• Авторизация


УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ. СЛОВА ЗАБАВЛЯЮТСЯ 02-08-2008 13:34 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[700x631]                            СТУДИЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

 
ЮМОР В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЕТЕЙ
 
                             о каркающем орле,
                                          стрельбе из шпаги

                              и прекрасномордом помидоре        

 
( продолжение -2)
 

Читая «Про Мамонта», мы убедились: внося путаницу в смысл слова, заменяя значения одних глаголов или наречий ( правильные) – другими «неправильными», смешивая и премешивая понятия, юный сочинитель как бы приглашает нас принять участие в весёлой игре, посмеяться над тем, что произойдёт, если слова выйдут из повиновения и начнут забавляться, проказничать. Ребёнок уверен – забавляющиеся таким образом слова обязательно потешат и читателя. Путаница, кстати, происходит не только в значении слов, но и в смысле эмоций, настроений. И это тоже порождает смешное, потому что взамен ожидаемого, привычного читатель получает небывальщину.

   Однажды ко мне в редакцию мама привела восьмилетнего Никиту. И он протянул листок, исписанный какими – то немыслимо корявыми буквами. И разукрашенный странными картинками.

Очередной абсурдистский опус...

 
С К А З К А
 
 

Были у старичка три сына. – Андрей, Иванушка и Ванька. Решили они жениться – и поехали на гору, чтобы оттуда стрелять. Первые два умных сына выстрелили правильно и вышли замуж за дочерей торгаша и торговки.

 А вот Ванька сел на коня, сунул ногу в ту штуку, которая висит на боку, и поехал искать, в кого же он попал. Долго он плутал по болоту и вдруг неожиданнно услышал чей-то взгляд. Обернулся и увидел, что под кустом лежит лягушка, тихо сложив руки.

 Он взял её домой, потому что понял, что она его невеста. Но лягушка была не простая, а заколдованная, и чтобы она опять стала царевной, нужно было убить Кащея Бессмертного.

 Пошёл Ванька искать Кащея, зашёл к Бабе Яге, а она ему выдала сундук, в котором и был Кащей. Открыл Ванька, а оттуда как что-то вылетит. Поднял он голову и увидел, что орёл сидит на ветке и каркает. Выстрелил Ванька в орла, заяц упал и побежал в кусты. Не раздумывая, Ваня выхватил шпагу и выстрелил в противника. Тут же из зайца вывалилось яйцо. Разбил Иван яйцо и достал из него иголочку, сломал её, и Кащей испарился.

 А они стали жить и добра наживать.
 Для меня до сих пор загадка – что   э т о?

Элементарная  безграмотность?  «Винегрет» из знакомых сказок – на почве переутомления? Или намеренная «путаница», как у Чуковского, когда синички «взяли спички и море синее зажгли» ?     Путаница с целью – рассмешить...

 Скажу лишь одно – мама была за своего Никитушку явно встревожена. Мы с ней пошептались в коридоре...

   - Может, с ним что-то неладно? Может, к врачу обратиться? Представляете – только такое и сочиняет...

     А какое - т а к о е?
 Это вопрос моим читателям...
 

   И  снова – дети, с их лингвистическими изобретениями, фантазиями, словесными играми ...

   Появился у меня автор Лёня с острым ощущением  фонетического образа, «помешанный» на «прикольных» созвучиях. Мальчик сам догадался: любой звук ( р, ж, л, с) может стать главным, а иногда  единственным материалом, из которого лепится смешной, комический образ. Звукопись, фонетическая инструментовка подчиняет себе , организует весь текст. ЗВУК выступает в роли дирижёра – то и дело убеждая нас в своём умении озвучивать смешные картины. 

 
«Р», например, «дирижирует таким текстом:
 
     Рыбачил Краб в Карибском море
     И на сиреневом просторе
     Во крабьи сети угодил
     Морозостойкий крокодил...
 

Игра со звуком, как правило, провоцирует игру со словом, точнее – словотворчество. И формула смешного усложняется – звукопись + неологизм.   


                                  ЖАБИЙ ВАЛЬС
 
     Красавица Жаба
     В жабо кружевном
     Кружилась, прижавшись
     К нежному Жабу...
     И жалобно жалили душу банджо,
     И запах жасмина
     Носился по саду.
     Журчанье фонтанов звучало повсюду,
     И сердце жабилось
     В предчувствии чуда...
     О, я этот миг никогда не жабуду!

 

Вы, конечно, заметили. Наши сочинители уже несколько повзрослели. Меняется поэтика, растёт эрудиция. Следующие свои страницы я, наверное, уже целиком, отдам ребятам среднего школьного возраста и даже старшеклассникам. Но и они не могут удержаться от игры словами и звуками. Может, это будущие детские поэты? Кто знает...

