Поговорим о красоте и отношениях? И начну я, как всегда, очень издалека.
Вот диалог. Он действительно имел место быть. Я не изменяю тут ничего, кроме небольших правок орфографии. В нем прекрасно все (в том, что касается моего собеседника. С моей стороны – нет), потому что он кратко и верно очерчивает самую суть проблемы, на которую в итоге выйдем. И проблема эта уже в той же мере касается США, в какой и нас. Вероятно, она универсальна.
Я вставляю свои комментарии по ходу, потому что здесь важно объяснить именно мелочи и детали, без которых мы на суть явления не выйдем.
М: что делаешь вечером ?
Прим. Это абсолютно незнакомый мне человек. Я не только его не знаю, я вижу в первый раз в жизни даже не его, а его ник. Это его первая фраза ко мне. Вот так, без «здравствуйте», без «меня зовут… а вас… а как дела… а чем интересуетесь… а интересен ли вам я…» Мое мнение, мои желания, интересы не только не учитываются, не предполагается во мне даже наличие какой-либо личности или индивидуальности, которой стоило бы поинтересоваться. Хотя бы притворно. Я даже не уверена, а приписан ли мне здесь статус живого существа.
Ж: семья, работа
М: вот скажи мне -- какая баба мне нужна?
Ж: а ты вообще кто?
Логично предположить, что искомый и нужный партнер зависит от того, как ты определяешь свое собственное «я», для начала. Если это не манипуляция с целью загнать неизвестного тебе человека в какую-то придуманную тобой ловушку, ты не станешь требовать от него готового ответа «о жизни, Вселенной и вообще», так, чтоб его сформулировали за 5 секунд 3 словами. Или же ты вообще не знаком с рефлексией. Но у него есть готовый ответ, с которым он соизмеряет всех опрашиваемых. Ты – инструмент, вещь. Если тебя можно втиснуть затычкой в дырку в бочке, то используем. Если твой ответ не подходит, и твоя форма не позволяет тебя использовать – выбрасываем. Поэтому и не спрашивается имя, не делаются реверансы вроде «а поговорить и поздороваться». С вещами не разговаривают. Непригодные для использования вещи не стоят того, чтоб терять на них время.
М: я хочу найти такую, чтобы заботилась обо мне -- это реально? Я раненый тигр.
Ж: а ты способен любить и заботиться сам?
Будь это терапия, я бы делала длинную подводку к этому моменту, чтоб клиент осознал корень своей проблемы. Но жанр чата – это своеобразное пространство. Обычно у тебя нет времени никого ни к чему подвести. Необходимо нарабатывать навык думать очень быстро и формулировать ответ очень емко. Второй фразы тебе могут и не дать. А потом ты и сам уже не хочешь разговаривать.
М: нет -- я только бабки могу рубить --
Ж: любовь порождается только в ответ на любовь. Ты получишь ее ровно столько, сколько отдашь сам. А тебе нужна машинка с кнопочками, а не человек. Машинки любить не способны
Тут я несу банальщину. Капитан очевидность. Обычно люди с такой проблематикой возмущаются уже в этом месте.
М: моя любовь состоит в том, что я обеспечиваю безопасность и ресурс
Такая мысль имеет право на существование. Действительно, мы не всегда выражаем любовь словами и жестами. Иной раз забота, обеспечение и уход – это те самые материальные проявления любви, которые стоят больше слов. Но сейчас мы говорим об эмоциональной составляющей. Поэтому я продолжаю те же общие вещи об эмоциональной стороне отношений. Для нас, для девочек, она перекрывает материальную сторону. Все эти известные «Да я же для вас все это делаю!!» - «Лучше бы ты меньше делал, а больше был с нами.» Для нас, для девочек, вот это «быть с» - главная составляющая любви. И высока вероятность, что при таком подходе именно ее нехватка вела к разрушению его прошлых отношений.
Ж: даже если кто-то тебя полюбит и обдарит со всех сторон, ты даже не сумеешь этого увидеть. Ты используешь этого человека, растопчешь и сломаешь. А любовь умрет. Почему-то, неожиданно и совсем непонятно почему, конечно.
М: да не нужна мне любовь -- мне нужна забота
И да, я была права. Он отрицает необходимость этого «быть с», пытаясь подменить его на «купить». Вот первая ключевая точка.
Ж: обеспечивать безопасность и ресурс - это мужская роль независимо от того, есть возле тебя кто-то или нет. Ты и так их должен обеспечивать, а не в виде рекета
М: обеспечивать кому??
Вот здесь мы вышли на вторую очень важную ключевую точку. Это роли. Мужская и женская роль. Это большая и сложная тема, я буду говорить о ней дальше.
Ж: тебе нужна служанка и мамочка, чтоб вытирать тебе попку и убирать за тобой срач. Сколько тебе лет?
М: ну, домработница у меня была -- не тот эффект. 38.
