• Авторизация


О ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЯХ 04-12-2008 16:27 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[298x500]

 

БЕДА С ЭТИМИ «ГЕНИЯМИ»...  
 

...Фрагментик из дневника одной десятиклассницы сельской школы по имени Вера. Когда-то записки эти я в течение года публиковал в одной из рижских газет на своей молодёжной странице – с разрешения автора, разумеется.
Прошло немало времени. А сейчас смотрю: – ну прямо в тему, которую мы сейчас обсуждаем. И не только..
 
 
...Фордиком его ещё в детстве прозвали.: он всё с автомобильчиками игрушечными возился. А потом стал свои мастерить. Тоже с дистанционным управлением.
 В химии он- Бог! Смотрю однажды: книжищу какую-то на переменке читает. Так увлёкся, что меня не заметил. Формулы там на всю страницу. Я заглянула –  тёмный лес. А он оторваться не может. И вдруг  увидел, что я за ним подглядываю. Книжищу свою захлопнул, спрятал. Вроде бы смутился. Но тут как раз звонок...
 Сидит этот Фордик в дальнем углу класса и пристально смотрит на учительницу. Глаза у Фордика зелёненькие. На щёчках – детский румянец. Смотрит он именно так, как нравится учителям. Им почему-то кажется, что если на них внимательно глядят – значит, стараются, усваивают.
Но скжите сами – что может усвоить из рассказа Матильды
Яновны Фордик, если весь её рассказ сводится в основном к тому, что число протонов равно числу электронов? Фордик, который шутя каждый год занимает первые мета на всевозможных олимпиадах. И не только по химии. Он и физик замечательный. И биолог. Дома у него английские журналы с последними новинками. Родители выписывают. Я сама беру иногда у его мамы. Так, полистать...
 А вообще-то быть «гением» довольно хлопотно. Потому что хлопот с ним не оберёшься.
 Наташка рассказывает, что у них в школе тоже один «гений» выискался – литературный. Так он свою училку чуть ли не до инфаркта доводит. Она ему про обличительный пафос «Мёртвых душ» и про сатиру на помещичье-чиновничий аппарат России, а он ей – как надо понимать слова Андрея Белого о том, будто шкатулка Чичикова не что иное, как жена Чичикова. А Шинель – любовница Акакия Акакиевича. И ещё про Набокова – можно ли с ним согласиться, будто потайное отделение шкатулки, то есть сердце Чичикова – сама госпожа Коробочка?
 И так каждый урок. Представляете? Беда с этими «гениями». Они мешают вести такой образ жизни, к которому в школе привыкли. Войдём в положение той же «химички» Ей что – заканчивать пересказывать учебник и садиться за новейшие труды иностранных химиков? И всё из-за какого-то Фордика? Одного –единственного «гения»?
 Не выйдет . Такого она уже не потянет. Я полагаю, и Наташкина училка не выдержит. Сломается. Доконает её этот всезнайка и выскочка. Если не с Гоголем, то уж с Достоевским точно.
 Вот наш Фордик – совсем другое дело. Не выпендривается. И умнее всех быть не хочет – именно в этом смертном
грехе обвиняет Наташкина «литераторша» своего тирана.
 Фордик возникать не стремится. Спросят – ответит небрежно. А так сидит себе смирненько, смотрит учителю в глаза, а сам, я уверена, какую-нибудь свою задачу решает. Он, кстати, почти все вычисления в уме делает. В общем-то, к нему хорошо относятся. Любят даже. Ещё бы! Списать – на здоровье! Аппаратик изобрести для подсказок – ради бога. На очередную олимпиаду – с превеликим удовольствием.
   Я тоже сижу одна в своём дальнем углу класса. Дальнем – от Фордика. До него поговорить о чём-нибудь интересном с мальчишкой мне не доводилось. А этот, тогда ещё для меня просто »Фордик» ( а не «гений) потряс сразу: начал вдруг доказывать теорему: крокодил более длинный, чем зелёный...
 «Гений» не обращает на меня никакого внимания. Он не знает, что сейчас, преданно слушая учительницу и пожирая её глазами, я думаю о нём. Вот сорваться бы нам вдвоём с этих нудных уроков, гулять где-нибудь по оттаявшим, уже весенним лесным тропинкам...
 Я бы никогда не устала слушать об его удивительных крокодилах, как запросто можно обыкнровенный сахар превратить во взрывчатку и даже о том, как "романтично" химическая связь сопровождается перестройкой электронных оболочек связывающихся атомов.
 И никогда не устала бы читать ему моего Мандельштама или Баратынского. А может быть... и своё. Ведь, сколько я себя помню, я только и делаю, что молчу о главном. Говорю не о том. И... не с теми. И не так.
Но «гений» глядит в пространство. Как и я. Глядит своими немигающими зелёненькими – какую-нибудь смешную теорему придумывает...
 
