Это цитата сообщения
Парашутов Оригинальное сообщениеПАМЯТНИКИ ПУШКИНУ (ГЛАВА 1 - ПАМЯТНИКИ ДО 1917 ГОДА (продолжение))
16. Москва (Тверской бульвар, сейчас на Пушкинской
(бывшей Страстной) пл.)
Открыт 6 (18) июня 1880.
Фигура в рост, бронза. изг. в СПб.; гранит.
Скульптор Опекушин А. М., архитектор Богомолов И. С.
[257x360]
[520x347]
Памятник был установлен на Тверском бульваре 6 июня 1880 года, в день рождения поэта. Голова поэта задумчиво наклонена, правая рука привычным жестом заложена за борт сюртука. В левой, откинутой назад, — шляпа.
Тогда же при огромном стечении народа у подножия 11-метрового монумента безнадежно больной Достоевский произнес легендарные слова о "всемирной отзывчивости" русской литературы.
[277x432]
[300x383]
Не все знают, что инициатива установки памятника принадлежала Жуковскому, его поддержали служащие МИДа и лицеисты пушкинского и последующих выпусков.
Адмирал Ф.Ф. Матюшкин, лицейский однокашник Пушкина, предложил возвести его в Москве, на светлой родине поэта, а не в чопорном чиновном Петербурге, который гнал гения, и где жизнь его закончилась трагедией.
[699x419]
В 1871 году создали Комитет по сооружению памятника и объявили сбор пожертвований - всем миром, как на храм Христа Спасителя.
Подписные "пушкинские" листы ходили по России с 1861 года. Но лишь к 1880 году была накоплена достаточная сумма, огромная по тем временам: 106 575 рублей 10 копеек. Статую отливали в бронзе в Петербурге, пьедестал высекли из темно-серого и темно-красного гранита. Бронзовые тумбы у его подножия и чугунные светильники проектировал зодчий Богомолов.
[260x560]
[395x465]
Установке памятника предшествовали три конкурса (1873 - 1875). И на все три молодой академик Александр Опекушин упорно представлял свои эскизы. На втором конкурсе он получил лишь поощрительную премию, главную не дали никому. Соперниками были скульпторы модные и влиятельные: М.Антокольский, М.Микешин, И.Шредер, у них Пушкин представал в апофеозе славы и в окружении своих героев, утомительной чередой восходивших к его ногам.
На третий конкурс Опекушин подал шесть моделей - в итоге выбрали одиноко стоящую фигуру поэта. В музее Пушкина на Мойке хранятся альбом зарисовок Опекушина, его портрет, бронзовый бюст Пушкина 1880 года, снимки модели памятника в мастерской скульптора.
[515x327]
[350x219]
Мест в Москве, где предлагалось поставить памятник, было несколько. Депутаты Московской городской думы решили: Страстная площадь!
Вначале предполагалось поставить памятник на Страстной площади. Но против этого предложения яро выступило духовенство. Оно не без основания считало, что скульптура поэта, известного своими атеистическими взглядами, была бы неуместной у входа в монастырь. Пришлось выбирать для памятника другое место. Наиболее подходящим для этого сочли начало Тверского бульвара.
Памятник был установлен в начале старинного Тверского бульвара, как раз напротив Страстного монастыря, чьи колокола, по преданию, первыми зазвонили после ухода Наполеона. Легенда гласит, что когда на Страстную площадь везли пьедестал для памятника, на Тверской им встретилась бедная похоронная процессия с гробом Анны Петровны Керн, которой Пушкин посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье». И будто бы лошади, тащившие пьедестал, почтительно остановились, уступая дорогу возлюбленной поэта.
Когда памятник открыли в центре Москвы, торжества длились четыре дня. На открытие можно было пройти только по особому билету, которые продавались по высокой цене. Почетными гостями пригласили детей Пушкина, крупных гос. деятелей и литераторов.
