• Авторизация


ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ УроК 17 ч.2 24-09-2008 17:06 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Имеет ли определенное эмоциональное состояние человека соответствующее мимическое выражение?
Оказывается, что мимика лица позволяет более или менее точно идентифицировать око¬ло шести групп эмоций:
1) любовь, счастье, радость;
2) удивление;
3) гнев, злость, решимость;
4) страх, страдание;
5) отвращение;
6) пренебрежение, презрение.
По результатам проведенных исследований Шлосберг предложил представить мимические выражения с помощью своеобразной системы двух осей, из которых первая — это ось "удовольствие-огорчение", а вторая — "привлечение внимания - отвержение". Эти перпендикулярные оси должны быть размещены на круглой плоскости, на которую нанесены все мимические выражения.
Почему необходимо именно такое упорядочение? Оказывается, что мимические выражения, присущие группам эмоций 1) и 6), особенно часто путаются наблюдателями, а значит, они чем-то схожи между собой и должны на схеме находится рядом. Интересно, по¬чему же столь разные эмоции так похожи в своем внешнем выражении? Судите сами: любовь и презрение, радость и пренебрежение... Чем Вы объясните такое явление?
Были проведены многочисленные эксперименты с участием представителей различных культур, а также слепых людей, но они не дали однозначного ответа. Проводя исследования мимических выражений слепых детей, ученые тем самым хотели исключить возмож¬ность обучения.
Однако полностью исключить действие этого фактора невозможно, поскольку слепых детей
могли поощрять за адекватную ситуации мимическую реакцию, тем самым проводя соответствующий тренинг.

Дополнительным аргументом врожденного характера мимики стало изучение проявления эмоций у младенцев. Результаты этих исследований показали, что все люди имеют типичные выражения лица для каждой из основных эмоций. Зависимость от культуры здесь состоит в степени контролируемости мимики при выражении эмоции.

Представители разных культур различаются тем, в каких условиях они проявляют эмоции более открыто и внешне выраженно. Каким же образом психологи установили эти зависимости? Исследуемым показывали фотографии типичных мимических выражений и просили определить эмоцию или спрашивали, какая эмоция вызвала данное выражение лица. Иногда исследуемых просили подобрать фотографии, соответствующие конкретным эмоциональным состояниям. Использовалась и другая, более сложная техника записи мимических выражений, в которой демонстрировались фотографии проинструктированных соответствующим образом актеров, сокращавших определенные лицевые мышцы по указанию экспериментатора.

Отдельно фотографировались три части лица:
1) брови и лоб;
2) глаза и основание носа;
3) нижняя часть лица (щеки, нос, рот и подбородок).
Этот материал позволял произвольно объединять элементы мимических выражений в один Образ. А сейчас предлагаю Вам практическое упражнение.

УПРАЖНЕНИЕ 4. Поговорим...
Вам нужна помощь партнера — человека, которому Вы доверяете, открытого для новых впечатлений и оценивающего их по достоинству. Надеюсь, что Вам удастся организовать такое сотрудничество. Сядьте на пол в удобном положении. Расстояние между Вами не должно превышать метра. Ни о чем предварительно не договаривайтесь. Начинайте разговор "гримасами". Помните, что, общаясь, мы не только говорим, но и слушаем, реагируем на предшествующие высказывания. Старайтесь применять правила партнерского стиля: не навязывайте своей манеры игры, но будьте по возможности самостоятельны в своих "высказываниях". Разговаривайте между собой только гримасами. Вы не должны пользоваться ни словами, ни звуками, ни жестами.
Закончите упражнение, когда захотите; когда ни одна из сторон не пожелает ничего добавить. Установите заранее, что будет сигналом к окончанию этой забавы, а также минимальную продолжительность упражнения (не меньше трех минут).



