Начнем, уповая на милость и милосердие Создателя и бессмертного Бога, даруюущего все блага и распределяющего все благодеяния, наделяющего все создания силой, свойственной им природой и полезными свойствами: животных, зверей, растения и деревья. Он даровал человеку учение и мудрость и сделал его самый достойным из всех своих созданий, наделив его добродетелями и дарованиями. И Господь-бог, дал человеку чувства и разум, чтобы он мог проявить свой творческий дар на деле: и в богословии, и в философии, и в астрономии, и в геометрии, ив арифметике, и в медицине, и в музыке и в грамматическом искусстве. Всю эту мудрость Бог запечталел в человеческой природе и дал ему возможность познать все творения, будь то или растение, или трава, или кустарник, или дерево, или животное, или камень, извлеченный из земли, или органы животных, или манна, падающая с неба, а также вещества, извлеченные из моря или порожденные землей. И Господь-бог дал человеку способность узнать природу всех этих вещей, их силу и полезные, а также вредные свойства, и способы предотвратить зло. Слава его благодатному Божеству, во веки веков, аминь.
Амирдовлат Амасиаци, 927 год армянского летоисчисления (1478 год)
Говорят природа лекарств познается опытным путем. И это опытное познание требует соблюдения семи условий:
1. Испытанное лекарство применяют в чистом виде, без посторонних примесей, и оно воздействует своей природой.
2. Истпытываемое лекарство надо давать человеку с умеренной (уравновешенному) натурой так, чтобы было видно его воздействие на природу, а именно: как увеличиваются или уменьшаются ее свойства - теплота или холод, влажность или сухость..
3. Одно лекарство следует испытывать при одной болезни, а не при двух и более.
4. Следует проверить, если одно лекарство является полезным при нескольких болезнях, является ли это чем-то присущим только ему, илиже оно зависит от других посторонних обстоятельств.
5. Сила лекарства должна соотвествовать силе болезни.
6. Учитывать время года, ибо в одно время оно действует, а в другое нет.
7. Воздействие лекарства должно быть постоянным.
Вкусы, горячие по природе деляться на:
1. Разреженный, то есть Острый (элемент Огня) 2. Плотный, то есть Горький (Земля + Огонь) 3. Средний, то есть Соленый (Земля + Вода + Огонь)
Вкусы, холодные по свой пироде делятся на:
1. Разреженный, то есть Кислый (элемент Воды) 2. Плотный, то есть Терпкий (элемент Земля) 3. Средний, то есть Вяжущий (Земля + Вода)
Вкусы, умеренные по прирде деляться на:
1. Разреженный, то есть Маслянистый (элемент Воздух) 2. Плотный, то есть Сладкий (Земля + Воздух) 3. Средний, то есть Безвкусный
КРАПИВА Она бывает двух видов. Лучшим является зеленый, у которого появились семена. Природа ее горяча, во II степени. Обладает растворяющими свойствами и укрепляет тело, а так же открывает закупорку. Если ее семена размельчить в черном дегте и положить на зуб, то извлечет его, а если ее листья сварить и положить на опухоль сосцевидного отростка, то поможет. Если же ее сок отжать и выпить с сезамовым (кунжутным!!) маслом, то поможет при кашле. Ее семена выводят вредную и липкую влагу и прекращает кровохарканье. Они растворяют слизь, очищают тонкий кишечник, выводит желтую воду и помогают при водянке, колике и болях в пояснице, укрепляют половой член и увеличивают половую силу. А если снадобьем из нее вместе с солью геморроидальную шишку, то поможет. А так же это снадобье размягчает плотные опухоли, сваривает их и рассасывает рак. Если его вместе с солью положить на язву, то поможет и очистит ее. А если смазать, то поможет при раковой язве. Семена крапивы вызывают покраснение кожи и очищают ее. Доза на прием - полдрама. Но она вредна для кишечника. Ее вредное действие устраняет трагакант. А заменителями являются ипомея, а так же семена сафлора, взятые в равном количестве. Ипн говорит, что если размельчить ее свежие листья и положить на выпавшую матку, то втянет ее внутрь. А если размельчить, смешать с медом и дать лизать, то поможет при одышке. Если съесть 2 драма семян, то вызовет понос. А вслед за этим надо выпить розового масла, чтобы не жгло горло. Она выводит ту липкую слизь, которая собирается в желудке. А если запить уксусомедом, то поможет при недугах селезенки и почек. Если же семена ее размельчить, смешать с медом и смазать половой член, то он увеличится и опухнет. А если съесть драм семян, то растворит тот камень, который образуется в почке, а также растворит остывшую кровь и очистит почку.Если же сварить с солодкой и выпить, то поможет при болезни мочевого пузыря и жжении. А если сварить листья, сделать примочку и приложить к той опухоли, которая бывает на сосцевидном отростке, то тоже поможет.
