• Авторизация


УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ 18-10-2008 15:38 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[240x320]

[показать]

 

      С О Ч И Н Я Е М     CТ И Х И

 

                                           О  РИФМЕ

 
 
П О Х О Ж И Е    Х В О С Т Ы
 

О стихах, кажется, уже сказано немало. Мы вместе учились лечить выбившиеся из ритма «хромающие строки». Занимались цветными стихами. А также  звукописью – рычащими, гудящими, жужжажищими, стучащими, мычащими, гремящими, визжащими, пищащими, чирикающими, поющими словами...
Немало говорили о метафоре, сравнении, олицетворении и других «украшениях». Обо всём этом можно вспомнить, повторив наши «Уроки словесности».
 Сегодня мы сыграем в поэтическую игру «Похожие хвосты». Её придумал американский поэт Джон Чиарди. Послушайте его стихотворение в пересказе Романа Сефа.
       
 Посвящается детям, сочиняющим стихи, а также их родителям, бабушкам, и дедушкам
 
Две птицы удивитиельных
Есть в ящике моём,
И если хочешь, то с тобой сыграем мы вдвоём.
А чтобы мы могли начать, запомнить должен ты,
Что у несхожих этих птиц- похожие хвосты.
Поймать таких смешных пичуг- весьма нелёгкий труд.
Недаром люди умные их рифмами зовут.
...И вправду птицы шустрые из ящика большого
Вдруг начали вытаскиватиь наверх за словом слово.
Одна достала слово   г в о зд ь,
Другая сразу – г о с т ь      и   т р о с т ь.
Одна дорстала слово г р у с т ь,
Другая фразу   Н у    и    п у с т ь,
Одна достала слово    с л о н,
Другая -   з в о н     и    т е л е ф о н.
- Теперь, - сказал мне человек, - пора и нам сыграть.
Я буду доставать слова,
Ты должен рифмовать.
Достал он слово   к о ч к а,
А я ответил: б о ч к а,
И    с т р о ч к а, и   с о ро ч к а,
И сразу два    л и с т о ч к а.
И на прщанье    т о ч к а.
... Мы с ним играли целый час
Похожими словами,
Теперь мы покидаем вас,
И вы играйте сами!
 
Я думаю, это приглашение не нуждается в особых комментариях...
Играем в рифмы!
Игру можно и нужно усложнить, ибо может сложиться впечатление, что рифмы – всего лишь «похожие хвосты». Но это не так. Рифмы –   не только созвучия окончаниий – это    созвучия слов во всём их многообразии. Например, – составные рифмы, когда слово рифмуется сразу с двумя словами ( спит она - воспитана: Борис  Заходер). Или - контурные рифмы. Здесь рифмуется общий акустический контур слов.
( уронили Мишку на пол – оторвали мишке лапу; приехали – с орехами; по пятам – капитан; решили – в машине; тучкины- штучки: шар- хороша;
обошёл- хорошо...)
 Непревзойдённым мастером подобной рифмы был Владимир Маяковский.
 А теперь стихи моих студийцев...
Мне кажется, здесь проглядывают некоторые секреты поэзии, о которых мы с вами говорили. И прежде всего тот, без которого поэзия невозможна – фантазия..
 
ОСЕНЬ
 
Вот уж осень наступила.
 С эвкалиптов закружилась
 Мандаринами листива.
И на север потянулись
Стаи страусов, колибри,
В общем всякая пернатая братва.
Собирают папуасы ананасы.
Крокодилы улетели на Луну.
И мигрируют в холодных
Увядающих пампасах
Масса буйволов и антилопов гну.
Чу! Донёсся с Амазонки храп пираний.
На болоте – бегемоты в сапогах.
И прекрасны Гималаи,
Как расцветший кактус ранний.
Утопающий в банановых снегах.
                                            ОЛЯ, 7 класс
 
ВЕСНА
Рисует мальчик, сидя у окна
На жёлтом небе синяя луна.
Рисунок называется «Весна».
«Так не бывает», - говорит она.
Насмешливо...
     И видит из окна:
На жёлтом небе – синяя луна.
                                        ОЛЯ, 7 класс.
 
