. Экскурсовод подвела нас к ней и рассказала такую историю. В 1371 году, через несколько лет после заключения Дерптского мира, шведский король Магнус II  отправился в очередной завоевательный поход на русские земли. Жестокая буря на Ладоге разнесла его корабль в щепки. Трое суток волны носили на своих хребтах венценосного шведа. Когда он уже был на грани жизни и смерти, его выбросила на берег, где его подобрали Валаамские монахи. Впечатленный своим чудесным спасением, Магнус решил посветить остаток жизни служению вере. Он составил завещание, по которому строго наказывал всем своим шведским потомкам никогда не нападать более на Русь, после чего принял монашество. Через три дня после пострига король Магнус тихо скончался. Его похоронили на братском кладбище, где и по ныне находится его могила. А шведы его завета, как известно, не исполнили.
У главного собора есть памятная стела с именами "Высочайших особ, изволивших посетить Валаамский монастырь", на ней зафиксированы как реальные, так и легендарные события валаамской истории. К последним относится посещение Валаама императором Петром Великим, а также указ императора от 1715 г., согласно которому, как верили монахи, обитель была возрождена после столетнего запустения в результате победы над шведами и возвращения территории Карелии Российскому государству в ходе Северной войны. Несмотря на то, что Синод еще в 1736 г. установил: "о строении того монастыря государя императора... указа не имеется", легенде о личном участии Петра 1 в возрождении монастыря была суждена долгая жизнь, что показывает и надпись, выбитая в камне. Продолжает список Александр I, в 1819 г. положивший начало традиции личных посещений Валаама членами царской фамилии.
Вот о нем то сказание поподробнее. В августе 1819 года игумен Иннокентий получил от министра духовных дел Голицына письмо - наВалаам собирается государь, проездом из Архангельска. Не желает никаких торжеств и встреч. Едет с одним камердинером как обыкновенный путешественник. Так что не нужно ни колоколов, ни риз, ни крестов.
Иннокентий сам был простой человек, из крестьян Олонецкой губернии. Уже занимая большой пост в монастыре, на себе таскал кирпич для стройки и трудился на рыбных ловлях. Наверно, и в других ценил простоту. Но все-таки император Александр, победитель Наполеона, властелин России и Европы, в виде «штатского» человека с камердинером... - и принять его как заурядного паломника, какого-нибудь купца из Петербурга! Это казалось странным. Поколебавшись, посоветовавшись между собой, решили встретить по-настоящему.
Навстречу государю в Сердоболь выслали монастырское судно. В Сальму послали эконома Арсения - там стояло другое судно, и Арсений должен был везти Александра, откуда тот пожелает: из Сальмы или Сердоболя.
Александр прибыл в Сальму поздно вечером и сказал, что путь его - на Сердоболь. Подтвердил, что никакой встречи не надо. Не желает также, чтобы ему кланялись в ноги и целовали руку.
Арсений поскакал тотчас в Сердоболь, послав нарочного в обитель. А гость, как бы отклонявший на этот раз все, в чем прожил жизнь, утром выехал вслед за ним.
Сумрачно было на Ладоге 10 августа 1819 года! Тучи, такой сильный ветер, такая волна, что государь в Сердоболе спросил даже Арсения, можно ли в такую погоду выезжать? На что эконом ответил: «И в худшую плавали, Ваше Величество, с помощью Божией». Последнее соображение, может быть, и определило все. Александр с экономом и камердинером тронулись в путь.
В монастыре же следили за озером и с колокольни, и с передового островка, где скит Святителя Николая (с давних пор зажигался ночью в часовне фонарь - окна выходили во все стороны, и фонарь служил маяком). Но прошел день, вечер наступил, непогода не унималась, а судна все не было. Когда стало совсем темно, дозорные ушли, решив, что сегодня никого уже не будет. И, совершив братское вечернее правило, легли спать.
Более трех часов плыл в сумерках, а потом и в полной тьме император Александр, и если бы не огонек Святителя Николая, покровителя мореходов, на пустынном островке, то и неизвестно, как бы ввел в узкий пролив иеромонах Арсений своего высокого гостя.