 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (40): вперёд»
Lonely_Violet 04-12-2008-18:09 удалить
Да....иногда ощущение что эти гении, люди не от мира сего....У нас есть в школе один такой, Жорик, он в 7 классе. Везде успевает, карате, музыкальеаяшкола, учёба, олимпиады, но он парень интересный. С ним на самом деле интересно, он не задавака как все. Но я точно знаю,что никогда не хотела бы быть такой....у меня свои тараканы в голове, у них свои. Вообще иногда их ум в тупик заводит. Чувство возникает что ты общаешься не с простым смертным парнём, учеником такоц же обычной школы, а с ем то другим...они все чудные немного...
А_Гусев 04-12-2008-18:18 удалить
Настя, А ТЫ НЕ ПОЧУВСТВОВАЛА, КАК ОДИНОКИ САМИ ЭТИ РЕБЯТА? В ТОМ ЧИСЛЕ И ВЕРА, АВТОР ЭТИХ ЗАПИСОК?
Адамыч 04-12-2008-21:03 удалить
Вот в этом я с Вами могу поделиться своими наблюдениями, Александр. Действительно, там хватает грусти. За последнее время у нас в школе был только один настоящий круглый отличник, он единственный дошел до призеров районных и областных олимпиад, и он не от мира сего, даже чрезмерно хмур. Но общаться взрослым с ним есть о чем, и о политике, и о футболе (уж поверьте, я чекнутый на футболе, а он оказался еще более чекнутым). Учителя восхищаются его мозгами, но в тоже время некоторые называют его тормозом, он правда чудоковатый, и мне обидно и то, что его так называют учителя, и то, что он живет без друзей. Другой парень - компьютерный гений, все его друзья взрослые люди, в том числе и я, общительный он парень, но не воспринимает интересы сверстников. И еще я был с ним на районном конкурсе школьной прессы. Какое-то грустное впечатление на меня произвели его герои. Дети пишут, делают фотографии, фильмы, но в них тоска, а в глазах ребят грусть одиночества. И вот возвращался на автобусе, падал снег, в автобус заходили веселые ребята и девчата, я знаю таких же, они не учавствуют в конкурсах, они и фотографируют и пишут актуально и позитивно, из самой жизни они черпают вдохновенье. Вообщем вот так вот. Мне так было печально возвращаться, не давали покоя одинокие глаза и мысли детей.
А_Гусев 04-12-2008-21:23 удалить
Спасибо, Адамыч! Как точно ты уловил проблему, всё понял про этих "умников"... А мне покоя не дают эти два человека, сидящие в разных углах класса. У каждого - свой мир, прекрасный и неповторимый. И - пустота между этими мирами, потому что каждый очень одинок в этом обыкновенном классе. У каждого - своё одиночество. Своя непонятость. Своё "горе от ума". Свой взгляд в пространство. Это - беда... И это - несчастливые дети...
boo--boo 05-12-2008-15:07 удалить
Ну правильно говорят что всё гении были сумасшедшими...потому что у них там своё что то, и они видят всё по другому...и были они тоже одинокими, многие. да...тяжело всё таки быть гением.... хотя если подумать, мы всё по своему одиноки..
А_Гусев 05-12-2008-15:29 удалить
А если честно - то слово "гений" там в кавычках. Гений- совсем другое. А вот дети, что умнее своего учителя, - это реальность, их жалко...
lost_in_69 05-12-2008-17:22 удалить
Тоже кое-что скажу. Смотрел я много передач вот про таких вот умников, слышал много историй. Отчасти их так "мучают" родители, отчасти такая уж судьба. Но есть и другая категория таких детей, я лично в этом убедился. Они тоже выигрывают всевозможные олимпиады и научные конкурсы, но это не мешает им ЖИТЬ полноценной жизнью - встречаться с девушками, где-нибудь тусоваться. Они как-то разумно совмещают эти две стороны медали, что ты за них не переживаешь так, как за другими. Фордики они одиноки, потому что стоят на ступень выше чем мы...Но это тоже сложноватый вопрос. То что они умны и даже гениальны, не должно способствовать тому, чтобы они стали очередными вассерманами. ( в личной жизни ). Это моё мнение
А_Гусев 05-12-2008-17:51 удалить
Но отчётливо всплывает другой вопрос: что делать таким "фордикам"в обыкгновенной школе, где их якобы чему-то учат обыкновенные заурядные учителя, отстающие от этих "фордиков" на несколько голов?
Mona_Lizzeta 05-12-2008-17:57 удалить
Да, гении... У нас есть один такой парень в классе. Так он, действительно, не от мира сего... Странный, с ним, когда разговариваешь, все по-другому... Даже не знаю, как описать... Но гений! Да, такие дети часто несчастны, вы правы..=/
А_Гусев 05-12-2008-18:29 удалить