[300x433]
[311x432]
Считается, что образ Пушкина Опекушину навеяли строфы «Брожу ли я вдоль улиц шумных». Этот памятник остался единственным наследием скульптора в Москве. Другие его московские творения — памятник Александру II в Кремле и памятник Александру III на площади храма Христа Спасителя — постигла печальная участь.
Ночью в 1950 году бронзового поэта переселили на место колокольни Страстного монастыря, который был взорван в 1937, и развернули на 180 градусов. Старожилы долго обходили стороною "обновленный" монумент и саму Страстную площадь, без своего ансамбля изменившуюся до неузнаваемости.
17. Новгород Великий Памятник 1000-летию России
Авторы памятника - скульпторы Микешин М. О. и Шредер И. Н.
Открыт 8 сентября 1862 г. (ст.стиль)
Фигура в рост, бронза, горельефный фриз.
Первое скульптурное изображение Пушкина в России появилось в 1862 году именно в Великом Новгороде на знаменитом памятнике 1000-летия России.
[405x511]
[242x416]
Памятник выполнен в виде колокола и одновременно шапки Мономаха, вокруг цоколя – исторические деятели и деятели культуры.
Интересная деталь: после Октябрьской революции завгубземотделом товарищ Дешевой восклицал: "Вот он, наш позор! Сплошные цари и монахи. Сколько цветметалла пропадает!"
18. Одесса (Украина) Приморский бульвар.
Открыт 16 апреля 1889 года.
Бюст, бронза, изг. в СПб.; гранит.
Скульптор Полонская Ж. А., архитектор Васильев Х. К.,
лепные украшения — скульптор Реутов.
Рядом с фасадом мэрии, в самом начале Приморского бульвара, высится памятник Александру Пушкину, проведшему в Одессе свою ссылку в 1820-24 годах. Именно обитая в меркантильной Южной Пальмире, Пушкин получил первые, неслыханные по тем временам литературные гонорары. Именно прагматичная Одесса надоумила, что его продукция такой же товар, как и всякий другой, что «можно рукопись продать», навела на «Разговор книгопродавца с поэтом». Пушкин жил в доме барона Рено, где проходили биржевые собрания, дружил преимущественно с негоциантами, биржевиками, столовался у них, играл с ними в карты, развлекался на их приморских хуторах.
История памятнику опальному поэту достаточно интересна.
[322x445]
[320x476]
С инициативой создания памятника выступил в 1880 году городской голова Одессы Григорий Маразли. 25 июня последовало постановление Думы относительно отвода места на Николаевском бульваре, против здания Биржи, для сооружения фонтана с бюстом по частной подписке. Изначально памятник предполагалось установить на Театральной площади, меж Городским театром и Английским клубом, причем тут же Славянскому обществу из городских сумм было выделено 300 рублей на премию за лучший проект. Тогда же Итальянскую улицу переименовали в Пушкинскую.
Конец 1880-го ознаменовался формированием особого Комитета по сооружению памятника, в состав которого вошли представители университета (профессора Н. П. Кондаков, А. А. Кочубинский), Городской управы (Н. В. Велькоборский), Общества изящных искусств (Д. Е. Мазиров, Ф. О. Моранди, В. А. Красовский, Л. Л. Влодек), Славянского общества (И. И. Бобарыкин, председатель Комиссии, и Р. И. Мрачек). Комиссия открыла свои действия 29 мая 1881 года.
Поскольку сбор средств назначался по частной подписке, стартовали в июне газетными воззваниями к одесситам и лицам, связывающим свои коммерческие и прочие интересы с городом. Вот образцы этих текстов.
«Граждане! Поспешите своими пожертвованиями осуществить дело увековечения памяти Пушкина в Одессе. Принесите вашу дань в честь искусства, засвидетельствуйте перед грядущими поколениями свою благодарность за чудные строки, которыми поэт запечатлел былое степей Бесарабии, скал Тавриды и нашего города — этой столицы Юга. Заплатите ваш долг за восхитительные картины нашего многошумящего моря!»
