Идут годы. Меняются темы занятий, их цели, концепции. Но одна тема так и остаётся для меня неизменной, если не сказать вечной, - СТУДЕНТ. Мой студент в моей аудитории. Чем бы я с ними ни занимался , какие бы ни пытался решать проблемы, всё-таки обязательная, неизбежная, самая главная и тема, и проблема всегда одна - попытаться разгадать сидящего передо мной человека. Я просто обязан это сделать.
Ловлю выражение лица, взгляд, какую-то брошенную реплику, ухмылку, шепоток или невольный кивок. Не уловив, не «расшифровав», рискую остаться непонятым, непринятым и ненужным вместе со всеми моими учебными предметами, красивыми речами, доводами и выводами.
И ничего я ему не передам, ничему не научу, если не научусь сам изо дня в день накапливать знания об интеллектуальном и духовном потенциале КАЖДОГО своего студента, распознавать его возможности, интересы, привычки, его отношение ко мне и моим «наукам».
Если не научусь отличать умного и нагловатого бездельника от старательного и прилежного «несмышлёныша». Кого-то - не подозревающего о своём таланте или кого-то совсем случайного в моей аудитории.
Невозможно общаться, работать, вступать в серьёзный диалог со студентом, образ которого для меня – за семью замками! По-моему, в этом главная причина "проколов" в «массовом" образовании. И в школе и в вузе. И чем пристальнее я приглядываюсь к тому или иному студенту, тем больше возникает вопросов, часто безответных, – и к нему и к себе.
Они всегда спонтанны, сугубо индивидуальны и всегда – другие, вопросы эти. Ответа не найти ни в одном пособии.
Почему, например, одарённый, творчески работающий Виктор категорически запрещает мне демонстрировать на экране, читать вслух его ( отнюдь не интимного характера) произведения? Почему никогда не выступает с презентациями своих работ, как у нас принято? В общем – не рвётся на люди.
Хотя и для сокурсников находки Виктора могли бы стать «мастер-классом», как сейчас говорят.
Гордыня? Или наоборот – неуверенность в себе? Скрытность? Замкнутость? Застенчивость? Безразличие к успеху?
Не знаю. Пока не знаю