что делать им с такими ребятами, как и чему их учить, если "умники" эрудированнее их самих? И ещё: среди обычных ребят, э т и должны чувствовать себя одиноко, мне так кажется. или я не прав?
GluCherry 07-12-2008-00:17 удалить
Исходное сообщение А_Гусев И ещё: среди обычных ребят, э т и должны чувствовать себя одиноко, мне так кажется. или я не прав?
Прав, конечно же, Александр Иванович, еще как прав. Они одиноки, эти вундеркинды. Прежде всего потому, что они ДРУГИЕ. Они выделяются на фоне общей массы ребят, а в детском обществе это далеко не всегда остаётся безнаказанным. Дети обычно стремятся быть "как все", и если кто-то выделяется среди них, то за редким исключением здесь можно наблюдать два варианта: или он будет преследуем насмешками или же вообще будет в полном "игноре". Ну, и кроме того, им и самим-то порой кажется скучным общение со сверстниками - у них действительно ДРУГИЕ интересы... Да и преподаватели в школе частенько относятся к ним с опаской - кому ж понравится на глазах у своих учеников в дебатах с сопливым всезнайкой попадать впросак? Вообще... часто одиночество - это неизбежная плата за талант. А в детском мире особенно. Увы.
А_Гусев 07-12-2008-13:13 удалить
Всё так. А выводы... - "Умники" и всезнайки не всегда угодны учителям. Они их "компрометируют", нередко ставят в неловкое положение; - Они часто "не вписываются" в коллектив класса, школы, раздражают сверстинков; - Они одиноки и не очень счастливы в жизни. Так что - быть "гением" в своём классе - несчастье, беда? Иди всё-таки из этой "беды" имеются какие-то выходы?
tanikota 08-12-2008-00:23 удалить
"одиночество - это неизбежная плата за талант". Как ни пародоксально и плата, и необходимость. Так же и потом уже во взрослой жизни, когда приходит примерение с "этим одиночеством".
А_Гусев 08-12-2008-09:51 удалить
Значит, быть талантливым, как это парадоксально ни звучит,- и опасно и тяжело. И не каждый способен найти " это "примирение" таланта с действительностью. Может, поэтому гибнут таланты?
GluCherry 08-12-2008-12:25 удалить
Исходное сообщение А_Гусев Значит, быть талантливым, как это парадоксально ни звучит,- и опасно и тяжело. И не каждый способен найти " это "примирение" таланта с действительностью. Может, поэтому гибнут таланты?
Александр Иваныч, дорогой ты наш... А кому легко???!!!...
Shuurey 08-12-2008-19:51 удалить
Между прочим,эти заметки -о первой любви.Девочка-то влюблена... Относительно гения -они видят по-другому и не могут понять обычное видение -так же,как невозможно говорить зрячему со слепым и описывать свет.Встречалась с подобными-ощущение при разговоре очень странное -куда-то летишь,причем совершенно иное восприятие,железная логика,не допускающая лицемерия -человек чересчур умен и видит все виляния.Общее впечатление -неприятное,даже не от мира сего,а именно тяжело с таким человеком. Самое интересное,что талант спрятать невозможно...
А_Гусев 08-12-2008-20:40 удалить
Вот я всё ждал, а хоть кто-нибудь заметит: "девочка-то влбюблена... Спасибо Вам! Для меня это очень важно было, чтобы заметили. И вот -наконец! Ведь у нас на глазах, можно сказать, драма происходит. любовь незамечаемая, незамеченная. Здесь не одно, а два одиночества - два разделённых пространством класса, одиночества. А талант этой девочки, такой своеобразный, - он кому нужен? Её духовность, начитанность, наблюдательность, пистельские наклонности - вещь в себе...
А_Гусев 08-12-2008-21:29 удалить
Ответ на комментарий А_Гусев #
Исходное сообщение Glucherry Исходное сообщение А_Гусев Значит, быть талантливым, как это парадоксально ни звучит,- и опасно и тяжело. И не каждый способен найти " это "примирение" таланта с действительностью. Может, поэтому гибнут таланты? Александр Иваныч, дорогой ты наш... А кому легко???!!!...
Легче всего - дуракам. Ведь горе - то - оно - от ума...
tanikota 08-12-2008-23:05 удалить
Ответ на комментарий А_Гусев # "И не каждый способен найти " это "примирение" таланта с действительностью". Чаще талант ИЩЕТ форму выражения не просто действительности, а будущего. И практически всегда он немного впереди своего времени, как маяк, который освещает путь тем, кто пойдет по проторенной дорожке. Поэтому и сгорают и рано уходят из жизни, т.к. выполняют свою задачу в другом "скоростном" режиме. А вот примириться с действительность, им на самом деле очень сложно. Ноги - здесь, туловище - на улице, голова - на крыше. Одним удается и раскрыть свой талант, и приспособиться, а кому-то нет. Гении или одаренные, всегда - эксперимент природы.