«Наш край — южная окраина русской земли — к великому поэту имеет свои, особые отношения. Наша окраина — Кавказ, Таврида, Бесарабия и Одесса — теснейше связаны с творчеством русского гения: многие и не последние его произведения навеяны ею. Естественно было потому желание — эти наши местные отношения к поэту увековечить в монументальном памятнике. Когда остановились мы на этой мысли, мы были далеки от стремления конкурировать с памятником поэту в Москве, и не взыщут с нас, если скромные размеры нашего памятника не будут в гармонии с размерами чествуемого гения, не скажут, что мы оскорбляем ими. Мы остановились на фонтане с бюстом Пушкина в Одессе — на бульваре, против Биржевого здания, где начинается улица имени поэта... Комиссия не ищет многого — она помнит русскую поговорку „копейка к копейке — рубль”; пусть только каждый, кто хоть в школе познакомился с Пушкиным, принесет свою лепту, в копейку, и искомая сумма налицо».
[480x404]
Намечалось отпечатать подписные листы, поручить сбор денег представителям Комиссии и организовать мероприятия — концерты, спектакли, публичные лекции, праздники, выручка от которых пойдет в казну устройства памятника-фонтана.
Деньги на памятник собирал весь город. В «подписных листах» имена архитектора Влодека, землемера Дитерихса, мраморщика Менционе, обычные имена без фамилий, армейских офицеров, чиновников – людей разного достатка и звания.
По условиям конкурса на лучший проект смета определялась в 5000 рублей, а срок подачи — до 31 декабря 1881 года. К означенной дате подоспело четыре работы, но все они были по разным причинам отклонены.
Конкурс пролонгировали до 1 мая 1882 года, и к этой дате поступило пять новых предложений. В итоге первая премия досталась проекту архитектора Х. К. Васильева.
Между тем, расчетный бюджет памятника постепенно увеличивался: по смете Васильева он составлял уже 5820 рублей, затем, когда выяснилось состояние грунта в основании, расходы увеличились еще на 700 рублей.
Переговоры со скульптором Жозефиной Полонской, супругой лично известного многим одесситам поэта Якова Полонского, начались по инициативе Х. К. Васильева. Полонская должна была исполнить бюст в должную величину.
Проект затянулся на годы из-за недостатка денег, и в марте 1886 года Комиссия обратилась с челобитной к городскому общественному управлению, не возьмется ли оно соорудить памятника за счет средств города к 50-летию кончины поэта, то есть к 29 января (10 февраля по новому стилю) 1887 года. В заседании 22 апреля 1886 года Городская управа отклонила просьбу Комиссии. Управа отказалась, поскольку это ходатайство совершенно изменяло первоначальную идею – установить памятник на деньги горожан.
[414x432]
Комиссия 26 января 1887 года обратилась в правление Славянского благотворительного общества с предложением взять всё дело на себя.
2 февраля произошла торжественная закладка памятника при участии высших административных властей, представителей муниципалитета и многочисленной публики.
„Праздник закладки, — читаем в „Отчете Комисси по сооружению памятника-фонтана А. С. Пушкину в г. Одессе”, — дал блестящие результаты.
К этому дню было собрано 600 р., и кроме того он возбудил большой интерес среди граждан. К председателю Общества начали поступать заявления о пожертвованиях”.
Частные лица и предприятия предложили пожертвования строительными и прочими материалами. Так, еврейское общество „Труд” уведомляло, к примеру, что готово безвозмездно исполнить для памятника все работы из чугуна. Известные зодчие Ф. О. Моранди и Ю. М. Дмитренко обязались бесплатно руководить работами по сооружению.
Отливку производили на петербургском заводе Морана (700 руб.). После экспонирования бюста и деталей памятника в Академии художеств Ж. А. Полонская удостоилась академической награды. Видя, что всё идет на лад, Общество Юго-Западных железных дорог также решило внести свою лепту в копилку прекрасного начинания и отказалось от оплаты за доставку бюста и бронзовых украшений в Одессу.
