Прежде всего то, что молодежная культура не началась с перестройки и не является неким чистым подражанием Западу, а, наоборот, имеет свои корни и традиции в России. Тем не менее расцвет молодежных культур начался в начале 80-х гг., и уже к концу этого десятилетия появились десятки разных стилей и течений, которые можно было уже называть молодежными культурами, и тысячи молодежных компаний, которые вписывались в подобные течения.
Тусовка — обычная форма молодежного культурного пространства, как правило располагающегося в центральных местах больших городов. Имя тусовок бывает различным: из названия определенной группы людей, которая собирается тусоваться вместе (металлисты), из названия места, где они собираются (чугунка). Подобное сближение места с компанией является сутью тусовочного образа жизни.
А какие молодежные течения были при СССР:
Стиляги впервые появились в 50-х гг. Сутью течения является понятие «стиль», а именно стиль музыки и одежды 50-х гг., рок-н-ролл. Поэтому стиляги всегда связывались с западным, буржуазным образом жизни. В середине 80-х гг. возрождение субкультуры стиляг было связано с появлением двух ретро-групп: «Браво» и «Бригада С». «Новые стиляги» ходили в одежде 50-х – 60-х гг., но на их понятие «стиля» очень повлиял стиль одежды солистов из «Браво» и «Бригады С» - Жанны Агузаровой и Гарика Сукачева.
Панки появились в СССР, как и везде, в концу 70-х — начале 80-х гг., и, хотя их всегда было очень мало, они продолжают существовать и поныне. Панки стараются поддерживать свой образ жизни, отвергая общепринятые нормы поведения. Они, например, не работают, стараются уйти от военной службы, стремятся избегать стабильной семейной жизни. Большинство из них проповедует политику анархии. Правда довольно часто они понимают под этим не больше, чем стремление избежать службы в армии, отказ от продолжения образования, игнорирование формальных видов активности (вступление в комсомол) и право выпивать столько, сколько им хочется.
Хиппи появились в СССР в 60-х гг. и были первой значительной молодежной культурой после стиляг. Потом они становятся ядром многих течений, особенно благодаря их молодежному сленгу, который они в принципе сами создали. К концу 60-х гг. хиппи стали более политизированными (Пражская весна, стычки в Западной Европе), поэтому в СССР начиная с 1972 г. они пострадали от усиленного преследования диссидентов, собираясь после этого практически только подпольно. Самая большая волна хиппи появилась в конце 70-х гг., многие из хиппи первой волны до сих пор «хипуют», хотя существование множества самых разных течений делают их сегодня менее заметными.
Волнисты — общее слово для всех течений, которые следуют или определенной рок (поп)-группе, или новому движению (течению) в танцах или спорте, как, например, скейтбординг. Эти тусовки в основном состоят из подростков, поэтому их состав быстро меняется.
Металлисты – это любители музыки «хеви металл» разных видов. Их стиль одежды довольно вызывающий: кожаные или джинсовые куртки, украшенные молниями, шипами и пряжками. Они могут красить волосы или лицо для того, чтобы придать себе устрашающий вид. В середине 80-х гг. именно металлисты были самым распространенным течением, большинство тусующихся ребят (речь идет здесь только о мальчиках, но не о девушках) некоторое время были металлистами.
Рокеры — самая «крутая» тусовка в Москве. Они любители рок-музыки и мотоциклов. Больше всего они любят собираться ночью и кататься по городу. Их стиль, распространившийся сейчас практически везде, – это кожаная куртка, кожаные брюки, бандана и специфические сапоги (казаки). Поскольку стиль рокеров уже становится распространенным, сейчас самые крутые рокеры (которым часто уже 25 лет и старше) стали собирать свои банды или группировки в стиле американских байкерских группировок.
Гопники — это общее слово для формы молодежной культуры, которая больше всего распространена в провинциальных городах, в пригородах, окраинах больших городов и республиканских столиц. Слово «урла» употребляется обычно центрально тусующимися молодыми людьми как общее название молодежи гопнического типа, то есть «деревенские, провинциальные, некультурные люди».
Широкоштанники обычно ассоциируются с поволжскими городами. Они относятся враждебно к молодым людям из столичных и престижных городов, ездят туда на «гастроли», чтобы «разбираться», особенно с молодыми людьми модно и по западному одетыми. Сами они сознательно ходят в стиле провинциалов – мальчики в широких штанах, девочки в длинных юбках.
