• Авторизация


УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ. ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ 25-07-2008 12:57 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[показать]     [456x640]

 




    КАЖДЫЙ

ПИШЕТ, КАК ОН ДЫШИТ...
 



 СТУДИЯ

  ДЕТСКОГО

ТВОРЧЕСТВА

 

 

 

 

 

 

 

 

ЮМОР В  ПРОИЗВЕДЕНИЯХ    ДЕТЕЙ                                                                                   

                   о джипе из бронировсанного золота,

                                                  воздушном пароходе,

                                                      волшебном сникерсе                                                                                  и прочей    белиберде
 

 «Стремление детей к сочинительству является такой

же деятельностью воображения, как и игра».
Лев Выготский
«Неосознанное словесное творчество – один из

самых   изумтельных феноменов детства».

Корней Чуковский
 

Про неосознанное творчество детей мы уже говорили. О нём – в книге Корнея Чуковского «От двух до пяти». Ребёнок сочиняет смешное, не догадываясь, что он это делает. Даже не хочет никого рассмешить или потешить.  Он пытается объяснить для себя суть предмета и часто представляет его со смешной, неожиданной стороны – языком образов.

Отсюда – индюк, который «утка с бантиком» или  ножик, «вилкин муж».
Наш сегодняшний разговор о творчестве осознанном. Ребёнок жаждет удивить своим произведением читателя, поведать ему нечто «эдакое», несусветное. И «несусветное» это -  прямо таки ошарашивает.

 Долгие годы я вёл в одной из центральных газет Риги «Студию детского творчества» - так что и насмотрелся, и надивился, и намаялся...

Игорю было семь лет, когда я впервые напечатал его «Сказку про Иванушку-царевича и ведьму». Там и скатерть-самобранка, которая угощает Ваню красно- чёрной икрой и кока-колой. И лягушка, что лежит на берегу - загорает. Она согласна перевезти Ваню через реку, если тот сбегает на заправочную станцию и принесёт для нее три канистры дефицитного бензина. А потом лягушка эта, выпив бензин, раздувается, как воздушный пароход, который и доставляет Ваню на Кудыкину гору, где сидит одноглазое чудище и сторожит золотой огнетушитель. Из него Ваня заливает огонь в пасти дракона. А потом надевает на него намордник, седлает и летит к ведьме...

В общем, каждая строка этой сказочки, навеянной, конечно, знакомыми образами – игра воображения. И... игра со смыслами. Современный предметный мир подключает нас к современным отношениям «деловых людей». На первый план выступает нелепая возня вокруг вещей. Очевидна абсурдность происходящего. Впику традиционной сказке здесь вся кутерьма – не ради чего-то доброго и светлого, а ради добывания волшебного мерседеса или джипа из бронированного золота.. Каждый ребёнок, рассказывающий свою сказку, привносит в неё собственное видение   сегодняшнего мира, свой личный опыт. И конечно же, свою фантазию.

Вот «Сказка о Маньке-царевне, Иванушке-дурачке и волшебном сникерсе», написанная семилетней Машей. Здесь есть характеры, а сама Манька – весьма «автобиографична». Комическое звучание – от верно воспроизведённых диалогов из жизни, пародирования ворчливых маменькиных интонаций – у автора они всегда на слуху.

«Манька была вредная, непослушная. Скажут ей: «Маня, надень носки, пол холодный!», а она – нет, босиком по холодному полу так и скачет.

Или скажут: «Съешь гречневую кашу, будешь здоровенькая, а она одни конфетки ест и бумажки бросает куда попало. Зарядку не делала, зубы не чистила. Орбит не жевала. Так и кариас нажила. А Ваня – он съел волшебный сникерс, испытал неземное блаженство и сделался от глюкозы умным и сильныи. Сникерснул как полагается. Увидел его Змей и закричал: «Не бей меня, Ваня, забирай Маньку-царевну, достала она меня...»

Пикантность этой сказке придают, как я уже говорил, многочисленные биографические детали, касающиеся «абсурдных», с точки зрения героини сказки, мамкиных «предъяв». Со взрослой точки зрения – всё, что мы предъявляем ребёнку, - правильно, имеет смысл. Со «смыслом» этим Манька и борется. Как умеет.