 
О РАВЕНСТВЕ В КАРИБСКОМ МОРЕ
 
Рыбачил Краб в Карибском море.
И на сиреневом просторе
Во крабьи сети угодил
Морозостойкий крокодил.
- Похоже, этот из Сибири,-
Подумал Краб, разинув шире
К работе рвущуюся пасть.
- Дур- рак! Ур-род! Р- решил напасть?!
Раскрылась крокодилья пасть –
Попр-робуй- ка,  кар- рибский хмырь,
Лишь тронуть мать мою Сибирь!
- Я... мать твою тер-рзать не буду.
Хочу из кр-рокодила блюдо.
Фор-рель мне книгу подар-рила
«Сто тысяч блюд из кр-рокодила».
С тех пор-р  я на мор-ре сижу –
И кр-рокодильчиков ужу.
Сибир-рский, нильский, хоть с Луны...
В Кар-рибском море все равны!
                                   Лёвушка Гупаха
 
И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ НЕМНОГО ПРОЗЫ...
 
ПИРОЖКИ С КОТОМ
       ( рецепт)
 
Возьми полпачки дрожжей. Нарежь мелкими кусочками шпик, почисть 1-2 луковицы и поставь в «тёпленькое местечко».Оттащи от миски со шпиком кота, покроши туда лук и добавь чёрного перца.
  Потом помой пасть орущему коту (плохо переносит чёрный перец, паршивец), достань муку, молоко, отбери у кота сметану.
 
Замеси тесто и сделай небольшие лепёшки. На середину каждой лепёшки клади начинку и начинай лепить пирожки. Открой духовку, выкинь оттуда кота, поставь вместо него противень с пирожками.
Боже! Дрожжи забыла! Немедленно вытаскивай противень обратно (кота в это время можно отгонять ногой). Быстренько разрежь пирожки, вытащи из них начинку, а тесто, отлепив от него кошачий хвостложи в миску. Достань из «тёпленького местечка» дрожжи и постарайся вместить их в тесто. Кота швырни в окно.
Засунь в духовку заново сделанные и разложенные на противне пирожки, зажги газ и хорошенько захлопни дверцу.
Через 1-2 минуты открой духовку, выхвати оттуда вопящего кота и дуй к ветеринару. По возвращении от ветеринара достань из духовки то, что осталось от пирожков и отдай э т о   коту.
Пусть подавится!
                                   Даша, 8 класс

 
 
 
 
                          
 
 

