• Авторизация


ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ УроК 17 ч.1 24-09-2008 16:52 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Что такое "язык тела"
Введение
Рад вновь приветствовать Вас! Наша сегодняшняя встреча, как Вы, конечно, помните, будет посвящена невербальной коммуникации. Особенности нашего общения (в письменной форме) потребуют от Вас определенных усилий, чтобы разобраться в основных тезисах урока. (Что ж, только трудные решения бывают правильными...) Почаще включайте свое воображение и постоянно будьте готовы к экспериментам с Вашим участием и выполнению практических упражнений, требующих присутствия других лиц.

Сегодня мы продолжим путешествие, начатое в предыдущем журнале. Помните наш договор? В этот раз мы осматриваем Страну Интерперсональной Коммуникации, двигаясь... только по левой стороне улиц и рассматривая особенности невербальной коммуникации. Такой подход не позволяет охватить процесс общения в целом. Почему? Да потому что вербальная и невербальная стороны коммуникации крайне редко используются людьми отдельно друг от друга. В нашем общении одновременно присутствуют различные средства, правда? (Можете ли Вы привести примеры только речевой или только невербальной коммуникации? Хорошими примерами могли бы быть: чтение текста статьи, где нам доступно только слово; выступление мима, который использует только жесты и выражение лица...) Искусственное разделение процесса общения носит теоретический характер, но это необходимо для более детального изучения явления.

Давайте вернемся сначала к вербальной коммуникации и выполним одно несложное упражнение.
УПРАЖНЕНИЕ 1. Не преувеличивайте!
Заметьте и запишите как можно больше произнесенных в Вашем окружении фраз, содержащих излишнюю информацию. Запишите, таким образом, все высказывания, в которых прозвучали слова "всегда", "никогда", "каждый", "никто", "везде" и "нигде". Не комментируйте того, что услышали. Собирайте материал в течение, как минимум, одного дня. Интересно, как много материала Вы наберете? Если сумеете, запишите и собственные высказывания, в которых Вы использовали указан¬ные слова. (Было бы хорошо, если бы Вы научились фиксировать подобные обобщения в средствах массовой информации, на официальных встречах, в бизнесе, в собственной семье...)

Проанализируйте собственные высказывания. Заметьте, как часто эти слова оказываются бессмысленными; в сущности, с их помощью говорящий хочет подчеркнуть значение какого-то факта, выразить эмоциональное отношение к конкретному явлению... Практически же это означает, что отправитель — сознательно или нет — преувеличивает. Задумайтесь над тем, почему рождаются подобные высказывания. Зачем и почему человек говорит, что его "никто не любит", что его "все преследуют", что ему "всегда не везет" и "никогда еще не удавалось ничего выиграть"?..

Попробуйте заменить их простыми словами: часто, редко, большинство, меньшинство... И послушайте, как это теперь звучит. В действительности существует очень мало истинных фраз, содержащих такие обобщения. Всегда... после марта наступает апрель..., не так ли?
Еще одно важное замечание: в этом журнале Вы встретите немало предложений выполнить практические упражнения, которые требуют сотрудничества с различными людьми. Хорошо, если бы Вам удалось привлечь к такому сотрудничеству как можно больше народа. Наилучшая стратегия в этом случае — выполнение каждого нового упражнения с новым партнером. Упражнения не требуют особого труда и не отнимают много времени. Их выполнение займет 5-10 минут, а время анализа и выводов зависит, как обычно, от Вашей мотивации (и чуть-чуть — от других обстоятельств). Чем больше упражнений Вы выполните, тем лучше для Вас. Очень важно понимать, что особенно эффективен такой способ изучения курса психологии, который является определенным вызовом самому себе, связан с преодолением внутренних трудностей. Поэтому старайтесь открывать новое для себя, удивляться чему-то, пересматривать свои взгляды, воспринимать по-другому хорошо известные проблемы. Ключевым вопросом, на который уже давно следовало ответить, является вопрос о личной мотивации. Если Вы считаете рассматриваемые нами проблемы важными и нужными, Вы, безусловно, найдете время, энергию и готовых к сотрудничеству людей. Некоторые психотерапевты утверждают, что человек обычно получает то, что хочет получить; поэтому ЖЕЛАЙТЕ МНОГОГО и трудитесь над невербальной коммуникацией.