Качки — это молодые люди, которые настроены практически так же, как и широкоштанники, но которые больше всего любят «качаться» (речь идет о подобии бодибилдинга), раньше это могло происходить в самодельных спортивных залах, расположенных в подвалах. Самые известные качки в начале 90-х гг. – люберы.
Бизнесмены (сейчас их называют «новые русские»). Все больше и больше молодых людей проводят свое свободное время так, чтобы делать деньги. Раньше можно было их определить, «вычислить» по видам и серьезности спекуляции, но введение так называемых «рыночных отношений» привело к тому, что сегодня называть это особым «образом жизни» молодежи было бы неправильно. Тем более, что со временем люди из этих групп становятся или обыкновенными бизнесменами, или преступниками.
Современные субкультуры.
«НОВЫЕ РОМАНТИКИ» - фактически повернули «панкизм» в сторону стилистического улучшения и создания более эстетически продвинутого имиджа. Огромное влияние на них оказал «глэм» (см. cтр 87-88). Эта элитарная субкультура среднего класса - слияние панковского понимания моды, «космического» глэма и футуризма двадцатых. Их наиболее популярными клубами были «Ночь Боуи» и «Блитц» в Сохо. Самоназвание - «Позеры». Стилистически они стали альтернативой стереотипному панку, созданному масс-медиа, предпочтя вычурность, элегантность и претенциозность в выборе одежды и музыки. Пытаясь уследить за быстрыми изменениями в молодежной культуре пресса немедленно попыталась создать очередное «культурное» зеркало для новой субкультуры, придумав «философию новых романтиков», тогда как в действительности ее не существовало. Cреди них были сотни талантливых молодых дизайнеров, музыкантов и клубных антрепренеров, которым удалось провести четкую линию между уличным стилем, популярной музыкой и быстро развивающейся клубной культурой. Огромным успехом «Новых Романтиков» стало то, что впервые молодежная субкультура начинает брать прессу под свой контроль - выпустив ряд коммерчески удачных журналов, среди которых до сих пор выделяются такие «стилевые издания», как i-D и The Face, впервые начавшие освещать клубную культуру и уличный стиль объективно, дав им тот аванс, которого они заслуживали. Именно они сыграли важную роль в так называемой «видео-революции», организовав популярнейший молодежный канал «эМТиВи».
Субкультура готов – практически самая загадочная и необычная из всех существующих в наше время. На первый взгляд, человек, который хочет называть себя готом, должен загонять себя в определенные рамки, но на самом деле это не так. Потому что только тот, кто действительно влюблен в чарующую атмосферу готической культуры, не будет обременен традициями готов.
Главное отличие гота от обычного человека – это особенные «готические» жизненные принципы, которые для непосвященного могут показаться безобразными. Один из таких принципов, «carpe diem», гласит что сегодняшний день может быть последним в жизни, поэтому прожить его нужно соответственно. Но вместо того чтобы в полную силу наслаждаться позитивными эмоциями, готы берут вдохновение из депрессий, отчаянья и душевной боли.
Металлисты - это молодёжная субкультура, вдохновлённая музыкой в стиле металл. Металл (англ. metal) - экстремальное музыкальное течение, зародившееся во второй половине XX века, является направлением рок-музыки, одним из стилей тяжёлой гитарной музыки. Как один из подвидов рок-музыки, металл характеризуется агрессивными ритмами, искаженным гитарным звуком, являющимся характерным признаком стиля. Смысл и идейная направленность песен и музыки может сильно отличаться в разных поджанрах металла и у разных групп, но обычно она идентична рок-музыке (особенно это относится к хард-року). Имеет огромное число подвидов, от "мягких" (Doom) до "тяжелых" для восприятия неподготовленным слушателем (Black, Death, Thrash, Grindcore). За пределами русскоязычного пространства этот музыкальный жанр, наряду с хард-роком, относят к хард-энд-хэви (hard'n'heavy). Существуют разные мнения относительно того, как должен называться этот стиль на русском языке, Наиболее распространено написание металл, что является переводом на русский английского слова metal. Однако некоторые считают, что правильной является калька с английского, которая на русском звучит, как метал. Кроме того, такое написание позволяет отличить название музыкального течения от класса химических элементов. В названиях подстилей чаще используется второй вариант (хэви-метал, пауэр-метал и т.д.)
