[600x600]
УЧИМСЯ СОЧИНЯТЬ
ПРИГЛАШЕНИЕ К ТВОРЧЕСТВУ
Как-то я опубликовал несколько юморесок моих студийцев о школьном житие-бытие. И вспыхнула дискуссия...
О нет, продолжать её я не собираюсь. Двух объёмитых постов с сотнями комментариев оказалось вполне достаточно, чтобы школа со всеми её «персонажами» явилась во всей красе. Но в одном я убедился: «Уроки словесности» нужно продолжать, если уж они вызывают столь активную и непредсказыемую реакцию.Тем более, что в последнее время ко мне часто стали обращаться юные читатели, присылать на рецензию свои произведения с настойчивой просьбой: - Ну хоть немножечко поясните, как надо сочинять, чтобы всем было интересно. И вообще – чтоб получилось...
Что ж, продолжим уроки словесности. Я подчёркиваю – продолжим, ибо этой теме посвящён весь мой дневник. И я не собираюсь повторять то, что уже «пройдено». Полистайте, кто захочет, – там всё об э т о м. Но прежде всего - образность. И неутомимые поиски своих слов. Можно ли этому научить... Мы уже не раз убеждались – да, можно. Для «разминки» поиграем... в сравнения. Всё в этом мире начинается с игры...
Три-четыре человека ( отгадчики) выходят за дверь, а остальные договариваются, какой предмет будут сравнивать. Когда отгадчики возвращаются, ведуший начинает: «То, что мы задумали, похоже на...» и даёт слово тому, кто первым нашёл сравнение.
- ... цветок
-... на бабочку
-... на крендель, на велосипед и на карнавальную полумаску.
-... на восьмёрку, которая лежит на боку.
- Очки? – спрашивает кто-нибудь из отгадчиков.
- Нет! – разве очки похожи на винт вертолёта?
- Бант! – додумывается другой и получает право назначать новых отгадчиков.
Из наблюдений...
«Папа, смотри: на дереве – травка растёт!»
Речь идёт о сосне, к которой внимательно пригляделся ребёнок. И увидел, удивился: на всех деревьях листья, а на этом «травка растёт».
Так начинается вовлечение в творчество. Игра «в открытия». Открытия – это уже художественные образы. Свои фразы и свои слова.
Еще одна игра...
«Допиши две строки!»
Предлагаю детям неизвестное и незаконченное четверостишие. Обычно юмористическое. Например:
В зоопарке бегемот
Проглотил ежа. И вот...
- Добавьте две строчки, чтобы получилось смешно.
Начинается творчество Вот один из сочинённых вариантов.:
В зоопарке бегемот
Проглотил ежа. И вот.
Бегемот во всю хохочет
Ёж ему нутро щекочет...
Когда сочиняешь, надо всегда помнить о том, как важен в произведении подтескт – то, что - «между строк». И как важно уметь фантазировать, «выдумывать». И как важно удивить читателя неожиданным оборотом речи, занятным диалогом, афоризмом, шуткой. Впрочем, этих «важно» слишком много. Перейдём к делу.
Несколько произведений моих учеников...
Страсти Самохиной
- Никитин, ты меня любишь? –
Мой страстный голос порхнул по классу и достиг таки ушей любимого. Любимый вздрогнул.
- Я не люблю тебя, Самохина!
- А почему ты меня не любишь?
- Потому что ты полная идиотка!
- Никитин, я не полная!
- Полная, полная.
- Нет, не полная! У меня талия -58...
- Полная относится к идиотке, а не к талии.
- А-а...
Я успокоилась: чего дёргаться, если полная относится не ко мне, а к какой-то идиотке.?..
- Ники – и – тин, - вновь проворковала я. - ТЫ МЕНЯ ЛЮБИШЬ?
- Нет, Самохина!!!
- А за что, Никитин? Я, например, тебя очень люблю...
- И за что ты меня так?! Са-мо-хи-н-нн –а!
Аня, 8 класс
ЛЕТО В ДЕРЕВНЕ
Дорогие мама и папа!