[639x699]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (62): вперёд» последняя»
night_moves 18-10-2008-16:37 удалить
Очень интересная игра. Надо бы запомнить, ибо может пригодиться в будущем.. "Пирожки" улыбнули)) Вы не любите кошек? Вы просто не умеете их готовить))))
Behind_Dark_Eyes 18-10-2008-18:26 удалить
Молодцы ребята:))) Здорово у нмх получается рифмовать!
Ulalum 18-10-2008-19:56 удалить
А_Гусев, постараюсь. на следующей неделе, заказ сдам. Мои бедные дети сейчас сиротствуют, совсем от рук отбились. :)
спасибо, обязательно будем играть в такие игры. К сожалению пока Сеня плохо понимает что это такое. Пытаемся с ним учить стихи. Я рассказываю и пропускаю последнее слово. Он часто вставляет свое, какое хочет (но по смыслу). Я ему пытаюсь объяснить, что если слово другое поставить, в рифму, будет лучше звучать. Но пока по-моему он не видит разницы. Шедевр от Сени: Я люблю свою "асядку", причешу ей шерстку "гиядко", гребешком приглажу "фост", и верхом поеду (далее на выбор) "с мамой", "туда", "в лес", "за гагами" и т.д. такие вот успехи :)
А_Гусев 18-10-2008-20:50 удалить
[QUOTE]Исходное сообщение Ulalum А_Гусев, постараюсь. на следующей неделе, заказ сдам. Мои бедные дети сейчас сиротствуют, совсем от рук отбились. :) Желаю удачи!
Азма 19-10-2008-02:10 удалить
Ваша Даша с 8-го класса хорошо освоилась в СЕТИ, и совершила маленький плагиат. Сходите по этой ссылке и посмотрите дату напечатания рецепта пирогов с котами. http://www.israword.co.il/yabbse/index.php?board=4;action=display;threadid=9973
А_Гусев 19-10-2008-10:30 удалить
Ответ на комментарий Азма # АЗМА, Вынужден сделать существенное признание - рассказ школьницы Даши был опубликован в рижской газете "Ригас Балсс" на моей странице "Тусовка" за 28 ЯНВАРЯ 1997 года, т.е. - более 10 лет назад. Я ни от кого не скрывал и не скрываю , что публикую произведения своих студийцев, написанных в разные годы и указываю тот возраст, в каком они были написаны. Так что рассказ украли у Даши! Уже успели.. Если Вас не устраивают мои "показания", могу выслать номер этой газеты за 28 января 1997 года - он у меня сейчас в руках. Благодарю Вас за проявленную бдительность. Но в те времена воровать чужие произведения через интернет не было возможно, ибо дети вообще не имели к нему доступа.
Всегда удивляло, почему бы не автоматизировать стихосложение? Ничего нет сложного - создай базу рифм, шаблон размера, и вперед! К чему многочасовые перемываня тонн словесной руды? Компьютер должен услужливо подбрасывать возможные рифмы, твое дело - выбрать на свой вкус. Не может быть, чтоб таких программ не было. Может, кто встречал? Если нет, пойду, сделаю, и буду продавать хоть за монгольские тугрики.
А_Гусев 19-10-2008-11:56 удалить
Эдульвейс, Подобные "проекты" когда-то уже "имели место". Исходили, как правило от людей, далёких от искусства и готовых механизировать всё, что угодно. Ведь "шахматная машина" работает и неплохо. Но в искусстве есть совершенно не поддающиеся автоматизации вещи: вдохновение, полная непредсказуемость тех чувств, которые владеют творцом-человеком, когда он сам не может объяснить, что побудило его к созданию "Фауста" или "Евгения Онегина"; настрой души в момент создания произведения; "особые" условия для творческого процесса... Наконец, искусство потому и искусство, что не совместимо ни с какими шаблонами. Тот ужас, что вы, я думаю, в шутку предлагаете, сотрёт с карты поэзии имена великих творцов и настоящего, и будущего ,и прошлого ( ведь их начнут "совершенствовать", а для совершенства предела нет). И потом - кому нужно такое автоматическое искусство, из которого исчезнет личность, сама душа поэта... Творчество - естественная потребность человека, существует многие тысячи лет и никогда не прекратится, пока на Земле есть ЧЕЛОВЕК.
А_Гусев 19-10-2008-12:03 удалить
Ответ на комментарий Азма #
Исходное сообщение Азма Ваша Даша с 8-го класса хорошо освоилась в СЕТИ, и совершила маленький плагиат. Сходите по этой ссылке и посмотрите дату напечатания рецепта пирогов с котами. http://www.israword.co.il/yabbse/in...y;threadid=9973