Внешний вид металлиста
Типичную моду среди металлистов можно описать так: Длинные волосы, девушки - крашеные блондинки или брюнетки. Кожаная куртка "косуха" и ремень с обилием заклёпок. Джинсы или кожаные штаны (у девушек - кожаные мини-юбки). Чёрные футболки или балахоны с логотипом металлической группы. Вместо бижутерии - цепи на шее и на запястьях. Короткие сапоги с цепями. Характерный жест: вскинутый вверх кулак с разжатым мизинцем и указательным пальцем.
ПСИХОБИЛЛИ - уникальный по сути дела музыкальный и стилистический сплав панка и рокабилли, фьюжн рок-н-ролла пятидесятых и панк-рока семидесятых. Субкультура зарождается на юге Лондона с появлением рок-группы The Meteors, в составе которой был один «рокабилльщик», один «панк» и любитель «психо-индустриальной» музыки. Этот микрокосм довольно быстро вырос в достаточно мобильную и многочисленную, по британским меркам, субкультуру. К 1982 году начинают открываться многочисленные клубы «психобилли», а самих представителей стиля определяют как «Рокабилли-Мутантов». Это - типичная субкультура рабочего класса, также обретшая себя в замкнутом и самодостаточном мире ночного клуба. Культура «психобилли» сравнительно мало изучена, но она в полной мере представлена фанзинами (самиздатскими журналами), книжками комиксов и ужасов (обычно на тему существования мира после атомной катастрофы) и пластинками, которые выпускают специализированные лейблы. Ежегодно проводятся конкурсы на лучшую «психобилли»-татуировку. «Психобилли» рок-группы отличаются полным презрением к коммерческому успеху и выступают только в своих клубах. Представителей этой субкультуры отличает необычный интерес к экстремальным вещам - обычно в песнях воспевается аморальщина, насилие и разрушение мира - и культ «чувства черного юмора». Умение рассказать забавную историю в этом духе считается чуть ли не важнейшей составляющей настоящего «психобилльщика». Со временем в ряды психобилльщиков входит часть скинхэдс. Стиль получил широкое распостранение в Западной Европе, и особенно - в Японии.
КЭЖУАЛС. - В этот период мутации молодежной моды, субкультуры достигли пика своего разнообразия. Молодежные и спортивные бренды не преминули воспользоваться этой ситуацией и предложили широкий ассортимент в виде собственных изделий, претендующих на комфортность, и переизданий культовых для молодежной среды аксессуаров. Это как нельзя лучше совпало с желанием определенной прослойки молодежи выделится своей «обычностью» на фоне субкультурного балагана. До сих пор неизвестно, какую роль сыграли в принятии этого названия шестидесятники «Casuals», олицетворявшие имидж пай-колледж-мальчиков, тяготеющих к комфорту. Но, именно в 80-е термин casuals (на постсоветском сленге «кэшлс» или «обычные»), был поддержан ревнителями классической городской моды из обеспеченных кругов, а вслед за ними частью скинхед-культуры, переживавший очередную фазу мутации. Футбольные стадионы, служившие в странах Европы звеном молодежной коммуникации, породили такое явление как «околофутбол» и многочисленное фанатское движение, придерживавшееся этого стиля. Популяризацию получают как итальянские бренды, так и малозаметные до этого момента Fila, Sergio Tacchini, Ellesse, Adidas, Lois и Pringle – многообразие было достаточным, чтобы удовлетворить многочисленные потребности любителей «колледж»-джемперов и футболок с V-образным вырезом, обуви и ретейла милитаристского стиля хард-модов.
Эмо (
англ. Emo, сокращение от «
эмоциональный», распространена также транскрипция «Имо») —
термин, обозначающий особый вид
хардкор-музыки, основанный на сокрушительно сильных эмоциях в
голосе вокалиста и мелодичной, но иногда хаотичной или полностью отсутствующей
музыкальной составляющей. Отличительные особенности этого стиля — манера вокала, включающая в себя зачастую визг, плач, стоны, шёпот. Тексты песен носят личный характер — о переживаниях автора, а в некоторых случаях — о политике.
А кем же лучше быть? Я думаю, лучше самим собой. Все эти течения приходят и уходят, а люди остаются людьми)