«Пробивать» подобную «бредятину» в печать было нелегко. «Белиберда» - это ещё самый мягкий эпитет главного редактора...

Но я видел в детском абсурдизме свои «золотые зёрна» и был убеждён – это искусство. Вероятно, и читатель сих строк осудит и меня и моих авторов.  Возмутится, удивится  и даже разгневается – какое там искусство! Об этом можно будет и поговорить в комментариях...

...Помню, как ужаснулись в одной редакции, когда я предложил им стихотворение Кости «Про Мамонта».

- Нелепость! Чушь! Издевательство!

Пока «Мамонт» бродил по разным редакциям, я читал его своим знакомым, студентам. Стоял хохот. Рвали из рук. Перпеписывали.

И вот нашёлся, наконец, редактор, который эту «чушь» понял и принял. Всю целиком – такую как есть. «Мамонта» опубликовали. И всё равно не обошлось без казусов. Когда стихотворение попало в корректуру, началось исправление «досадных ошибок и неточностей», «приведение в божеский вид» - пошла борьба за «правильность». А на самом деле – за то, чтобы «Мамонт», вся суть которого в этой шутливой «неправильности» и заключалась, - перестал существовать.

Абсурдные строки, умышленные нелепицы, «наезды» на грамматику, вообще небывальщина – это интуитивно найденный юным автором способ пародировать обычный и поднадоевший обыденный и «правильный» мир – в том числе и мир литературный, мир сказок...

                 

   ПРО МАМОНТА 
                                                        
Дикий слон, а то есть мамонт,
По траве катаясь задом,
Вдалеке завидев чаек,
Наблюдает из засады.
Те летят навстречу солнцу,
Громко каркают противно
И пернатыми руками
Во все стороны махают.
Слон подумал: «Злые птицы
Счас весь хобот оттапают
Лучше спрячусь я под камень.
Может, вовсе не заметят».
И на цыпочках – тихонько,
Хвост поджавши закорючкой,
Побежал через поляну,
Где задумал притаиться.
Чайки были неглупые
И почти не возражали
Свежим мяском попитаться.
Но на солнце перегревшись,
Они выдохлись из силы.
От усталости ломило
Пальцы цепкие в коленках.
Мамонт понял эту слабость.
Рыльце в пушку сразу сделал
И в атаку ломанулся,
Бивнь воинственно настроив.
Поначалу эти птицы
Не на шутку испугались.
Даже стали заикаться,
Портя этим своё пенье.
Но смекнув, что слоник этот
По природе безобидный,
Те решили помириться
И пожать друг другу руки.
И вот так, забыв про ссору,
Разбрелись в свои хибары,
Подарив значки на память.
 

Безграмотность –да! Чушь – конечно! Но что делать, если чушь эта – один из элементов образности, своеобразная манера автора над всем подшучивать, в том числе и над грамотностью.

Даниил Хармс, Корней Чуковский,, Борис Заходер, Генрих Сапгир, Льюис Кэролл, Эдвард Лир, кажется, давно нас убедили – в стране Вообразилии возможно всё: взять спички, к примеру, и зажечь море или встретить кошку, которая «отчасти идёт по дороге, отчасти по воздуху плавно летит»...

                    

                                  ( продолжение следует )
 
 