Что такое "язык тела"?
Определим для начала, что невербальная коммуникация — это общение с помощью неязыковых средств.

Что означает такое определение? Нашей задачей является изучение процесса общения без
использования слов. Какими же средствами мы можем общаться, не имея в распоряжении речи? Ведь язык со всем своим богатством и сложностью — это главный инструмент,
с помощью которого люди выражают свои мысли и чувства. Главный, но не единственный. Существует немало носителей информации и помимо языковых, и самое интересное, что многие из них еще недостаточно исследованы. (Так, мало изучена роль в интерперсональной коммуникации... запаха, значение которого нельзя недооценивать!) Если нами еще не обнаружены, не исследованы и не описаны такие носители информации, это не значит, что их нет. Мы ежедневно посылаем и получаем информацию многими еще не изученными путями. Мы "обращаемся" друг к другу при помощи мимики, жестикуляции, зрительного контакта, занимая определенное место в пространстве, а также пользуясь вокализацией (то есть различными свойствами голоса). Посылаемые невербальные сообщения не всегда понятны окружающим. Будет ли информация понята правильно, зависит от ситуативного контекста, совместного опыта и культурных традиций отправителя и получателя.

Возникает интересный вопрос: имеет ли невербальная коммуникация универсальный (общечеловеческий) характер или ее использование ограничено и зависит от культуры. Иными словами: понятна ли эскимосам жестикуляция австралийских аборигенов и смотрят ли лондонцы в глаза так же, как и москвичи.

Интересно, что пользоваться невербальными средствами общения нас никто и никогда не учит. Только студенты театральных институтов (уже будучи взрослыми людьми) целенаправленно овладевают ими в процессе обучения. Некоторые формы выражения чувств вообще не нуждаются в тренировке, например смех или плач. Они относятся скорее всего к врожденным механизмам. Другие формы мы осваиваем в процессе индивидуального развития; близкие и важные для нас люди, за которыми мы чаще всего наблюдаем и которые оказывают на нас наибольшее влияние, часто совершенно непроизвольно демонстрируют нам гримасы, жесты, способы зрительного контакта и т. д. (Подумайте, не замечали ли Вы у себя или у родственников интонаций, жестов, выражений лица, заимствованных, к примеру, у родителей?)
Следует также обратить внимание на сознательность и намеренность невербальной коммуникации. Исследования доказывают, что значительная часть информации, сообщаемой при помощи неречевых средств, не является ни целенаправленной, намеренной, ни даже осознаваемой. Большинство из нас в повседневных ситуациях вообще не отдает себе отчета в том, что наблюдает мимику и жесты других лиц, которые можно заметить и у нас самих, а самое главное, что от такого обмена информацией зависит многое в нашей жизни.

ПРИМЕР
О Представьте себе, что Вы директор небольшой фирмы и возглавляете конкурсную комиссию по приему на работу. Вы отбираете кандидаток на должность ассистента. При этом Вы сознательно (или нет...) обращаете внимание на положение тела (сутулое, расслабленное, напряженное), на мимику (адекватную или нет содержанию высказываний, живую, сдержанную, чрезмерную), звучание голоса, а также на прическу, макияж, одежду. Если хотите, попробуйте представить себе два облика — привлекательный и отталкивающий. Сосредоточьтесь, пожалуйста, на отмеченных выше элементах невербальной коммуникации. Так какие : же особенности оказались для Вас существенными? Все ли важные для Вас факторы Вы способны осознать? Поговорите об этом с Вашим Попутчиком.

Итак, что же составляет предмет наших рассуждений? Как мы назовем страну, в которой
сейчас пребываем?
Уточним первоначальное определение.


