[298x500]
БЕДА С ЭТИМИ «ГЕНИЯМИ»...
...Фрагментик из дневника одной десятиклассницы сельской школы по имени Вера. Когда-то записки эти я в течение года публиковал в одной из рижских газет на своей молодёжной странице – с разрешения автора, разумеется.
Прошло немало времени. А сейчас смотрю: – ну прямо в тему, которую мы сейчас обсуждаем. И не только...
...Фордиком его ещё в детстве прозвали.: он всё с автомобильчиками игрушечными возился. А потом стал свои мастерить. Тоже с дистанционным управлением.
В химии он- Бог! Смотрю однажды: книжищу какую-то на переменке читает. Так увлёкся, что меня не заметил. Формулы там на всю страницу. Я заглянула – тёмный лес. А он оторваться не может. И вдруг увидел, что я за ним подглядываю. Книжищу свою захлопнул, спрятал. Вроде бы смутился. Но тут как раз звонок...
Сидит этот Фордик в дальнем углу класса и пристально смотрит на учительницу. Глаза у Фордика зелёненькие. На щёчках – детский румянец. Смотрит он именно так, как нравится учителям. Им почему-то кажется, что если на них внимательно глядят – значит, стараются, усваивают.
Но скжите сами – что может усвоить из рассказа Матильды
Яновны Фордик, если весь её рассказ сводится в основном к тому, что число протонов равно числу электронов? Фордик, который шутя каждый год занимает первые мета на всевозможных олимпиадах. И не только по химии. Он и физик замечательный. И биолог. Дома у него английские журналы с последними новинками. Родители выписывают. Я сама беру иногда у его мамы. Так, полистать...
А вообще-то быть «гением» довольно хлопотно. Потому что хлопот с ним не оберёшься.
Наташка рассказывает, что у них в школе тоже один «гений» выискался – литературный. Так он свою училку чуть ли не до инфаркта доводит. Она ему про обличительный пафос «Мёртвых душ» и про сатиру на помещичье-чиновничий аппарат России, а он ей – как надо понимать слова Андрея Белого о том, будто шкатулка Чичикова не что иное, как жена Чичикова. А Шинель – любовница Акакия Акакиевича. И ещё про Набокова – можно ли с ним согласиться, будто потайное отделение шкатулки, то есть сердце Чичикова – сама госпожа Коробочка?
И так каждый урок. Представляете? Беда с этими «гениями». Они мешают вести такой образ жизни, к которому в школе привыкли. Войдём в положение той же «химички» Ей что – заканчивать пересказывать учебник и садиться за новейшие труды иностранных химиков? И всё из-за какого-то Фордика? Одного –единственного «гения»?
Не выйдет . Такого она уже не потянет. Я полагаю, и Наташкина училка не выдержит. Сломается. Доконает её этот всезнайка и выскочка. Если не с Гоголем, то уж с Достоевским точно.
Вот наш Фордик – совсем другое дело. Не выпендривается. И умнее всех быть не хочет – именно в этом смертном
грехе обвиняет Наташкина «литераторша» своего тирана.
Фордик возникать не стремится. Спросят – ответит небрежно. А так сидит себе смирненько, смотрит учителю в глаза, а сам, я уверена, какую-нибудь свою задачу решает. Он, кстати, почти все вычисления в уме делает. В общем-то, к нему хорошо относятся. Любят даже. Ещё бы! Списать – на здоровье! Аппаратик изобрести для подсказок – ради бога. На очередную олимпиаду – с превеликим удовольствием.
Я тоже сижу одна в своём дальнем углу класса. Дальнем – от Фордика. До него поговорить о чём-нибудь интересном с мальчишкой мне не доводилось. А этот, тогда ещё для меня просто »Фордик» ( а не «гений) потряс сразу: начал вдруг доказывать теорему: крокодил более длинный, чем зелёный...
«Гений» не обращает на меня никакого внимания. Он не знает, что сейчас, преданно слушая учительницу и пожирая её глазами, я думаю о нём. Вот сорваться бы нам вдвоём с этих нудных уроков, гулять где-нибудь по оттаявшим, уже весенним лесным тропинкам...
Я бы никогда не устала слушать об его удивительных крокодилах, как запросто можно обыкнровенный сахар превратить во взрывчатку и даже о том, как "романтично" химическая связь сопровождается перестройкой электронных оболочек связывающихся атомов.
И никогда не устала бы читать ему моего Мандельштама или Баратынского. А может быть... и своё. Ведь, сколько я себя помню, я только и делаю, что молчу о главном. Говорю не о том. И... не с теми. И не так.
Но «гений» глядит в пространство. Как и я. Глядит своими немигающими зелёненькими – какую-нибудь смешную теорему придумывает...