[369x290]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (127): вперёд» последняя»
Хорош Мамонт в воскресенье ужинали под Рахманинова, Давид спрашивает: - Ты хоть знаешь о чем он тут поет? Я говорю: - Заинька, он не поет, он играет на рояле. В ответ мы услышали сказку о принце, принцессе, птичках, змейках, злом рыцаре и в конце все поженились. Мы сидели с открытими ртами, а потом он еще сам исполнил всё на пианино, как умел. Такое вот творчество в 6 лет. Предложу ему написать стих.
А_Гусев 25-07-2008-13:32 удалить
Исходное сообщение Наталья_Елир Хорош Мамонт в воскресенье ужинали под Рахманинова, Давид спрашивает: - Ты хоть знаешь о чем он тут поет?...
Спасибо, Наташа! Твой Давид - прелесть. Мой автор! А нельзя ли его сказочки сюда перекинуть? У меня довольно обширный план о детском творчестве. Вплоть до уроков стихосложения...
а как же их перекинуть? это же было под музыку, главную партию исполнял Рахманинов вот если он напишет стих тогда перекину обязательно
А_Гусев 25-07-2008-13:53 удалить
Исходное сообщение Наталья_Елир а как же их перекинуть? это же было под музыку, главную партию исполнял Рахманинов вот если он напишет стих тогда перекину обязательно *************************** Наташа, стих это само собой. Но ведь можно написать об этом и другом прочем неплохой рассказик. А это уже по твоей части. Ты сделай из этого свой пост, а потом скопируешь мне в виде комментария. Наблюденя за творчестивом детей - благодарная тема. Я бы многим взрослым сочинителям советовал у них учиться - особенно образности.
я подумаю, только времени сейчас мало
А_Гусев 25-07-2008-14:55 удалить
Исходное сообщение Наталья_ Елир я подумаю, только времени сейчас мало ********************* Ещё раз - спасибо! Я бы тебе посоветовал воообще делать посты о "творчестве" и "высказываниях" Давида. Как-то, может быть, группировать их...
А_Гусев, есть такие посты, а сгрупировать дневник по тегам давно нужно, всё руки не доходят, обязательно займусь этим
А_Гусев 25-07-2008-15:02 удалить
Исходное сообщение Наталья_Елир А_Гусев, есть такие посты, а сгрупировать дневник по тегам давно нужно, всё руки не доходят, обязательно займусь этим
Вот и молодец! Из всего этого со временем можно книгу сделать...
shantaklera 25-07-2008-15:16 удалить
Любопытная интерпретация....детского творчества....Просто не дети, а постмодернисты какие-то ... Спасибо...!! П.С. Люблю я Хармса...Получаю удовольствие от его стихов, как от детских, так и не совсем..детских...!)) Есть статья об "эффекте испорченного праздника"..Один из примеров стихотворение Хармса:ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ ВКУСНЫЙ ПИРОГ....Ну..это я так..к слову... Еще раз - спасибо!
А_Гусев 25-07-2008-15:22 удалить
[QUOTE]Исходное сообщение nadin_astashkevich Любопытная интерпретация....детского творчества....Просто не дети, а постмодернисты какие-то ... ************************************ Я это стихотворение Хармса как-то уже использовал. Тоже люблю его. ...Я хочу показать одну простую вещь - абсурдизм как серпьёзное литературное направление ( к нему и Хармс принадлежал ) - он корнями уходит в детское творчество. Многие дети уже по натуре своей абсурдисты! И относиться к этому надо вполне серьёзно: это образ художественного мышления... Спасибо Вам, Надин!
Инента 25-07-2008-15:59 удалить
То, что говорят дети - нужно записывать! И лучше всего на магнитофон. Та интонация, которую они используют является такой важной составляющей фразы, рассказа, сообщения. Но изюминка детских высказываний - это выражение своего видения мира теми словами и понятиями, с которыми уже человек к этому времени успел познакомиться. Ребенок еще не знаком с общепринятыми фразами, оборотами, штампами и выражает своими словами, а значит, совершенно по-новому, необычно, наивно - а поэтому и забавно и весело. Мой знакомый определил салаку приготовленную и выложенную на тарелочку целиком с головой (обратите внимание как я мучаюсь, давая громоздкое определение!) - как "рыбка с мордочками"!!! Прелесть детских высказываий заключается в лаконичности и точности... [369x290]