АНИС Хорош, тот вид, который свежий. Природа его горяча и суха во II степени. Обладает отхаркивающими свойствами и делает обильными выделения. Если сделать окуривание, то помогает при всякой простуде. А пары его помогаают при холодной форме головной боли и делают приятным вкус во рту. И помогают тому, у кого опухло лицо. Если его семена размельчить, смешать с изюмом, и дать поесть, то устранит сухость в горле. Он помогает и при болезни глаз. Очищает грудь и легкие от вредных влаг. А так же вылечивает кашель. Он растворяет черную желчь и выводит ее, а также выводит ветры из тела, открывает закупорку печени, селезенки и почек, и устраняет задержку мочи. А также вызывает месячные и усиливает половое влечение. Он утоляет жажду, которая возникает от слизистой влаги. И помогает при всех лихорадках слизистой природы. Он также устраняет вредное действие ядовитых лекарст и оказывает потогонное действие. И размягчает опухоли. Доза его на прием - драм. Но он вреден для мочевого пузыря. Его вредное действие устраняет сироп солодки. А заменителем являются семена фенхеля. (...)
КОРЕНЬ СОЛОДКИ Природа его умерена во всех отношениях. Помогает при заложенности груди, легких и горла и утоляет жажду. Диоскоритос говорит, что если закапать в глаз его свежий сок, то поможет при крововидной плеве и разъест дикое мясо, а так же устранит жжение при мочеиспускании, успокоит тик и поможет при болезни нервов. А если сухой корень растолочь и ввести в глаз, то окажет тоже самое действие. Сок его помогает при болезни печени, груди, мочевого пузыря и почек. А его сироп с Божьей помощью, помогает при всех видах кашля.
ЛАВАНДА ГРЕЧЕСКАЯ Это кустарник с тесноприлегающими друг к другу листьями и красноватым цветком. Лучшим вивдом является красный. Природа ее горяча в I и суха во II степени. Обладает смягчающими и открывающими свойствами, укрепляет нервы, очищает мозг. А если дать выпить ее сироп, то поможет при падучей и меланхолии, укрепит органы чувств, не даст состариться, разгонит заботы и беспокойство и обострит разум. Она растворяет черную желчь и слизь, открывает закупорку, убивает мелких и крупных глистов и выводит их из живота. И помогает при болезни всех органов, расположенных в животе. Она помогает при всех видах боли в костях и отравлении всеми ядовитыми веществами. Доза ее на прием - 2 драма. Ее вредной действие устраняет бделлий. А заменителями, являются повилика, а также мелисса в ее половинной дозе. Ипн говорит, что если ее мелко растолочь и давать ежедневно по 2 драма в течение 10 дней, то поможет при трясении головы. А если ее цветы настоять на меду или сахаре, и давать есть весной, подобно фиалковому варению, то развеселит сердце и исцелит все болезни, которые происходят от черной желчи. А ее сироп помогает при падучей. Способ ее приготовления таков же, как иссопа. Этот сироп выводит сильные ветры и помогает при болезнях бока и нервов. Он весьма полезен при сильной простуде. А если ляжешь неукрывшись и простынешь, то следует выпить этого сиропа с пиретрумом и уксусомедом. Очень полезно. (...)