Затем запишите все, что происходило между вами. Что Вы видели, в чем убедились, и что себе представили. Если Вы этого не сделаете, многие важные детали ускользнут от Вас. Затем побеседуйте с партнером. Что же получилось? Можно ли то, что происходило между вами, назвать разговором? Слушали ли вы друг друга? Был ли это диалог или два монолога? Насколько удалось соблюсти правила партнерского стиля? Какие сообщения Вы посылали друг другу? Соответствовало ли их восприятие намерениям отправителя?
Поделитесь своими наблюдениями и выводами с Попутчиком.

Жестикуляция и телодвижения
Эта часть невербальной коммуникации (сообщения индивидуального типа) привлекает пристальное внимание ученых, особенно психотерапевтов, аналитиков и медицинских психологов. Однако собранный материал трудно обобщить (количество соответствующей документации недостаточное). Возникло даже особое направление в области невербальной коммуникации — кинестетика (исследования положения тела, осанки, телодвижений). В соответствии с одной из кинестетических теорий существуют движения непродолжительные и непрерывные (продолжительные). Непродолжительные движения проявляются таким образом, что легко заметить их начало и конец; они отделены как от предшествующих, так и от последующих движений. Непрерывные (продолжительные) движения не воспринимаются как отдельные действия, они охватывают определенный период времени и не имеют ни заметного начала, ни четко выраженного окончания.
Более того, продолжительные движения не могут быть разделены на отдельные фрагменты (бессмысленно делить покачивание в кресле на отдельные «качания»). Необходимо учитывать, что не все непродолжительные движения выступают отдельными сообщениями (так, подмигивание может, с одной стороны, являться физиологической необходимостью увлажнения глазного яблока, а с другой, — стать началом большой любви).

УПРАЖНЕНИЕ 5. О чем говорит его тело
Для начала приглашаю Вас на "разминку". Попробуйте просмотреть десятиминутный фрагмент фильма с выключенным звуком. Обратите внимание на движения и жесты актеров. О чем Вам говорят их тела? Вспомните все важные сведения, которые Вы получили, изучая материалы курса.
А теперь понаблюдайте за прохожим на улице, за человеком, который едет с Вами в лифте или в автобусе... Сосредоточьтесь на движениях всего тела, то есть на пантомимике и жестах рук. На другие элементы интерперсональной коммуникации пока не обращайте внимания. Чтобы выполнить это условие, наблюдайте со значительного расстояния, это поможет избежать концентрации на мимике, зрительном контакте и на других элементах невербального общения. В данный момент мы упражняемся в "чтении" пантомимики.
О чем Вам говорят их тела? Какие эмоции, по Вашему мнению, переживает наблюдаемый? Каковы состояние его здоровья и физическая форма? (Может быть, Вы воспользуетесь видеокамерой и с ее помощью понаблюдаете в разных ситуациях за близкими Вам людьми? Примете ли Вы во внимание собственную пантомимику, запечатленную на пленке?) А может, Вы готовы поэкспериментировать с зеркалом?
Узнали ли Вы что-то новое и существенное? Не хотите ли поделиться своими открытиями в беседе с Попутчиком?

В группе непродолжительных движений легко заметить жесты, которые являются определенными символами и которые можно перевести в слова (например, хорошо всем известный жест "пока"). Невозможно сосчитать, сколько таких движений и жестов применяется в нашем общении. К ним относятся, прежде всего, жесты возражения и одобрения. (Кстати, замечали ли Вы, как многие люди теряются, выступая в большой аудитории, если не видят этого простого и не всегда правдивого движения — одобрительного покачивания головой — хотя бы у одного получателя?)

ПРИМЕРЫ
О Какие еще примеры жестов, переводимых на язык слов, мы можем здесь привести? У многих людей такие ассоциации связаны, увы, с нецензурными выражениями. В самом деле, невербальная коммуникация позволяет нам их активно использовать, заменяя жестами. То, что нельзя сказать вслух, легко "говорят" руки.

Обратимся к другим примерам: — хлопать в ладоши, значит выражать благодарность, даже восторг;
— развести руками — беспомощность;
— протянуть обе руки вперед — приветственный жест;
— протянуть одну руку ладонью вверх — просьба о милостыне;
— пожать плечами — жест озабоченности, беспомощности или отсутствия интереса;
— покачать пальцем — жест угрозы или неодобрения.
Постарайтесь вспомнить и другие примеры подобного рода. Возможно, Вам удастся поработать над ними вместе с Попутчиком.