Тем временем первый гражданский порыв одесситов-жертвователй иссяк. Сбор средств по подписным листам затормозился, надо было искать другие способы пополнения благотворительной кружки.
12 декабря 1887 года состоялся весьма продуктивный музыкально-литературный вечер с „живыми картинами” в исполнении светских дам, давший 1446 рублей с полтиной сборов. 31 января организовали благотворительный бал в Одесском военном собрании, принесший 1092 рубля 30 копеек. В конце мая устроили музыкально-драматический пушкинский праздник в Городском театре с участием популярных артистов, гулянья на Малом Фонтане, в „Гранд-отеле” и в саду Благородного собрания. Несмотря на непогоду, выручка дала почти 1900 рублей.
Во всей этой истории зафиксирован и курьезный эпизод, описанный одним из главных сборщиков пожертвований, председателем Славянского общества М. В. Шимановским.
Он побывал с просьбой о пожертвованиях у некоторых заметных фигур города, включая графа М. Д. Толстого и графа А. Г. Строганова. «Оба знали Пушкина лично, но если первый с видимым удовольствием пожертвовал 100 рублей, то второй сильно сконфузил просителей своей неадекватной реакцией. Вот несколько произнесенных им фраз: „Я кинжальщикам памятников не ставлю!.. Я до этого еще не дошел!.. Что же это такое — Пушкину памятник!.. А?.. Но что же полиция смотрит?.. Что она смотрит?.. Подписка!.. И кому?... Нет, я не могу допустить подобного образа действий... Нужно сообщить полиции...” Современники объясняют подобное отношение к памяти поэта личной неприязнью как самого Строганова, так и его сестры И. Г. Полетики. Рассказывают даже, будто они оба, уже глубокие старики, специально приближались к памятнику, чтобы плюнуть в его сторону. Заметим при этом, что Строганов — заслуженный боевой генерал, один из самых образованнейших и гуманнейших высокопоставленных чиновников своего времени (с его подачи открыт университет), „первый вечный гражданин Одессы”.
Серьезный наплыв ресурсов обнадеживал, однако предположенная когда-то сметная стоимость в 5000, а затем 6520 рублей увеличилась почти втрое. Непредвиденные расходы появлялись одни за другими. Скажем, хотя железная дорога доставила гранитную глыбу бесплатно, но перевозка ее с вокзала на бульвар требовала весьма значительных затрат. Мало того, обработка прочного гранитного материала стоила около 10.000 рублей! Поэтому в 1888 году Комиссия по сооружению, несмотря на все свои неимоверные усилия и достижения, вновь оказалась в безвыходном положении.
Тогда было принято решение повторно обратиться в Городскую Думу с тем, чтобы та добавила недостающие для окончания памятника средства. 5 декабря 1888 года Славянское благотворительное общество Кирилла и Мефодия получило отпущенные из городского бюджета 9.000 рублей, то есть половину всех средств, необходимых на устройство памятника Пушкину!
Суровая зима помешала открытию уже оконченного монумента в годовщину смерти Пушкина (закладка произошла 2 февраля 1887-го, а к 1 октября 1888-го памятник был уже практически готов). Зато 16 апреля 1889-го буквально вся Одесса присутствовала на открытии памятника.
[385x450]
Согласно проекту Х. К. Васильева, на постаменте предполагалось со всех четырех сторон высечь цитаты из пушкинских произведений, относящиеся к Одессе и Югу. Однако кураторы строительства нашли, «что самое лучшее и более всего соответствующее обстоятельствам, как сооружался памятник и на чьи средства», сделать лаконичную надпись на его лицевой стороне: «А. С. Пушкину граждане Одессы», а с противоположной — «Сооружен в 1888 году».
19. Остафьево, бывшая подмосковная усадьба Вяземских-Шереметевых,
березовая аллея парка. 1913.