А_Гусев 25-07-2008-16:28 удалить
[QUOTE]Исходное сообщение Инента То, что говорят дети - нужно записывать... ************************************************* Так записывают ведь . Чуковский целую книгу сделал. А интонация, конечно, важно. вот и давайте записывать, продолжать, осмысливатиь. одна Ваша "рыбка с мордочками" чего стоит! Я и писал - ребёнок открывает мир для себя - своим способом, своими картинами... Но я хочу спросить вас уже о другом. - Можно ли "научить" ребёнка творить, осознанно писать художественно? или образность - от Бога... - Чему могут научиться у детей взрослые "сочинители"? И некоторые уже научились... - Хорошо это или плохо абсурдное видение мира? Это для начала. Только не беспокойтесь. потихоньку, помаленьку... От картинки глаз не могу от орвать. Как Вы думаете - можно её взять иллюстрацией к посту? или поискать что-то другое? Я понимаю - обнаглел, но ничего не могу с собой поделать, вы наталкиваете на новые идеи...
Инента 25-07-2008-17:27 удалить
Замечательная страничка: книга с иллюстрациями! даю ссылку:http://www.cherry-design.spb.ru/alice/content.php?book=101 [369x265]
А_Гусев 25-07-2008-17:29 удалить
Исходное сообщение Инента Замечательная страничка: книга с иллюстрациями! даю ссылку:http://www.cherry-design.spb.ru/ali...nt.php?book=101 СПАСИБО ОГРОМНОЕ - ТО, ЧТО НАДО!
Инента 25-07-2008-17:37 удалить
Отличный пример - А.С. Пушкин! Не сомневаюсь я, что талант - от Бога! Но Арина Родионовна "свою душу вложила" во многие будущие его произведения. Какие предположения - каким бы был Пушкин без его милой няни? [312x450]
А_Гусев 25-07-2008-17:54 удалить
Исходное сообщение Инента Отличный пример - А.С. Пушкин! Не сомневаюсь я, что талант - от Бога! Но Арина Родионовна "свою душу вложила" во многие будующие его произведения. Какие предположения - каким бы был Пушкин без его милой няни?
Отлтчная мысль!И не только душу, но, очевидно, и язык этих сказок пушкинских. Но сказки свои Арина рассказывала взрослому человеку, уже большому поэту. В детстве сказки ему рассказывала другая за мечательная бабушка - Ганнибал. И вопрос вы же сами выделили - чему могут поэты научиться у детей?
Инента 25-07-2008-18:14 удалить
По свидетельству сестры поэта, няня «мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами, поговорками». Александр Сергеевич, любивший ее с детства, оценил ее в то время, как жил в ссылке в Михайловском. Как пишет Пушкин брату в середине ноября 1824 г.: «Знаешь ли мои занятия? до обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!». Многие думают, что Арина Родионовна была няней Александра Сергеевича Пушкина. На самом деле это же не так. М.Ф. – Этот вопрос достаточно сложный. Действительно, Пушкин ее называл няней. Более того, от Пушкина все его друзья, которые были знакомы с Ариной Родионовной, тоже называли ее няней. Но формально Арина Родионовна няней поэта не была. То есть, при старшей сестре поэта – Ольге Сергеевне, и его младшем брате Левушке, действительно Арина Родионовна была няней. Кстати, уже в зрелом возрасте она стала Ариной Родионовной, до этого она была Ирина или Иринья Родионова. У Пушкина была другая няня, ее звали Ульяной. Она достаточно рано умерла, но именно она формально была няней Пушкина. http://www.govoritmoskva.ru/cultura/080318143500.html Ах, Александр! Сколько нового можно узнать! Спасибо за идею! [216x260]
А_Гусев 25-07-2008-18:34 удалить
[QUOTE]Исходное сообщение Инента Вот видишь - Арина ублажала сказками взрослого Пушкина, уже состоявшегося поэта! В 30-е годы появятся его знаменитые "Сказки". А Мария Алексеевна Ганнибал была с ним в детстве ( не как няня), а как бабушка. Гуляла с ним. Кстати, и русской гра моте его выучила. Почему-то многие этого недооценивают... Но всё-таки тот же вопрос висит в воздухе - Чему учатся поэты у детей? Или это предельно глупый вопрос? Взгляни и на другие вопросы, что я поставил. может, вдохновишься. постепенно, конечно. В этом посте вообще много проблемных вещей. Там всё неоднозначно. А с нянями давно разобрались - это общеизвестные вещи... Спасибо!
Инента 25-07-2008-19:17 удалить