А вы не заметили, что ваш якобы "автор"- "просматривал свой а р х и в каких-то рассказов - на Дашин рассказ и напоролся в своём "архиве". Впрочем, мой подробный комментарий ниже. Я бы на вашем месте извинился перед оскорблённым вами человеком.
Исходное сообщение А_Гусев ...Тот ужас, что вы, я думаю, в шутку предлагаете, сотрёт с карты поэзии имена великих творцов и настоящего, и будущего ,и прошлого ...
Почему "ужас"? Пиитический калькулятор, не более того. Никто не покушается на святая святых. Не секрет, что поэт львиную долю времени тратит на вспоминание подходящих рифм, чисто механически перебирая варианты. Если рифма сама плывет в руки - и слава Богу, но зачем же тратить драгоценное время на поиск нужного, проще нажать кнопку и посмотреть, что там предлагает человечество, рутинный труд - на плечи машин.
А_Гусев 19-10-2008-14:17 удалить
Эдульвейс, Ужас - потому что поэты станут лишними. Исчезнут. ПОЭТУ не нужно, чтобы ему машина "дарила" рифмы и прочее. Он потому и поэт, что жаждет заниматься поэтическим трудом, тратить на него всё свое "драгоценное время" -в этом смысл его жизни. Именно - драгоценное, потому что творчество для него и счастье, и призванье, и смысл жизни. А поиск художественного образа вообще ни с чем не сравним, потому что делает художника счастливцем, открывателем. Помните, как Остап Бендер продавал журналистам "Заготовки к написанию разного рода произведений". Расхватывали бойко - халтурщики.
Ответ на комментарий А_Гусев #
Исходное сообщение А_Гусев Эдульвейс, Ужас - потому что поэты станут лишними. Исчезнут. ПОЭТУ не нужно, чтобы ему машина "дарила" рифмы и прочее. Он потому и поэт, что жаждет заниматься поэтическим трудом, тратить на него всё свое "драгоценное время" -в этом смысл его жизни. Именно - драгоценное, потому что творчество для него и счастье, и призванье, и смысл жизни. А поиск художественного образа вообще ни с чем не сравним, потому что делает художника счастливцем, открывателем. Помните, как Остап Бендер продавал журналистам "Заготовки к написанию разного рода произведений". Расхватывали бойко - халтурщики.
А поп-культура? Конвейеры Голливуда, фабрики звезд, литературные негры, да хоть те же журналисты - штампы, штампы, возведенные в абсолют, автоматизированная имитация творчества. По сравнению с этим предлагаемый калькулятор - невинная игра в крысу.
А_Гусев 19-10-2008-15:31 удалить
Эдульвейс, Вот для такого "контингента", я думаю, предлагаемый вами калькулятор может сгодиться. Я же веду речь - о подлинном искусстве и о великих именах, обессмертивших себя на века. Это, как говорят в Одессе, "две больших разницы".
А_Гусев 19-10-2008-16:44 удалить
Ответ на комментарий А_Гусев #
Исходное сообщение А_Гусев Эдульвейс, Вот для такого "контингента", я думаю, предлагаемый вами калькулятор может сгодиться. Я же веду речь - о подлинном искусстве и о великих именах, обессмертивших себя на века. Это, как говорят в Одессе, "две больших разницы" .
И большое Вам спасибо за внимание к моему дневнику!
Азма 19-10-2008-21:42 удалить
А_Гусев, Два года тому назад он был напечатан. Значит в то время Даша училась в 6 -м классе. Передайте этой ГЕНИАЛЬНОЙ девочке, что ТАК написать в СТОЛЬ ЮНОМ возрасте не удавалось даже Пушкину.
А_Гусев 19-10-2008-22:03 удалить
Ответ на комментарий Азма # Азма, Вы что, не прочитали в комментарии, что рассказ был напечатан в "Ригас Балссе" в 1997 году. Ведь я публикую не только сегодняшних своих авторов, но и бывших. В 1997 году Даша училась в 8 классе. Украден вашим источником в 2006 году. К тому же он сам сознаётся, что разыскал забавный рассказ в своих архивах ( ваша сноска) и присвоил. Лучше выясните у него, как рассказ попал в его "архивы" и почему он опубликовал его без ссылки на автора. Чего вам ещё? Не грешите, Азма, извинитесь перед оскорблённым вами человеком! Неужели вам не стыдно?
Са-фи-ра 19-10-2008-22:08 удалить
Я помню мой первый стих про осень))) Осень наступает с каждым мрачным днем. Листья опадают золотым дождем. Птицы улетели в теплые края, Лишь трава сухая мокнет от дождя. Вот такой выплеск был по отношению к осени мной в 3-м классе))) Теперь я ее люблю с дождиками, с уже безлиственными деревьями.
