• Авторизация


МАРК АНТОКОЛЬСКИЙ 29-04-2018 18:35 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Bo4kaMeda Оригинальное сообщение

Тернии и звезды МАРКА АНТОКОЛЬСКОГО

Bo4kaMeda
Еврейский скульптор,
поднявший русскую духовность до небывалой высоты

Валентин ДОМИЛЬ. / Акко /




Иван Николаевич Крамской
Портрет Скульптора Марка Матвеевича Антокольского 1876
75 × 63.5 см
Масло, Холст

Выдающийся российский скульптор Марк Матвеевич (он же Мордух Матысович) Антокольский родился 2 ноября 1843 года в селении Антоколь вблизи Вильно (ныне один из районов Вильнюса — В. Д.) в бедной еврейской семье, младшим, седьмым по счёту, ребенком.

Как и раньше бывало в еврейский семьях, из которых вышли выдающиеся живописцы и ваятели, Мордуха с раннего детства тянуло к рисованию, а его религиозные родители изо всех сил противились этому.

«Моя страсть, — вспоминал Антокольский, — не была понятна отцу, и он не только не поощрял, но и жестоко преследовал ее».

Когда будущий скульптор подрос, его отдали в ученики резчику по дереву. Своего рода компромисс. С одной стороны, более или менее богоугодная профессия. С другой — какая-то возможность для мальчика следовать своему, непреодолимому, хоть и малопочтенному влечению.



Антокольский. Еврей портной 1864


Довольно скоро по Вильно прошел слух, что молодой ученик резчика создает удивительные по красоте деревянные фигурки.

Слух дошел до жены виленского генерал-губернатора А. А. Назимовой. Первая, как бы сейчас сказали, леди Вильно слыла покровительницей искусств. Она искала таланты и опекала их.


Анткольский. Скупой


Яркое дарование Антокольского произвело большое впечатление на Назимову. По её ходатайству ученика резчика по дереву из Вильно приняли в Петербургскую Академию художеств вольнослушателем. И разрешили посещать скульптурный класс. Произошло это в 1862 году.

* * *

Первыми учителями Антокольского в Академии были скульпторы Н. С. Пименов и И. И. Реймерс.

Антокольский плохо знал русский язык. В семье говорили на идише. Это затрудняло общение, и, в известной степени, определяло выбор тем. Ранние работы Антокольского были связаны, преимущественно, с еврейским бытом и еврейской же историей.

Довольно быстро Антокольский смог проявить себя. В 1864 году он получил Вторую серебряную медаль за горельеф «Еврей-портной». Год спустя ему была присуждена Первая серебряная медаль за вырезанный из слоновой кости и дерева горельеф» «Еврей-скупой».

Внимание критиков и ценителей искусства привлекли работы Антокольского «Спор о Талмуде», «Нападение инквизиции в Испании на евреев, тайно справляющих Пасху», «Натан Мудрый» и некоторые другие.

«Таких вещей, — писал В. Стасов, — у нас еще, кажется, никто до сих пор не пробовал делать: нашим скульпторам все некогда было заниматься такими пустяками… как жизнь и правда, им надо было парить в заоблачных пространствах, в аллегориях… Но теперь большое было бы счастье для нашей скульптуры, если бы пример г. Антокольского не замер в пустыне».

* * *



«Царь Иоанн Васильевич Грозный». Скульптура работы Марка Антокольского. Мрамор, ГТГ. 1875 год.
Скульптура выполнена по заказу П. М. Третьякова

Вершиной творчества Антокольского стала статуя «Иван Грозный». Работу над ней Антокольский окончил в 1870 году.

Профессора Академии встретили работу молодого скульптора в штыки. И отказались её рассматривать, как вещь далёкую от общепринятых канонов и, в силу этого, ни на что не похожую.

Статую увидела Великая княгиня Мария Николаевна, покровительствовавшая Академии художеств. Она пришла в неописуемый восторг. Своими впечатлениями княгиня поделилась с Александром II. Императору статуя Ивана Грозного понравилась. И он приобрел её для Эрмитажа за огромную по тем временам сумму — 8 тысяч рублей.