Са-фи-ра 08-12-2008-23:29 удалить
А_Гусев, Какой чудесный человек Верочка) Она так точно описала гения))) Без всякого пафоса, а так, по-простому, как сердцем написалось)
А_Гусев 08-12-2008-23:48 удалить
Са-фи-ра, Да, эта девочка - одно из моих открытий. Я собираюсь ещё кое-что показать из её дневника. Она не только интересно и глубоко мыслит, но и хорошо пишет, способная девочка. Спасибо, что заметила.
А_Гусев 08-12-2008-23:52 удалить
tanikota, Спасибо за отклик - я согласен с вами, трудно не согласиться. Конечно, эксперимент природы, но, очевидно, - довольно опасный эксперимент. А с другой стороны, каким был бы мир без подобных экспериментов!? "Так природа захотела..." ( Булат Окуджава).
tanikota 09-12-2008-12:09 удалить
Ответ на комментарий А_Гусев # Насчет опасный, не знаю... Если рассматривать и жизнь на нашей планете, как эксперимент, то скорее всего "интересный и важный". Тем не менее, сравнивая масштабы Макромира и Микромира, для эволюции человечества важна и каждая травинка, и каждый муравей, любое Божие творение... и, тем более, каждая человеческая душа. А вам спасибо, за то,что Вы вовлекаете многих в этот важный процесс познания мира и помогаете раскрывать глаза и душу, чтобы преодолевать в себе косность и равнодушие. Это тоже ДАР.
А_Гусев 09-12-2008-12:29 удалить
Татьяна, спасибо на добром слове! По - моему, мы с вами делаем одно дело. Вы своими эйдосами, "японской поэзией", я - хоть и более прозаическим путём, но с несомненным желание помочь раскрыться в человеческой душе - разумному и доброму, осознать себя в этом мире, понять своё предназначение...
tanikota 09-12-2008-19:22 удалить
Да, и любое предназначение нужно принимать с благодарностью. Ибо в этой жизни другого не дано.
гм... а я вот знаю одного такого гения. Он заговорил только в три года. По математике, физике, лингвистике (и еще много чего можно сказать) все знает. Еще и музыку пишет, на флейтах играет, гармошке, фортепиано. Давно с ним общаюсь и вижу, что ему тяжело. Вы говорите (или ТА, что писала - тут не совсем понячтно от лица кого ведется повествование), чтьо они мешаеют. Тогда вопрос: а кто изобрел лампочку? написал "Онегина"? чья музыка играет на свадьбах? что мы поем в храмах на Пасху? КТО ВСЕ ЭТИ ЧУДЕСА СОЗДАЛ? Без лампочки, как без глаз ночью, без Пушкина многие, как без радости духовной, и свадьба не свадьба когад марш не играет. И на Пасху "Христос Воскресе" отдает в душе ликованием благодаря красоте песнопений, мелодий тех, кто их сочинил. Нет, нельзя так. А что тогда делать с левшами, слепыми, больными... С ними ведь тоже тяжело?
А_Гусев 09-12-2008-20:11 удалить
Иоанна_Вишневская, От чьего лица - понятнее понятного. А всё, что вы перечисляете, никто не оспаривает. Речь совсем о другом. Но об этом уже много сказано. В дневнике этой девочки, от чьего лица идёт рассказ, есть много незамеченных и важных деталей. Пока что на них почти никто не обратил внимания. А жаль... А жаль...
Ника1313 09-12-2008-22:32 удалить
Учитель! Воспитай ученика, чтобы было у кого потом поучиться! (Г.Вайнер) Мне кажется, что у учителей проблема с такими детьми - не в детях, а в себе самих, в нежелании ПРИНЯТЬ их превосходство, даже если это и понимается. Ну смогли же Пушкин и Жуковский остаться друзьями на всю жизнь, все время учась друг у друга... И неважно кто там из них победитель ученик, а кто - побежденный учитель. Важно желание обоих УЧИТЬСЯ дальше... мне так кажется.
А_Гусев 09-12-2008-22:40 удалить
Ника1313, Ну да! В этом и заключается идея этого "произведения". Но, к великому сожалению, "Жуковских"среди подобных учителей - нет. Поезд и этой химички, и той литераторши - давно ушёл. Этим учителям уже не дотянуться до своих "умников". Я так думаю. ..
Ника1313 09-12-2008-22:53 удалить
Мне кажется, что учитель - это ТОЛЬКО тот, кто сам всю жизнь учится, и не обязательно у признанных авторитетов.


Комментарии (40): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЯХ | А_Гусев - А_ГУСЕВ. БЛОГ "УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ" | Лента друзей А_Гусев / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»