Никогда не забуду свой безобразный провал с «Демоном».. Наша драмстудия давала шефский концерт. И я подготовил «Клятву» Демона – обожал эту поэму, знал наизусть чуть ли не всю..
Эффектно взметнув чёрным плащом, с пафосом, что было сил, возгласил
Клянусь я первым днём творенья,
Клянусь его последним днём…
В зале раздался хохот. Пробиваясь сквозь него, я ещё успел воскликнуть…
Клянусь позором преступленья
…
Хохот нарастал. Зал гомонил и веселился.
Я поспешил скрыться.
Мне почему-то казалось: КЛЯТВУ нужно произносить именно так – чтоб стены дрожали. И, кажется, своего добился. Дрогнули – и стены и… зрители.
От своего «позора преступленья» я долго не мог опомниться. И только преподавая литературу, стал понимать простую истину: громоподобное произнесение обличительных монологов, Чацкого, к примеру, – не просто фальшиво, но и смешно!
Откровением, можно сказать, путеводной звездой, стал для меня глубокий, завораживающий, проникающий в душу размышляющий голос Василия Ивановича Качалова.
Какая-то Гекуба,
Что он Гекубе? Что ему Гекуба?…
Меня околдовал этот «медовый» тембр, который нельзя было не узнать с первого звука и с кем-то перепутать.
Как тембры Иннокентия Смоктуновского, Михаила Казакова, Сергея Юрского,.
И решил для себя: тембр – это подтекст голоса. Через него доносишь потаённый смысл произведения,. И твоё «исполнение» – неподражаемая и тонкая трактовка текста. Проникновение – в суть!
Тембром, интонацией, паузой можно раскрыть любой образ. И не понадобятся никакие теоретические экскурсы.
Я убедился – шёпотом иногда выражаешь больше, чем громким возгласом.
Очень часто наблюдал это на своих открытых уроках – в аудиториях, где тебя слушают сразу несколько классов.
И вот сейчас думаю – а что, если эту фразу «Клянусь я первым днём творенья» произнести - обречённо, покорно, как-то бархатисто или… вообще шёпотом…