КАЖДЫЙ
ПИШЕТ, КАК ОН ДЫШИТ...
СТУДИЯ
ДЕТСКОГО
ТВОРЧЕСТВА
ЮМОР В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЕТЕЙ
о джипе из бронировсанного золота,
воздушном пароходе,
«Стремление детей к сочинительству является такой
самых изумтельных феноменов детства».
Про неосознанное творчество детей мы уже говорили. О нём – в книге Корнея Чуковского «От двух до пяти». Ребёнок сочиняет смешное, не догадываясь, что он это делает. Даже не хочет никого рассмешить или потешить. Он пытается объяснить для себя суть предмета и часто представляет его со смешной, неожиданной стороны – языком образов.
Долгие годы я вёл в одной из центральных газет Риги «Студию детского творчества» - так что и насмотрелся, и надивился, и намаялся...
Игорю было семь лет, когда я впервые напечатал его «Сказку про Иванушку-царевича и ведьму». Там и скатерть-самобранка, которая угощает Ваню красно- чёрной икрой и кока-колой. И лягушка, что лежит на берегу - загорает. Она согласна перевезти Ваню через реку, если тот сбегает на заправочную станцию и принесёт для нее три канистры дефицитного бензина. А потом лягушка эта, выпив бензин, раздувается, как воздушный пароход, который и доставляет Ваню на Кудыкину гору, где сидит одноглазое чудище и сторожит золотой огнетушитель. Из него Ваня заливает огонь в пасти дракона. А потом надевает на него намордник, седлает и летит к ведьме...
В общем, каждая строка этой сказочки, навеянной, конечно, знакомыми образами – игра воображения. И... игра со смыслами. Современный предметный мир подключает нас к современным отношениям «деловых людей». На первый план выступает нелепая возня вокруг вещей. Очевидна абсурдность происходящего. Впику традиционной сказке здесь вся кутерьма – не ради чего-то доброго и светлого, а ради добывания волшебного мерседеса или джипа из бронированного золота.. Каждый ребёнок, рассказывающий свою сказку, привносит в неё собственное видение сегодняшнего мира, свой личный опыт. И конечно же, свою фантазию.
Вот «Сказка о Маньке-царевне, Иванушке-дурачке и волшебном сникерсе», написанная семилетней Машей. Здесь есть характеры, а сама Манька – весьма «автобиографична». Комическое звучание – от верно воспроизведённых диалогов из жизни, пародирования ворчливых маменькиных интонаций – у автора они всегда на слуху.
«Манька была вредная, непослушная. Скажут ей: «Маня, надень носки, пол холодный!», а она – нет, босиком по холодному полу так и скачет.
Или скажут: «Съешь гречневую кашу, будешь здоровенькая, а она одни конфетки ест и бумажки бросает куда попало. Зарядку не делала, зубы не чистила. Орбит не жевала. Так и кариас нажила. А Ваня – он съел волшебный сникерс, испытал неземное блаженство и сделался от глюкозы умным и сильныи. Сникерснул как полагается. Увидел его Змей и закричал: «Не бей меня, Ваня, забирай Маньку-царевну, достала она меня...»
Пикантность этой сказке придают, как я уже говорил, многочисленные биографические детали, касающиеся «абсурдных», с точки зрения героини сказки, мамкиных «предъяв». Со взрослой точки зрения – всё, что мы предъявляем ребёнку, - правильно, имеет смысл. Со «смыслом» этим Манька и борется. Как умеет.
Но я видел в детском абсурдизме свои «золотые зёрна» и был убеждён – это искусство. Вероятно, и читатель сих строк осудит и меня и моих авторов. Возмутится, удивится и даже разгневается – какое там искусство! Об этом можно будет и поговорить в комментариях...
...Помню, как ужаснулись в одной редакции, когда я предложил им стихотворение Кости «Про Мамонта».
Пока «Мамонт» бродил по разным редакциям, я читал его своим знакомым, студентам. Стоял хохот. Рвали из рук. Перпеписывали.
И вот нашёлся, наконец, редактор, который эту «чушь» понял и принял. Всю целиком – такую как есть. «Мамонта» опубликовали. И всё равно не обошлось без казусов. Когда стихотворение попало в корректуру, началось исправление «досадных ошибок и неточностей», «приведение в божеский вид» - пошла борьба за «правильность». А на самом деле – за то, чтобы «Мамонт», вся суть которого в этой шутливой «неправильности» и заключалась, - перестал существовать.
