А не пришла ли пора выставить здесь простенькую «карманную педагогику» - такую, чтобы общение учителя и ученика всегда было плодотворным, успешным, радостным и счастливым.…
Что нужно и чего категорически не следует делать учителю.
Без ложной скромности сознаюсь – такое «универсальное» пособие я создаю всю свою педагогическую жизнь. И конца здесь не предвидится. Нет конца и осечкам, столь болезненным и губительным…
Вот лишь несколько фрагментов этого УЧИТЕЛЬСКОГО КОДЕКСА - моего, собственного, выстраданного. И конечно же, не бесспорного…
- Никогда не упускай возможности похвалить ученика, порадовать его.
- Старайся заметить и отметить УСПЕХ своего ученика, даже если успех этот ничтожен.
- Не унижай ребёнка. Не оскорбляй презрением, насмешкой и высокомерием. Всегда помни, ЧЕМ может отозваться твоё слово.
- Делись с детьми тем, что дорого тебе самому. Отзовётся!
- Никогда не навязывай того, что ученик ещё не готов принять близко к сердцу – книгу, музыку, живопись. Всему своё время.
- Не упусти момент, когда ученик созрел, чтобы вкусить радость познания. Навязывая знания, принуждая заучивать, ты убиваешь интерес к учёбе, к самому её смыслу.
- Не насаждай свой авторитет. Дети сами разберутся.. Дай каждому ученику проявить талант – пусть он станет заметен всем.
- Не давай страдать ребёнку от неудач в учёбе. Значит, просто не пришло время.
- Радуйся, когда ученик стремится опровергнуть твоё мнение – значит, ему с тобой интересно. Он учится добывать истину.
-Не забывай извиниться перед учеником, если осознал, что не прав.
- Учёба без мотивации – пустое и вредное занятие.
- Надо прекратить игры в общие списки «обязательной литературы». Таковых не существует. У каждого – свой и в своё время!
- Не бойся признавать свои ошибки, сознаваться в некомпетентности.
- Не обольщайся, что в ученической аудитории ты самый умный и знающий. Отсюда многие беды.
- Не давай уличить себя в лицемерии. Никогда не убеждай в том, чему не веришь сам. Это сразу заметно!
- Никогда не срывайся на детях. Они не виноваты, что ты поругался с женой или потерял мобильник.
- Нет ничего комичнее, когда учитель убеждён, что он всегда прав –
лишь потому, что он учитель.
- Ничего нет лучше педагогики сотрудничества – когда ученик и учитель
взаимно обогащая и поощряя друг друга, добывают знания. Идут к истине.
-Научись улавливать в лице своего ученика приметы горя, отчаяния, скрытой и робкой мольбы о помощи…