Когда студия 20th Century Fox ознакомилась со сделанной Ридли Скоттом поэпизодной раскладкой фильма, производственный бюджет проекта был сразу же увеличен в два раза. Во время съёмок фильма Ридли Скотт добился подчёркнутой естественности персонажей в том числе благодаря тому, что дал возможность актёрам импровизировать свои диалоги. Для изготовлении лицевой части маски Чужого был использован настоящий человеческий череп. Механизированную голову Чужого создал итальянский мастер спецэффектов Карло Рамбальди. Для съёмок была изготовлена модель Чужого и два костюма, в одном из которых снимался двухметровый масай Боладжи Бадеджо, а во втором, более гибком, снимался каскадёр Эдди Пауэлл. При съёмках была опробована и отвергнута идея сделать Чужого прозрачным или полупрозрачным. Сцена, в которой чужой вылезает из груди Кейна, не была предварительно описана актёрам в деталях. Вероника Картрайт не знала, например, что на неё струёй брызнет кровь, и её реакция в кадре была совершенно непроизвольной. Сцена была снята на четыре камеры за один дубль. По слухам, Ридли Скотт хотел снять гораздо более мрачный финал, в котором Чужой убивал Рипли, садился в пилотское кресло и начинал вызывать Землю её голосом. Первоначально смонтированный вариант фильма длился 3 часа 12 минут. У съёмочной группы не было возможности построить декорации мостика инопланетного корабля в натуральную величину. Поэтому для достижения видимости гигантских пространств в этих сценах были задействованы дети.
[показать]
Интересные факты Альфред Ван Вогт выдвинул против создателей фильма судебный иск, обвинив их в заимствовании сюжета его рассказа «Discord in Scarlet» (1939), но проиграл слушания. В 2002 году фильм был внесен в Национальный Реестр Фильмов США в Библиотеке Конгресса как обладающий высокой художественной ценностью. В 2003 году выпущена режиссёрская версия фильма, в которой были добавлены несколько существенных сцен — например, сцена, в которой Ламберт нападает с кулаками на Рипли, после того как та не хотела впускать её с Далласом и Кейном на шаттл; сцена, в которой Рипли находит Далласа, вмурованного в «гнездо» Чужого, и сжигает его струёй из огнемёта, и другие.
[показать]
В стилистике и сюжете фильма прослеживается аналогия с более ранним советским фильмом «Туманность Андромеды» — в эпизодах орбитального облёта планеты, в нахождении на её поверхности древнего звездолёта неизвестной цивилизации, в визуальном решении эпизодов «звездолёт на чужой планете». В фильме «Чужой», так же как и в «Туманности Андромеды», один из членов экипажа корабля после контакта с инопланетными существами впадает в коматозное состояние. Впрочем, вероятнее всего это не более чем случайное совпадение. Некоторые повадки и характеристики чужих пересекается с фильмом «Мерзость»: инфицирование через ротовую полость, инкубация в теле, выход через живот/грудную клетку.
[показать]
Вырезанные сцены
В DVD-издании 2003 года фильм вышел со сценами, которые до этого были вырезаны из прокатной версии. Правда, в данное издание вошла лишь половина вырезанных сцен, потому что другая половина не сохранилась.
В самом начале фильма было два дополнительных кадра, которые демонстрировали внешний дизайн тягача (не сохранилась). После того, как в самом начале Кейн просыпается, он в халате приходит в столовую, включает кофемолку и здоровается с подошедшими туда остальными членами команды (можно увидеть на диске с доп. материалами). Команда «Ностромо», стоя на капитанском мостике, прослушивает тот самый таинственный сигнал (включена в издание 2003).
[показать]
Были вырезаны кадры, показывающие инопланетный корабль с другого ракурса в тот момент, когда Ламберт, Даллас и Кейн подходят к нему (не сохранилась). Сцена проникновения внутрь инопланетного корабля (можно увидеть на диске с доп. материалами). Сцена установки лебёдки, предшествующая спуску Кейна в подземный туннель (можно увидеть на диске с доп. материалами). Диалог Рипли с Эшем по поводу расшифровки сигнала компьютером (включена в издание 2003). Ламберт и Даллас вносят Кейна в шлюз «Ностромо» (не сохранилась). Стычка между Ламберт и Рипли из-за того, что последняя не хотела их впускать в корабль (включена в издание 2003). Члены команды проходят в медицинский отсек и осматривают Кейна. Ламберт замечает на экране сканера какое-то пятно в грудной клетке Кейна (можно увидеть на диске с доп. материалами).
[показать]
Разговор между Паркером и Бретом в одном из подсобных отсеков во время ремонта (можно увидеть на диске с доп. материалами). Команда обсуждает способы поиска на корабле Чужого, после чего Паркер и Брет уходят делать электрошокер (можно увидеть на диске с доп. материалами). Постельная сцена между Рипли и Далласом (была в сценарии, но не была снята). Сцена смерти Брета в сценарии была описана по-другому. Чужой просовывал между ног Брета хвост и втыкал жало ему в затылок. Данный кадр был снят, но почему-то был вставлен в сцену смерти Ламберт. Впоследствии концепция этой сцены была изображена в комиксе, выпущенном «Heavy Metal». У сцены смерти Брета есть так же и альтернативный вариант: Чужой сдавливает лапами его голову и хлещет кровь (в фильме этого нет). После того, как Чужой утаскивает Брета, в отсек прибегают Рипли и Паркер. Паркеру на футболку сверху капает кровь (включена в издание 2003). Даллас спрашивает у бортового компьютера, как уничтожить Чужого (включена в издание 2003).
[показать]
Перед тем, как отправиться разговаривать с Матерью, Рипли успокаивает Ламберт, спрашивая, спала ли она с Эшом (можно увидеть на диске с доп. материалами). Рипли с Ламберт слышат голос Паркера из передатчика, тот заметил Чужого рядом с люком (можно увидеть на диске с доп. материалами, были сняты лишь сцены на мостике, кадры с Чужим сняты не были). Ламберт вызывает по передатчику Эша (можно увидеть на диске с доп. материалами). Рипли обнаруживает коконы с Далласом и Бретом (включена в издание 2003).
[показать]
Чтобы вставить новые сцены, Ридли Скотт сократил на 10-15 секунд многие сцены прокатной версии:
исследование корабля чужих; разговор Рипли с Эшем в медотсеке; разговор Далласа с Рипли после посещения медотсека; первоначальные поиски Чужого; поиски Чужого в вентиляции; общение Рипли с Матерью; допрос Эша; вся концовка — из каждой сцены вырезаны кадры.
Продолжительность режиссёрской версии составляет 1 час 55 минут 41 секунду, прокатной — 1 час 56 минут 32 секунды. Это первый и единственный фильм в квадрилогии, режиссёрская версия которого короче прокатной.