Многие непродолжительные движения и жесты сопровождают речь, например указание на кого-то или на что-то, улыбка, установление зрительного контакта, принятие определенной позы (подбочениться, скрестить руки на груди или широко развести их в стороны...).

Продолжительные движения проявляются в форме сопровождающей речь жестикуляции, подчеркивающей содержание, обозначающей начало и окончание высказывания, придающей речи определенный ритм. Люди в разговоре нередко вертят в руках какой-то предмет, барабанят пальцами по столу, покачиваются с пятки на носок, потирают руки и лицо, поправляют прическу или теребят галстук. Чаще всего это воспринимается как проявление внутреннего беспокойства.

Отдельную категорию составляют движения, которые могли бы считаться непродолжительными: распрямление или наклон тела, дистанция между людьми. Однако они не всегда однозначны: распрямление может означать в определенной ситуации что-то очень важное, а в другом случае — желание сменить позу...

ПРИМЕРЫ
О Мальчик слушает речь тренера, подводящего итоги спортивных достижений членов клуба в прошедшем сезоне. Тренер хвалит его результаты и отношение к тренировкам. Мальчик расправляет плечи.

О Женщина распрямляется после долгого неподвижного стояния в очереди за железнодорожными билетами.

Ц] Допрашиваемый в милиции несовершеннолетний перестает отвечать на вопросы и выпрямляется.

УПРАЖНЕНИЯ 6, 7, 8 и 9. Поговорим... руками, ногами, спиной... всем телом
Четыре упражнения сразу! Не нужно объединять их между собой. Лучше подобрать отдельных партнеров для каждого упражнения, причем проходить они могут в разных местах и обстановке, удобной для Вас.

Прекрасная мысль — предложить выполнить серию упражнений во время дружеской встречи, если ее участники изъявят такое желание. К сожалению, в таких ситуациях не всегда удается обеспечить удобства для всех участников и точное соблюдение инструкций. Поэтому Вы можете принять решение выполнить одно упражнение (например, разговор руками) многократно, меняясь партнерами в парах. Упражнение закончится, когда каждый проделает его со всеми присутствующими. В этом случае появится возможность сравнить свои впечатления в роли отправителя и получателя, проверить правильность восприятия информации и соответствие восприятия информации намерениям посылающего сообщения. Каждое упражнение выполняется в паре. Исходное положение: сидя на полу на расстоянии 1-1,5 метра друг от друга.


В разговоре руками засучим рукава до локтей, закроем глаза, постараемся не издавать никаких звуков. "Беседуем" при помощи ладоней, касаясь друг друга, но не переходя границы запястья.

В разговоре ногами усаживаемся, как в предыдущем упражнении, но по сигналу к началу работы ложимся на пол, закрыв глаза. Вытягиваем ноги горизонтально и стремимся соприкоснуться со ступнями партнера. При выполнении упражнения в группе, возможно, понадобится подготовительный этап; при работе один на один с партнером постарайтесь сократить этот этап до минимума. Ложитесь и, соприкоснувшись ступнями, "разговаривайте" с их помощью, не переходя уровня щиколоток.

В разговоре спинами садимся на пол, опираясь спинами друг на друга. Начинаем разговор безо всяких предварительных согласований, не следуя никакому заранее утвержденному сценарию. Ведь в обычной беседе Вы тоже не готовите заранее слов и жестов. Это спонтанный разговор, проверка Вашей готовности к экспериментированию, открытости к новым впечатлениям, изучение себя самого в различных ситуациях.

В разговоре всем телом мы тоже не должны пользоваться голосом. В этом случае не надо закрывать глаза. Мы не должны использовать также прикосновения. Исходное положение: стать друг
против друга на расстоянии около 1,5 метров. То, что хотим сообщить, мы выражаем жестами и телодвижениями. Используем также мимику, хотя можно выполнить это упражнение и в варианте с масками. Выберите то, что Вам более интересно.