Оценка императора вызвала нешуточную панику среди преподавателей академии. Противоречить вкусам сильных мира того, тогда, как впрочем, и сейчас, было не принято и, соответственно, чревато. Незамедлительно нелицеприятные оценки уступили место славословию и наградам. Совет Академии присудил Антокольскому высшую награду — звание академика. Появились восторженные отзывы в прессе.




В газете Санкт-Петербургские ведомости И. C. Тургенев писал:

«По силе замысла, по мастерству и красоте исполнения, по глубокому проникновению в историческое значение и самую душу лица, изображенного художником, статуя эта решительно превосходит всё, что являлось до сих пор в этом роде».


По единодушному мнению критиков, Антокольскому удалось избежать, традиционно связанной с образом Грозного «канонической риторики» и добиться исполненной драматизма, глубоко реалистичной передачи «духа могучего, перед которым трепетала вся русская земля».

Об Антокольском заговорили как о большом мастере «с таким необычайным почином, который есть следствие не одного только крупного таланта, но… еще более, выражением крупной души и своеобразнейшей мысли». В 1871 году статуя была выставлена в одном из залов Академии художеств.

Толпы людей собирались у дверей Академии, желая увидеть вызвавшую многочисленные толки статую. «Я заснул бедным, — писал Антокольский, — встал богатым. Вчера был неизвестным, сегодня стал модным».

* * *

В 1871 году, после окончания Академии, Антокольский уехал из России. Тогда было принято отправлять отличившихся студентов на стажировку в Италию.

Некоторые авторы связывают отъезд Антокольского с ухудшением состояния здоровья. Сказались напряженная работа и скверные условия жизни.

В Риме Антокольский завершил задуманную ещё до отъезда работу над статуей Петра I.

Позднее Антокольский вспоминал: «Мне хотелось олицетворить две совершенно противоречивые черты русской истории. Мне казалось, что эти чуждые один другому образы, в истории дополняют друг друга и составляют нечто цельное».


Марк Антокольский. Петр I. Бронза. 1872. ГТГ
Уменьшенное повторение статуи 1872 года






Статуя Петра I послужила основой для создания памятников Петру в Таганроге и Архангельске. Уменьшенный вариант статуи находится в Петергофе. Её бронзовые экземпляры в Третьяковской галерее и Русском музее.


* * *

Работая у виленского резчика по дереву, Антокольский познакомился с дочерью купца Апатова. Они полюбили друг друга. Но бедный подмастерье не годился в мужья купеческой дочери.

Спустя годы, приобретший мировую известность скульптор вернулся в Вильно, женился на Апатовой и увез ее с собою в Италию.

Как утверждают биографы Антокольского, пребывание в Италии было самым счастливым периодом в жизни скульптора. Его сопровождал необычайный творческий подъём.

Практически ежегодно появлялись новые статуи — «Спиноза», «Офелия», «Ермак», «Ярослав Мудрый» и другие.


М. Антокольский. Барух Спиноза 1882




Иллюстрация из Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона (1906—1913)
Скульптура работы М. М. Антокольского Спиноза


В 1878 году работы Антокольского были представлены на Всемирной Парижской выставке.

Французское правительство присудило Антокольскому орден Почетного легиона. Он был избран членом-корреспондентом Парижской академии, а также Почетным членом ряда западных академий: Венской, Берлинской и Лондонской.

* * *

Критики и искусствоведы выделяют несколько периодов в творчестве Антокольского. Первый период был ознаменован появлением статуй Ивана Грозного и Петра Первого. Антокольский был увлечен переломными в истории России эпохами. И смог найти необходимые непохожие друг на друга средства для изображения их ярких представителей.




Со временем направленность творчества Антокольского изменилась. По словам Стасова:

«Сильный драматизм, кипучесть, волнение и порыв отныне не принадлежат более к числу мотивов его произведений. Прежняя бурная активность его героев исчезла, она сменяется благодушной пассивностью, впрочем, полною поэзии, человечности, светлой душевности, негодования к злу и неправде».

В их числе «Христос перед судом народа», «Смерть Сократа», «Мефистофель».

В июне 1873 года Антокольский писал Стасову из Рима: «…У меня явилась мысль сделать бюсты всех замечательных людей, которые есть у нас на Руси… А, право, я убежден, что подобные бюсты гораздо большее значение могут иметь для потомства, чем разные памятники, которые ставят у нас на площадях. Все они ложны и вычурны…»

Антокольским выполнены портреты В. В. Стасова, И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. Н. Половцева, С. П. Боткина, С. И. Мамонтова.