ШПИНАТ Его сажают. Он растет в огородах, а также встречается в диком виде. Лучшим является тот шпинат, который растет в дождливую погоду. Природа его холодна во II и влажна в I степени. Обладает размягчающими и увлажняющими свойствами, размягчает грудь и помогает при кашле. А его семена помогают при боли в груди, вызывают понос и останавливают выделения желтой желчи. Шпинат быстро покидает желудок и не вызывает ветров, подобно другим видам зелени. Полезен он при болезнях горячей природы, а также при холодной натуре, если сварить с веществами, горячими по природе, и уравновешивает смешения тела. Он помогает при лихорадках, но вреден при холодной натуре тела. Его вредное действие устраняет корица, а заменителем является портулак. Ипн говорит, что если его сварить до густоты, посыпать корицей и съесть, то поможет при болях в пояснице. И Вавилоняне сажают его круглый год и едят и летом и зимой, и от того происходит великая польза при болезнях горла и груди. А если пожарить и съесть, то весьма поможет при острых лихорадках, которые возникают от желтой желчи. Очень полезно.
ЛОПУХ Это травянистое растение, плоды которого похожи на плоды тмина. А корень его маленький и на вкус сладкий и мягкий. А та часть его, которая выходит на поверхность земли, бывает длинной и рыхлой. И если его корень или плоды сварить в вине и взять в рот, то успокоит зубную боль. А если приложить к месту ожога огнем, то весьма поможет. А также помогает при тех язвах, которые образуются под ногтями. Когда они появятся, их надо полить тем отваром, помогает. И если потрескавшиеся от холода места полить его отваром, то тоже поможет. А отвар того лекарства в вине помогает при задержке мочи, подагре и болезни седалищного нерва. Есть еще один его вид, листья которого напоминают листья тыквы, но они крупнее и плотнее и на них имеются белые колючки. Этот вид обладает высушивающим и растворяющим действием. Если его листья приложить к застарелой сыпи, то поможет. Если же съесть 2 драма его корня вместе с орешками пинии, то поможет при грудном кровохарканье, а также гнойной мокроте. Если мелко растолочь, сделать припарку и приложить к больной кости, то тоже поможет. А также помогает если приготовить пластырь с гвоздикой и приложить к горячей опухоли. Он удаляет так же запах изо рта. Если его мелко растолочь и посыпать на обожженное место, то выведет плесень из тела, а также помогает при плесневых болезнях глаз и рта. Он укрепляет сердце и помогает остальным силам, с Богом.
РИС Он бывает двух видов: белый и красный. И лучшим видом является белый. Природа его горяча и суха в I степени. Он обладает питательными и насыщающими свойствами. Кто съест рис с молоком, тот будет сладко спать и увидит приятные сновидения. А если смазать его порошком лицо или тело, то очистит лицо и удалит веснушки. А если рис с нутом размочить в молоке и дать вместе с растертым и мелко просеянным миндалем и маком, то поможет при кашле и той язве, которая образуется в легких, так же при чахотке. Он обладает небольшим вяжущим действием. А если сварить его с маслом, то будет весьма полезно для желудка.Его варят с молоком и камедью и употребляют в клизмах, чтобы закрепить естество. А красный рис также закрепляет естество. Рис с молоком делает обильным семя и очищает кишечник. Если есть много риса, то делается тело упитанным, а лицо свежим. А если его мукой смазывать тело, то очищает кожу. Следует мелко растолочь его и употреблять. Но он вреден при колике. Его вредное действие устраняют сахар и гальбан. А заменителем является пшеница. Ипн говорит... О его природе сказано много противоречивого. И говорят, что природа его холодна и суха во II степени, а также говорят, что она уравновешенна. Иные же говорят, что она горяча в I и суха во II степени. А лучшим видом является керманский, затем хорезмский и наконец, гиланский. Сила же его природы в том, что закрепляет естество. А красный рис также хорошо закрепляет. Если керманский рис вымыть, сварить с миндальным и кунжутным маслами и курдючным салом и съесть, то это очень полезно для желудка. А если сварить сухой рис в воде, то не вызовет закупорки. И если ту воду, в которой сварили красный рис, вместе с другими вяжущими лекарствами, использовать для клизмы, то поможет при язве кишок. А белый рис делает лио блестящим, а тело упитанным. Но он вреден при колике. Его вредное действие устраняет свежее молоко и масло в большом количестве. А автор Тахвима говорит, что его вредное действие устраняют мед и красный сахар. Гегианос же говорит, что если его сварить с молоком, то сделает обильным семя. И Диоскоритос говорит, что персидский рис останавливает кровотечение из живота. И тот человек, который постоянно потребляет рис, будет долго жить. А Гегианос говорит, что его заменителем является отшелушенный ячмень. |
|