Да, это необычная ситуация. Взрослые люди... на полу... что-то там делают со своими руками (ну это еще куда ни шло), спинами (?), даже ногами (!). Но не отказывайтесь от упражнения, не попробовав. Помните пример из первого журнала со вкусом незнакомого блюда?

При выполнении всех упражнений придерживайтесь партнерского стиля общения, изученного Вами в уроке 15. Тем самым Вы уменьшите вероятность возникновения межличностных проблем. Однако необходимо учитывать, что при выполнении упражнений могут возникнуть неприятные ощущения, недоразумения между партнерами, симптомы напряженности, испуга, злости или смущения. Пожалуйста, помните, что упражнения могут высвобождать, вскрывать, но не должны создавать эти симптомы. Люди просто обнаруживают то, что было внутри них (злость, испуг или смущение...), в форме, которая ускользает от полного контроля. Такие упражнения раскрывают нас. Тем более надо постараться, чтобы переживания имели для нас хорошие последствия. Мы ответственны за себя, за выражение наших чувств, за то, как мы справляемся с сильным эмоциональным напряжением.

Может случиться и так, что Вы и Ваши знакомые воспримете эти упражнения как повод для развлечения. Желаю Вам именно такого отношения к делу! Однако не забудьте о подведении итогов, обратной информации и общих выводах. Хорошо, если Вы захотите поделиться собранными материалами с Попутчиком. И помните, что лучше качественно выполнить одно упражнение, чем все четыре кое-как...

Невербальные аспекты речевого общения
Речь, помимо понятийного содержания, несет и дополнительную информацию. Эта информация может соответствовать ее основному содержанию (дополняя его) или же противоречить ему. Дополнительная информация содержится в способе произнесения слов: темпе, громкости, тембре, ударениях... Невербальное общение также включает звуковые свойства голоса: тональность, темп, громкость, различные искажения и нарушения четкости речи, а также неречевые звуки, например смех, зевание и т. п. (Забавно, что даже... икота может быть объектом психологических исследований, правда?)
Изначально большая часть исследований посвящалась патологиям и отклонениям, напри¬
мер воздействию негативных эмоций на вокализацию. Интерес ученых вызвала и связь особенностей личности со свойствами ее голоса, а также связь эмоций со звуковыми явлениями

Вокализация может быть важной составной частью речевого общения, может отражать чье-то происхождение (этническое, социальное, культурное), а также изменение настроения,, точки зрения и отношения к собеседнику. Подумайте, какие невербальные элементы речевого общения "раскрывают" Ваше социальное происхождение, место проживания, а может быть, и другие особенности. Замечаете ли Вы определенный акцент в своей речи? Чувствуете ли специфику произнесения отдельных звуков?

Эти явления легко обнаруживаются, когда мы меняем место жительства, путешествуем, проводим многочисленные встречи с разными людьми. Припомните, какие особенности вокализации (речь здесь идет о специфике произношения, а не о местных диалектах) Вы замечали в различных регионах нашей страны.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (8):
20-08-2009-22:53 удалить
здесь Лик Стража Смерти
слабонервным делать нечего
в глаза не смотреть !
Сильнейший гипноз
28-08-2009-07:04 удалить
здесь Лик Стража Смерти
слабонервным делать нечего
в глаза не смотреть !
Сильнейший гипноз
29-08-2009-05:25 удалить
здесь Лик Стража Смерти
слабонервным делать нечего
в глаза не смотреть !
Мощнейший гипноз
06-09-2009-01:48 удалить
здесь Лик Стража Смерти
слабонервным делать нечего
в глаза не смотреть !
Мощнейший гипноз
01-10-2009-15:56 удалить
здесь Лик Стража Смерти
слабонервным делать нечего
в глаза не смотреть !
Мощнейший гипноз


Комментарии (8): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ УроК 17 ч.2 | Валерий_Колесов - Интернет-проекты | Лента друзей Валерий_Колесов / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»