Может быть непосредственности? Ложась спать, бабушка говорит: — Надо выложить зубы в стаканчик, а то мешают... — Хм! — говорит внук, — никому не мешают, а ей мешают... [470x470]
Инента 25-07-2008-19:21 удалить
и еще - конкретно высказываться... Сын, увидев мычащую корову, сказал: — Какая она замычательная! [500x361]
А_Гусев 25-07-2008-19:29 удалить
Исходное сообщение Инента и еще - конкретно высказываться... Сын, увидев мычащую корову, сказал: — Какая она замычательная!
Ставлю твоему сыну - 10! А это твой котёнок? Вот кому хорошо!
Инента 25-07-2008-19:40 удалить
Конечно же дети - выдумщики! Дочка (5 лет) рассказывает по дороге из садика: — Мам, а ты знаешь, что верблюд может пройти сто тысяч километров В ЧАС без воды и еды? — Да ты что? А как он так терпит? — Да у него просто всё с собой, в горбах: и еда, и НАПИТКИ. — А как они в горбах оказываются у него? Она задумалась: — А, вот, не знаю. Наверное, с его рождения там... Максим вырвал молочный зуб. Все смеются, поздравляют его. Оля завидует и ворчит: — Да, ему лишь бы зубы не чистить!  (98x98, 81Kb)
Инента 25-07-2008-19:43 удалить
Ставлю твоему сыну - 10! А это твой котёнок? Вот кому хорошо! - И сын и котенок - не мои! Я уже скоро внуков слушать буду, и сказки им рассказывать... http://det.org.ru/  (116x53, 10Kb)
А_Гусев 25-07-2008-19:44 удалить
Исходное сообщение Инента Конечно же дети - выдумщики! Дочка (5 лет) рассказывает по дороге из садика: — Мам, а ты знаешь, что верблюд может пройти сто тысяч километров В ЧАС без воды и еды? — Да ты что? А как он так терпит? — Да у него просто всё с собой, в горбах: и еда, и НАПИТКИ. — А как они в горбах оказываются у него? Она задумалась: — А, вот, не знаю. Наверное, с его рождения там... Максим вырвал молочный зуб. Все смеются, поздравляют его. Оля завидует и ворчит: — Да, ему лишь бы зубы не чистить! ************************************ Всё-таки я страшный зануда - умею вытаскивать ответы! Это же - готовые рассказы. Немножко развить. Сюжетик придумать... но... зануда остаётся занудой - абсурдизм - это хорошо или плохо? Ведь дети, авторы приведённых мною текстов - абсурдисты... Целую за гениальный ответ!
А_Гусев 25-07-2008-19:48 удалить
Исходное сообщение Инента Ставлю твоему сыну - 10! А это твой котёнок? Вот кому хорошо! - И сын и котенок - не мои! Я уже скоро внуков слушать буду, и сказки им рассказывать... http://det.org.ru/
поздравляю - значит, будущее твоё светло и прекрасно, как говаривал классик!
А_Гусев 25-07-2008-19:53 удалить
КАК ГОВОРЯТ ДЕТИ! Можно считать, благодаря тебе, эту тему почти исчерпанной. Этой сноске цены нет! Нам надо ещё оценку таких вещей, как "Мамонт" дать. Что же это всё-таки такое? И откуда у ребёнка т а к о е ? И насколько он адекватен, этот мальчик? Может, гений? или злодей? или просто малограмотный?
Инента 25-07-2008-19:56 удалить
Маша фантазирует на тему стихотворения "Телефон" Корнея Чуковского. - Кто говорит? - Верблюд. - Откуда? - От слона. - Что Вам надо? - Мальчика. - А он мокрый. - Мокрый?! Тогда не надо. **** Папа поясняет: - Окулист - это по глазкам доктор. Маша не согласна: - Акулист - это по акулам доктор! Это весело!!!
crazy_cat_Nata 25-07-2008-19:57 удалить
вся изюминка детского творчества и заключается в абсурде :) а то,что в сказках стали существовать сникерсы и орбиты-так это обилие навязчивой рекламы.
А_Гусев 25-07-2008-20:03 удалить
Исходное сообщение наташа_натали вся изюминка детского творчества и заключается в абсурде :) а то,что в сказках стали существовать сникерсы и орбиты-так это обилие навязчивой рекламы. *********************** Спасибо, Наташа. Трудно с тобой не согласиться.
А_Гусев 25-07-2008-20:04 удалить
[QUOTE]Исходное сообщение Инента Блеск! в тебе проснулась вдохновенье - перед тобой явился я!


Комментарии (127): вперёд» последняя» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ. ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ | А_Гусев - А_ГУСЕВ. БЛОГ "УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ" | Лента друзей А_Гусев / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»