А_Гусев 19-10-2008-22:15 удалить
[QUOTE][b]Исходное сообщение Са-фи-ра, И какой же вы были талантливой третьеклассницей! С тех пор - хорошо пишете! Спасибо)))
А_Гусев 19-10-2008-22:27 удалить
Ответ на комментарий Са-фи-ра # Са-фи-ра, Зря стараетесь - понять этого АЗМА не способна. Я даже точную дату публикации рассказа ( январь 1997 г.) в рижской газете выдал в комментарии- не помогает. Может, сфотографировать и переслать? Самое смешное, что человек, опубликовавший рассказ два года назад, сам сознаётся, что нечаянно разыскал его в своих архивах и даже не помнит, чей он и откуда у него оказался - просто понравился... Порядочные люди в таких случаях извиняются!
Са-фи-ра 19-10-2008-23:11 удалить
ЛетнееВремя, Супер))) Вспоминаю своего младшего и то время, когда он мне подобные шедевры рассказывал)
А_Гусев 20-10-2008-10:27 удалить
Ответ на комментарий Са-фи-ра # Если бы мы привыкли записывать за нашими малышами их забавные "байки"... Какая замечательная книга могла бы получиться - и для нас и для них, когда они подрастут!
Mona_Lizzeta 20-10-2008-13:49 удалить
Здорово:) Нужно будет попробовать поиграть:)
Са-фи-ра 23-10-2008-23:30 удалить
А_Гусев, А я записывала, кстати, пока они маленькими были))) Одна песенка "Ах белый теплоход" на Мишкин лад малышовый чего стоит)))))
А_Гусев 24-10-2008-16:13 удалить
Ответ на комментарий Са-фи-ра # Са-фи-ра Аты молодец. Значит, скоро книжку можно будет издать. У тебя много записей? Ты отбирай самые интересные. Можно их как-нибудь классифицировать. Успеха тебе - )
word-man 24-10-2008-16:32 удалить
Исходное сообщение Эдульвейс Исходное сообщение А_Гусев Эдульвейс, Ужас - потому что поэты станут лишними. Исчезнут. ПОЭТУ не нужно, чтобы ему машина "дарила" рифмы и прочее. Он потому и поэт, что жаждет заниматься поэтическим трудом, тратить на него всё свое "драгоценное время" -в этом смысл его жизни. Именно - драгоценное, потому что творчество для него и счастье, и призванье, и смысл жизни. А поиск художественного образа вообще ни с чем не сравним, потому что делает художника счастливцем, открывателем. Помните, как Остап Бендер продавал журналистам "Заготовки к написанию разного рода произведений". Расхватывали бойко - халтурщики. А поп-культура? Конвейеры Голливуда, фабрики звезд, литературные негры, да хоть те же журналисты - штампы, штампы, возведенные в абсолют, автоматизированная имитация творчества. По сравнению с этим предлагаемый калькулятор - невинная игра в крысу.
Так ведь словари окончаний и словари синонимов - рабочий инструмент любого поэта и так.
А_Гусев 24-10-2008-17:07 удалить
word-man, Вот всё это я ему долго объяснял, но, видимо, безуспешно...
Ответ на комментарий А_Гусев #
Исходное сообщение А_Гусев word-man, Вот всё это я ему долго объяснял, но, видимо, безуспешно...
Почему безуспешно? Что-то стало понятней...В конце-концов, если прав я, такие программы есть. Если правы вы, их нет или о них никто не знает. Лично я не слышал о таком, а вопрос задавал во многих местах. Пойду еще где-нибудь спрошу.
А_Гусев 24-10-2008-19:22 удалить
Ответ на комментарий Эдульвейс # [QUOTE]Исходное сообщение Эдульвейс Исходное сообщение А_Гусев word-man, Вот всё это я ему долго объяснял, но, видимо, безуспешно... Почему безуспешно? Что-то стало понятней...В конце-концов, если прав я, такие программы есть. Если правы вы, их нет или о них никто не знает. Лично я не слышал о таком, а вопрос задавал во многих местах. Пойду еще где-нибудь спрошу. Эдульвейс, когда спросите и получите интересный ответ, будьте любезны - просветите нас. С уважением!
А_Гусев 24-10-2008-19:31 удалить
Ответ на комментарий А_Гусев # ЧИТАТЕЛЯМ, КУДА-ТО ИСЧЕЗЛА ЦИФРА с УКАЗАТЕЛЕМ ОБЩЕГО КОЛИЧЕСТВА КОММЕНТАРИЕВ, ИХ БЫЛО ЧТО-ТО БОЛЕЕ СОРОКА. МОЖЕТ, КТО ПОДСКАЖЕТ, КАК ЕЁ ВЕРНУТЬ НА МЕСТО - ПОСЛЕ ПОСТА? БУДУ ОЧЕНЬ БЛАГОДАРЕН!


Комментарии (62): вперёд» последняя» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ | А_Гусев - А_ГУСЕВ. БЛОГ "УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ" | Лента друзей А_Гусев / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»