Тут, в деревне, мне очень нравится. Бабушка с дедушкой очень нравятся тоже. Я им сильно помогаю. Например, бабушке больше не надо каждый раз утром и вечером доить корову. Ведь на следующий день после того, как мы с соседским Колькой немножко покатались на ней верхом, у неё почему-то пропало молоко.
Ещё бабушке больше не надо кормить индюшек. Это мы с другом Колько поспорили – он говорил, что индюшки умеют плавать, а я говорил, что нет. Я оказался прав.
Собаку тоже пока кормить не надо. Мы с другом Колькой остиавили Карабаса на ночь в курятнике ( боялись как бы на улице не простудился), и там он наелася на три дня вперёд. Так что и кур бабушке больше кормить не надо.
А после того, как мы с другом Колькой однажды выгнали пастись поросят, бабушке уже не надо полоть огород.
Но самое главное, бабуше больше не надо заботиться о дедушке. Вы только не пугайтесь – он всего лишь в больнице. Знаете, дедушка забрался на крышу, чтобы вытащить застрявший в трубе вентилятор, который мы с другом Колькой час назад туда уронили, играя в вертолётчиков. И тут кошка Мальвина, которую мы с другом Колькой как раз смазывали от блох уксусом с машинным маслом, вдруг вырвалась, побежала, как ненормальная, и врезалась прямо в лестницу, по которой забирался на крышу дедушка. Дедушка упал и сломал четыре ноги. Потому что упал на бабушку. Теперь им не скучно. Они лежат в одной больнице. И мы с Колькой их каждый день навещаем.
В общем, живу я тут хорошо, хотя вспоминаю вас часто и очень хочу вернуться домой.
Ваш сын Толик
P.S. Как твоё здоровье, мама? Как срастаются папины переломы? Когда выйдете из больницы, немедленно мне сообщите, я очень по вас соскучился. И друг Колька – тоже. Он просится к нам погостить. Так что ждите нас обоих.
Толик, 9 класс
ОДА СЕССИИ
О, СЕССИЯ!!!
Все обычне слова просто блекнут, когда являешься Ты. Из сердца рвётся Ода...
Ты – тысяча книг и одна ночь! Ты – дивная игра, когда одни всё знают и молчат, а другие ничего не знают, но говорят.
Ты – маленький отрезок времени перед каникулами, когда студенты знакомятся с преподавателями, изучаемыми дисциплинами и будущей специальностью!
Когда чудным мгновеньем предстаёшь Ты – преображается весь мир: интимнейшим местом в моей жизни становится интернет ( «скачаловка»); уникальной музейной редкостью – конспекты лекций. Как бестселлеры, они выходят таким тиражом, что позавидует любой издатель боевиков.
Боже, неужели были времена, когда не существовало ксерокса и «скачаловки»! Бедные наши папы и мамы, дедушки и бабушки! Как же они учились? Неужели ходили на лекции и семинары?!?
О, Экзамен! Ты – спор, в котором рождается не истина, а оценка!
О, Плаванье! Самый испытанный метод сдачи экзамена! Почему не тонет студент и пьяница? Потому что первый – всегда плавает, а второму – море по колено!
Правильный ответ – приятная неожиданность, на которую преподаватель меньше всего надеется. Неплохо при ответе использовать свои мысли, но почему-то они всегда оказваются кратчайшим расстоянием между двумя «цитатами»...
О, профессор! О, доцент! О, доктор! Как вы самобытны! Как разны! Одни подсказывают, но только губами, как при переводе новостей для глухонемых. Что делать – приходится расшифровывать.
Другие... О них – не будем!
О, Сессия! Ты открываешь в студентах просто уникальные способности!
Они делаются магами, волшебниками, толкователями снов, изобретателями шпаргалок, душеведами и сердцеедами», знатоками языка микрожестов, джентльменами и леди...
О, Сессия – этим именем я назову свою дочурку, когда она появится на свет, озарённый Твоим светом, Сессия!
С благоговением вечная твоя должница
СЕССИЛЬ, студентка