В тишине и мраке причалили. И лишь когда подымались наверх, по гранитной лестнице, в монастыре узнали о приезде. Поднялась суматоха. Зазвонили колокола: монахи спешно стали собираться. Шли во тьме по монастырскому двору с ручными фонариками. А гость стоял на церковном крыльце. Подходили клиросные, в алтаре облачали старого Иннокентия, уже более полувека трудившегося в монастыре, а теперь полубольного (не мог бы, как прежде, носить на себе кирпичи).
Игумен Иннокентий, благочинный Дамаскин, эконом Арсений и другие считали гостя высочайшим начальством - монастырь, как и вся Россия, его «вотчина». Заехал он к ним, объезжая ее. Сперва властитель, а потом паломник - этого властелина встретили не совсем удачно и, наверно, были смущены. Но император держал себя не как начальство, не как ревизор. Он приехал, действительно, богомольцем.
Но не так легко было «снять одежду, к нему приросшую». И по логике жизни, «паломник» должен был ждать, пока в соборе «приуготовляли», и облачившийся Иннокентий, с крестом, в ризе, при открытых царских вратах, по всем правилам встретил посреди храма императора. Люстры сияли, хор пел многолетие. Александр приложился к иконам, подошел под благословение к игумену и по очереди ко всем иеромонахам, каждому целуя руку. Себе же запретил кланяться.
На следующий день Александр отстоял утреню в соборе, раннюю обедню в церкви Петра и Павла, потом осматривал монастырь и пешком отправился по пустынькам в лесах.
Современный валаамский паломник может восстановить путь императора. Теперь к «пустынной келье» покойного схимонаха Николая проведена прекрасная дорога, обсаженная пихтами и лиственницами. Тогда в таком виде ее не было. Государь шел пешком, подымаясь на изволок, слегка задыхаясь. Но, несмотря на одышку, к Николаю дошел. Этот схимонах Николай был прежде келейником знаменитого игумена Назария, духовного восстановителя Валаама. Он обитал отдельно, в тесной лесной келье.  
По дороге пришлось чуть не ползком пролезать под какую-то изгородь. Победитель Наполеона, умиротворитель Европы, въезжавший с триумфом в Париж, сгибался вдвое, чтобы войти в хижину смиренного Николая. (Дверь эта, действительно, скорее дыра, чем дверь.) И вот, все-таки вошел. Сидел на деревянной табуретке у того самого столика, что и сейчас стоит в келье, и при таком же бледном и унылом свете из оконца игрушечного, разговаривал с Николаем о духовной и аскетической жизни. Мало это походило на Тильзит или на заседание Венского конгресса.
Отшельник предложил ему три репки со своего огорода, своими руками выращенные, - все, чем мог угостить. Александр взял одну из них. Она была нечищеная. Благочинный Дамаскин, стоявший рядом, спросил нож, чтобы очистить, Александр сказал:
- Не надо. Я солдат, и съем ее по-солдатски.
И зубами начал отдирать кожуру. На прощание же поцеловал Николаю руку и просил благословения и молитв.
Вернувшись в монастырь, государь пил чай в игуменских покоях. Его угощали фруктами из знаменитого и сейчас существующего монастырского сада, вполне похожего на Эдем.
Провожали гостя уже совершенно по-царски, звонили во все колокола. Клиросные шли к пристани впереди, пели тропарь и догматик. За ними братия и государь с игуменом. Медленно отплывало судно, медленно шло проливом под гудение колоколов. А пение сопровождало путешественника и на Ладоге: по его просьбе, пели монахи хором «Спаси Господи», «Херувимскую» и другие песнопения.
Путешественник никогда более не увидел Валаама. Политик и дипломат, военачальник, кумир офицеров, освободитель России.
Позднее Валаам посещали и Александр Второй и другие представители
фамилии, но это уже были более официозные приемы.
Могила короля-монаха.
 
живописные виды
весна на Ладоге
раздумья
лесная сказка
уединение
[700x433]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Непутевые заметки, таки продолжаю. | Тая_аКа_Черная_роза - Сад Черных роз | Лента друзей Тая_аКа_Черная_роза / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»