 


    
     Красномордый помидор,

     Не ходи гулять во двор!

     Как у дядюшки Арбуза,
     У тебя большое пузо!..
     ...- Ну какой же красномордый!?
     Помидор ответиол гордый.-
     Просто я - прекрасномордый!
     И ещё – прекраснопузый –
     Слаще вашего Арбуза.
 
           ( продолжение следует)                             
 
 

 

                           

[700x497]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (130): вперёд» последняя»
Shuurey 02-08-2008-15:45 удалить
Жабий вальс -необыкновенный,хочу взять в эпиграф в профессиональный форум)))Пока я у них -крокодилушка Набокова.
А_Гусев 02-08-2008-15:49 удалить
Исходное сообщение Shuurey Жабий вальс -необыкновенный,хочу взять в эпиграф в профессиональный форум)))Пока я у них -крокодилушка Набокова.
Спасибо, что оценили. Всегда буду рад быть Вам полезным. Вы столько для меня сделали)))
crazy_cat_Nata 02-08-2008-16:29 удалить
ну разве не прелесть они все ???!!!!!:) о сказке: у мальчика богатое воображение!!!:)))и никакой врач ему не нужен!!! это ведь его сказка-и он ее так видит!!! стихи-прелесть!!! особенно понравилось про помидор !!!:))))
А_Гусев 02-08-2008-16:32 удалить
Исходное сообщение наташа_натали ну разве не прелесть они все ???!!!!!:) о сказке: у мальчика богатое воображение!!!:)))и никакой врач ему не нужен!!! это ведь его сказка-и он ее так видит!!! стихи-прелесть!!! особенно понравилось про помидор !!!:))))
Спасибо, Наташенька! Как это здорово всё-таки иметь своих ПЧ - если они не "понарошку", а на самом деле)))
таис- 02-08-2008-17:12 удалить
не думаю, что мальчику нужен доктор. может просто начитался (или ему читали) русские сказки и он решил составить свою.. фантазия есть.. "А вот Ванька сел на коня, сунул ногу в ту штуку, которая висит на боку, и поехал искать, в кого же он попал"... очень понравилась эта фраза.. понятно ведь,что ребёнку 8 лет и словарный запас у него маленький.. но то,как он объясняет. сразу понятно,что он себе это представляет. конечно,сразу в голову приходит : на каком боку? у кого на боку? что за штука?? но это ведь как в предыдущем посте, когда ребёнок пытается для себя объяснить предмет. а то, что мальчик в 8 лет пишет, мне кажется,родители наоборот должны гордиться им... ведь не все в этом возрасте возьмут книгу прочитать, я уже молчу о том, чтоб сочинять..(пусть даже и из кусочков) а стихотворения почему-то напомнили скороговорки, ведт в скороговорках тоже лидирует какой-то определённый звук..
Small_Witch666 02-08-2008-17:12 удалить
Откуда то стащила ,уже не помню,но думаю это в тему. У меня уже готов Для тебя букет котов, Очень свежие коты! Они не вянут, как цветы. Вянут розы и жасмин, Вянут клумбы георгин, Вянут цветики в саду, На лугу и на пруду, А у меня - букет котов Изумительной красы, И, в отличье от цветов, Он мяукает в усы. Я несу букет котов, Дай скорее вазу. Очень свежие коты - Это видно сразу!
А_Гусев 02-08-2008-17:23 удалить
[QUOTE]Исходное сообщение _LacryMoska_ не думаю, что мальчику нужен доктор.... фантазия есть.. ..."А вот Ванька сел на коня, сунул ногу в ту штуку, которая висит на боку, и поехал искать, в кого же он попал"... очень понравилась эта фраза.. понятно ведь,что ребёнку 8 лет и словарный запас у него маленький.. но то,как он объясняет. сразу понятно,что он себе это представляет. конечно,сразу в голову приходит : на каком боку? у кого на боку? что за штука?? но это ведь как в предыдущем посте, когда ребёнок пытается для себя объяснить предмет. а то, что мальчик в 8 лет пишет, мне кажется,родители наоборот должны гордиться им... ****************** LakryMoska Очень интересные наблюдения! Во всем с тобой согласен, кроме "скороговорок". "Помидор" по жанру - типичная "дразнилка", а остиальное, "Жабий валсь", например, ироническая лирика с упорными попытками выпячивания непопулярного в поэзии звука Ж - трудная вещь, между прочим. Я очень рад, что у меня появился такой проницательный ПЧ. И думающий. Скоро начну верить в победу "Войны и мира". Спасибо)))))
