Вот так…
Приходишь в класс или к студентам и вместо привычного – «Я хочу рассказать вам», – «Давайте-ка разберёмся вместе, у меня одного не выходит…»
И начинается сотрудничество – думаем сообща, ищем ответ на какой-нибудь упрямый, заковыристый и неподдающийся вопрос…
Решаем, к примеру, удавалось ли красоте спасти мир или – к чему приводит сегодня хлестаковщина…
В со- трудничестве педагога с аудиторией я вижу смысл того, что мы называем учебным процессом.Как-то сидел на уроке физики. Учитель говорил: «Приток тепловой энергии к кипящей жидкости не ведёт к повышению температуры…»
И тут руку поднял мальчишка: - А на что же тогда затрачивается тепловая энергия, сообщаемая жидкости?
- Вот об этом мы сейчас и поразмышляем все вместе, - улыбнулся учитель.
Потом он признался мне, что без этого вопроса ему трудно было бы начать объяснение нового материала.
Можно прийти на урок истории и сказать: «На дом была задана оценка деятельности Петра Первого, отвечать пойдёт…»
А вот как начал этот урок другой учитель…
- В поэме «Полтава»,- сказал он, - Пушкин восхищается гением Петра, величием его дела, благородством, а в «Медном всаднике» выводит его его как твёрдокаменного и мстительного властелина
Что это, ошибка? Беспринципность?»
И класс забурлил – начался увлекательный поиск. … .
Евгений Ильин, словесник из Петербурга…
.- Когда я читаю Толстого, думаю: вот это было и со мною; а когда Достоевского – хорошо, что э т о г о со мной не было. Испытывали когда-нибудь такое? – спросила школьница.
- Испытывал и не раз. Толстой любит п р а в и л а. Достоевский –
и с к л ю ч е н и я. Но тот и другой исследуют душу. А вот где больше раскрывается душа: в правилах или исключениях – не знаю. Хочу об этом тебя спросить.…
Стендалю принадлежит тонкая мысль: опираться можно только на то, что оказывает сопротивление.
Преодолением этого сопротивления и занимается педагогика сотрудничества.
Исходное сообщение Марта_Непростая А у вас есть вторая профессия?У меня три профессии - педагог, журналист и доцент нашего НИИ. В вас я узнаю хорошего журналиста!