* * *

В 1888 году Антокольскому был заказан памятник Екатерине II. В русском обществе началось брожение. Еврей Антокольский и национальная святыня? Можно сказать, символ национального возрождения.



М. Антокольский. Нестор летописец 1890
Русский Музей




Нестор-летописец. Марк Антокольский. 1890. ГТГ. Бронза. Уменьшенное повторение статуи 1890 года из собрания Русского музея


Агрессивно настроенные патриоты из числа деятелей русской культуры полагали, да и полагают до сей поры, что существует ряд тем, которых евреи не должны касаться по определению.

Куприн был против повсеместной дискриминации евреев и считал, что для них должны быть открыты все сферы деятельности, кроме одной: кроме возможности заниматься литературой, претендовать на роль русского писателя.

«Ради Бога, избранный народ, — писал Куприн, своему другу Батюшкову, — иди в генералы, инженеры, ученые, доктора, адвокаты — куда хотите! Но не трогай нашего языка, который вам чужд и который даже от нас, им вскормленных, требует теперь самого нежного, самого бережного и любовного отношения».

Левитану практически в течение всей жизни, так или иначе, давали понять, что он, в силу национальности, не должен претендовать на сколько-нибудь заметное место в российской живописи.

Мол, не еврейское это дело — рисовать исконно русские, пропитанные русским же исконным мироощущением, пейзажи.

Русская шовинистическая печать требовала от Антокольского, чтобы тот прекратил изображать знаковые фигуры российской истории, и не смел касаться святых православного пантеона.

Изваял там «Спор о Талмуде» или «Нападение инквизиции в Испании на евреев, тайно справляющих Пасху» — и продолжай в том же духе. Никто возражать не будет. Что же до всего остального — так извини и подвинься.

* * *

В 1893 году Антокольский навсегда оставил Россию. К отъезду его подтолкнуло прогрессирующее ухудшение состояния здоровья и провал его персональной выставки в Петербургской Академии художеств.

В части своей его последние работы были не поняты и не приняты критикой. В части же в прессе появились многочисленные статьи откровенных антисемитски настроенных, недоброжелателей. Антокольскому указывали на то, что он, не будучи русским, посягает на русские святыни, и по-своему, толком не разобравшись и не прочувствовав, их интерпретирует.

Антокольский продолжал считать себя русским художником:

«Вся душа моя принадлежит той стране, где я родился и с которой свыкся. На севере сердце мое бьется сильнее. Я глубже там дышу и более чуток ко всему, что там происходит. Вот почему, что бы я ни сделал, будет всегда результатом тех задушевных впечатлений, которыми матушка-Русь вскормила», — писал Антокольский В. В. Стасову.

* * *



Репин Илья Ефимович
М. М. Антокольский. 1866


Считая себя русским художником, Антокольский, никогда не отрекался от еврейства. До конца дней он соблюдал еврейские религиозные традиции.

Во время учебы в Академии Репин и Антокольский жили в одной комнате. Репин изобразил скульптора в религиозном облачении за утренней молитвой.

Судьба соплеменников волновала скульптора. Во время еврейских погромов он обратился с письмом к Тургеневу и некоторым другим деятелям русской культуры с призывом встать на защиту евреев.

Антокольский опекал начинающих художников-евреев. Ратовал за предоставление им возможности получения художественно-промышленного образования. Добивался создания в Европе еврейской художественной школы.

* * *

Последние годы Антокольский жил в Париже.

Его работы были выставлены на Всемирной выставке 1900 года и отмечены высшей наградой.

Французское правительство наградило скульптора командорским крестом Почетного Легиона.

* * *

Умер Антокольский 9 июля 1902 года во Франкфурте-на-Майне (Германия). У него обострилась болезнь лёгких. Добила Антокольского смерть единственного сына. После, глубоко потрясшей его потери, он уже не смог оправиться.

Похоронен Антокольский в Петербурге, на Преображенском еврейском кладбище.



Надгробие на могиле Марка Антокольского


* * *

Общество поощрения художеств 22 декабря 1902 года собралось, чтобы почтить память скульптора. Была исполнена специально написанная по этому случаю кантата.