А_Гусев 02-08-2008-17:25 удалить
Исходное сообщение Small_Witch666 Откуда то стащила ,уже не помню,но думаю это в тему. У меня уже готов Для тебя букет котов, Очень свежие коты! Они не вянут, как цветы. Вянут розы и жасмин, Вянут клумбы георгин, Вянут цветики в саду, На лугу и на пруду, А у меня - букет котов Изумительной красы, И, в отличье от цветов, Он мяукает в усы. Я несу букет котов, Дай скорее вазу. Очень свежие коты - Это видно сразу!
Очень даже в тему))) Спасибо)))
citruZzZ 02-08-2008-19:08 удалить
Понравилось по помидор)))
А_Гусев 02-08-2008-19:11 удалить
Исходное сообщение Hello_Kitty_love_483 Понравилось по помидор)))
Спасибо, милая!
А_Гусев 02-08-2008-22:48 удалить
Bсе еще рисую сказку ^__^ Дневник Bсе еще рисую сказку ^__^ написать-то легко, а картинки - иллюстрации к ней нарисовать ,ломово;l но ничего, дело идет потихонечку.
А_Гусев 02-08-2008-22:51 удалить
Исходное сообщение А_Гусев КОТИК ЗЕЛЁНЫЙ Bсе еще рисую сказку ^__^ написать-то легко, а картинки - иллюстрации к ней нарисовать ,ломово;l но ничего, дело идет потихонечку.
И где же сказка с иллюстрациями?
А_Гусев 02-08-2008-22:57 удалить
Исходное сообщение Small_Witch666 А_Гусев, рисунок выше это ваш?
А как ты думаешь?
Small_Witch666 02-08-2008-22:58 удалить
Исходное сообщение А_Гусев
Исходное сообщение Small_Witch666 А_Гусев, рисунок выше это ваш?
А как ты думаешь?
да
А_Гусев 02-08-2008-23:04 удалить
Исходное сообщение Small_Witch666 Исходное сообщение А_Гусев Исходное сообщение Small_Witch666 А_Гусев, рисунок выше это ваш? А как ты думаешь? да
Ты слишком высокого мнения о моих художественных способностях, Линочка... Лучше скажи, какого ты мнения о помещённых в "посте "произведениях. Мне это очень важно от тебя услышать.
Small_Witch666 02-08-2008-23:08 удалить
А_Гусев, про помидор понравилось
А_Гусев 02-08-2008-23:11 удалить
Исходное сообщение Small_Witch666 А_Гусев, про помидор понравилось
И на том спасибо)
shantaklera 03-08-2008-01:08 удалить
Детская фантазия - это нечто....Могут такого...намудрить....Хотя я думаю, что именно с детских лет...у ребенка можно увидеть его способности...,его характер...... Возможно я и не права.... Спасибо!!
А_Гусев 03-08-2008-09:13 удалить
Исходное сообщение nadin_astashkevich Детская фантазия - это нечто...
ВЫ правы безусловно, Надин! Характер, способности, вкусы - всё закладывается в самом раннем детстве. "Работает", конечно, и генетика. Но очень многое - воспитуемо. Вот почему так важна эрудиция родителей, близких, их интересы и пристрастия, любовь или нелюбовь к искусству. Ведь невежесство тоже, как это ни прискорбно, передаётся "по наследству". Спасибо Вам)
totarela 03-08-2008-11:02 удалить
Дети - это маленькие фонарики, которые указывают нам путь и заставляют двигаться дальше! Дети намного талантливее нас и откровеннее. Это истина...
А_Гусев 03-08-2008-11:21 удалить
Исходное сообщение totarela Дети - это маленькие фонарики, которые указывают нам путь и заставляют двигаться дальше! Дети намного талантливее нас и откровеннее. Это истина... Я очень рад, что ты это понимаешь, Марина. Значит, мы найдём общий язык)))
tanikota 03-08-2008-15:21 удалить
"ЗВУК выступает в роли дирижёра..." Наконец-то появилось понимание, что оказывается ведущим во многих моих детских стихах,- не рифмы, а звуки... Ая-юшки, ая-юшки, Прискакали две лягушки. Две лягушки-поскакушки Питащили погремушки. Пиходили кошечки Кашку есть из плошечки, Приходил зай-зай, Приносил каравай. Приходите к нам домой, Будет пир у нас горой.
tanikota 03-08-2008-15:29 удалить
"ЗВУК выступает в роли дирижёра ..." Вот что оказывается главным в в моих любимых детских стихах, теперь поняла. Дарю Вам и Вашим читателям. ИМЕНИНЫ. Ая-юшки, ая-юшки, Прискакали две лягушки. Две лягушки-поскакушки Притащили погремушки. Приходили кошечки Кашку есть из плошечки, Приходил зай-зай, Приносил каравай. Приходите к нам домой, Будет пир у нас горой.
А_Гусев 03-08-2008-16:02 удалить
