• Авторизация


"Трио в круге" 01-06-2008 02:26 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[291x324]Чем дольше смотришь на Троицу, тем больше читаешь, что скрыл русский мастер. Вход в икону начинается с нижней части, на которой стоят поджатые ноги ангелов, от линий синтронов-подножий, которые расходятся в стороны из середины вверх. Отсюда, с порога открывается мир. Теперь вырежьте бумажку такой же формы, треугольника, и переверните ее и получите обратную перспективу. Затем, переверните эту бумажку наоборот и вы получите прямую перспективу, земной закон, которым пользовались художники-реалисты. В любой европейской картине от Ван Эйка до Рубенса подобное нарушение перспективы (обратное) сочли бы за профанацию или наив. В иконописи оно умышленно и религиозно. Русские иконописцы не завоевывали имен, они завоевывали Царствие Небесное. Мир иконы наполнен образами от полей до середины, чтобы уводить молящихся от земного мира в сакральный. Три ангела вписаны в круг, очерченный циркулем или, как говорили раньше, козьей ножкой. Круг – силуэт божественной мандорлы, в которой пребывает Трипосное Божество: в центре Сын, слева Отец, справа Святый дух. Крылья окрашены в золотистые цвета тонкими линиями-ассистом, которые олицетворяют источник Божества, а крылья - символы посланничества. Умиротворенный покой наполняет душу зрителя благодаря невидимому кругу и открывает мир, которого не существует на земле. Искупительная чаша на столе - корабль, который  плывет по непорочной воде - белому столу. Трапеза - ткань. Жезлы ангелов - исходящие на землю послания. Цветущее дерево на фоне горок - цветение человеческих чувств. Горки, силуэт справа, - духовное восхождение к Богу. Маленькое окошко в столе - окно в мир - вторая икона, картина в картине, скрытый символ. Причудливая архитектура в виде высокой неземной балясины - воплощение Божественного домостроительства, задуманного на земле, как прообраза Царствия Небесного. И наконец, последнее самое невидимое, которое ближе к зрителю - поля, образующие ковчег, то есть углубление иконы - отделение земного мира от Небесного, два плана, из которого смотрит зритель в мир иконы, грешный,  и где происходит действие, святой. К прочему, нельзя забывать, что большая часть коллекции икон, хранящихся в  ГТГ, принадлежала когда-то русскому художнику И. Остроухову, который выкладывал золотыми червонцами царской чеканки поверхность старой доски, чтобы оценить покупаемую им икону. Но к счастью ни один червонец не коснулся Троицы А. Рублева. Хочется надеяться, что это будет так. Аминь.

Сергей Куракин

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (8):
Humulus 11-07-2008-00:54 удалить
Спасибо. Кратко и ёмко дана символика иконописного языка. Эта икона, как и все произведения кисти Рублёва, абсолютное выражение музыки Божественного Слова.
Humulus 11-07-2008-11:19 удалить
Можно попросить вас рассказать о символике цвета в русской иконописи? По этому вопросу есть материал, но мне бы хотелось узнать о цветовых гармониях, потому что не отдельный цвет звучит, а целостное созвучие. В древней иконе существует благородная драгоценность и сияние. Должны быть какие-то закономерности в подборе соотношений. Хотя наверняка в лучших росписях проявляется колористический талант самого иконописца.Потому что цветоощущение - это дар, как и музыкальный слух.