В газетах было опубликовано сообщение Стасова. В нём говорилось: «В заключение хор синагоги под управлением М. И. Шнейдера исполнил высокоталантливую кантату в память Антокольского (речитатив и хор), музыка для которой, с аккомпанементом фортепиано и валторны, была сочинена А. К. Глазуновым и А. К. Лядовым. Текст для этой кантаты был сочинен Сам. Яковл. Маршаком».

Стихи были написаны Маршаком по просьбе опекавшего его Стасова. Маршаку было в ту пору 15 лет. Они навеяны образами ТАНАХа.

В статье Алексея Сперанского-Маршака приводится текст Кантаты:

«Рече Господь: «Да будет муж великий!
Его весь мир недаром ждет.
Я одарю его высокою душою,
И под его творящею рукою
Холодный мрамор оживет!»
И вот явился он. К своей желанной цели
Чрез край неведомый повел он свой народ,
И мощно раздалось над смолкнувшей землею
Его «вперед», бесстрашное «вперед».
И встал он, и пошел. И на пути великом
Погибших воскрешал, и камню душу дал,
И сердце в нем зажег.
Свершен высокий подвиг,
И гений пал!..
И застонал народ: «Кого похоронил я?
Кто одинок в сырой земле лежит,
И чья рука протянута недвижно,
Чью грудь огонь не оживит?»
Но не исчезнет он из памяти народной.
О нет! И будет он как радуга сиять,
И яркою звездою путеводной
Наш мрачный путь он будет освещать.


* * *



М. Антокольский в своей студии


В жизни Антокольского были не только звезды, но и тернии. Ему приходилось бороться с разного рода нападками, пробиваться сквозь стену непонимания. Но он оставался верен себе и шел по однажды избранному пути до конца.

«Если у нас не поймут меня сегодня, поймут завтра, послезавтра, когда-нибудь да поймут, Непременно поймут, в этом я убежден, в этом вера моя крепка. С этой верой я спокойно умру», — писал Антокольский.
Еженедельник «Секрет» (velelens.livejournal.com)

***

В 1878 году все свои новые работы Антокольский привозит в Париж и представляет на Всемирную выставку. Там ему присуждают высшую награду выставки: медаль почета и орден Почетного легиона. И вскоре его выбирают почетным членом многих западных академий: Венской, Берлинской, Лондонской и других.

Однако Антокольский хочет показать свои работы на родине, которой он так многим обязан. В 1893 году он выставляется в Петербурге. Никогда в залах Петербургской Академии не было выставлено так много работ одного скульптора. И никогда скульптура так ярко и глубоко не затрагивала историю России.

Антисемитская печать встретила выставку площадной бранью. Уезжая из российской столицы, Антокольский напечатал в «Петебругских новостях» письмо, которое заканчивалось словами:

«Многие годы люди известного лагеря издеваются над моими работами и при этом не замечают, что, обвиняя меня, обвиняют шесть академий разных стран, членом которых я имею честь состоять, и жюри двух международных выставок, почтивших меня наградами».



Антокольского всегда волновала горькая судьба евреев–художников. Он мечтал сгруппировать еврейских художников где-нибудь в Европе с тем, чтобы они могли образовать свою школу, со своим особым обликом, настроением и стилем.

В 1900 году Антокольский выставляет свои новые работы на очередной Всемирной выставке в Париже. И снова получает высшую награду, а также командорский крест Почетного легиона.

Обнаружил в интернете поразившую меня новость – оказывается, Антокольский формально должен проходить по христианскому ведомству – имеется свидетельство его родственницы, что еще в студенческую его пору его ЗАСТАВИЛИ креститься, заставили прямо пытками — палочными ударами по ногам, в сопровождении угроз, что при отказе он будет отчислен из Академии Художеств (и, по логике, то произошло, скорее всего, в самом начале учебы). Это свидетельство – письмо пра-пра-внучки родной сестры Антокольского, которой (т.е. своей сестре) он сам и рассказывал и про ту экзекуцию.

Учитывая свидетельства очевидцев, что Антокольский сохранял верность иудаизму до конца своей жизни, можно сказать, что он был мараном российского разлива. Мараны – это евреи Испании 15-го века, крещеные практически принудительно, но продолжавшие соблюдать предписания иудаизма втайне от властей, за что нередко кончали свои жизни на кострах инквизиции.