Фигура в рост, бронза, изг. в СПб на фабрике «А.Моранъ»;
пьедестал с барельефом на лицевой стороне, гранит.
Автор проекта академик Николай Захарович Панов (при участии графа
А.А.Голенищева-Кутузова).
Бронзовая статуя отлита с гипсового оригинала академика
А. М. Опекушина.
[343x458]
[343x458]
На лицевой грани пьедестала - бронзовый барельеф с изображением А. С. Пушкина, сидящего в овальном зале остафьевского дома.
На боковых гранях - строки из его произведений
Памятник открыт графом С. Д. Шереметьевым в 1913 году.
В 1937 г. фигура была снята и передана на Всесоюзную Пушкинскую выставку,
до 1950—1960-х гг. в парке оставался один пьедестал, на который (не позднее 1972 г.) установлен бюст, бронза.
Скульптор неизвестен.
Затем сам памятник был реставрирован и вернулся на место в 1999 г.
20. Пенза, сквер Пушкина. 1899
Бюст, гипс. Скульптор неизв.
НЕ СОХРАНИЛСЯ
21. Самара, Пушкинский сквер. 1905
Бюст, гипс
Скульптор Рейтлингер В. Н.
НЕ СОХРАНИЛСЯ
Самара была первым городом на Волге, в котором воздвигли памятник великому поэту.
История эта началась еще в конце позапрошлого века. Позади здания, воздвигнутого в 1888 году Самарского драматического театра был большой пустырь, которым заканчивалась левая сторона тогдашней Саратовской улицы. Летом пустырь был нескончаемым источником пыли, осенью и весной – настоящим болотом. Но с этого, как его называли самарцы, «Жареного бугра», открывался прекрасный вид на излучину Волги и Жигулевские ворота, вид с этого места считался едва ли не самым красивым и привлекательным в городе.
Незадолго до столетия со дня рождения поэта, которые широко отмечалось в России, в апреле 1899 года на заседании Самарской городской думы было принято решение создать на этом пустыре между зданием Иверского женского монастыря и драмтеатром площадку для детских игр, посадить деревья и цветы, превратить ее в сквер. Гласные Думы предложили назвать этот сквер Пушкинским в честь приближающегося юбилея.
Вначале предполагалось строить сквер силами учащихся и преподавателей реальных училищ с привлечением средств города, однако глубокий овраг перед Иверским монастырем сильно затруднял работу. В результате годом позже Самарская Дума решила работы за счет города прекратить, тем более, что за благоустройство взялся Альфред Филиппович фон Вакано.
А. Ф. Фон Вакано по происхождению был австрийским дворянином, потомственным пивоваром. В 1988 году он приехал в Самару. В августе 1889 года, став одним уже из крупных предпринимателей, получил российское подданство. Именно на его средства был разбит сквер на бывшем «Жареном бугре». На заседании городской думы в октябре 1902 года фон Вакано сообщил, что Пушкинская площадка благоустроена, построен павильон, и ее передали в пользовании Семейно-педагогическому кружку.
Вскоре в пушкинском сквере (на двухметровом постаменте из оштукатуренного кирпича) был установлен первый гипсовый бюст Пушкина работы Вадима Николаевича Рейтлингера.
[360x491]
Надо заметить, что первый бюст поэту появился в Самаре в декабре 1903 года. На балконе Пушкинского народного дома был установлен гипсовый бюст поэта работы того же самарца В.Н.Рейтлингера.
Вадим Николаевич, родившийся в Самаре в 1880 году, хоть и был художником-самоучкой, но блестяще справился с задачей.
В том далеком 1905 Самара стала одним из 22 городов Российской империи, имевших памятник Пушкину и первым городом на Волге. Вторым была Астрахань. Памятник работы Рейтлингера пережил своего создателя, умершего по некоторым данным в начале 20-х годов. Этот гипсовый Пушкин простоял до середины тридцатых, после чего был демонтирован, поскольку постамент под ним начал разрушаться.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...