Шекспир занимал видное место в русской культуре конца XIX - начала ХХ веков, хотя первая постановка «Гамлета» в России состоялась в 1750 году в Санкт-Петербурге. Ее играли кадеты Петербургского Сухопутного шляхетского корпуса, изучающие театральное искусство. Роль Гамлета сыграл Иван Дмитриевский, который учился в корпусе и одновременно выступал на сцене придворного театра.
Следующая постановка «Гамлета» произошла только спустя 60 лет, поскольку после убийства Петра III в России правительство опасалось, что русский зритель мог увидеть в постановке «Гамлета» намек на бунтарство. В 1810 году «Гамлет» был поставлен в императорском театре Санкт-Петербурга. Главную роль сыграл актер Алексей Яковлев, который был известен тем, что создавал образы людей с богатым душевным миром и свободолюбием. Его Гамлет уже значительно отличался эмоциональностью от Гамлета его предшественника.
Важным событием в становлении русского театрального искусства стала постановка «Гамлета» на сцене Московского Малого театра в 1837 году. Главную роль сыграл один из величайших русских актеров эпохи романтизма Павел Мочалов. Эта роль стала вершиной его творчества, раскрыв могучий потенциал актера. Высокую оценку его игре дал Белинский, но консервативно настроенная публика критиковала актера за излишнюю драматичность в образе героя.
После смерти Мочалова, которая случилась через 10 лет, Малый Театр не раз возвращался к постановке «Гамлета», главную роль исполняли такие известные русские актеры, как Иван Самарин (в 1857 году), Николай Вильде (в период с 1865 по 1875 год), Александр Ленский (в период с 1876 по 1880 год).
Также в дореволюционной России «Гамлет» был поставлен в Александрийском театре Санкт-Петербурга, в театре имени Пушкина, в Московском художественном театре. Многие актеры пробовали себя в этой роли, но «дореволюционный» Гамлет отличался от современного более романтическим образом, воплощаемым через страстную игру и эмоциональную экспрессию актеров. Кроме того, переводы Шекспира в то время были адаптированы под романтический стиль и во многом значительно упрощены.
Одним из наиболее ярких дореволюционных исполнителей Гамлета стал актер Московского художественного театра Василий Качалов, который сыграл эту роль в 1911 году в постановке Генри Крейга, ставившего свой спектакль в соответствии с новаторскими идеями символизма. Качалов создал трагический образ Гамлета как философа, утратившего веру в то, чтобы изменить этот мир к лучшему.
В послереволюционной России к образу Гамлета вернулись в 1924 году, в театре МХАТ, который в ту пору возглавлял Михаил Чехов - любимый ученик и последователь Станиславского. Он мечтал о постановке шекспировской трагедии, но у него не было подходящего актера для этой роли. Чехов решил сам сыграть Гамлета, хотя и не считал себя вполне пригодным для этой роли, но ему она удалась.
Игра Чехова, как и сама постановка, пришлась по душе зрителям, ее также хвалили театральные критики. Поэт и писатель Андрей Белый написал в своем письме другу: «Сегодня вечером я впервые понял шекспировского Гамлета... Я не видел великого актера Чехова на сцене, я увидел Гамлета и забыл о Чехове».
Однако большевикам была чужда подобная интерпретация, они назвали игру актера «нездоровым, невротическим мистицизмом». Известно, что МХАТ был любимым театром Сталина, который он посещал регулярно. Посмотрев «Гамлета», он невзлюбил Шекспира и после спектакля задал вопрос художественному руководителю театра: «А так ли важно было ставить эту пьесу?». Этого было достаточно, что репетиции «Гамлета» прекратили и спектакль сняли с репертуара театра, после чего спектакль на долгие годы исчез с подмостков не только МХАТа, но и других театров.
«Гамлет» вернулся на сцену русских театров в середине 1950-х годов, вскоре после смерти Сталина, когда страна вошла в один из тяжелейших периодов своей истории и вынуждена была мучительно переосмысливать свою судьбу и освобождаться от груза ошибок прошедших лет.
В 1954 году сразу в двух столичных театрах состоялась премьера «Гамлета». В театре имени Маяковского в Москве спектакль поставил режиссер Николай Охлопков с актером Евгением Самойловым в главной роли, в театре имени Пушкина в Ленинграде - режиссер Григорий Козинцев с Бруно Фрейндлихом в роли Гамлета.
Зрители тепло приняли эти спектакли, но скорее они произвели эффект не как событие театральной жизни, а как знак исторических перемен, происходящих в стране. Самойлов сыграл Гамлета психологически тонко, создав образ проницательного психолога и мыслителя с высоким интеллектом, что дало повод критикам заявить о втором рождении артиста.