pamflet 11-07-2008-12:56 удалить
Самое любопытное, что авторство до сих пор не доказано. Эксперты сузили до минимума круг возможных кандидатов и сошлись на имени Рублева. Процесс экспертизы это целая жизнь не одного поколения талантиливых искусствоведов, (Муратов, Пунин, Трубецкой, Флоренский, Олсуфьев, Щепкин, Щекотов, Тарабукин, Грабарь, Сычев, Малицкий, Пуришев, Успенский, Голубцов, Демина, Лазарев, Алпатов, Дунаев, Ильин, Ветелеев, Вздорнов,). И каждый из них это светило. Замечу всех 21. Выкладывается наибольшее колличество икон, похожих на его имя, и как отвечал Микельанджело на вопрос, - Как вы делаете свои работы? - Я отсекаю все лишнее! - убирается лишнее и оставляется главное Рублев (?). В этом отношении русская культура не знает аналогов в истории мировой культуры. Пожары, моры, стихийные бедствия в отличии благополучных замков Европы уничтожили 90 % наследия. Если вспомнить знаменитый "иконный пожар", случившийся в Москве в 1547 г. в год восшествия на престол 16-летнего царя Иоанна Васильевича ("Грозного"), остается благодарить бога, что это не случилось в Троице-Сергиевой лавре, где хранилась Троица. О уникальности иконографического извода шедевра говорит узаконенное Рублевым новшество. Если вспомнить иконы-источники с Троицей, привозимые из Византии образцами, то в главном соборе Святой софии Константинопольской, опороченной чалмоносными турками, Святая Троица написана по заведенному тогда приему изокефалии - равноголовие фигур. Троле посажены в один ряд. Рбублев включает их в круг и тем самым отождествляет главный скрытый символ христианской религии, суть которого в камне брошенном в воду, который отделяет круги. Камень -Христос, круги на воде - молящиеся. В свое время мне довелось провести не мало часов у этой иконы, благодаря которым удалось определить манеру письма, последовательность наложения красочных слоев, пигменты, используемые во время работы, а главное мазки, которые влиты в персонажи, как расплавленное олово, если говорить о яичной живописи темперы. Спасибо за внимание к этому произведению. По правде говоря, я до сих пор считаю, что чем больше мы об этом знаем, тем дальше удаляемся от истинного источника времени Древней Руси. Спасибо, Humulus, вы проникли в "скрытые слезы", которые я проливал когда-то у этого великого произведения.
pamflet 11-07-2008-13:47 удалить
Самое любопытное, что авторство до сих пор не доказано. Эксперты сузили до минимума круг возможных кандидатов и сошлись на имени Рублева. Процесс экспертизы это целая жизнь не одного поколения талантливых искусствоведов (Муратов, Пунин, Трубецкой, Флоренский, Олсуфьев, Щепкин, Щекотов, Тарабукин, Грабарь, Сычев, Малицкий, Пуришев, Успенский, Голубцов, Демина, Лазарев, Алпатов, Дунаев, Ильин, Ветелеев, Вздорнов), замечу, названы не все, которые работали над распознанием авторства, если учесть, что каждый был светилом. Выкладывалось наибольшее количество икон, схожих по стиллистике, и как отвечал Микельанджело на вопрос, - Как вы делаете свои работы? - Я отсекаю все лишнее! - убиралось все лишнее и оставалось главное Рублев или (?). И все же, прямых источников, утверждающих авторство Андрея Рублева в Троице не существует. В этом отношении русская культура не знает себе равных по тайнописи, которую нам оставила история. Пожары, моры, стихийные бедствия в отличии благополучных замков Европы, в которых хранились дошедшие до нас великие полотна европейских мастеров, не говоря о египетских хранилищах, было уничтожено 90 % великого наследия, которого мы не увидим никогда. Вспоминая знаменитый "иконный пожар", который случился в Москве в 1547 г. в год восшествия на престол 16-летнего царя Иоанна Васильевича ("Грозного"), остается благодарить бога, что это не произошло в Троице-Сергиевой лавре, где хранилась Троица А. Рублева. О уникальности иконографического извода этого шедевра говорит узаконенное мастером новшество. Если, вспомнить иконы-источники с Троицами, привозимыми из Византии, образцы, то в это время в Софии Константинопольской хранилась Святая Троица, написанная по заведенному тогда иконописцами приему «изокефалии» - равноголовие фигур. Трио посажено в ряд. Рублев включает их в круг и тем самым отождествляет главный скрытый символ христианской религии, догмат, суть которого заключается в камне, брошенном в воду, от которого отходят в сторону круги. Камень - Христос, круги на воде – молящаяся паства. В свое время мне довелось провести по известным обстоятельствам не мало времени у этой иконы, приблизиться к распознанию манеры письма, последовательности наложения красочных слоев, составу пигментов, которые использовал Рублев во время