/QUOTE] Спасибо, Танечка))) почти то же самое я написал в своём кратком комментарии к твоим стихам. Там - тоже звук-дирижёр... А эти твои детские стихи - новое подтверждение!
На Никиту сильное впечатление производят сказки. И ему очень хочется самовыразиться и поскольку ничего нового он придумать не может, пересказывает то, что уже знает, приплетая при этом рассуждения взрослых из реальной жизни (речь о торговках). Плохая или детская память играет злую шутку, он переиначивает существующий смысл. Откровенно говоря, я не вижу здесь творчества в полноценном его понимании. Скорее всего, мальчик внешне возбужден. Хотя может это и глупость, я не психолог. Детский психолог не помешает. Кроме того, ребенку нужно тактично объяснять смысл и цель творчества. Что касается мальчика Лени, тут явно присутствует оригинальность в мышлении, эрудиция и говоря современным языком, креатив. Есть чувство юмора и собственный взгляд на вещи, у ребенка развита фантазия. Отличие в работах мальчиков легко проследить. Если при чтении опуса становится весело и интересно, значит в них есть творчество, если нет - это плохая пародия.
А_Гусев 03-08-2008-16:10 удалить
СТАРЫЙ ХАРИЗМАТИК Муж родил перл, адресованный мэру: - СТАРЫЙ ХАРИЗМАТИК ! Рубрики: ЮМОР МЫСЛИ
А_Гусев 03-08-2008-16:26 удалить
Исходное сообщение cat-and-mouse
Насчёт Лёни совершенно с Вами согласен, здесь вещь довольно очевидная. А вот с Никит ой гораздо сложнее. Он х о ч е т, чтобы было смешно. И человек с чувством юмора действительно смеётся над каждой фразой. Я пртоверял это и на студентакх, и на школьниках, и на взросоых людях. Игра смыслами и словами всегда даёт смешной эффект. "Путаница" - любимый приём Чуковского, Юнны Мориц, Заходера и др. поэтов, пишущих для детей. И почему-то их к психологам или психиатрам не посылают. А творчество у Никиты как раз и состоит в осознанном сотворении этой путаницы. Кстати, вся абсурдистская литература на этои построена. Никита интуитивно идёт к тому, чем занимался Хармс или Введенский У меня есть целый большой пост на эти темы - МИР НАОБОРОТ - там я многое пытался объяснить. Но это всего лишь - моё мнение. И я уважаю Ваше. Спасибо Вам огромное, что ещё раз заставили задуматься над такими вещами!
ollietta 04-08-2008-01:54 удалить
А_Гусев, Честно говоря, трудно комментировать два последних поста про детское творчество. Я получила столько удовольствия читая Мамонта, детские сказки и стихи ( особенно про Помидор!)!!!!!!!! Спасибо огромное!!! Это не бред и не безграмотность! Это и есть настоящее ЧИСТОЕ искусство! Дети чувствуют и воспринимают все ярче, чем мы - взрослые, они не боятся экспериментировать со словами. Взрослые, любящие и понимающие детей, часто становятся хорошими детскими писателями и применяют приемы, которые наблюдают у детей. В частности, игры со словами и со смыслом - через любовь к этим играм проходят все дети. Только одних детей поощряют и даже записывают их перлы. А других только поправляют, регулярно делают замечания и учат говорить правильно. Учат в такой форме, что отбивают всякую любовь к словотворчеству и творчеству вообще. Мож я и преувеличиваю. Но еще раз повторюсь. ОЧЕНЬ понравилась тема. Она близка мне, любительнице абсурда нашей жизни.
ollietta 04-08-2008-02:10 удалить
А теперь про Никиту. Даже если мальчику не хватает фантазии, чтобы придумать собственный сюжет для сказок, это не страшно. Он нашел другой способ самовыражения и получается это у него очень даже не плохо. Главное, что есть желание и что он не боится писать фразы типа: Лягушка сидела сложив руки... Он услышал чей-то взгляд... Может кто-то скажет, что мальчика нужно показать психоаналитику и что тут без дедушки Фрейда не обойтись... а по мне - так это норма :)) И сказка рассказана великолепно, образно. Мне понравилось


Комментарии (130): вперёд» последняя» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ. СЛОВА ЗАБАВЛЯЮТСЯ | А_Гусев - А_ГУСЕВ. БЛОГ "УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ" | Лента друзей А_Гусев / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»