Термин "невербальная коммуникация" означает обмен определенного рода информацией между людьми, который не всегда является осознанным или произвольным.



Какая же информация передается при помощи невербальной коммуникации?
— Сведения о чувствах, эмоциях, настроениях и общем психофизическом состоянии человека; мы черпаем их прежде всего из мимики и вокализации (мы и сами проявляем
эмоции подобным образом).
— Информация о социальных связях, которую мы получаем, основываясь на зрительном контакте, положении тела и установлении межличностного пространства.
Кроме того:
— определенные мимические выражения и жесты могут заменять вербальные сообщения;
— невербальные сообщения являются прекрасным дополнением для интерпретации вербальных сообщений, воспринятых в конкретной ситуации;
— невербальные сообщения служат источником знаний об убеждениях, точках зрения людей. Невербальные сообщения подразделяются на:
1) индивидуальные;
2) интерактивные (межличностные).
Такое разделение основывается на том, что некоторые формы невербальных сообщений имеют место даже тогда, когда индивид остается в одиночестве; эти сообщения не находят своего получателя.

ПРИМЕР
О Примером могут послужить мимика и вокализация при самостоятельном умственном и физическом труде. Или гримасничание перед зеркалом во время бритья.
Индивидуальные невербальные сообщения — это те, которые могут появиться даже в одиночестве (это не значит, будто они не могут появиться в присутствии других людей).

УПРАЖНЕНИЕ 2. Знаете, о чем мне говорит выражение Вашего лица?
Попробуйте найти среди окружающих человека, самостоятельно решающего какую-то задачу (ребенка, "сражающегося" с домашней работой, взрослого за кроссвордом...). Присмотритесь незаметно к выражению его лица. О чем оно Вам говорит? Трудная или легкая задача, интересная или скучная, приятная или нет для наблюдаемого человека? А что Вы думаете о его общем состоянии и настроении?

Как бы Вы сами себя чувствовали, если бы за Вами "подсматривали" таким образом? Контролируете ли Вы собственную мимику в различных ситуациях? Вы сами это осознали или получили информацию об этом от других людей?

Прежде чем Вы побеседуете об этом со своим Попутчиком, расскажите человеку, за которым Вы наблюдали, о том, что нарушили его одиночество. Это необходимо сделать, даже если Вы остались незамеченным. Кроме того, упражнение не преследовало цели подглядывания. Вы просто использовали возможность для наблюдения за мимикой человека, который ни с кем не общается и занят делом, поглощающим все его внимание.
И в конце еще одно важное задание: беседа о Ваших представлениях. Спросите у "наблюдаемого", насколько верны Ваши представления о его эмоциях и отношении к выполняемой работе.

Другой формой невербальных сообщений являются сообщения, которые появляются только в межличностном общении: в присутствии других лиц, особенно значимых.
Подведем итоги. Невербальные сообщения разделим на:
а) индивидуальные сообщения (здесь мы рассмотрим подробно язык тела, невербальные аспекты речевой коммуникации и изменения величины зрачков);
б) интерактивные сообщения (здесь мы обсудим особенности зрительного контакта, различные виды расположения людей в пространстве при общении, территориальность).

Индивидуальные сообщения
Язык тела
Язык (или речь) тела включает прежде всего мимику, жестикуляцию и движения, ряд наших телесных реакций, а также внешний вид, макияж, используемую парфюмерию и т. д. Это все мы можем узнать, наблюдая за человеком, произвольными и непроизвольными движениями всего его тела и отдельных частей. Здесь важными носителями информации становятся не только определенные движения, но и их темп, динамика, сила, а также их отсутствие. Парадоксально, но язык тела "звучит" даже тогда, когда тело неподвижно; в этом случае важны мышечное напряжение, величина зрачков, цвет кожи и ее температура.
Можно ли Вас считать внимательным "слушателем" языка человеческого тела? Чтобы это выяснить, выполните следующее упражнение.