работы над Троицей, специфику его мазка, который влит в его лики подобием расплавленное воска, исполненного в тончайшей яичной манере живописи темперой. По правде говоря, я до сих пор убежден, что чем больше знаешь о древней живописи Руси, тем больше удаляешься от его первоисточника со скрытыми символами, знаками, аллегориями. Нет сомнения в том, что входивший в мастерскую отрок Рублев был поставлен в известность о наличии красок для исполнения ликов, позема, велума, горок, балясин, хитонов, гиматиев, не говоря о манере письма, специфике слияния красок, наложения лессировочных слоев. А значит, он имел возможность относиться творчески в силу данного богом таланта к написанию своих икон, или реплик, учитывая, что иконопись коллективный труд многих поколений. В известном фильме «Андрее Рублеве» А. Тарковского есть изумительный момент. Трое конников рыщут по деревне мастера-колокололетейщика. В таких достоинствах признается Бориска. Сажая на коня, оборванца отвозят во Владимир. В поисках глины, отрок попадает в ливневый дождь. Съезжая по скользкому обрыву, он летит в реку, на берегу которой, извалявшись в грязи, обнаруживает в ней ту самую искомую пропорцию. На освящении собирается народ, удалившись от которого, Бориска, утирая слезы, признается, что отец не оставил ему секрета колокола и унес с собой в могилу. Гениальность этой сцены заключается в том, что прозорливость русского духа неисповедима. Раздавать венцы налево и направо, которыми наделил господь в момент рождения, значит лишиться его же руками самих венцов, уподобляясь известной притче. Касательно гармонии цвета, боюсь, что я преследую такую же доктрину. По мере возможности я постараюсь в некоторых блогах пролить свет на эту интересную тему. Кажется, Humulus, вы подвигли меня на отдельную статью, относительно Троицы, которая начата выше. Еще раз спасибо, что проникли в "скрытые слезы", которые я проливал когда-то у этого великого произведения. С-Ку.
Humulus 11-07-2008-17:24 удалить
Дело в том, что мне очень близко то, о чём вы сейчас рассказываете. Древняя икона - одно из самых сокровенных моих переживаний. Когда я попадаю в круг воздействия образа, трудно описать те чувства, которые у меня возникают. Ближе всего по ощущению времени действительно "Рублёв" Тарковского.Картина - вечерня в храме, встреча двух князей.И Рублёв перед белой стеной. Лошади у разлива в дождь. Тот эпизод, о котором говорите вы - это катарсис. Дух Всевышнего жив, даже если НИКОГО не осталось...вот основа Веры и смысл творчества. Буду ждать продолжения вашего рассказа. С уважением, Н.
Humulus 14-07-2008-13:55 удалить
Вот, посмотрите здесь, возможно вам будут интересны мысли о триединстве, выраженном в музыке. Разговор о Троице заставил думать и о цветовых закономерностях и о единстве гармоний выраженных в разных видах искусства. http://www.liveinternet.ru/users/agnellivs/post69755662/
cdefg 04-08-2008-08:47 удалить
Спасибо за хорошую информацию. Но у меня катринка не прошла, может подскажете, что делать?
pamflet 04-08-2008-11:30 удалить
Пожалуйста. Не совсем, понимаю, правда, о чем идет речь, наверное о какой-то картине, которая была вам дорога и ее не оценили. Это бывает, когда открываешь душу и ее начинают топтать. Расскажу вам притчу-анекдот, крылатый среди профессионалов, которые болезнуют на эти темы частенько. Как-то встретились два старых друга художника. Грустный говорит веселому, - Как поживает твоя живопись? - Процветаю! - отвечает веселый, - А как, твоя? – спрашивает печального он, - Не ладится что-то. Картину исправляю в который раз и не могут принять. Пойдем в мастерскую, покажи ее. Пришли в мастерскую, посмотрели картину. Знаешь, что? – говорит веселый, - А ты нарисуй в верхнем углу своего пейзажа черную собаку и неси! – Что, ты? Что, ты? – заволновался хозяин мастерской, отмахиваясь руками, - Тогда уже точно не примут мою картину, - Нарисуй и неси! – сказал веселый, утвердительно улыбаясь. Через две недели художники встретились опять. Веселый говорит грустному, - Что-то ты веселый, братец? Ну как, картину приняли? – Еще как! – ответил его друг, - Ну, расскажи, как было дело! - Упали в обморок, как увидели мою собаку, - Что это такое? - спросили они,– Собака! – сказал я, - Собака на небе не бывает? Вы что? Уберите собаку, картина завершена. Профессиональный совет. Подумайте над подобной картиной. Может и впрямь нарисовать собаку в небе? И увидеть, что из этого получится. Сергей-Kу.


Комментарии (8): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник "Трио в круге" | pamflet - Дневник pamflet | Лента друзей pamflet / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»