При этом становится очень понятным его интерес к трагедии маранов, проявившийся в неоднократных попытках создания горельефа на эту тему. А то, что такой горельеф так и не был создан, несмотря на многочисленные подступы к нему, можно интерпретировать, как сильное сопротивление его созданию и демонстрации со стороны властителей разного уровня.

В самом деле, кому в России (включая и благоволивший к нему царский дом) нужно было напоминание об испанских преследованиях евреев, когда у самой России рыльце было в пушку по этой теме. Что стоил, например кантонистский набор — принудительный захват малолетних еврейских мальчиков, для многолетней подготовки их к службе в армии и затем самой этой 25-летней службе. У этих мальчиков было не много шансов сохранить свою религию в полном отрыве от своих корней и под сильным давлением (вплоть до физического) со стороны христианских командиров-начальников.
Бер (Борис) Левин berlev.info



Иван Крамской
Портрет М. М. Антокольского 1871
Холст, масло
Национальный художественный музей Республики Беларусь




Репин Илья Ефимович
Портрет скульптора Марка Матвеевича Антокольского 1914
Холст, масло
143 × 112 см
Вологодская областная картинная галерея








Васнецов Виктор Михайлович (1848–1926)
Портрет скульптора Марка Матвеевича Антокольского 1884




Портрет М. Антокольского работы его ученика И. Гинцбурга. ГТГ




Mark Antokolski Death of Socrates, 1875
Russian Museum




Половцов, Александр Александрович




Mark Antokolski Mermaid Hermitage




Христос. Выставка М. Антокольского в ГТГ




Христос. Выставка М. Антокольского в ГТГ 2011




Последний вздох (Христос на кресте) Мрамор 1880-е




Уснувший ангел. Надгробный памятник О. И. Терещенко. Мраморный вариант с гипсовой модели 1888 г., находящейся в Научно-исследовательском музее Российской академии художеств Мрамор 1891




Не от мира сего. (Христианская мученица). 1887. Мрамор. ГТГ




Памятник Марии Фёдоровне рядом с православной церковью св. Александра Невского в Копенгагене




Yermak Timofeevich, conqueror of Siberia
Русский музей




Марк Антокольский. Голова еврея (Натан Мудрый). 1873. Мрамор. ГТГ. Этюд головы к композиции Нападение инквизиции на евреев в Испании во время тайного празднования ими Пасхи




Нападение инквизиции на евреев в Испании во время тайного празднования ими Пасхи. 1868-1870. Гипс. Вариант композиции. ГТГ




Антокольский. Мефистофель. После 1883 года. Мрамор. ГТГ. Уменьшенное повторение статуи 1883 года из собрания ГРМ




Марк Антокольский. Мефистофель. 1879. Бронза, мрамор (подставка). ГТГ




Марк Гинцбург (Последняя весна). Гипс 1897




Памятник Константину Карловичу Гроту во дворе школы-интерната №1 К.К. Грота, Петербурге. Фрагмент памятника - незрячая девочка с книгой




Могила поэта Семёна Надсона на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге




Проект памятника А. С. Пушкину, автор М. М. Антокольский, 1875 год




Мальчик, крадущий яблоки, 1866. Гипс. Марк Антокольский ГТГ




Марк Антокольский. Портрет неизвестной из семьи Поляковых 1877-8. ГТГ. Бронза.




Марк Антокольский. Бюст Самуила Соломоновича Полякова. 1877. ГТГ. Бронза




Марк Антокольский. Статуя Самуила Соломоновича Полякова. 1877. ГТГ. Бронза




В. В. Стасов. 1872 г.
Мрамор
Государственная Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина




И. С. Тургенев. 1880
Гипс тонированный




С. П. Боткин
Мрамор
Государственный Русский музей




Ярослав Мудрый. 1885
Майолика
Государственный Русский музей




Mark Antokolski Angel (project for the thomb of Countess Yusupov) Yusupov Palace, Saint Petersburg









ИСТОЧНИК

.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник МАРК АНТОКОЛЬСКИЙ | Helena1320 - Дневник Helena1320 | Лента друзей Helena1320 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»