Ж: и у тебя нет родителей? Ты не служил в армии? У тебя нет друзей и близких людей? Сотрудников, которые от тебя зависят? Племянников?
М: какая связь?
Ж: ты или мужчина и выполняешь свою мужскую функцию и чувствуешь себя мужчиной, и от полноты твоей мужественности на тебе держится мир, или ты не мужчина, и тогда ищешь, кто вытрет тебе попку, а "кому обеспечивать защиту" - для тебя пожизненная тайна.
М: Там другая система взаимоотношений.
Ж: абсолютно та же. Твоя мужественность никак не зависит от того, есть возле тебя женщина или нет. Ты остаешься мужчиной, даже когда ты один в закрытом доме. Если, конечно, ты им вообще был.
М: а что тогда должна женщина?
Ж: зачем тебе. Ты даже свою роль не чувствуешь. Что ты сможешь понять в чужой.
Здесь, опять же, будь я терапевтом, я бы осуществляла всевозможные поддержки, «поглаживания» и «зализывания», чтоб не сталкивать клиента с его слабостями слишком резко. Но это чат, и это не мой клиент, и я не приглашала его, и, как в том анекдоте: «а я сижу тут как женщина, а не как термометр».
М: я ее не чувствую -- я ее выполняю.
Ну, а вот тут он врет. Мы все встречали тех, кто выполняет эту «мужскую» роль Атланта, на котором держится небо. И не всегда ее выполняют мужчины. Да, Атланты тоже раскисают и плачут. Но в этот момент они плачут о своем бессилии, усталости, о желании отдохнуть и сбежать, о несовершенстве – своем и мира. Чего они не делают – это не вертят головой в поиске того, кто завяжет бубусику шнурки, вытрет нос и обслужит по хозяйству, и не обвиняют окружающих в нежелании «быть родной матерью».
Ж: ну здрасьте. Если бы ты выполнял, ты бы не задавал такие вопросы. Да ты за такие вопросы просто вырубал бы спрашивающих.
Обычно люди, относящиеся к архетипу «Атлантов» воспринимают такое поведение как слабость, т.е. одно из самых постыдных явлений, которые могут с ними случиться. И как проявление личностной ненадежности, принадлежности к классу т.н. «стилистов».
М: я жду
Ж: женщина обсепечивает выживание и безопасность ребенка, и продолжение существования мира через этих детей.
М: а для мужчины?
Ж: а детей она ради себя охраняет и выращивает? Ради своего удовольствия?
М: дети -- это общая забота -- он обеспечивает -- она нянчит. А что она должна для мужчины?
Ж: ты думаешь, ей не хочется тоже заниматься бизнесом, делать карьеру, развивать свою трепетную личность или просто валяться на диване с интересными книгами? Заниматься детьми ей намного интереснее? А если она рождена с талантом художника, писателя или ученого - варка кашки, уборка дома и проверка уроков для нее интереснее картин, книг и формул? Крест на себе, своем я и своем таланте она ставит потому что ей, конечно, в кайф
М: все в меру -- я бы нанял ей в помощь няню. Это ты про 19 век -- я даю женщинам возможность развиваться.
Ж: ну так может по сравнению с этим ты бы отложил в сторону свой мелкий эгоизм и вспомнил, что тебе, мужик, уже сороковник, и ты больше не мальчик, который был для мамы центром Вселенной. И мир тебе ничего не обязан. Извини, но я не твой психоаналитик, и решать твои проблемы не является моим жизненным приоритетом. Заплати психологу и поработай. А сейчас я занята.
М: ты наверное не имеешь опыта общения с развитыми самцами -- я директор завода -- и я не буду тратить на женщину более 1 часа в день. А женщина должна полностью вести дом -- вот такая забота.
На этом светлом моменте мы расстались, впрочем, я еще услышала стандартный набор обвинений: в феминизме, глупости, скучности, неправильном мировоззрении и поведении.
Итак, на что мы вышли.
Я не могу утверждать, конечно, что всего этого не существовало 20 лет назад и ранее, просто потому что такие вещи можно утверждать, только оценивая мир тогда теми же инструментами, которыми ты оцениваешь его теперь. А тогда у меня их не было. А еще раньше не было и меня. Я могу только констатировать, что лично я вижу эту проблематику все ярче, особенно последние годы, особенно тут, у нас.
А двадцать лет назад я впервые столкнулась с ней в США, но не наблюдала у нас. Что логично, потому что, медленно и последовательно, мы идем той же дорогой, товарищи. В вопросах отношения полов Украина сегодня стоит у истока того, к чему пришло США в 00х.
И вот об этом мы поговорим дальше. В несколько этапов, потому что разговор длинный.
ПыСы. По этому диалогу, кстати, видно, почему я не могу заниматься консультированием: после примерно пяти повторений одного и того же мое желание кого-то спасти превращается в желание его убить.