УПРАЖНЕНИЕ 3. Насколько свободно Вы понимаете язык тела?
Понаблюдайте за пассажирами поезда, автобуса или трамвая. Не оценивайте их с эстетической точки зрения. Подумайте, что Вам говорят их тела о возрасте, социальном и материальном положении. Обратите внимание на особенности, требующие от Вас наблюдательности и воображения: самочувствие, эмоции, настроение...

Не забывайте, что это будут лишь Ваши предположения, которые следует подтвердить или опровергнуть. Поэтому считайте их фантазиями, а не аксиомами. Присмотритесь к людям и попробуйте заметить, спокойны они или нервничают, расслаблены или напряжены, сонные или бодрые, голодные или сытые... Определите, насколько Вы хороший и внимательный наблюдатель. На что Вы обратили внимание? На одежду, прическу, кожу, макияж, запах? На украшения? Или прежде всего на обручальное кольцо? А может быть, Вы сумели заметить дрожащие руки, напряженные плечи, опущенные уголки губ, стиснутые кулаки? Умеете ли Вы одинаково внимательно рассматривать мужчин и женщин? Насколько доброжелателен Ваш взгляд? Предполагает ли он желание узнать, понять, сблизиться? (Случается ведь, что мы наблюдаем, желая дать оценку или "поймать за руку", подшутить).

Что все это означает для Вас? Умеете ли Вы фантазировать в рамках данного наблюдения независимо от ситуации? А как Вы себя чувствуете, понимая, что сами можете стать объектом подобного наблюдения? Какой способ наблюдения Вы бы предпочли в этом случае?

Смотрите на других так, как Вы хотели бы, чтобы смотрели на Вас. Итак, насколько свободно Вы владеете языком тела?
А что говорят эмпирические исследования?
Уже в XIX веке проводилось большое количество исследований, посвященных мимике. Мимика рассматривалась как выражение эмоциональных состояний. Вопросы экспериментаторов касались того, являются ли наши мимические проявления индивидуальными или общими, врожденными или приобретенными в процессе обучения, социальной адаптации.

Некоторые психологи утверждают, что наша мимика первоначально служила другим, практическим целям. Другие полагают, что функцией лицевых мышц было — и остается — увеличение чувственных впечатлений (поэтому мы широко открываем глаза, прислушиваемся, принюхиваемся...) До сих пор идут споры о природе мимических выражений у человека: нет однозначного ответа на вопрос, врожденные они или благоприобретенные.
Ч. Дарвин первым заявил, что эмоциональные образцы в большинстве своем имеют наследственный характер; это врожденные реакции, которые использовались в процессе эволюции. Например, атакуемые животные скалят зубы, топорщат шерсть, рычат. Остатками таких реакций являются кривая ухмылка или скрежет зубами у некоторых из нас... Американский психолог Г. Олпорт выделил семь участков человеческого лица, приводи¬мых в действие разными группами мышц и отвечающих за определенные мимические вы¬ражения. Это:
— брови и лоб;
— глаза;
— нос;
— верхняя губа;
— нижняя губа и подбородок;
—рот;
— нижняя челюсть.
Можно легко представить, как много разнообразных и труд¬ных для распознания мимических выражений может возник¬нуть. А какова связь между конкретным мимическим выра¬жением и определенной эмоцией?
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (14):
29-08-2009-04:10 удалить
здесь Лик Стража Смерти
слабонервным делать нечего
в глаза не смотреть !
Мощнейший гипноз
06-09-2009-02:17 удалить
здесь Лик Стража Смерти
слабонервным делать нечего
в глаза не смотреть !
Мощнейший гипноз
06-09-2009-11:13 удалить
здесь Лик Стража Смерти
слабонервным делать нечего
в глаза не смотреть !
Мощнейший гипноз
04-10-2009-08:23 удалить
здесь Лик Стража Смерти
слабонервным делать нечего
в глаза не смотреть !
Мощнейший гипноз


Комментарии (14): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ УроК 17 ч.1 | Валерий_Колесов - Интернет-проекты | Лента друзей Валерий_Колесов / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»