• Авторизация


ЗАПИСКИ УЧИТЕЛЯ. 36. И СТЕНЫ ДРОГНУЛИ... 25-02-2017 10:29 к комментариям - к полной версии - понравилось!


      

Никогда не забуду  свой безобразный провал с «Демоном».. Наша драмстудия давала шефский концерт. И я подготовил «Клятву» Демона – обожал эту поэму, знал  наизусть чуть ли не всю..

  Эффектно взметнув чёрным плащом,  с пафосом, что было сил,   возгласил

  Клянусь я первым днём творенья,

  Клянусь его последним днём…

 

В зале раздался хохот. Пробиваясь сквозь него, я ещё успел воскликнуть…

 

  Клянусь позором преступленья

Хохот нарастал. Зал гомонил и веселился.

  Я поспешил скрыться.

 

Мне почему-то казалось:  КЛЯТВУ  нужно произносить именно так – чтоб стены дрожали. И, кажется, своего добился. Дрогнули – и стены и… зрители.

От своего  «позора преступленья» я долго не мог опомниться. И только  преподавая  литературу, стал понимать простую истину: громоподобное произнесение обличительных  монологов, Чацкого, к примеру, –  не просто фальшиво, но и смешно!

 Откровением, можно сказать, путеводной звездой, стал для меня глубокий, завораживающий, проникающий  в душу размышляющий  голос Василия Ивановича Качалова.

    Какая-то Гекуба,

   Что он Гекубе? Что ему Гекуба?…       

 

  Меня околдовал этот  «медовый» тембр, который нельзя было не узнать с первого звука и с кем-то перепутать.

 Как тембры Иннокентия Смоктуновского, Михаила Казакова, Сергея Юрского,.

 И решил для себя: тембр – это подтекст голоса. Через него доносишь потаённый смысл произведения,. И твоё «исполнение»  –  неподражаемая и тонкая трактовка текста. Проникновение – в  суть!

 Тембром, интонацией, паузой можно раскрыть любой образ. И не понадобятся никакие теоретические экскурсы.

 Я убедился – шёпотом иногда  выражаешь больше, чем громким возгласом.

 Очень часто наблюдал это на своих открытых уроках – в аудиториях, где тебя слушают сразу несколько классов.

  И вот сейчас думаю – а что, если эту фразу «Клянусь я первым днём творенья» произнести - обречённо, покорно, как-то бархатисто  или… вообще шёпотом…

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):
GluCherry 02-03-2017-12:20 удалить
Шепот воздействует на любого человека лучше крика. К шепоту прислушиваешься.
А_Гусев 02-03-2017-13:11 удалить
Ответ на комментарий GluCherry # Но понимание этого приходит лишь со временем:) СПАСИБО:)
tanikota 02-03-2017-19:49 удалить
Вспоминаю свой разговор с покойной Екатериной Ильиничной Вощининой - писательницей, преподавателем филфака ЛГУ и потомственным педагогом. Она рассказывала как ее мама - Наталья Бойль, выпускница Смольного и "частный воспитатель и преподаватель", обучала ее тонким приемам педагогирования. Умение говорить тихо, чтобы ребенок или ученик тебя услышал - это высший пилотаж. А этот опыт она переняла от свой матери (бабушки Екатерины Ильиничны), закончившей Бестужевские курсы...
А_Гусев 02-03-2017-19:53 удалить
Ответ на комментарий tanikota # Да, это умение приходит с годами... А Екатерину Ильиничну я помню, всегда с интересом читал её мемуары. Прекрасный педагог!


Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ЗАПИСКИ УЧИТЕЛЯ. 36. И СТЕНЫ ДРОГНУЛИ... | А_Гусев - А_ГУСЕВ. БЛОГ "УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ" | Лента друзей А_Гусев / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»