А вот Бруно Фрейндлиху пришлось в этот образ в большей степени воплощать замысел режиссера, из-за чего они много спорили, тем не менее критики посчитали, что эта роль тоже одна из лучших в карьере актера. Но Григорий Козинцев на этом не успокоился, он решил экранизировать «Гамлета», тщательно изучал творчество Шекспира, сам написал для будущего фильма сценарий, и выбрал для роли Гамлета в кино другого актера.
Фильм «Гамлет» Григория Козинцева вышел на экраны спустя 10 лет после его театральной постановки и стал классикой советского кинематографа. Для исполнения главной роли Козинцев пригласил Иннокентия Смоктуновского, на которого обратил внимание еще в 1960-х годах, впервые увидев его на экране. Он был восхищен талантом и яркой индивидуальностью актера, и считал, что лучшего Гамлета ему не найти.
Козинцев не стал никого приглашать на пробы, а сразу предложил эту роль Смоктуновскому, на что актер не сразу ответил согласием, поскольку был занят на съемках других фильмов. Козинцев возмущался, говорил, что о роли Гамлета мечтает любой актер. Наконец ему удалось убедить Смоктуновского, хотя тому и пришлось перестроить свой рабочий график и даже отказаться от участия в съемках фильма Тарковского «Андрей Рублев».
Гамлет Смоктуновского действительно превзошел все ожидания, актер смог показать его человеком, полным достоинства и чести, с глубокими душевными переживаниями, непоколебимыми моральными принципами и стремлением к справедливости. Этот фильм стал классикой советского кинематографа, получил множество всяких премий, а Гамлета Смоктуновского назвали главным Гамлетом поколения. Это была единственная экранизация «Гамлета», сделанная в СССР.
В 1986 году в театре Ленкома состоялась премьера спектакля «Гамлет» в постановке Глеба Панфилова. В его «Гамлете» с Олегом Янковским в главной роли было много открытий и много неожиданных трактовок. Это было время перестройки, когда режиссеры экспериментировали со многими смелыми решениями.
Олег Янковский в образе Гамлета не выглядел человеком, находящимся на распутье и ищущем правды, который мучается оттого, что думает и чувствует иначе, чем другие, а предстал в образе бескомпромиссного и хладнокровного мстителем, лишенного душевных переживаний. Такая трактовка роли Гамлета была многим непонятна и подвергнута разгромным рецензиям театральных критиков, да и сам актер считал эту роль самой неудачной в своей карьере. Он откровенно говорил, что эта роль оказалась для него слишком сложной.
Через год спектакль был снят с репертуара театра и в течение нескольких десятилетий Ленком не возвращался к теме шекспировской трагедии.
Лучшим русским Гамлетом всех времен многие считают актера-поэта Владимира Высоцкого, который впервые вышел на сцену Московского театра драмы и комедии на Таганской площади в этой роли в 1971 году. Спектакль, поставленный Юрием Любимовым в великолепном переводе Бориса Пастернака, стал настоящим событием в жизни театральной Москвы. В течение девяти лет Высоцкий выходил на сцену в образе Гамлета, и на его спектакли невозможно было достать билетов.
В постановке спектакля были заложены новаторские тенденции актерского и режиссерского подхода, которые вписывались в традиции русской школы актерского мастерства XX века, модернизируя их собственными художественными методами. Спектакль проходил среди простых и грубых декораций, и актеры имели простой, современный вид. Высоцкий всегда исполнял эту роль, одетый в черные джинсы и черный свитер, перед началом каждого спектакля он выходил на сцену с гитарой в руках, садился спиной к дальней стене, пел и читал стихи под гитару. Он выглядел отрешенным в этот момент и в то же время своим присутствием словно вовлекал зрителей в ход событий, делая их участниками трагедии.
Эту роль Высоцкий играл страстно, с надрывом, выкладываясь до конца на каждом спектакле. Он редко переходил на крик, но его мощный голос, звучавший посреди тишины зрительного зала, заставлял зрителей поверить в подлинность происходящих событий, соединяя шекспировскую трагедию и свою эпоху. Это была любимая роль Высоцкого, которую он играл до конца своих дней. Очередной спектакль должен был состояться 27 июля 1980 года, но вместо выхода на сцену в этот день состоялись похороны артиста. Его похоронили в костюме Гамлета, причем никто из зрителей не сдал билеты - каждый оставил их себе на память.
___________________________________________________