Игра воображения современного американского классика Майка Паркеса не имеет границ, как сюжеты в картинах, которые он превращает в настоящие праздники.
1. Остроумной образной находкой является "Небесный живописец". Одетый в красные чулки и меховую накитку, антиподы одежды - тепло и холод, уродливый карлик проводит по закрашенному женскому телу тонкой кисточкой, где совершает не заметно для зрителя обратное действие, чтобы показать, что не закрашивает, а открывает тело этой девушки и тем самым очищает ее от земных грехов и притязаний.
2. В картине «В дождь» грациозность тучной и растолстевшей девицы обнаружена с помощью обезьянки, которая окрутила змеиноподобным движением ноги тучной героини. При этом крылья самого лебедя, стоящего внизу, очевидно отрезаны специально, чтобы прикрепить их к спине девицы, которая желает как бы лететь как птица, но у нее не получается. И тогда, стоя под зонтом, она говорит окружению о своем подобии мокрой мерзкой лягушке, которая смотрит на нее снизу, как на свое реальное воплощение.
3. Одной из самых удачных в композиционном отношении картин является "Клеопатра". При максимальном уменьшении до величины маленькой марки она не потеряет в гармонии и прочтении образа, Благодаря ярко-алому пятну, размещенному по центру, которое закрутило тело Клеопатры, картина держит середину, закон золотого сечения использован здесь. Любопытны и трактовки образов. Крик обезьяны – это голос женского сердца, появление змеи - ее суть.
4. В картине с обнаженными телами "Надежда" Паркес реально воплощает задуманную мысль. Его слитые во единую канву молодые женские фигуры вызывают ощущение распустившегося дерева. Главной смысловой точкой в является старуха. Известный фокус эпохи ренессанс - антитеза, противостояние. Чтобы показать красоту, нужно увидеть ее обратную сторону. Закрыв старуху рукой, понимаешь, что красивые женские тела всего лишь фокус. Если поставить рядом с ними незыблемый фундамент - старость, тела зацветут.
[700x525]Вернулся с охоты. Не подстрелили ничего, кроме вальдшнепов и уток. Целыми днями сновали по лесу, деревням и болотам. В ночь уходили на кабанов. Стреляли в этих разумных и хитрых созданий, которые кормятся корнями, желудями и орехами и не попали ни в одного. Особенно тревожен момент, когда ты сидишь в двадцати шагах от леса, а из кустов доносится - Хрю..! – и, затаив дыхание, ты взводишь курок. В этом суть охоты на этого опасного зверя, который может даже подстерегать ранившего охотника и через какое-то время напасть на него. Хитры кабаны. Могу сказать, что у них есть чему поучиться даже людям. Вообразить себе, что эти мощные животные дают задний ход при виде любой опасности, довольно сложно. Когда они заходят в лес, выстраиваются друг за другом чередой на поляне, как малые дети, и таким образом входят в чащу. Когда пасутся на пшенице, на бугре как правило стоит вожак и, поднимая пятачок кверху, вынюхивает опасности, подавая знак, чтобы во время убежать. Так мы и стреляли в последний день в такое же убегавшее стадо и не попали ни в одного. Теперь я в Москве. Запах от костра не покидает тело, а голова принадлежит осенним мыслям.
"После трудной охоты
На дикого зверя
Спят мужики без ружья.
На дикого зверя...
На дикого зверя...
Снова утром пойдут,
Сами не веря,
Что без ружья упадут,
От дикого зверя,
От дикого зверя..."
..................................
- Стало началом песни, которая написалась там под расстроенную гитару.
- По правилам хорошего тона теперь я должен задавать вам вопросы! – сказал мистификатор и облизнул нож, которым резал мясо обезьяны, - Боже мой! Он обрезал язык! – воскликнул я, - За все время беседы в ресторане "Лицо обезьяны" я слышал только смех, который вы проливаете на исповедь. Официант стоял с натянутой улыбкой - брэнд ресторана Лицо обезьяны. К тому же был глухой - это был еще один бренд. Послушайте, зачем вам это нужно? Вы оплачиваете мою работу, стол, тратите время в пустую.., - Нет, я не трачу время в пустую. Я охочусь за жертвами, лицами, привычками, слабостями, поэтому должен знать, их в лицо, - Вы гипператикист! И пока он продолжал, я вспомнил, кто такой гипператикист - охотник за словами-раритетами. - Да, это было в Древней Греции, - продолжал он, - Но сейчас... я охочусь за лицами. На этой бумаге вы найдете лицо женщины, которое я ищу...
Анатом душ поднес бумагу к огню, высыпал пепел в бокал и вышел на улицу. Навстречу шли женщины, одетые в черные маски. И мне казалось, что под ними скрывались новые эссе.
"Состояние женщины - это состояние весьма своеобразной и присущей только ей формы, которая посещает ее душу, когда счастья не зовут: если хочется льда, просит горячего, горького, сластит, если возникает желание острого, найдется заменитель - пряное. Законы женского мышления просты - делать то, что не хочу, чтобы добиться желаемого".
С-Ку.
(Фото: Anna Koudella)
Путеводитель по столицам мира
ЕВРОПА
[270x201]
[699x530]Одной из самых таинственных работ русского художника К.Е. Маковского является малоизвестная картина «Русалки», написанная в 1879 г. (ГРМ) под влиянием повести Гоголя "Русальная ночь". Работа над полотном проходила на Украине в усадьбе Качановка малороссийского помещика В.В. Тарновского.
Современный Голливуд мог бы снять шляпу, глядя на такие посягательства, а поклонники «Властелина колец» поискать здесь новых впечатлений.