Безграмотность –да! Чушь – конечно! Но что делать, если чушь эта – один из элементов образности, своеобразная манера автора над всем подшучивать, в том числе и над грамотностью.
Исходное сообщение Наталья_Елир Хорош Мамонт в воскресенье ужинали под Рахманинова, Давид спрашивает: - Ты хоть знаешь о чем он тут поет?...Спасибо, Наташа! Твой Давид - прелесть. Мой автор! А нельзя ли его сказочки сюда перекинуть? У меня довольно обширный план о детском творчестве. Вплоть до уроков стихосложения...
Исходное сообщение Наталья_Елир а как же их перекинуть? это же было под музыку, главную партию исполнял Рахманинов вот если он напишет стих тогда перекину обязательно *************************** Наташа, стих это само собой. Но ведь можно написать об этом и другом прочем неплохой рассказик. А это уже по твоей части. Ты сделай из этого свой пост, а потом скопируешь мне в виде комментария. Наблюденя за творчестивом детей - благодарная тема. Я бы многим взрослым сочинителям советовал у них учиться - особенно образности.
Исходное сообщение Наталья_ Елир я подумаю, только времени сейчас мало ********************* Ещё раз - спасибо! Я бы тебе посоветовал воообще делать посты о "творчестве" и "высказываниях" Давида. Как-то, может быть, группировать их...
Исходное сообщение Наталья_Елир А_Гусев, есть такие посты, а сгрупировать дневник по тегам давно нужно, всё руки не доходят, обязательно займусь этимВот и молодец! Из всего этого со временем можно книгу сделать...
[369x290]
[369x265]
Исходное сообщение Инента Замечательная страничка: книга с иллюстрациями! даю ссылку:http://www.cherry-design.spb.ru/ali...nt.php?book=101 СПАСИБО ОГРОМНОЕ - ТО, ЧТО НАДО!
[312x450]
Исходное сообщение Инента Отличный пример - А.С. Пушкин! Не сомневаюсь я, что талант - от Бога! Но Арина Родионовна "свою душу вложила" во многие будующие его произведения. Какие предположения - каким бы был Пушкин без его милой няни?Отлтчная мысль!И не только душу, но, очевидно, и язык этих сказок пушкинских. Но сказки свои Арина рассказывала взрослому человеку, уже большому поэту. В детстве сказки ему рассказывала другая за мечательная бабушка - Ганнибал. И вопрос вы же сами выделили - чему могут поэты научиться у детей?
[216x260]
[470x470]
[500x361]
Исходное сообщение Инента и еще - конкретно высказываться... Сын, увидев мычащую корову, сказал: — Какая она замычательная!Ставлю твоему сыну - 10! А это твой котёнок? Вот кому хорошо!
Исходное сообщение Инента Конечно же дети - выдумщики! Дочка (5 лет) рассказывает по дороге из садика: — Мам, а ты знаешь, что верблюд может пройти сто тысяч километров В ЧАС без воды и еды? — Да ты что? А как он так терпит? — Да у него просто всё с собой, в горбах: и еда, и НАПИТКИ. — А как они в горбах оказываются у него? Она задумалась: — А, вот, не знаю. Наверное, с его рождения там... Максим вырвал молочный зуб. Все смеются, поздравляют его. Оля завидует и ворчит: — Да, ему лишь бы зубы не чистить! ************************************ Всё-таки я страшный зануда - умею вытаскивать ответы! Это же - готовые рассказы. Немножко развить. Сюжетик придумать... но... зануда остаётся занудой - абсурдизм - это хорошо или плохо? Ведь дети, авторы приведённых мною текстов - абсурдисты... Целую за гениальный ответ!
Исходное сообщение Инента Ставлю твоему сыну - 10! А это твой котёнок? Вот кому хорошо! - И сын и котенок - не мои! Я уже скоро внуков слушать буду, и сказки им рассказывать... http://det.org.ru/поздравляю - значит, будущее твоё светло и прекрасно, как говаривал классик!
Исходное сообщение наташа_натали вся изюминка детского творчества и заключается в абсурде :) а то,что в сказках стали существовать сникерсы и орбиты-так это обилие навязчивой рекламы. *********************** Спасибо, Наташа. Трудно с тобой не согласиться.