Что может быть мистичнее русских былин, в которых рождались ни с чем не сравнимые сюжеты. Древняя Русь лежала в окружении непроходимых лесов, тьмы и иодолопоклонничества. И вдруг Христианство 988 г. Языческие обряды превратились в православные. Понятие «светлый» изменилось на в «святой», «поганые» стали называться «антихристами». Помимо эпитетов изменились и праздники: «Пробуждение весны» 7 апреля, когда в народе говорили, - Птица гнезда не вьет, человек в этот день на землю не плюет, то есть не работает, - стал «Благовещением», «Сочельник» - «Рождеством», наступление времени летних гроз, бурь и небесного страха «Громовержец» - «Ильей-Пророком». Даже демонология славян как обряд общения с домашними душами иносветлой жизнью – ассоциировалась с бесами, ангелами, загробными истязаниями сатаны. Однако русский дух оставался неисправим, тянулся к прежним корням. Видимо отсюда происходят корни русской инфантильности, несгибаемости нации.
Среди множества старых обрядов славянский праздник «Русальная ночь» занимал особое место. По поверью так же на Иоанна Крестителя, (а у славян это был Иван Купала, когда купаться было нельзя, Иван утонул в мутной воде, утонешь как он, ищи чистую), в эту ночь девицы собирали росу, обливали губы возлюбленного на папоротном листе, среди пышных трав жгли костры, пускали венки по воде, устраивали оргии, а из воды в это время выходили души утопленных некрещеных детей. Купалки, леденицы, лоскотухи сидели у озер и пели свои задумчивые песни о несчастной женской доле нерожениц. Обнаженными в белые одежды, подобно покойницам, они плели коварные венки – знаки прельщения, одевая на головы, манили одиноко заблудшего в лес. И если тот прельщался красотой, пением и танцами их коварного искусства, то становился как бы не собой, опьянялся, вступал в близость. Тогда русалки щекотали его до смерти, тащили на дно болот, озер или рек, где топили, заплетая кувшинками ноги.
Образы русалок были странноприимны на Руси. Одни считали их старухами, которые бегают по болотам, перекидывая непомерно длинные и отвисшие груди через плечи назад, желая освободиться от земного бремени, другие длинноволосыми тощанками с полузакрытыми печальными глазами, беззубыми стогосветницами, выходившими из воды, в ржаном поле, за деревьями рябин, черемухи, в лесу, на перекрестках дорог, за крестами на кладбищах, посещавшими прежние дома, в которых жили и приняли раннюю смерть, откуда выносили их в гробах в свадебном наряде с венком и фатой на голове, и что теперь они якобы мстят.
Отсюда отношение современников к русалкам природно. Оно передалось из поколений. И если тревожные чувства проникают в душу посетителя Третьяковской галереи, стоя у картины «Русалки», это очевидно заслуга древних славян. С-Ку
(Литература: Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Международные отношения, 2002; Мифы народов мира. М.: Советская энциклопедия, 1987; Из монографии Е.В. Нестеровой).
[291x324]Чем дольше смотришь на Троицу, тем больше читаешь, что скрыл русский мастер. Вход в икону начинается с нижней части, на которой стоят поджатые ноги ангелов, от линий синтронов-подножий, которые расходятся в стороны из середины вверх. Отсюда, с порога открывается мир. Теперь вырежьте бумажку такой же формы, треугольника, и переверните ее и получите обратную перспективу. Затем, переверните эту бумажку наоборот и вы получите прямую перспективу, земной закон, которым пользовались художники-реалисты. В любой европейской картине от Ван Эйка до Рубенса подобное нарушение перспективы (обратное) сочли бы за профанацию или наив. В иконописи оно умышленно и религиозно. Русские иконописцы не завоевывали имен, они завоевывали Царствие Небесное. Мир иконы наполнен образами от полей до середины, чтобы уводить молящихся от земного мира в сакральный. Три ангела вписаны в круг, очерченный циркулем или, как говорили раньше, козьей ножкой. Круг – силуэт божественной мандорлы, в которой пребывает Трипосное Божество: в центре Сын, слева Отец, справа Святый дух. Крылья окрашены в золотистые цвета тонкими линиями-ассистом, которые олицетворяют источник Божества, а крылья - символы посланничества. Умиротворенный покой наполняет душу зрителя благодаря невидимому кругу и открывает мир, которого не существует на земле. Искупительная чаша на столе - корабль, который плывет по непорочной воде - белому столу. Трапеза - ткань. Жезлы ангелов - исходящие на землю послания. Цветущее дерево на фоне горок - цветение человеческих чувств. Горки, силуэт справа, - духовное восхождение к Богу. Маленькое окошко в столе - окно в мир - вторая икона, картина в картине, скрытый символ. Причудливая архитектура в виде высокой неземной балясины - воплощение Божественного домостроительства, задуманного на земле, как прообраза Царствия Небесного. И наконец, последнее самое невидимое, которое ближе к зрителю - поля, образующие ковчег, то есть углубление иконы - отделение земного мира от Небесного, два плана, из которого смотрит зритель в мир иконы, грешный, и где происходит действие, святой. К прочему, нельзя забывать, что большая часть коллекции икон, хранящихся в ГТГ, принадлежала когда-то русскому художнику И. Остроухову, который выкладывал золотыми червонцами царской чеканки поверхность старой доски, чтобы оценить покупаемую им икону. Но к счастью ни один червонец не коснулся Троицы А. Рублева. Хочется надеяться, что это будет так. Аминь.
Сергей Куракин